Методическая разработка по логопедии
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Авторская методическая разработка по логопедии, направленная на устранение и коррекцию речевых проблем у дошкольников с диагнозом: общее недоразвитие речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия  по развитию речи дошкольников подготовительного возраста (театральная инсценировка по мотивам сказки «Маленький принц»

Музыкальный зал подготовлен к представлению – выделена сцена, с определением мест для 6 планет, которые связаны между собой «Звездным путем» (веревка, выложенная по кругу), отделен «зрительный зал», Оборудование:

Цель занятия: работа по развитию речи дошкольников подготовительного возраста с диагнозом: общее недоразвитие речи

Задачи занятия:

развитие зрительного, слухового внимания

работа над развитием мелкой моторики, осязания

работа над фонематическими анализом, синтезом, представлениями слов

закрепление понятий звука и буквы на примере А

Развитие координации движений,

Работа над грамматическим строем речи (словообразование, словоизменение)

Развитие психических процессов (память, внимание, мышление, воображение, речь)

Расширение представлений о космическом пространстве

Воспитание положительных нравственных качеств личности

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами отправимся в межпланетное путешествие. Мы полетим далеко-далеко ввысь, сквозь облака, к самым звездам. Встретимся с жителями разных планет, узнаем, как они там живут. А вы знаете, на какой планете мы с вами живем? Как вам кажется, наша планета большая или маленькая? А кто живет на нашей Земле?

А какие еще планеты вы знаете?  Но сегодня мы с вами посетим  волшебные планеты, вас ждет много чудес, игр и интересных встреч!

  1. Постановка задач занятия

Дети сидят на стульчиках сбоку зала

Логопед: на одной далекой-далекой планете, высоко-высоко от земли, где ярко светят голубые звезды живет маленький принц. Он меньше вашего мизинца. Его планета такая крошечная, что он сам на ней с трудом умещается. Он часами сидит на краю своей планеты и смотрит на звезды. У него только и есть, что цветок, о котором он заботился, да нарисованный барашек – вот и все его друзья.  Он тысячу раз видел, как солнце укладывается спать, как звезды танцуют. А еще он видел, как дети на планете Земля играют, ссорятся, мирятся, как они дружат. И ему очень захотелось, чтобы у него тоже были друзья, такие, как вы, чтобы он мог смеяться, играть  ходить в гости и дарить подарки. К сожалению, он не может прилететь к нам, на Землю, потому что не может оставить на своей маленькой планете цветок и своего барашка одних, он приглашает вас к себе в гости! Но его планета очень далеко, чтобы долететь до нее, надо пролететь через множество других планет, выполнить их задания и только тогда вы сможете продолжить свой путь на планету «Маленького принца». Вы готовы преодолеть препятствия ради встречи с этим маленьким  мальчиком, которому очень грустно и одиноко без настоящих друзей? Тогда в путь! (появляется планета маленького принца, сделанная из папье маше, которая покачивается под потолком)

  1. Основная часть занятия

Логопед приглашает детей  в ракету  (дети встают друг за другом, поднимают руки вверх – как нос ракеты), выполнив при этом дыхательные упражнения – в космосе очень мало воздуха, поэтому нам надо запастись им: вдох через рот – выдох через нос (3 раза). Звучит мелодичная музыка, дети за логопедом на носочках бегут по кругу, выложенному веревкой, как космическая галактика. Приземляются на каждой из 6 планет. (символы планет – шарики разного цвета). Встречаются с ее жителем (взрослый), выполняют задание, летят дальше и так по образцу пролетают все планеты.

Когда через все планеты пролетели – оказываемся на последней планете путешествия – планета «Маленького принца». Логопед акцентирует внимание детей на том, что маленький принц очень пугливый, он никогда не разговаривал с детьми, он боится, давайте нарисуем свое настроение, чтобы принц видел, что вы не обидите его, что вы рады его видеть и выложите на пол. Детям предлагаются листы с уже нарисованными лицами – им нужно нарисовать губы, глаза и раскрасить свое настроение (исследование психологического состояния). Но нужно это сделать до тех пор, пока звучит музыка. Затем детям предлагается сесть в круг, взяться за руки (символ дружбы), закрыть глаза и ….

Фанфары, запуск летающих шаров, выход принца (Пищиков Максим) под музыку бежит вокруг детей, посыпая пол звездами. Знакомится с детьми, благодарит за их приезд, предлагает сыграть в его любимую игру: кто больше соберет звезд из тех, что он разбросал.

Голос из магнитофона объявляет, что путешествие заканчивается, им пора отправляться домой. Дети садятся в ракету, маленький принц махает им рукой, ласковый, «звездный» голос под тихую мелодичную музыку говорит: «вот и заканчивается путешествие на самую далекую, самую крохотную планету во всей галактике, где ярко светят голубые звезды, где на самом краю сидит мальчик и смотрит на звезды. Он тысячу раз видел, как солнце укладывается спать, как звезды танцуют, как белый космический туман превращает звезды в смешных человечков. Теперь он будет смотреть на своих друзей, которые живут на планете Земля, он будет улыбаться и когда-нибудь, глядя на звезды, вы обязательно увидите, как Маленький принц машет вам со свой планеты!

