Советы родителям от логопеда по развитию речи детей дома
картотека по логопедии (подготовительная группа) на тему

Моисеева Ирина Сергеевна

В данной конультации предсталены советы для родитетелей детей старшего дошкольного возраста, которые помогут им при подготовке детей к школьному обучению и занятиям дома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Советы родителям от логопеда по развитию речи детей дома

 

Что такое речь?

Речь – это сложная функция, и её развитие зависит от многих факторов. Значимой ролью является влияние окружающих – ребёнок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Очень важно, чтобы ребёнок уже с раннего возраста слышал правильную, отчётливо звучащую речь, на примере которой формируется его собственная речь.

 

Игры на развитие понимания речи

1. Игра с картинками

Подобрать парные картинки: карандаш — карандаши, мяч — мячи, кубик — кубики, шар — шары, цветок — цветы и т.п. Картинки раскладываются на столе перед ребенком. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинки и выполнить его просьбу. Далее взрослый просит: «Возьми карандаш — возьми карандаши, возьми мяч — возьми мячи, возьми цветок — возьми цветы, дай мне кубик — дай кубики, дай шар — дай шары, дай гриб — дай грибы»

2. Игра «Узнай и покажи».

Взрослый раскладывает перед ребенком предметы, хорошо ему знакомые и дает задания: «Покажи то, чем ты рисуешь дом», «Покажи то, чем ты чистишь зубки», «А что ты наденешь на голову, когда пойдешь на прогулку?» и т.д.

3. Игра «Узнай игрушку».

Взрослый кладет на стол игрушки: мячик, белочку и кубик. Затем он предлагает послушать и угадать, о какой игрушке он говорит: «У нее пушистый хвост, рыжая шерсть, маленькие лапки», «Он квадратный, деревянный, синий» и т.д.

 

Игры на  формирование и обогащения словарного запаса

1.Серия игр “Умный пальчик”

Взрослый просит показать ребенка пальчиком предметы или игрушки. А на картинке с простым сюжетом изображение предметов и игрушек. Например: Где домик? Где машинка? Где солнышко? И т.д.

2. Серия игр “Поручение”. Постепенное усложнение заданий.

1. Взрослый просит принести куклу, посадить куклу, положить куклу спать и т.д.

2. Усложнение. Взрослый просит дать красную машинку или дать большую машинку и т.д.

3. Дальнейшее усложнение. Взрослый просит положить пирамидку в стол, положить пирамидку на стол, положить мяч в ящик, поставить машинку на стул

Чтобы ребенку игра была интересна, можно привлечь к игре любимые ребенком игрушки. Например, “Давай Миша (игрушка) тебе поможет”. Взрослый дает поручение игрушке, а ребенок выполняет задание “Мишкиными лапами”. Другой прием предполагает наличие более активного участия ребенка.

3. Серия игр “Прятки”

В игре участвуют любимые игрушки, но меняется роль взрослого (она “не руководящая”). Ребенок сам прячет какой-либо предмет, затем берет в руки “Мишку” с помощью игрушки, которой управляет ребенок, ищет этот предмет следующим образом: “Миша, посмотри под столом. – Нет под столом. Миша, посмотри на полке. – Нет на полке. И т.д. При этом действия выполняет ребенок.

4. Игровое упражнение “Собираемся на прогулку”.

Взрослый: Что мы достали? – Шубу. Что это такое? – Шуба. Что сейчас мы надели? – Шубу. Что мы достали? – Шапку. Что это такое? – Шапка. Что сейчас мы надели? – Шапку. И т.д.

 

 Игры на развитие фонематических процессов

 1. «Ушки - слушки»

Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание.

Взрослый показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки.  Ребенок называет эти предметы. Взрослый предлагает послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Ребенок узнает звуки и называет предметы их издающие.

2. «Кто сказал «Мяу?»»

Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных.

Материал: магнитофон, аудиозапись со звуками голосов домашних животных.

Взрослый  включает аудиозапись со звуками голосов домашних животных. Ребенок должн услышать и назвать, кому из домашних животных принадлежит голос.

Игра «Кто как голос подаёт» проводится аналогично. Включается аудиозапись со звуками лесных птиц.

3. «Кто стоит у светофора?»

Цель: развивать слуховое внимание, узнавать и называть виды транспорта.

Материал: магнитофон и аудиозапись с шумами улицы.

Взрослый включает аудиозапись со звуками улицы. Дети слушают звуки и называют транспорт, остановившийся у светофора (легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, телегу, трамвай).

4. «Где звенит?»

Цель: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.

Ребенок стоит с закрытыми глазами. Взрослый с колокольчиком бесшумно передвигается по комнате и звенит. Ребенок, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука.

 

Игры на развитие общей и мелкой моторики

1. Выкладывание цветов, шариков, домиков и других предметов из мозаики, пшена, рисовых зерен, палочек.

2. Работа с вкладышами.

3. Пирамидки различных размеров.

4. Нанизывание бусинок на стержень, снятие их по одной.

5. Пальчиковые гимнастики.

Пальчиковая гимнастика

      Ребенок выполняет сам.

1.      Играет на «пианино».

2.     «Лягушки» – одновременное разгибание пальчиков.

3.      Сгибание и разгибание пальчиков по одному в кулачок и из кулачка.

4.      Пальчики здороваются с большим пальчиком своей руки.

5.      Пальчики здороваются с пальчиками другой руки.

6.      Покажи «козу», «ушки у зайчика».

7.      Играем на «барабане».

8.      Хлопаем в ладоши.

Десять простых советов логопеда родителям,

чтобы  ребёнок говорил хорошо

1.Начнем с Вас

Даже если Вы молчаливы от природы - все равно говорите с малышом. Ребенок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.

2. Встреча взглядов. 

Озвучивайте любую ситуацию - но только если Вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ребенок чрезмерно активен и постоянно двигается. Если малыш еще только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел Вашу артикуляцию.

3. Говорите четко. 

4. Не переусердствуйте 

5. Очень важно: хорошее настроение. 

6. В основе речи - стремление к общению. 

5.Стремимся к разнообразию. 

6. Уважайте его попытки говорить. 

7. Не пренебрегайте звукоподражанием. 

8. Читайте, читайте, читайте. 

Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз - не бойтесь, что это надоест ребенку.

9. Пальцы помогают речи. 

10. Будьте терпеливы, снисходительны и ... осторожны. 

 

Придумывайте! Играйте! Увлекайте! Удачи!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы логопеда по развитию речи детей.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11608397","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 300px; height: 366px;"}}]]Вашему вниманию предлагается короткая презентация, р...

Советы логопеда Особенности развития речи детей 3-го года жизни

Советы логопедаОсобенности развития речи детей 3-го года жизни...

Советы логопеда по развитию речи детей раннего возраста

7 советов учителя-логопеда по развитию речи детей раннего возраста в домашних условиях...

Советы родителям от логопеда по развитию речи детей дома

Речь – это сложная функция, и её развитие зависит от многих факторов. Значимую роль играет влияние окружающих – ребёнок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Очень ...

Советы логопеда по развитию речи детей 3 – 4 лет Памятка

Ообенности развития речи детей 3 - 4 лет...

Советы логопеда по развитию речи детей 1 – 2 лет Памятка

Особенности речевого развития детей 1 - 2 лет...