Консультация на тему: «Прививаем ребёнку любовь к чтению - развиваем любовь к книге с детства »
консультация по логопедии на тему

Комарова Марина Александровна

Консультация позволит воспитателям организовать совместную  работу с  родителями,  для того, чтобы дети полюбили читать. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx117.34 КБ
Файл konsultatsiya_chtenie.pptx1.88 МБ

Предварительный просмотр:

 

МАДОУ №2 «Рябинка»

Консультация на тему:

«Прививаем ребёнку любовь к чтению - развиваем любовь к книге с детства »

Выполнила

Учитель-логопед:

Комарова М.А.

г.Троицк 2014г.

Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения – невоспитанный человек, нравственный невежа.
В.А. Сухомлинский.

Очень трудно представить себе детство без любимых детских книг и сказок! Ведь книга входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Не раз мы слышали, что книга – это источник знаний. Дети, полюбившие чтение, намного лучше успевают в школе, точнее излагают свои мысли, и не только в устной речи, но и в письменной.

Книги нужны не только для развлечения, но и для развития и обучения ребенка, т. к. они делают его мир необычайно интересным и полным удивительных открытий. Но современные дети всё чаще проводят время за компьютером или телевизором и всё реже читают.

Решение этой проблемы остаётся актуальным в настоящее время, ведь через книгу ребёнок познаёт окружающий его мир, познаёт о добре и зле, ненависти и дружбе, смелости и трусости. Чтение закладывает в ребёнке моральные ценности, учит сострадать и сопереживать, удивляться и радоваться.

Невольно задумаешься, куда же ушла от нас такая замечательная традиция, как семейное чтение или чтение перед сном. Не секрет, что именно в семье происходит воспитание личности ребёнка. Задача взрослых – приобщить детей к чтению, привить любовь к книге. Если в семье любят и много читают, то и малыш будет подражать образу жизни своей семьи.

С помощью чтения книг ребёнок:

  • совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение,
  • усваивает и  использует опыт предшественников.
  • учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.
  • чтение развивает душу  ребенка, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.
  • чтение развивает речь, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой.

  • человек читающий умеет пользоваться информацией, исследовать ее. В наше время умение извлечь информацию, способность принимать правильное и быстрое решение на основе ее анализа ценится как высокое профессиональное достижение.
  • чтение — это импульс к творческому озарению, к созданию нового художественного творения.

Первостепенная задача взрослых — сделать ребенка грамотным читателем.

Грамотный, или талантливый, как его называет С. Я. Маршак, читатель — это читатель, воспринимающий текст согласно авторскому замыслу, постигающий его смысловую и художественную сущность, видящий его как произведение искусства, это читатель, умеющий обращаться с книгой, найти нужную для себя книгу, извлечь из нее информацию.

Зачастую у взрослых, как специалистов в области дошкольного воспитания, так и не имеющих отношения к нему, складывается неправильное представление о понятии «грамотный читатель». Их воображение создает образ малыша, измученного упражнениями в технике чтения и анализе книг, в запоминании множества фактов, терминов, имен.

Между тем сама проблема заключается не в понятии «грамотный читатель», а в готовности взрослого реализовать ее. Сделать ребенка грамотным читателем в дошкольном детстве вовсе не означает научить его читать, заставлять его анализировать прочитанное по всем канонам филологической науки.

Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать те книги, которые будут важны малышу, не лениться читать, следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с малышом, быть искренним в выражении своих чувств, и тогда он и не заметит, как и когда рядом с ним вырастет содержательный и глубокий человек.

На сегодняшний день в нашем обществе совершенно очевидно снижается статус чтения. В век технического совершенства информации интерес к книге ослабевает. Чтобы решить эту проблему, необходимо повысить интерес подрастающего поколения к чтению, к книге.

Для этой цели в своей работе я использую следующие приемы:

• Опросы родителей «Роль книги в воспитании детей» - анкетирование с целью выявления самой читающей семьи.

• Опросы детей «Чтение в кругу семьи».

• Проведение тематического занятия с использованием презентации: «Как появилась книга».

• Консультации для родителей «Что необходимо читать дошкольникам», «Как помочь ребёнку полюбить книгу», «Воспитываем детей с помощью сказок»

• Разработка памятки для родителей «КАК ПРИВИТЬ РЕБЕНКУ ЛЮБОВЬ К ЧТЕНИЮ?»

• Игра в настольные игры «Угадай, из какой я сказки», «Расскажи сказку», «Назови героя сказки».

• Разбор поговорок и пословиц о книге.

  •  Логопедические занятия, на основе сюжета сказок или детских рассказов  

 Неоценима, так же, работа воспитателей, так как их задача— сделать родителей психологически, педагогически, интеллектуально готовыми к воспитанию и развитию малыша.

Для воспитания грамотного читателя воспитателями и родителями можно совместно проводить следующие мероприятия:

• Экскурссии в библиотеку.

• Проведение бесед с детьми: «Для чего необходимо читать книги? », «Правила обращения с книгой», «Твоя любимая книга».

• Создание «Книжного уголка в группе».

• Оборудование мастерской для книг.

• Организация выставки - презентации «Книги моего детства».

• Выставка рисунков «Моя любимая сказка».

• Фотовыставка «Я и моя домашняя библиотека».

• Изготовление книжки-малышки.

• Регулярное чтение детям произведений русских и зарубежных писателей.

  • Проведение конкурсов чтецов

• Викторина «Путешествие в мир сказок».

• КВН «Сказочный калейдоскоп».

  •  Предлагать детям сюжетно – ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин», «Переплетная мастерская»;
  • Игры – драматизации  - ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Слово связано с действиями персонажей. В данных играх разыгрываются готовые тексты;
  •  Театрализованные игры – драматизации воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствуется внимание детей, зрительное восприятие, подражательность, как основа самостоятельности.

Предполагаемый результат:

Повышение интереса детей к чтению и художественной литературе.

Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, связной речи детей и повышение уровня развития речи детей.

Активное участие родителей в жизни детского сада.

Положительное отношение родителей в совместной деятельности с педагогами.

Возрождение чтения в кругу семьи.

Дени Дидро считал – люди перестают мыслить, когда перестают читать.  Давайте вместе научим наших детей любить книгу.

Список литературы:

  1. Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: пособие для воспитателей детского сада. — СПб.: Детство-Пресс, 1999.
  2. Демурова Н. М. Что читать детям: спасительные книги. Что читать детям в трудных ситуациях в жизни. — М.: 1995.
  3. Петровский М. Книги нашего детства. — М.: Книга, 1986.

Анкета для родителей. «Традиции семейного чтения»

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на предложенные вопросы.

1. На Ваш взгляд, существует ли необходимость прививать у детей интерес к чтению, или эта тема не актуальна в наше время?

2. По Вашему мнению, как можно привлечь ребенка к чтению?

3. На Ваш взгляд, семейное чтение – это: (нужное отметить)

o – литература, интересующая всех членов семьи или ее части;

o – обсуждение прочитанного всей семьей или ее частью:

o – чтение вслух для всех членов семьи;

o – книги для каждого члена семьи отдельно;

o – когда все члены семьи заняты чтением;

4. Внимательно ли и с удовольствием слушает ваш ребенок, когда ему читают вслух?

5. Задает ли Ваш ребенок вопросы, если ему не понятны слова, или какая-либо ситуация в произведении?

6. В состоянии ли он рассказать историю, описать какой- либо случай, произошедший с ним?

7. Обсуждаете ли Вы с ребенком прочитанные книги, просмотренные мультфильмы?

8. Вспомните книгу Вашего детства, которая произвела на вас неизгладимое впечатление.

9. Как Вы думаете, будет ли она интересна Вашему ребенку, если вы предложите ему почитать?

10. Какие детские книги, вызывают у Вас протест и негодование, недоумение, которые читает ваш ребенок?

11. Есть ли у Вас домашняя библиотека? Если Вас не затруднит, назовите несколько книг, которые наиболее ценны для Вас и Вашей семьи (2–3 книги)

12. Последняя книга, купленная Вами

Благодарим Вас за помощь. Ваши ответы помогут в педагогической работе по приобщению детей к чтению.

Памятка для родителей

«Прививаем детям любовь к чтению»

  1. Возьмите интересную детскую книжку и постарайтесь почитать ее вместе с ребенком, поочередно. Вы будете прочитывать большие куски текста, а малыш - несколько строк. Если в тексте встречается диалог, его можно читать по ролям.Пословицы и поговорки про книгу
  2. Иногда   детям   очень   трудно   начать   читать   новую   книжку.   Не хочется «продираться» через тягучее начало с большим количеством описаний и без захватывающих сцен. В этом случае начать чтение можно вместе, а когда ребенок вчитается, он с удовольствием продолжит чтение самостоятельно.
  3. Найдите в библиотеке или в книжном магазине в отделе педагогической литературы книги с речевыми играми — специально для тех, кто учится читать. В них очень много ребусов и коротеньких стихов, увлекательных упражнений на повторение. Выбирайте только те книжки, которые интересны вам самим.
  4. Отыщите для ребенка те книги, которые вы сами очень любили в детстве и постарайтесь сделать им небольшую рекламу. Если с первого и даже со второго   раза у вас ничего не получится – ваши вкусы могут совпадать частично – не отчаивайтесь, что-нибудь из того, что вы предложите, ребенок обязательно выберет.
  5. Очень хороши для тренировки чтения всевозможные азбуки и энциклопедии с картинками. Картинки помогают осознать прочитанное и немного отдохнуть.
  6. Начитайте несколько страниц из книги на магнитофон, чтобы ребенок, слушая запись, мог следить за текстом. Через два-три повторения он начнет читать быстрее. Это очень хорошая тренировка беглого чтения. Можете также купить аудиокассету с записью любой сказки в исполнении известных артистов
  7. Если ребенок увлекся какой-либо темой или автором, предложите ему нужную литературу.
  8. Сходите вместе с ребенком в библиотеку, познакомьте его с разнообразием детской литературы и позвольте самостоятельно выбрать понравившуюся ему книгу.
  9. Поручите ребенку составить каталог домашних книг. Скорее всего, составляя его, малыш найдет что-нибудь интересное для себя.
  10. Никогда не забывайте взять интересную книгу в дорогу: время пролетит быстрее, и от путешествия ребенок получит двойное удовольствие. Самое замечательное время для чтения книги – это выходные или отпуск там, где нет телевизора и компьютера В деревне, в доме отдыха или в поезде читать можно вслух для всей семьи.
  11. Читайте детям на ночь. Вечернее чтение перед сном — это едва ли ни самые приятные минуты. И совершенно напрасно многие родители прекращают читать детям на ночь в школьном возрасте.

Когда ребенок видит вас с книгой и просит почитать вслух, почитайте. Не надо говорить «ты не поймешь» или «это взрослые стихи». Пусть малыш не поймет сути, но почувствовать ваше отношение к любимым строкам сможет хорошо. А это, своего рода, маленький урок литературы. 

.Пословицы и поговорки о книге

http://zanimatika.narod.ru/Ornament_list.gif

  • Будешь книги читать — будешь все знать.http://viki.rdf.ru/media/upload/preview/poslovitsi.jpg
  • Книга подобна воде: дорогу пробьет везде.
  • Книга поможет в труде, выручит и в беде.
  • Не красна книга письмом, красна умом.
  • Испокон века книга растит человека.
  • Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
  • Книга для ума, что теплый дождь для всходов.
  • Одна хорошая книга лучше всякого сокровища.
  • Хорошая книга ярче звездочки светит.

● Ум без книги, как птица без крыльев.

● Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.

● Напрасный труд - удить без крючка и учиться без книги.

● Книга подобна воде – дорогу пробьёт везде.

● Книга не пряник, а к себе манит.

● Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.

● Книга не самолёт, а за тридевять земель унесёт.

● Неграмотный – как слепой, а книга глаза открывает.

● Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать.

● Много прочёл, да мало учёл.

● Ленивому Микишке всё не до книжки.

● Недочитанная книга – не пройденный до конца путь.

● Аз да Буки избавляют нас от скуки.

● Книги читай, а дела не забывай.

● Книги книгой, да и своим умом двигай.

● Испокон века книги растит человека.

● Книга поможет в труде, выручит в беде.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Прививаем ребёнку любовь к чтению - развиваем любовь к книге с детства » Консультация

Слайд 2

Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения – невоспитанный человек, нравственный невежа. В.А. Сухомлинский .

Слайд 3

Что развивает чтение? С помощью чтения книг ребёнок: совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, усваивает и использует опыт предшественников, учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Чтение развивает душу ребенка, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.

Слайд 4

Чтение развивает речь , делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой. Человек читающий умеет пользоваться информацией, исследовать ее. В наше время умение извлечь информацию, способность принимать правильное и быстрое решение на основе ее анализа ценится как высокое профессиональное достижение. Чтение — это импульс к творческому озарению, к созданию нового художественного творения.

Слайд 5

• Опросы родителей «Роль книги в воспитании детей» - анкетирование с целью выявления самой читающей семьи. • Опросы детей «Чтение в кругу семьи». • Проведение тематического занятия с использованием презентации: «Как появилась книга». • Консультации для родителей «Что необходимо читать дошкольникам», «Как помочь ребёнку полюбить книгу», «Воспитываем детей с помощью сказок». Из опыта работы

Слайд 6

• Разработка памятки для родителей «КАК ПРИВИТЬ РЕБЕНКУ ЛЮБОВЬ К ЧТЕНИЮ?» • Игра в настольные игры «Угадай, из какой я сказки», «Расскажи сказку», «Назови героя сказки». • Разбор поговорок и пословиц о книге. Логопедические занятия, на основе сюжета сказок или детских рассказов

Слайд 7

• Экскурссия в библиотеку. • Проведение бесед с детьми: «Для чего необходимо читать книги? », «Правила обращения с книгой». Реклама-презентация: «Твоя любимая книга». • Создание «Книжного уголка в группе». Для воспитателей и родителей

Слайд 8

• Оборудование мастерской для книг. • Организация выставки - презентации «Книги моего детства» • Выставка рисунков «Моя любимая сказка». • Фотовыставка «Я и моя домашняя библиотека». • Изготовление книжки-малышки. • Регулярное чтение детям произведений русских и зарубежных писателей.

Слайд 9

Проведение конкурсов чтецов • Викторина «Путешествие в мир сказок». • КВН «Сказочный калейдоскоп». Предлагать детям сюжетно – ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин», «Переплетная мастерская»; Игры – драматизации и т еатрализованные игры.

Слайд 10

Повышение интереса детей к чтению и художественной литературе. Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, связной речи детей. Повышение уровня развития речи детей. Активное участие родителей в жизни детского сада. Положительное отношение родителей в совместной деятельности с педагогами. Возрождение чтения в кругу семьи. Предпологаемый результат

Слайд 11

Дени Дидро считал – люди перестают мыслить, когда перестают читать. Давайте вместе научим наших детей любить книгу.

Слайд 12

Презентацию подготовила: Комарова М.А. Учитель-логопед МАДОУ №2«Рябинка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Прививаем ребёнку любовь к чтению - развиваем любовь к книге с детства »

В наши дни особенно актуален вопрос, как привить детям любовь к чтению книг. Необходимы не только разработанные специалистами, глубоко продуманные концепции и программы, но и признание процесса чтения...

Памятка для родителей «Прививаем детям любовь к чтению» Воспитатель: Гладкова Любовь Ивановна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Памятка для родителей«Прививаем детям любовь к чтению» Воспитатель: Гладкова Любовь Ивановна  МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин...

Как прививать детям интерес к чтению и любовь к книгам?

Чтение – основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира. Несмотря на появление новых средств массовой информации значение чтения в жизни людей по-прежнему огромно. Настоящая литерату...

Консультация для родителей "10 советов, как привить ребёнку любовь к чтению и книгам"

О том, что современные дети мало читают, говорят на каждом углу. Больше всего в этом обвиняют гаджеты, но всё же и до их появления люди делились на читающи...

Консультация для родителей «Прививаем детям любовь к чтению»

laquo;Человек, любящий и умеющий читать, -счастливый человек.Он окружен множеством умных,добрых и верных друзей.Эти друзья — книги.»(К. Паустовский)...

Как прививать ребёнку любовь к чтению

Почему дети не любят читать. Сначала давайте разберёмся в том, почему современный ребёнок не хочет читать и какие действия родителей могут отбить у него охоту к книгам. Об этом сказано и написано мног...

Консультация для родителей на тему: "10 способов, как привить ребёнку любовь к чтению книг"

Своевременное развитие словаря - один из современных факторов подготовки детей к школьному обучению. Взрослые должны помнить, что потребность ребёнка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился...