«Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
статья по логопедии на тему

Паншина Татьяна Сергеевна

Театр для дошкольника, это возможность расширить виды предметной деятельности, познакомиться с родным языком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)

Паншина Татьяна Сергеевна,  г. Владимир

        Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) (в том числе и дети-инвалиды) составляют довольно большую группу в детском обществе. Состояние здоровья таких детей препятствует обучению, воспитанию и освоению дошкольных образовательных программ. Среди них есть особая группа детей-инвалидов обучающихся на дому. И моя коррекционно-развивающая деятельность с этими детьми направлена на:

  • формирование социально-бытовых ориентировок, закрепление навыков самообслуживания;
  • стимулирование речевой деятельности;
  • формирование вербальных и невербальных способов общения;
  • формирование коммуникативной функции речи;
  • удовлетворение потребности в общении с окружающими;
  • формирование предметно-практической деятельности;
  • развитие познавательной деятельности;
  • обучение простейшим предметным и трудовым действиям;
  • вовлечение родителей и детей в совместную деятельность;
  • обучение родителей способам общения и взаимодействия с ребенком;
  • психологическую поддержку матерей.

Коррекционно-развивающая работа с детьми на дому начинается с изучения анамнестических данных, бесед с родителями и наблюдений за ребенком. Семья, воспитывающая ребенка-инвалида хочет, чтобы он хорошо разговаривал, и ничем не отличался от обычных сверстников, и  поэтому главная составляющая в работе с детьми на дому – это формирование и развитие речи. Использование театрализованной деятельности в целях развития речи кажется мне очень эффективным средством обучения.

Театр для дошкольника, это возможность расширить виды предметной деятельности, познакомиться с родным языком. На занятиях мы обыгрываем сказку, рисуем, лепим и наклеиваем героев. Играя роль какого-нибудь героя,  дети переживают и радуются, пытаются с помощью мимики и жестов передать своего героя,  исполняют танцы совместно с логопедом и родителями, договаривают слова в конце строчки в стихотворениях. В процессе инсценировки сказок движения детей становятся более уверенными,   речь более понятной, расширяются знания и представления об окружающем мире, появляется желание общаться и взаимодействовать друг с другом.

В коррекционной работе с детьми-инвалидами, посредством театрализованной деятельности я расширяю их эмоциональный мир и познавательный интерес. Пальчиковый театр, кукольный театр, настольный театр игрушек, настольный плоскостной театр, плоскостной театр на фланелеграфе, звучащие игрушки, богородская игрушка – всё это очень хорошо влияет на развитие мелкой моторики и общее речевое развитие ребенка. В процессе проигрывания сказок принимают участие дети с родителями. Если в театре задействованы родители, то это праздник для детей. Совместное рисование, драматизация, проговаривание по ролям, сочинение сказок, работа с пластилином и тестом – создало возможность лучше понимать и строить отношения со своим ребенком.  После проведенного занятия воспитанники остаются в образе героя из собственной сказки и продолжают играть совместно с родителями.

          Я  разработала проект «Мои первые книжки».  Работая  с детьми   мы читаем сказки;  используем разные виды театра по сказке ребенка;  рисуем; проводим выставки детских рисунков и поделок;  тематические выставки, например, «Книга о моей семье», «Овощи – умеют разговаривать», «Времена года», «Как поют звуки» и т.д.; изготавливаем  «Книжки – самоделки».

С родителями я провела консультации  и рекомендации по темам:  «Совместное чтение книг с детьми»;  «Книги своими руками»;  Выставка «Книжки – самоделки руками «особых» детей».

          Итогом моего проекта явилась выставка «Мои первые книжки», презентация для родителей и педагогов ДОУ. В результате совместной деятельности детей, родителей, учителя-логопеда можно сделать вывод о том, что взаимоотношения между ребенком и родителем стали более эмоциональными. В некоторой мере смягчились переживания родителей, изменилась их позиция в отношении воспитания ребенка-инвалида.

         Главное достижение совместной театрализованной деятельности в том, что дан толчок к развитию речевой и познавательной деятельности, формированию коммуникативной функции речи, а у некоторой части детей удалось сформировать альтернативные способы общения.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ОВЗ»

«Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ОВЗ»...

«Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях».

Пластилинография – это мягкий и глубокий метод работы со своей личностью. Этот тренинг для тех, кому надоели негативные эмоции, и кто хочет вернуть себе спокойствие и умиротворение. Техника может с ус...

Служба ранней помощи для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а так же детей группы риска МАДОУ "Детский сад №3 "Ромашка"

Служба ранней помощи для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а так же детей группы риска МАДОУ "Детский сад №3 "Ромашка"...

«Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ОВЗ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Видновская средняя общеобразовательная школа № 7 фактический адрес: 142701, Московская область, Ленинский г.о.,  г. Видное, пр-д...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ОВЗ»

Цель: —создание условий для коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ и развитие их мотивации на устранение своих речевых дефектов.Задачи:Стимулирование речевой деятельностиФормирование вербальн...

Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья

В наше время одним из приоритетных направлений в образовании является доступность образовательной среды для всех детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с огранич...