Семинар-практикум по логоритмике для родителей и педагогов
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Пичикина Юлия Васильевна

Материал содержит немного теории о том, что такое логоритмика. Также есть несколько практических упражнений, которые могут быть использованы педагогами и родителями  для занятий с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logoritmika_dlya_mrko.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Она связывает воедино слово (звук), музыку и движения.

Что такое логоритмика?

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Ежедневное выполнение в определённое время различных по своему характеру логоритмических упражнений (утренняя дыхательно-голосовая зарядка с движением, упражнения на расслабление, пение гласных звуков с движением и т.д.) приучает детей к оздоровительному режиму. Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, рече-двигательной, познавательной и др.

Логопедическая ритмика включает в себя:

  • ходьбу в разных направлениях;
  • упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
  • упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;
  • речевые упражнения без музыкального сопровождения;
  • упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
  • ритмические упражнения;
  • пение;
  • упражнения на развитие мелкой моторики.

Вот несколько упражнений из занятий по логоритмике:

  1. Логопедические упражнения на развитие силы и модуляции голоса.        

Звонко капают капели (кап-кап-кап);

Птицы весело запели (чирик-чирик);

Встретят солнце птичьи трели (тр-р-р-р);

Птицы к нам тепло зовут:

Дятел – д-д-д-д-д;

Синица – тинь-тинь-тинь;

Ворона – кар-кар-кар;

Кукушка – ку-ку-ку;

Воробей – чик-чирик;

Сорока – ч-ч-ч-ч;

Филин – у-у-ух;

Тает снег, сугробы оседают (а-а-ах);

Бежит звонкий, чистый ручеек (бл-бл-бл);

Котик нежится на травке (мяу);

Мать-и-мачехи цветок на ветру;

Кивает желтой головой (ф-ф-ф-ф);

Его гладит лучик солнца золотой (а-а-а-а).

  1.  Логопедическая гимнастика «Муравей»

1. «Муравьи спят» (на активизацию мышц мягкого нёба). Храпеть на вдохе и выдохе (подражание спящему).

2. «Муравьи играют язычком» (на развитие умений управлять языком). Рот открыт. Губы в улыбке. Высунутый язык делать попеременно широко распластанным («лопатой») и узким («иголочкой»), стараясь, чтобы губы оказались неподвижными.

3. «Муравьи угощаются ягодками» (на укрепление кончика языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженный язык кончиком упирается то в одну, то в другую щеку. При выполнении упражнения челюсть и губы должны быть неподвижны.

  1. «По ягоды» Координация речи с движением.

 Мы шли-шли-шли,    ( Маршируют, руки на поясе.)

 Землянику нашли.    (Наклонились, правой рукой коснулись

                                      носка левой ноги, не сгибая колен).

 Раз, два, три, четыре, пять,   (Маршируют).

 Мы идем искать опять.  (Наклонились, левой рукой достали носок правой ноги).

  1. Массаж «Капуста».

 Мы капусту рубим, рубим. Стучат по спине ребрами ладоней.

 Мы морковку трём, трём. Гладят спину пальцами вверх-вниз

 Мы капусту солим, солим. «Бегают пальчиками по спине.

 Мы капусту жмём, жмём. «Жмут»

 Сок капустный пьём, пьём. Гладят спину.

  1. Фонопедическое упражнение  «Метель».

 Свистели метели,  Дети делают glissando от низкого регистра

к верхнему на звук [у]

 Летели снега,  Делают glissando от высокого регистра к

низкому на звук [о]

 Стелила постели большая пурга.  Делают glissando на звук [и] то ↑, то↓,

показывая высоту звука рукой.

Стелила постели морозом она,  Пропевают отрывистые, «острые» звуки

[а] в разных регистрах по показу

И было метелям всю ночь не до сна.  То усиливают звук, разводя руки в стороны,  то затихают, приближая ладони друг к другу,на одном дыхании,  пропевая разные гласные.

Москва,

28.01.2014г