Главные вкладки

    Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ И РАЗВИВАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ - ДИЗАРТРИКАМИ В ДОУ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА"
    статья по логопедии на тему

    Бикмаева Алла Николаевна

    Статья

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_rogova_remezkova_iif_2012.docx21.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ И РАЗВИВАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ  - ДИЗАРТРИКАМИ В ДОУ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА.

    Наш детский сад  является  дошкольным учреждением компенсирующего  вида, который посещают дети с тяжелыми речевыми нарушениями. Более 50% воспитанников ДОУ по заключению невролога  имеют стертую форму дизартрии.

            Такая форма дизартрии встречается очень часто в логопедической практике. Основные проявления стертой дизартрии:

    - расстройство артикуляции звуков (речь нечеткая, смазанная)

    - нарушение голосообразования, темпа и ритма речи

    - гиперкинезы и повышенная саливация.

    - нарушения общей и мелкой моторики.                                  

    Дети,  имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи т.к. у них нарушены все компоненты   речи.

    Чаще всего стертая дизартрия диагностируется после пяти лет. Детям, чья симптоматика соответствует стертой дизартрии, необходимы периодические консультации    невролога для уточнения или подтверждения диагноза и для назначения адекватного лечения, т.к. при стертой дизартрии методика коррекционной работы должна быть комплексной и включать в себя: медицинское воздействие, психолого-педагогическую помощь, логопедическую работу.  

    Имея большой опыт работы с детьми со стертой дизартрией, мы хотим поделиться им с коллегами. Нами разработана система коррекционного воздействия с использованием развивающих логопедических технологий, позволяющая повысить эффективность  проводимой работы и  способствующая максимальному исправлению речи   наших воспитанников.

    Коррекционная работа с детьми – дизартриками условно делится  на 3 этапа.

    Продолжительность каждого этапа индивидуальна для каждого ребенка и зависит от степени тяжести проявления дефекта.

    1 этап – подготовительный.

    Задачи:

    - формирование психической активности ребенка

    - подготовка речевого аппарата к постановке звуков

    - подбор медикаментозных средств

    - развитие мелкой моторики пальцев рук

    «Таблица 1»

    Задачи работы

    Учитель-логопед

    Учитель – дефектолог

    1. Формирование психической активности детей

    Заранее подготовленные беседы с детьми и родителями «Все сумею, все смогу и все правильно скажу»

    Беседы о речи с детьми в процессе проведения режимных моментов. Педагогическое просвещение родителей. Подбор специальной литературы.

    1. Подготовка  речевого аппарата к постановке звуков

    Массаж.

    а) Зондовый массаж (по Новиковой Н.П.)

    б)  Точечный массаж

    Артикуляционная гимнастика.

    а) Для развития подвижности губ и щек.

    б) Для развития подвижности мышц языка.

    в) Для нижней челюсти.

    г) Для мышц глотки и мягкого неба.

    Работа по развитию речевого дыхания и голоса с использованием дыхательных упражнений:

    а) без речевого сопровождения

    б) с речевым сопровождением из разных исходных положений

    1. Развитие мелкой моторики пальцев рук

    - Пальчиковая гимнастика

    - Игры  с различными мелкими предметами (с пуговицами, счетными палочками, крупой, бусами)

    Гидрогимнастика (прокатывание, перекатывание, перекладывание в теплой воде различных предметов)

    Су-джок терапия

    1. Подбор медикаментозных средств

    Назначаются неврологом при индивидуальном осмотре детей.

     2 этап – основной.

    Задачи:

    - развитие фонематического слуха

    - постановка отсутствующих и исправление искаженных звуков

    - формирование лексико-грамматических средств языка

    -  формирование слоговой структуры слова.

    «Таблица 2»

    Задачи работы

    Учитель-логопед

    Учитель – дефектолог

    1. Развитие фонематического слуха

    - Развитие навыка узнавания и дифференциации фонем на слух (узнавание гласных звуков по беззвучной артикуляции, выделение заданного звука из ряда других, определение последовательности звуков в ряду, подбор слов на заданный звук)

    - Формирование фонематического восприятия

    (определение наличия и позиции звука в слове, анализ обратных  и прямых слогов)

    - Развитие навыка распознавания неречевых звуков (звучание музыкальных инструментов, игрушек, голосов природы по схеме: Что звучит? – Где звучит? – Как звучит?)

    1. Постановка отсутствующих и исправление искаженных звуков

    Постановка звуков

    а) по подражанию

    б) с механической помощью

    Автоматизация звуков.

    1. Формирование лексико-грамматических средств языка

    Проведение фронтальной, подгрупповой и индивидуальной НОД по формированию лексико-грамматических средств языка.

    Создание картотеки для родителей, позволяющей закреплять дома знания, полученные детьми в ДОУ.

    Разработка совместно с воспитателем перспективного планирования  коррекционной работы по закреплению изученного материала

    Проведение наблюдений, целевых прогулок и экскурсий, игр на классификацию предметов, их обобщение, выделение четвертого лишнего предмета из определенной группы.

    1. Формирование слоговой  структуры слова.

    - Серия игровых упражнений по развитию восприятия и воспроизведения гласных звуков, слогов и слов:

    а) определение длины звучания языковой единицы, демонстрация символа.

    б) произнесение гласных звуков, слогов, слов разной длины в соответствии с предложенным символом.

    в) подбор слова к предъявленному символу (длинный флажок – длинное слово, короткий  флажок – короткое слово)

    - Упражнения, направленные на совершенствование возможностей восприятия и воспроизведения  последовательности звуков, слогов, слов.

     - Игровые упражнения, направленные на совершенствование восприятия и произношения слов различной слоговой структуры:

    а) изолированно

    б) в составе минимального контекста (классификация по А.К. Марковой)

    - Работа по формированию  пространственных представлений и оптико-пространственной ориентации:

    а) практическое осознание схемы собственного тела.

    б) освоение пространственных отношений между  предметами и собственным телом.

    - Развитие моторных функций пространственной организации и сложных параметров серийных движений и действий:

    а) воспроизведение заданной последовательности общих движений

    б) вербальное обозначение последовательности выполненных движений.

    3 этап – заключительный.

    Задачи:

    - овладение звуко-буквенным анализом слов  и подготовка детей к обучению грамоте.

    - формирование умения произносить слова сложной слоговой структуры.

    - формирование связной диалогической и монологической речи.

    - работа над интонационной выразительностью речи.

    «Таблица 3»

    Задачи работы

    Учитель-логопед

    Учитель – дефектолог

    1.  Овладение звуко-буквенным анализом слов  и подготовка детей к обучению грамоте.

    - Проведение фронтальной, подгрупповой и индивидуальной НОД по формированию звукопроизношения и звуковому анализу и синтезу слогов и слов.

    - Игры и упражнения на формирование зрительного восприятия  и развитие пространственного гнозиса.

    -- Проведение фронтальной, подгрупповой и индивидуальной НОД по обучению грамоте.

    - Формирование графических навыков и умения ориентироваться на листе бумаги.

    1. Формирование умения произносить слова сложной слоговой структуры.

    Отраженное проговаривание и заучивание:

    а) слов, словосочетаний и предложений

    б) рифмовок и стихотворений

    в) скороговорок

    г) рассказов

    Чтение и печатание слов сложной слоговой структуры.

    1. Формирование связной диалогической и монологической речи.

    - Проведение фронтальной, подгрупповой и индивидуальной НОД по формированию связной речи:

    а) работа по составлению предложений разной синтаксической структуры.

    б) обучение ведению подготовленного диалога

    в) обучение пересказу

    г) составление описательных рассказов.

    д) составление сюжетных рассказов по картине, серии картин

    е) составление творческих рассказов

    - Формирование ориентировочной основы действия по узнаванию образцов связной речи:

    а) сопоставление рассказа  и набора слов из него.

    б) сопоставление рассказа и десемантизированного предложения, где названия предметов заменены местоимениями.

    в) сопоставление рассказа и бессмысленного набора предложений

    г) сопоставление рассказа и деформированного текста

    - Игры на восстановление порядка серии сюжетных картинок

    - Игры на воображение

    - Игры-инсценировки

    1. Работа над интонационной выразительностью речи.

    - Проговаривание предложений различной интонационной выразительности (повествовательные, восклицательные, вопросительные)

    - Подбор пиктограмм.

    - Заучивание и чтение стихотворных текстов.

    - Анализ и оценка различных ситуаций и поступков.

    - Игры-драматизации.

    - Различные виды театра.

    - Вечера досугов.

    - Просмотр мультипликационных  и художественных фильмов-сказок.

    - Чтение произведений художественной литературы.

    - Пантомима.

                                                               

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. В.М. Акименко  Развивающие технологии в логопедии. Ростов на Дону «Феникс» 2011 г.
    2. Е.Ф. Архипова Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии. Москва «Астрель» 2008 г.
    3. Т.В. Бабина, Н.Ю. Шарипова Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Москва «Парадигма» 2010 г.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Использование информационно-коммуникативных технологий в сочетании с технологиями здоровьесбережения в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида».

          В статье обозначена актуальность использования информационно-коммуникативных технологий в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида на современном этапе р...

    ИННОВАЦИОННЫЕ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗПР

    Применение коррекционно- развивающих технологий, для лучшего развития детей....

    Методические рекомендации по закреплению употребления предлогов детьми с тяжелыми нарушениями речи Из опыта работы воспитателя логопедической группы детского сада компенсирующего вида № 465 г.о. Самара Овчинниковой Дарьи Вячеславовны.

    Методические рекомендации по закреплению употребления предлоговдетьми с тяжелыми нарушениями речиИз опыта работы воспитателя логопедической группы  детского сада компенсирующего вида № 465 г...

    Коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми ОВЗ

    Коррекционно-развиающие технологии в работе с детьми  ОВЗ...

    Логопедический массаж при работе с детьми-дизартриками

    В статье раскрываются цели, задачи и виды логопедического массажа, а так же даны рекомендации по его проведению....

    Нетрадиционные приемы воздействия при работе с детьми-дизартриками на этапе формирования правильного артикуляционного уклада

    В материалах представлены приемы нетрадиционного массажа при работе с детьми дизартриками....

    Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Дыхательная гимнастика»

    Правильное дыхание – необходимое условие полноценного физического развития человеческого организма. Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти...