Подготовка к обучению грамоте
методическая разработка по логопедии на тему

Григорьева Александра Владиславовна

Ознакомление со звуковым строением слова

Подготовка к обучению письму

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_obucheniyu_gramote.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к обучению грамоте (окончание)

5. Ознакомление со звуковым строением слова.

        

Ознакомление детей со звуковой стороной слова начинается в младшем дошкольном возрасте (на первом этапе обучения). Перед педагогом стоит задача – обратить внимание детей на звуковую форму слова, помочь ребенку освоить значение слова звук. Эта работа проводится на занятиях по ЗКР и в речевых играх, в ходе которых:

  1. дети учатся внятно и четко произносить звуки,
  2. вслушиваться в звучание слов,
  3. различать на слух сходные и различающиеся слова,
  4. произносить слова с разной силой голоса,
  5. произносить слова в разном темпе.

На занятиях по ознакомлению с художественной литературой дети учатся:

  1. вслушиваться в стихотворения,
  2. вслушиваться в рифмующиеся слова,
  3. замечать часто повторяющиеся звуки.

Приемы, направленные на выделение звука и осознание его смыслоразличительной роли:

  1. произношение слов с интонационным выделением звуков,
  2. вслушивание в звучание разных слов (длинные и короткие),
  3. выделение часто повторяющихся слов и звуков в песенках, потешках, стихотворениях, чистоговорках,
  4. сравнение слов-синонимов,
  5. сравнение многозначных слов, омонимов.

Подведение ребенка к звуковому анализу начинается на втором этапе обучения. Задачи этого этапа работы – научить слышать в слове отдельные звуки; обучение обобщенному способу выделения звука в словах; обучение определению места звука в слове.

Способом выделения звука в слове является особое произнесение слова – с интонационным, особо подчеркнутым выделением в нем отдельного звука. При этом педагог должен произносить слова слитно, не отделяя один звук от другого. Овладению способом интонационного произнесения звука помогают следующие приемы:

  1. сравнение звука с «песенками» (ссс – насос, шшш – ветер и рп.),
  2. нахождение звука («песенки») в произносимых взрослым словах,
  3. называние детьми игрушек, картинок так, чтобы была слышна песенка (песенка жука – жжжжук).

Затем проводится работа по обучению определению места звука в слове. Для этого проводятся упражнения на классификацию, для которых подбираются игрушки и картинки, в названии которых есть данный звук.

Далее детей обучают называть изолированный звук и выделять в слове первый звук.

На третьем этапе обучения ставится задача формирования у детей умения производить звуковой (фонемный) анализ. Звуковой анализ предполагает:

  1. выяснение порядка следования фонем,
  2. установление различительной функции фонем,
  3. выделение основных фонематических представлений, свойственных данному языку.

Выяснение порядка следования фонем поводится с помощью моделирования структуры слова в виде картинки-схемы его звукового состава (по Д.Б. Эльконину). На картинке изображается предмет, слово-название которого должно быть проанализировано. Под картинкой дается графическая схема звукового состава, представляющая собой горизонтальный ряд клеток по числу фонем. Кроме картинок дети получают несколько одноцветных фишек нейтрального цвета для заполнения схемы.

Знакомство со схемой звукового состава слова проводится на примере слова ау:

  1. слово произносится протяжно,
  2. выделяется первый звук а,
  3. педагог мелом на доске рисует квадрат,
  4. выделяется второй звук у,
  5. рядом с первым квадратом рисуется второй,
  6. уточняется, какой звук произносится первым, какой вторым,
  7. педагог показывает на клетки, затем медленно ведет по ним слева направо, а дети произносят соответствующие звуки.

Затем демонстрируется картинка мак со схемой звукового состава. Дети вслед за педагогом произносят слово мак с интонационным выделением звуков (педагог проводит указкой по схеме, задерживая ее поочередно на каждой клеточке, и выделяет звук голосом). Далее детей учат замещать звук фишкой.

На следующих занятиях отрабатывается это умение. Для начала предлагаются слова из трех звуков (мак, сыр, дом, кит, кот, шар, лук, жук, дым, нос, рак).

После этого вводится различение гласных и согласных звуков. На примере одного из указанных слов выделяют гласный звук, поясняя, что его можно выкрикнуть, пропеть; когда его произносят, ничего не мешает – ни губы, ни зубы, ни язык. Дети находят гласные звуки в ранее проанализированных словах и обозначают их фишками красного цвета.

В дальнейшем детей знакомят с согласными звуками, вводят дифференциацию звуков по твердости-мягкости. С этой целью создаются игровые ситуации, например, вносят две куклы – сердитую и веселую, одетые в синий и зеленый костюмчик. В зависимости от твердости и мягкости дети раскладывают картинки, названия которых начинаются с твердых и мягких согласных. Затем твердые и мягкие звуки замещаются на схемах фишками синего и зеленого цвета.

После этого переходят к анализу слов, состоящих из четырех звуков. Для этого используют слова: пила, луна, рыба, лиса, сани, мыло, гуси, бусы. На этом этапе картинки-схемы могут быть заменены схемами.

Следующий шаг – обучение выделению ударного звука. Сначала определяют ударный слог, а затем уточняют, что ударение падает на гласный звук, и фиксируют его с помощью фишки черного цвета.

В конце обучения детям предлагают слова из пяти звуков (слива, замок, мошка, мушка).

На протяжении всего периода обучения выполняют следующие задания:

  1. определить место звука в слове,
  2. подобрать слова с заданным звуком,
  3. определить первый и последний звук в слове,
  4. определить последовательность звуков в слове,
  5. сравнить звуковое строение слов, различающихся одним звуком,
  6. вариант игры «Живые звуки»,
  7. дидактические и компьютерные игры.

Таким образом, звуковой анализ проходит в своем формировании следующие стадии:

  1. интонационное выделение последовательности фонем и общий фонемный анализ слова с опорой на картинку-схему и фишки,
  2. дифференциация гласных и согласных фонем: установление места ударения в слове,
  3. дифференциация согласных фонем по твердости и мягкости (в дальнейшем – по глухости и звонкости) и моделирование основных фонематических отношений в слове,
  4. (в дальнейшем) проведение звукового анализа без опоры на наглядность – графической схемы, а затем постепенно и отказ от фишек. Полный звуковой анализ осуществляется в уме (во внутреннем плане).

 

  1. Подготовка к обучению письму

В содержание подготовки детей к письму входит:

  1. интеллектуальное и общеречевое развитие,
  2. формирование фонематическое восприятия,
  3. формирование представлений о явлениях языка и речи,
  4. развитие способности к элементарному осознанию явлений языка и речи,
  5. умения звукового анализа,
  6. подготовка к овладению техникой письма.

Задачи подготовки к обучению письму:

  1. Развитие точности зрительного восприятия, формирование умения вычленять элементы из целого и вновь объединять их в целое, развитие точности пространственной дифференцировки.
  2. Развитие ориентировки в пространстве по направлениям (вправо, влево, правая сторона, левая сторона, верхняя, нижняя линейка, клеточка).
  3. Ознакомление с правилами письма: пишут слева направо; последовательно заполняют страницу, сохраняя одинаковую величину элементов, равное расстояние между ними.
  4. Подготовка мелкой мускулатуры руки к письму и выработка умения управлять своими движениями в соответствии с поставленными задачами (штриховка, рисование бордюров, упражнение в написании элементов букв).
  5. Выработка умений сопровождать свои наблюдения и действия словесными объяснениями.
  6. Обучение соблюдениею определенных гигиенических требований (расположение тетради, посадка за столом, поза при письме, расстояние глаз от тетради, правила держания карандаша и ручки).

Формы организации и содержание работы по подготовки к обучению письму:

  1. занятия по изобразительной деятельности,
  2. дидактические упражнения, разработанные М.Монтессори,
  3. специальные упражнения 

(обводка и штриховка геометрических фигур, контурных изображений овощей, фруктов, грибов, листьев;

рисование предметов, напоминающих элементы букв – флажки, овалы, удочка и пр.;

рисование бордюров, состоящих из углов, квадратов, кружков, полуовалов, петель, прямых линий, линий с закруглением вверху, внизу и пр. в границах строчки),

  1. проведение тонких больших штрихов, представляющих собой дуги, от одного края тетради к другому, тонких наклонных штрихов сверху вниз, овалов, восьмерок (для развития кисти и пальцев рук).  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте

Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...

Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.

Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...

рабочая программа: Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Подготовка к обучению грамоте: «Волшебный мир звуков и букв».

Рабочая программа: Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Подготовка к обучению грамоте "Волшебный мир звуков и букв."...

Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Обучение грамоте"Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте буквы Е, Ё, Я, Ю"для детей подготовительной к школе групп( 20.04-24.04)

Цель• 1.Развитие фонематического слуха детей. • 2.Умение находить заданные звуки. • 3.Закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова и в середине слов. • 4. Фо...

Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Обучение грамоте"Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте буквы Е, Ё, Я, Ю"для детей подготовительной к школе групп

Цель• 1.Развитие фонематического слуха детей. • 2.Умение находить заданные звуки. • 3.Закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова и в середине слов. • 4. Фо...

Методическая разработка подготовки и проведения занятия с детьми старшей группы по подготовке к обучению грамоте «Путешествие на планету Грамотейка»

   Занятие по подготовке детей старшей группы к обучению грамоте, посвящённое Дню космонавтики       ...