Интонология и ее структурные компоненты
учебно-методический материал по логопедии на тему

Бодня Наталья Владимировна

Интонация- характеристика звучащей речи, которая создается такими речевыми средствами, как тон (высота голоса), темп речи, ее интенсивность (громкость), а также тембр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfolio_intonalogiya_2.docx391.92 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Теоретические аспекты интонологии

1.1. Интонология и ее структурные компоненты…………………………………3

1.2. Роль интонации в речевой деятельности……………………………………...8

1.3. Виды вербальной и невербальной коммуникации………………………….10

1.4. Специфика нарушений интонации, выразительность строения речи

при разных речевых нарушениях…………………………………………………13

1.5. Анализ методик развития просодики…………………………………………15

     2.Практическая часть

2.1. Обследование просодики………………………………………………………17

2.2. Профиль состояния интонации у ребенка………………………………………21

2.3. План развития просодики……………………………………….....................23

2.4. Наглядный материал для обследования и развития просодики……………27

3. Список источников……………………………………………………………….36

1. Теоретические аспекты интонологии.

1.1. Интонология и ее структурные компоненты.

       Интонация- характеристика звучащей речи, которая создается такими речевыми средствами, как тон (высота голоса), темп речи, ее интенсивность (громкость), а также тембр. 

      Интонация является существенным признаком предложения, одним из средств его:

•        грамматической оформленности (интонация законченная, незаконченная);

•        модальности, целенаправленности (интонация сообщения, вопроса, побуждения);

•        выражения синтаксических отношений между частями предложения (интонация перечисления, сопоставления, пояснения и т.д.);

•        указания на его эмоциональную окраску (восклицательная интонация).

Впервые о необходимости изучать интонационную оформленность предложения для построения грамматической теории сказал А.М. Пешковский в статье ‘интонация и грамматика‘.

           Интонема - комплексная интонационная модель конкретного речевого высказывания (существуют, например, интонемы для каждого из коммуникативных типов предложения: вопрос, завершенное повествование, незавершенное повествование и др.).

           Интонема является единицей интонологии

           Интонология- раздел науки о звучащей речи, включающий весь комплекс признаков описания речевого высказывания (мелодику, динамику, темп, ритм, тембр и др.).

                      Структурные компоненты интонологии:

                 Мелодика. Она фиксирует повышение и понижение тона. Такая звуковая организация речи должна быть органически связана с содержанием, смыслом высказывания. Мельчайшее злоупотребление мелодикой мешает восприятию информации. Различают три вида мелодики: повествовательная – резкое понижение голоса на последнем ударном слоге; вопросительная – повышение голоса на том слове, которое служит смысловым центром вопроса; восклицательная – свидетельствует об эмоциональном побуждении, сопровождающем речь говорящего.

       Темп речи. Это важнейший компонент интонации. Темп – скорость произнесения речевых элементов. Темп речи может изменяться. Это зависит от содержания высказывания, эмоционального настроя говорящего.

Патологически быстрая речь (тахилалия) требует усиленного внимания, что вызывает утомление. Патологически замедленная речь (брадилалия), наоборот, ослабляет внимание, что тоже приводит к утомлению.

Темп речи зависит от возраста говорящего. Темп речи определяется содержанием текста.

          Тембр. Индивидуальный компонент интонации – тембр, колорит голоса. У каждого человека свой тембр. Тембр голоса может изменяться, что зависит от эмоционального состояния человека, от времени суток. Тембр голоса бывает разнообразным, а его восприятие всегда субъективно.

           Пауза. Особое место в интонации занимают паузы – это «незвуковое» интонационное средство. Паузы необходимы, так как они разрывают поток речи, чем облегчают восприятие речи. Интонационно-логические паузы отделяют один речевой такт от другого, помогают выяснить их смысл. Если не делать логической паузы, получится сплошной текст, в котором трудно разобрать, какие слова в предложении по смыслу тесно связаны между собой и объединены интонационно. Различают смысловую паузу (логическую), целиком определяемую синтаксисом, и ритмическую паузу, от синтаксиса не зависящую и определяемую ритмическим импульсом. Первая наличествует во всякой речи, вторая – только в стихотворной. Длительность пауз и характер их распределения в речевом потоке во многом определяют ритмико-мелодическую сторону интонации.

           Сила голоса. Сила голоса зависит от того, как направлены звуки голоса в резонаторы, в каком состоянии они находятся. Громкость обеспечивается хорошей работой дыхательного аппарата, активной артикуляцией, отсутствием лишнего мышечного напряжения. При нарушении силы голоса он становится иссякающим, слабым, либо слишком громким. Сила голоса – это величина объективная, это реальная энергия звука, измеряемая в децибелах. Сила звучания зависит от амплитуды (размаха) колебания голосовых связок, степени их напряженности, а также от деятельности резонаторов (полости рта и носа).

Громкость голоса зависит от его силы. Но если сила голоса – величина объективная, то громкость – понятие субъективное, связанное с нашим восприятием звука. Громкость – это управляемое качество голоса. Ее можно и нужно менять в зависимости от различных обстоятельств общения. Гибкое изменение громкости голоса – это средств достижения выразительности речи, ее разнообразия, адекватности ситуации общения.

        Высота голоса. Это физиологическое свойство речевого голоса, управляемое напряжением голосовых складок и частотой их колебаний. Характеризуется организационным дыханием и активной работой резонаторов, усиливающих звук. При нарушении высоты голоса он становится монотонным, тремолирующим, дрожащим, невыразительным, немодулированным, иногда фальцетообразным.

Модуляция голоса – изменение голоса по высоте, силе, тембру и длительности.

       Ритм. Это закономерное повторение соизмеримых и чувственно ощутимых единиц. Ритм в широком смысле присущ непосредственно целому ряду природных явлений и человеческому организму (ритмичное дыхание, работа сердца, кровообращение и т.д.).

        В основе ритмической организации человеческой речи лежит тот естественный, первичный ритм, который характеризует деятельность человеческого организма и в частности человеческое дыхание. Поскольку процесс дыхания относительно ритмичен, постольку ритмична в известной мере и человеческая речь: необходимость периодических вдохов и выдохов вызывает соответствующие остановки голоса – паузы, которые разбивают речь на единицы, называемые речевыми тактами. Таким образом, единицей речевого ритма становится слово или группа слов, ограниченные от последующих при помощи паузы.

        Логическое ударение. Это выделение наиболее важного слова в ряду остальных для предания предложению точного смысла. Логическим признается смысловое ударение, максимально сильно акцентируемое, четко выделенное интонационно (силой и значительным интервалом высоты тона по сравнению с обычным словесным ударением). Специфика логического ударения – в особой семантике и в мере выделения акцентируемого слова. Следовательно, средствами выражения логического ударения являются: усиление словесного ударения, повышение или понижение тона на ударном слоге выделенного слова, увеличение длительности, которое достигается усилением напряженности артикуляции ударного слога.

         В разговорной речи логическое ударение весьма частотно: обязательно присутствует в вопросительном предложении без вопросительного слова (выделяет слово, содержащее основной смысл вопроса), часто используется в ответных предложениях.

         Речевое дыхание. Это основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, правильное усвоение звуков, способно изменить силу их звучания, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику. Правильное использование дыхания в речи заключается, во-первых, в экономном и равномерном расходовании воздуха, во-вторых, в своевременном и незаметном наполнении запаса его (на паузах).

          В нормальной речи плавность органически сочетается с паузами, которые являются необходимым компонентом речевого высказывания.

          Полетность голоса. Это способность голоса быть слышимым на больших расстояниях при минимальных затратах сил говорящего или поющего.

          Дикция. Основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного аппарата: языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки.

Просодические элементы речи: мелодика, сила произнесения слов и слогов, соотношение отрезков речи и пауз, общая тембровая окраска не зависят от качества звуков речи. Кратчайшая просодическая единица языка – слог или мора (лат. mora – «промежуток времени, пауза»).

1.2. Роль интонации в речевой деятельности.

              В роли элементарной единицы просодии выступает синтагма – отрезок высказывания, объединенный интонационным и смысловым значением. Она выступает как ритмический элемент устной речи. Синтагма связана со смыслом, а значит с синтаксисом и интонацией.

            Под интонацией в лингвистике понимают систему фонетических средств, служащих для оформления фонетической целостности высказывания и выявления его смысла (Л.В. Бондарко, 1977; И.Г. Торсуева, 1990). Само название «интонация» происходит от латинского «intonatio» (это слово образовано от глагола «intono, intonare» — «громко произносить»). Интонация представляет собой комплекс взаимосвязанных ритмико-мелодических компонентов речи, включающих: мелодику, темп, ритм, ударение, паузы, тембр произнесения.
Интонация относится к 
сверхсегментным (их еще называют супрасегментными или надсегментными) средствам языкаобъединяющим сегменты (слоги, слова, словосочетания, синтагмы, высказывания) в единое целое.

В высказывании она выполняет следующие функции:

- уже упоминавшееся объединение частей в единое целое, оформление высказывания;

- расчленение высказывания на ритмические группы и синтагмы;

- выражение различных эмоций;

- характеристика говорящего и ситуации общения в целом;

- выявление подтекста высказывания, не выраженного явным образом (в словах). Эти пять функций относятся к речи.

К системе языка относятся такие функции:

 -  различение коммуникативных типов высказывания (повествовательное, восклицательное, вопросительное, побудительное, подразумевающее);

- выделение наиболее важной в смысловом отношении части высказывания (новой информации, которую сообщает говорящий о предмете, уже известном слушающему).
       В тексте интонация также играет большую роль, выполняя следующие функции:

  • разделяет текст на смысловые части;
  • осуществляет межфразовую связь, объединяет высказывания внутри каждой смысловой части речи;
  • различает стили и жанры повествования;
  • осуществляет эмоционально-эстетическое воздействие;
  • служит изобразительным средством, позволяя говорящему выделять  положительные и отрицательные персонажи или действия, передавать эмоциональное состояние  персонажей, характер их движения (действий), физические свойства предметов и явлений — размер объектов и расстояние до них, отдаленность описываемых событий во времени, скорость изменения событий и т.п..

      Интонация тесно взаимосвязана с лексико-семантическими и синтаксическими средствами организации высказывания. Она может действовать одновременно с ними, усиливая их эффект.

          Кроме того, интонация может замещать отсутствующие члены предложения при эллипсисе — пропуске легковосстановимых элементов высказывания. Например, в высказывании «Он свою комнату — зелеными обоями» пропущено слово «оклеил». Это пропущенное слово замещается интонационными средствами: паузой (на письме ее передает тире), мелодикой (понижением тона перед паузой), изменением темпа речи после паузы.  

Не будь здесь интонационного выделения, все высказывание воспринималось бы как неправильное, незаконченное. Таким образом, интонация увеличивает объем сообщения, так как говорящий сообщает не только то, что содержится в тексте, но и то, что содержится в подтексте высказывания (Н.И. Жинкин, 1958).http://bib.convdocs.org/docs/39/38433/conv_1/file1_html_467da4b0.gif

           1.3. Виды вербальной и невербальной коммуникации.

     Невербальное общение - вид общения без использования слов.

Оно играет большую роль в обмене эмоциями, как между людьми, так и между животными, в том числе между человеком и дрессированными животными.

Наблюдения показали, что в процессах общения 60%-95% информации передается с помощью невербального общения.

Его составляют: голос, песня, внешний вид, одежда, поза выражения лица, улыбка, взгляд, движения, танец, походка жесты, кивок и мотание головой, покачивание конечностями, направление конечностей, имитация некоторого поведения (например, качание двумя направленными вниз пальцами напоминает идущее ноги); аплодисменты; прикосновения; рукопожатие; объятия; поведение, действия: уверенность, осторожность, безразличность, агрессивность; мимика - подражание поведении, личное пространство, флирт.

           В вербальном общении обычны два варианта речи - устная и письменная.

Письменная речь - это та, которой обучают в школе и которую привыкли считать признаком образованности человека. Письменная речь громоздка, часто содержит штампы, канцеляризмы, но это цена за точность, однозначность предложений, текста. Письменная речь не допускает различных толкований предложений, поэтому ее и предпочитают в науке, деловых и юридических отношениях. Преимущества письменной речи становятся решающими там, где существенны точность и ответственность за каждое слово. Чтобы умело пользоваться письменной речью, нужно обогащать свой словарный запас, требовательно относиться к стилю.

           Устная речь, по ряду параметров отличающаяся от письменной, - это не безграмотная письменная речь, а самостоятельная речь со своими правилами и даже грамматикой. Основное преимущество устной речи по сравнению с письменной - экономность, т. е. для передачи одной и той же мысли в устной речи требуется меньше слов. Экономия достигается благодаря другому порядку слов, пропуску концов и других частей предложений.

Учеными разработана классификация невербальных средств общения

Image

Виды вербального общения:

Познавательное (когнитивное) - осуществляется с целью освоения новой информации и применения её в практической деятельности;

Убеждающее - ставит цель вызвать у партнёров по общению определённые чувства и сформировать ценностные ориентации и установки, убедить в правомерности тех или иных стратегий взаимодействия; сделать своим единомышленником;

Экспрессивное - осуществляется с целью сформировать у партнёра психоэмоциональный настрой, передать чувства, переживания, побудить к необходимому социальному действию;

Суггестивное - ставит цель оказать внушающее воздействие на партнёра для изменения его поведения, смены установок, ценностных ориентаций;

Ритуальное - ведётся для закрепления и поддержания конвенциональных отношений, регуляции социальной психики в группах, сохранения ритуальных традиций фирмы, корпорации и т.д.

1.4. Специфика нарушений интонации, выразительность строения речи при разных речевых нарушениях.

        Дизартрия - речевое дыхание чаще всего верхнеключичное; речевой выдох ослаблен; речь монотонна, маловыразительна; темп речи замедленный или ускоренный; ритм нарушен при восприятии или воспроизведении; голосовые модуляции недостаточны или отсутствуют;  голос либо тихий, либо чрезмерно громкий; тембр чаще низкий.

       Заикание — нарушение темпо-ритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.  У заикающихся людей нарушены ритм, мелодия, динамика речи. Речь заикающихся имеет значительные отклонения от нормы по интонационным характеристикам: интонационная незавершенность окончания фразы, нарушения синтагматического ударения внутри фразы, отсутствие паузы в конце синтагм и фраз. В целом речь заикающихся интонационно обеднена.

          Моторная алалия-  речь маломодулирована, невыразительна и монотонна, встречаются случаи нарушения темпа и ритма , неправильная постановка логического ударения, дети испытывают сложности  интонационного оформления произвольного высказывания, хотя его спонтанная речь может быть достаточно выразительной.

I- уровень речевого развития- отмечается интонационное однообразие их ограниченного словаря, состоящего из лепетных слов и звукосочетаний.

III- уровень речевого развития - в одних случаях – наличие тихого монотонного голоса и невнятности речи из-за плохой артикуляции, в других случаях – нарушение паузирования, темпа и ритма речевого потока.

         Ринолалия – голос характеризуется как глухой, монотонный, слабый, немодулированный, с резким носовым оттенком, из-за подключения носового резонатора и изменения аэродинамических условий фонации звуки становятся назальными, не наблюдается прямого соответствия между величиной нёбного дефекта и степенью искажения голоса, поскольку дети используют много разнообразных компенсаторных приёмов для производства звуков.

            Ринофония- страдает взаимосвязь носового и ротоглоточного резонатора в процессе голосообразовании, а также нарушается функциональная связь между мягким нёбом и дыхательной системой, назализация лишает тембр красивых приятных модуляций, звуковысотных изменений , звонкости и полётности голоса. При гиперназализации отмечается слабость и истощаемость голоса, его монотонное , сдавленное звучание, наличие сиплого, хриплого оттенка глосса.

1.5. Анализ методик развития просодики.

            Роль интонационной стороны речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего. 

           Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для решения коррекционных задач, для овладения интонационными характеристиками речи. 

           Просодическая сторона речи играет важную роль для осуществления коммуникативной функции речи, поскольку именно просодическими средствами обеспечивается выразительность и эмоциональная окраска речи. 

Многообразие просодических компонентов определяет выразительность речи и влияет на эффективность коммуникации. 

            Интонационные характеристики устной речи постепенно оформляются в процессе речевого онтогенеза и становятся достаточно стабильными и индивидуальными у взрослого человека. 

           Анализ литературных источников подтверждает разнообразие проявлений просодических расстройств при различных нарушениях речи. 

           На развитие просодики у детей с речевыми расстройствами также влияют особенности поведения. Не желая привлекать к себе внимание, стесняясь дефектной речи, дети привыкают говорить тихо, монотонно и неэмоционально. 

Поэтому необходима специальная работа, чтобы научить детей с нарушениями речи пользоваться просодическими средствами речи адекватно и осознанно в зависимости от речевой ситуации. 

           Наиболее выраженными нарушениями являются темп речи, интонация, речевое дыхание. Просодическая сторона речи играет большую роль в речевом развитии ребенка, так как кроме коммуникативной, смысловой, эмоциональной функции просодия несет еще и компенсаторную нагрузку.

Проблемой просодической стороны речи занимались выдающиеся ученые (В.М.Бехтерев, Н.А.Власова, В.А.Гринер, В.А.Гиляровский, Н.С.Самойленко, Ю.А.Флоренская, Е.В.Чаянова и др.). Они подчеркивали, что просодика воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка.

                                 2.Практическая часть.

                         2.1. Обследование восприятия интонации.

Цель: выяснить умеет ли ребёнок различать разнообразные интонационные структуры в экспрессивной речи

Материал: предложение, произносимое с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией и графические изображения предложений

|____ .|____? |____!

Процедура обследования: ребёнку предлагается послушать предложения, которые произносятся  с различной интонацией, предварительно перед выполнением задания проводится беседа, в которой на материале одной серии объясняется одинаково они произносятся или по-разному.

определение наличия повествовательного предложения

 знакомство с сигнальной карточкой.

Инструкция: слушай внимательно, если услышишь, что я тебе о чём-то сообщаю и говорю при этом спокойным голосом , подними карточку с точкой.

Речевой материал: 

Кока сидит на стуле.

Светит солнце.

У тебя есть собака?

В вазе стоят цветы.

Пойдём гулять!

Определение наличия вопросительного предложения

Знакомство с сигнальной карточкой

Инструкция: Слушай внимательно, если услышишь, что-то о чём-то спрашиваю, задаю вопрос, подними карточку с вопросительным знаком.

Речевой материал: 

Возле дома растёт тополь.

Сегодня так тепло!

Завтра будет дождь?

Петя вернулся домой.

Кто стучится в дверь?

Определение наличия восклицательного предложения

Знакомство с сигнальной карточкой

Инструкция: Слушай внимательно, если услышишь, что я радостно и громко говорю, подними карточку с восклицательным знаком.

Речевой материал: 

У Тани красный шарик.

Ох, какой большой дом!

Шапка лежит на полке.

Вот, как высоко прыгнул Вася!

Ты любишь рисовать?

Дифференциация типов интонации в предложении

Предлагается задания, где речевой материал

Представляем восклицательные, вопросительные, повествовательные предложения. Перечисленные интонационные типы даются в произвольном порядке.

Процедура: ребёнку предлагают сравнить значения двух предложений, произнесённых с различной интонацией.

Предложение нужно отличить друг от друга и поднять соответствующие карточки.

Инструкция: слушай внимательно предложение и подними те карточки, которые подходят.

Речевой материал:

Сегодня тепло.                                Сегодня тепло?

У Тани новое платье?                             У Тани новое платье!

 Скоро пойдёт дождь!                     Скоро пойдёт дождь.

 Кошка спряталась.                          Кошка спряталась?

Мы будем петь?        Мы будем петь!

Дифференциация типов интонации в стихотворном тексте.

Инструкция:  я буду читать предложения, а ты после каждой  прочитанной строки должен поднять карточку.

Речевой материал:

Кто умеет утром сам просыпаться по часам?

Я умею по часам просыпаться утром сам.

Кто умеет на кроватке простыню расправить гладко?

Я умею на кроватке простыню расправить гладко.

Кто простуды не боится, кто умеет с мылом мыться?

 Я сегодня утром рано умывался из-под крана!

Инструкция:
Послушай и скажи, как я сказала (весело, грустно, удивлённо)

(рисунки на карточках)

а) Будет дождь.  Будет дождь? Будет дождь!

б) В комнате жарко. В комнате жарко? В комнате жарко!

в) Собака убежала. Собака убежала? Собака убежала?

Инструкция: Я буду говорить тебе стихотворение, если услышишь вопросительное предложение, подними руку.

– Яму копал? Копал.

– В яму упал? Упал.

– В яме сидишь? Сижу.

– Лестницу ждешь? Жду.

– Яма сыра? Сыра.

– Как голова? Цела.

– Значит живой? Живой.

– Ну, я пошел домой.

(О. Григорьев)

Инструкция: я буду говорить тебе фразы. Если ты думаешь, что фраза законченная, хлопни в ладоши.

а) Кошка спряталась. Кошка спряталась за диван. Кошка спряталась…(за диван).

Кошка спряталась за диван… (в комнате).

б) Таня идет. Таня идет из школы. Таня идет …(из школы).

Таня идет из школы …(домой).

2.2. Профиль состояния восприятия интонации у ребёнка

Артемовой выделены 4 степени сформированности просодической стороны речи у дошкольников .

1 степень (низкая) – грубые нарушения просодических компонентов. Недостатки тембра, силы и высоты голоса ярко выражены, заметны самому ребенку и окружающим. Процесс коммуникации нарушен. Детям недоступны задания, предполагающие произвольное изменение ритмических и звуковысотных характеристик. Нарушения интонационного оформления высказываний носят стабильный характер во всех видах речевой деятельности.

2 степень (недостаточная) – изменения голоса носят незначительный характер. Изменения просодики касаются отдельных или всех ее компонентов. Наблюдаются трудности при выполнении специальных заданий на воспроизведение различных ритмических и интонационных структур. Однако спонтанная речь, особенно в эмоционально значимой ситуации, может быть достаточно выразительной.

3 степень (средняя) – непостоянное или нестойкое отклонение от нормы по одной или нескольким просодическим характеристикам. Спонтанная речь достаточно интонирована, но при выполнении специальных заданий возможны неточности или отдельные ошибки при передаче ритмического и мелодического рисунка.

4 степень (высокая) - сформированность всех просодических характеристик. Дети имеют нормальный тембр, диапазон их голоса по силе и высоте соответствует возрастным нормам. Сформирована темпо-ритмическая сторона речи. Дошкольники в полной мере владеют всеми способами передачи различных типов интонации. В спонтанной речи используют все средства интонационной выразительности и не испытывают трудностей при выполнении специальных заданий.

1 этап

2 этап

3 этап

Подготовительный

Основной

Заключительный

1. Работа над речевым дыханием.
2. Работа над голосом.
3. Формирование ритмической организации речи.
4. Формирование темповой организации речи.

1. Формирование общих представлений об интонации.
2. Знакомство с повествовательной интонацией.
3. Знакомство с вопросительной интонацией.
4. Знакомство с восклицательной интонацией.
5.Дифференциация интонационной структуры предложения.

1. Работа над интонацией повествовательного предложения.
2. Работа над интонацией вопросительного предложения.
3. Работа над интонацией восклицательного предложения.
4. Дифференциация интонационной структуры предложения.

                                2.3. План развития просодики.

Коррекционная программа может  включать следующие направления работы:

1.Развитие восприятия и воспроизведения ритма.

2.Развитие восприятия и  воспроизведения интонации.

3.Развитие восприятия и  воспроизведения  логического ударения.

4. Развитие модуляции голоса по высоте  и силе.

 Программа, направленная на коррекцию просодической стороны речи у детей с дизартрией,  представлена поэтапно в виде комплекса упражнений.

Занятия рекомендуется  проводить индивидуально и в группах.

      Этапы работы.

I этап (подготовительный) целью которого является формирование и развитие базовых компонентов мелодико-интонационной стороны речи.

Знакомство с новым материалом, его восприятие, усвоение детьми, знакомство со способами выполнения заданий.

II этап (основной). Его цель -  формирование и коррекция просодической стороны речи и развитие способностей детей самостоятельно выполнять задания.

III этап (заключительный). Цель- закрепление материала, автоматизация его во фразовой речи.

 Направления работы на этапах.

На  I этапе выделены следующие направления работы:

1. Выработка правильных дыхательных кинестезий

- нормализация тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры путем проведения массажа и двигательной гимнастики.

- дифференциация ротового вдоха и выдоха

- дифференциация носового и ротового дыхания

-формирование силы, целенаправленности и длительности воздушной струи с использованием общепринятых упражнений: сдувание ватки с ладони, задувания свечи, упражнений с воздушными фломастерами.

 2. Выработка правильных фонационных кинестезий.

- формирование фонации на выдохе (произнесение фонемы «м» на мягкой атаке и нахождение более комфортного звучания голоса)

- увеличение времени фонации (пропевание на одном выдохе ряда из гласных звуков, при этом фонация сочетается с движениями рук, так как дети с двигательной патологией следят за правильностью движений, отвлекаясь от голосоподачи.)

-формирование координации дыхательных, фонационных и артикуляционных кинестезий  (Пропевание слогов и слоговых рядов на одном выдохе.)

3. Развитие модуляций голоса по силе и высоте.

Упражнения проводятся путём подражания звучанию различной высоты с опорой на движение руки или графическое изображение.

Пример:  по развитию силы голоса «Приближение самолёта» - усиление силы звука.

4. Коррекция ритма

- формирование восприятия и воспроизведения элементарных ритмических компонентов и комплекса ритмических структур.

Упражнения: Инструкции: «Послушай, сколько было ударов и покажи карточку», «послушай, сколько было ударов и повтори за мной» (Воспроизведение).

 Направления работы II этапа:

1. Постановка продуктивных схем дыхания (формирование и автоматизация нижнерёберного типа дыхания).

Упражнения: Работа с воздушными фломастерами, направлена на автоматизацию силы, направленности и длительности воздушной струи.

Кроме этого, Упр. На задувание свечей – на одном выдохе – длительность и экономное расходование выдыхаемого воздуха, под удары метронома – внутренняя ритмичность дыхательных движений.

Упр. На развитие речевого дыхания – Вдох – руки вверх, выдох – руки медленно опускаются и произносятся нараспев слоги, слова, фразы из 2-4 слов.

2. Развитие силы и высоты голоса.

Упражнение: Счет с постепенным увеличением  высоты голоса

 или увеличением его силы на одном выдохе. (Например, на картинке куст с помидорами помидоры разного размера, чем больше помидор, тем громче должен звучать голос.)

3.Развитие ритмической стороны речи.

- обучение восприятию-воспроизведению акцентированных  и не акцентированных ударов с целью формирования представлений об интенсивности акустического звука.

- развитие ритмического чувства речевых движений.

Упражнения: чтение стихов с двусложным ритмическим рисунком (ямб, хорей), сопровождающиеся ритмическим плавным дерижированием.

4. Формирование мелодико-интонационной стороны речи.

-знакомство с различными видами интонации, дифференциация их в импрессивной речи и формирование базы для перевода в экспрессивную речь (произнесение ряда гласных  с различной интонацией. АОУИ.)

Упражнение: Выделение из текста вопросительного предложения путем показа карточки.

- формирование представлений о логическом ударении

Упражнение: Логопед спрашивает, выделяя голосом из предложения наиболее важное слово – ребёнок отвечает. (Вы мне сегодня звонили?)

Направления работы III этапа:

1.Развитие просодической стороны речи.

-Формирование и дифференциация различных интонационных структур в экспрессивной речи.

Упражнение: Отработка различных интонационных конструкций с интонационным центром в разных позициях.

Работа проводится на материале считалок, диалогов, сказок.

- развитие воспроизведения логического ударения

Упражнение: Логопед просит произнести фразу, выделяя голосом сначала первое слово, потом второе и т.д.

- автоматизация полученных навыков в практической деятельности.

Упражнение: Чтение текстов-диалогов по ролям, разыгрывание сценических диалогов.

     Работа по коррекции просодической стороны речи у детей тогда считается завершённой, когда дети используют просодическое оформление в экспрессивной речи.

     Однако, следует учитывать, что у детей с дизартрией при ДЦП трудно выработать новые автоматизированные навыки ритма, мелодичности, интонированности речи. Удаётся лишь добиться улучшение просодики на выученном материале и под контролем логопеда.

 Но комплексное коррекционно-логопедическое воздействие обязательно должно включать работу по формированию просодической стороны речи.

|____ .

|____?

|____!

.    ?    !

          Овечка - Ольга Васильевна Смирнова                              1 - Ольга Васильевна Смирнова

                                     Цыпленок - Ольга Васильевна Смирнова   

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/72/840/72840163_1301515278_clap.jpg 

             http://bumik.ru/images/d0bfd180d0b5d0b7d0b5d0bdd182d0b0d186d0b8d18f1.jpg

Список литературы:

  1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов / Е.Ф. Архипова. - М; АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006, с.319, с.: ил.- (Высшая школа).
  2. Артемова Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 2005.
  3. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи/ Под ред. Г.А.Волковой. - СПб.: КАРО,2005.- 176с.
  4. Барышникова С.М., Козлова Е.В.Логопедическая ритмика в рамках коррекционно-развивающей работы ДОУ// Логопед. 2006, №4, стр. 21.
  5. Власова Т.М. Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. Изд. центр «ВЛАДОС», 1996.-240с.: ил.
  6. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. Методическое пособие, творческий центр Сфера. - М.: 2003.
  7. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. Н. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. - СПб.: Образование, 1994.
  8. Пятница Т.В. Логопедия в таблицах и схемах. —— Минск : Аверсэв, 2006. — (В помощь логопеду).
  9. Шевцова Е.Е. Технологии формирования интонационной стороны речи –

файл n1.doc

  1. http://referat911.ru/Sociologiya/izuchenie-verbalnyh-i-neverbalnyh-sredstv

/85083-1764607-place1.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Что такое ОНР?Характеристика структурных компонентов речи детей 6-летнего возраста с ОНР III уровня».

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (л...

Формирование кросскультурной компетентности как структурного компонента профессионального сознания педагога дошкольного об-разовательного учреждения

В монографии определены особенности кросскультурной компе­тентности, которые свидетельствуют о непродуктивности взаимодействия педагогов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) с субъектами профес...

Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры в среднем дошкольном возрасте

Игре как основному виду деятельности дошкольников в детском саду отводится много времени: до завтрака и после него, в перерывах между занятиями, после дневного сна, на дневной и вечерней прогулке.Орга...

КОНСПЕКТЫ ПРОГУЛОК 1 младшая группа Структурные компоненты прогулки

КОНСПЕКТЫ ПРОГУЛОК1 младшая группаСтруктурные компоненты прогулки Непременным условием успешного развития и воспитания младших дошкольников на прогулке является одновременное овладение ими умстве...

Методическая разработка. Проведения прогулки ( с соблюдением всех ее структурных компонентов). Весна.

Методическая разработка .Проведения прогулки ( с соблюдением всех ее структурных компонентов).Весна.« Солнышко пригревает».Цель: Дать детям первые представления о ранней весне....

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОГУЛКИ

Непременным условием успешного развития и воспитания младших дошкольников на прогулке является одновременно овладение ими умственными и практическими действиями. Эта задача успешно решается в хо...

«Структурные компоненты коррекционно-педагогического процесса»

Cтатья в брошюре «Структурные компоненты коррекционно-педагогического процесса» Трачковская О.Г. Нижнекамск, 2015 год....