Папка-раскладушка по теме "Перелетные птицы". Старшая группа
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Полухина Елена Валентиновна

Папка-раскладушка по теме "Перелетные птицы" предназначена для консультативной помощи  родителям детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перелетные птицы

Предметный словарь: грач, жаворонок, скворец, скворчиха, гусь, гусыня, утка, селезень, ласточка, соловей, лебедь, кукушка, трясогузка, стриж, аист, цапля, журавль, вершина, дерево, сад, лес, роща, ветка, пруд, река, озеро, болото, гнездо, яйца, скворечник, птенцы, корм (семена, ягода, рыба, лягушка), перелет, крик, туловище, длина ног, клюв, длина шеи, крылья, оперенье, хвост, голова, глаз, лапки, перепонки, стая, косяк, клин, караван.

Качественный словарь: перелетные, водоплавающие, болотные, лесные, дикие, хищные, быстрые, проворные, голосистые, трудолюбивые, веселые, дружные, задорные, звонкие, заботливые, черный, белый, крупный, мелкий, певчие, прожорливые, острый, длинный, короткий, пушистый, болотные, важный, гордый, длинноногий, высокий, долгий, трудный, тяжелый, изогнутая, выгнутая, сплющенный, треугольный.

Глагольный словарь: летать, возвращаться, кормить, выводить, вить, клевать, вылавливать, заглатывать, щебетать, крякать, курлыкать, заливаться, гоготать, шипеть, садиться, прыгать, ходить, пить, ловить, кружить, парить, опускаться, взлетать, нырять, грести, подгребать, чистить.

Дети должны уметь:

Образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных (скворец – скворушка, утка - уточка)

Образовывать притяжательные прилагательные (песня соловья – соловьиная, крыло гуся - гусиное)

Согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе (черные грачи, голосистый соловей)

Составлять сложные предложения с союзом «а» (У аиста длинные ноги, а у жаворонка короткие.)

Составлять простые предложения с однородными определениями (Журавль крупная и сильная птица.)

Составлять простые предложения с однородными подлежащими (Грач, жаворонок, кукушка, соловей – перелетные птицы.) 

Лексико-грамматические игры

Игра  «Назови детеныша»  

Грач — грачонок — грачата, аист — аистенок — аистята, стриж — стриженок — стрижата,  журавль — журавленок — журавлята, кукушка — кукушонок — кукушата,   лебедь — лебеденок — лебедята, скворец — скворчонок — скворчата,                                  

утка — утенок — утята.

Игра «Скажи, какая стая?»  

Клин лебедей — лебединый, караван  журавлей — журавлиный, стая уток — утиная,  стая  грачей — грачиная,    стая соловьев — соловьиная.

Игра «Назови ласково»

Птенец — птенчик, перо — перышко, голова — головка, головушка, соловей — соловушка, шея — шейка, крыло — крылышко, скворец — скворушка, гусь — гусек,  утка — уточка, лебедь — лебедушка, гнездо — гнездышко, журавль — журавушка, журка, цапля — цапелька.

Игра «Один — много»

Грач — грачи — грачей,  птица — птицы — птиц,  стриж — стрижи — стрижей, аист — аисты — аистов,         жаворонок — жаворонки — жаворонков, скворец — скворцы — скворцов, трясогузка — трясогузки — трясогузок, журавль — журавли — журавлей, гусь — гуси — гусей, утка — утки — уток, селезень — селезни — селезней, ласточка — ласточки — ласточек, соловей — соловьи — соловьев, лебедь — лебеди — лебедей, кукушка — кукушки — кукушек, гнездо — гнезда — гнезд, яйцо — яйца — яиц, птенец — птенцы — птенцов.

Игра «Кто как кричит?»

Ласточка — щебечет, грач — кричит «гра», соловей — заливается, свистит, щелкает, кукушка — кукует, журавль — курлычет, жаворонок — звенит.

Игра «Угадай и назови»

У какой птицы самая длинная шея? ... (У лебедя.); ... самые длинные ноги? ... (У цапли, журавля.); ... самый длинный клюв? ... (У цапли.); какие птицы лучше всех поют? ... (Соловьи.); ... подражают пению других? ... (Скворцы.).

Задания для родителей

Задание 1. Родителям рекомендуется:

  • познакомить ребенка с перелетными птицами: журавлем, гусем, лебедем, уткой, соловьем …;
  • рассмотреть на иллюстрациях их внешний вид, указав отличительные признаки;
  • объяснить, почему они называются перелетными, рассказать, откуда  они прилетают.

Задание 2. Составление рассказа о птице по плану.

  1. кто это;
  2. какая это птица (перелетная);
  3. где обитает;
  1. внешний вид (размер, окраска перьев, особенности строения: длина ног, шеи, форма клюва);
  1. чем питается;
  2. как поет, как выращивает своих птенцов.

Задание 3. Отгадать загадку и выучить по выбору.

На шесте — дворец,

во дворце — певец,

А зовут его — ... (скворец).

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад —

Ищет в речке лягушат. (Цапля.)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка.)

Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии "Пришла весна, прилетели птицы". ( старшая группа)

Данное занятие расширяет и уточняет представления детей о весенних изменениях в природе, знания о птицах. Учит  выделять и называть характерные особенности птиц. Формирует представление о том, чт...

Конспект занятия на тему «Зимующие птицы». (старшая группа)

Конспект занятия по ИЗО, на тему "Зимующие птицы"...

сценарий совместной деятельности ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ старшая группа

   Сценарий совместной деятельности       Тема: “Зимующие  птицы” Программное  содержание:1.Систематизация и дополнение знаний детей о зим...

Конспект НОД "Куда улетают птицы?" Старшая группа

Конснект НОД "Познание. ФКЦМ" "Куда улетают птицы" направлен на формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о перелетных птицах....

Открытое занятие на тему: «Водоплавающие птицы» старшая группа

Цель занятия: расширить  и уточнить представление детей о водоплавающих птицах.( на лапах перепонки, перья смазываются жиром) Учить находить признаки сходства и различия объектов, выражать и...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в разновозрастной группе "Встречаем птиц" (старшая группа)

Тема: «Встречаем птиц»Образовательная область: познавательное развитиеИнтеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие,художественно-эстетическое развитие, речевое р...