Как только дети приземляются, логопед говорит о том, что маленький принц подарил каждому частичку своей планеты (звезды, которые светятся в темноте). Если ваша звезда засветится  в темноте, значит Маленький принц включил фонарь на своей планете и машет вам, своим друзьям на Земле!

Итог занятия

Где мы сегодня побывали, вам понравилось? А какая планета вам понравилась больше?  Идет разговор о важности дружбы и что дружбе не страшны расстояния, что важно лишь то, что можно увидеть сердцем – мы, смотря на звезды можем не увидеть глазами Маленького принца, ведь его планета очень маленькая, главное, что мы будем знать, что если мы смотрим на звезды, то мы помним принца и он обязательно тоже нас увидит!

Планеты

  1. Планета звука и буквы А
  2. Планета, где все наоборот
  3. Планета ласковых слов
  4. Планеты обманщиков
  5. Планета незнайки
  6. Планета загадок

Задания планет:

Планета звука и буквы А

 Закрепление полученных знаний:

  • Житель называет слова, выделяя звук А – гАлАктикА, Астероид, звездА, кАрАбль, плАнета. Какой звук я выделил в каждом слове? Что это за звук (певучий). Что делают губы (при звуке А широко открываются).
  • А что такое звук? (то что мы можем говорить и слышать), а кто такая буква? (сестра звука, буквой мы можем обозначить звук на письме). ЗВУКИ ГОВОРИМ, А БУКВЫ ПИШЕМ.
  • Тогда давайте поиграем – по очереди назовем слова, где есть звук А, причем он должен стоять в начале слова (житель каждому по очереди бросает мяч)
  • Выставляется большой лист на доску, где в  середине листа крупно нарисована буква А и много картинок. Житель спрашивает: что это за знак неведомый, дети отвечают – буква А . А на что похожа буква А (крыша дома, на ноги). Тогда предлагается провести стрелки от картинок к букве, если в слове есть звук А) Выполняют по очереди.

Планета, где все наоборот

Житель планеты одет в одежду наоборот. Автор рассказывает, что на этой планете живет чудак, который все спрашивает наоборот, все потому что в детстве надевал носки наоборот и вопросы у него «наоборотные»:

1.

  • Почему у лучей есть солнце?
  • Почему у плавников есть рыба?
  • Почему у хвоста есть собака?
  • Почему у листьев есть дерево?
  • Почему у рогов есть корова?
  • Почему у крыши есть дом?
  • Почему у хобота есть слон?
  1. скажи  наоборот:
  • арбуз тяжелый, а гиря еще …. (тяжелее)
  • весной тепло, а летом еще…
  • моя планета красивая, а ваше еще…
  • у меня одна звезда, а на небе их еще…
  • вечером темно, а ночью еще…
  • яблоко кислое, а лимон еще…
  • моя планета далеко, а планета маленького принца еще…

3.У всех детей есть комплект картинок: батон, бутон, бетон, бидон, питон

Житель читает cтих, дети должны поднять нужную картинку:

В печке выпечен… (батон)

А в руке моей.. (бутон)

По траве ползет… (питон)

Молоко течет в …(бидон)

А на стройке есть… (бетон)

Планета ласковых слов

Житель говорит, что на его планеточке все говорят ласково и предлагает картинки. Каждый ребенок должен рассказать, что нарисовано на его картинке, называя предметы ласково

Планеты обманщиков

Заведомо говорит неверно – дети исправляют:

  • сейчас на вашей планете лето, все ходят в теплых шубах, идет сильный дождь и распускаются розы
  • я вам назову слова, где есть ваш любимый звук А в начале слова (дети поднимают палочку. Где прикреплена звезда, если слышат ошибку): краска, батон, апельсин, море, лес, брат, лягушка.

Планета незнайки

Житель, который все время говорит не знаю. Перед ним доска с замысловатыми знаками – не знаю, что это такое прилетело ко мне с планеты певучих звуков:

Это символы гласных звуков. Дети по очереди, называют звук, соответствующий изображению. На названный звук нужно придумать слово, где есть этот звук (для помощи можно предложить картинки, чтобы дети выбрали необходимые).

Спасибо, вам, ребята, теперь я понял, что это зашифрованное послание нам!

Планета загадок (звуковые загадки)

  • Ползет, шипит, извивается, на ЗЗЗЗ начинается. (змея)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры в методических разработках учителя - логопеда

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей....

Методическая разработка по логопедии по теме: "Консультации для родителей"

В данной методической разработке содержится полезный материал для родителей младшего и старшего дошкольного возраста, логопедов детских дошкольных учреждений и воспитателей.Темы консультаций:* Будем г...

Методическая разработка по логопедии по теме: "Консультации для родителей"

В данной методической разработке содержится полезный материал для родителей младшего и старшего дошкольного возраста, логопедов детских дошкольных учреждений и воспитателей.Темы консультаций:* Будем г...

Методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме: учебно - методическое пособие.

Игра на развитие навыков словообразования и словоизменения....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПО ЛОГОПЕДИИ. ИГРА-ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Доскажи словечко»

Цели:развитие слухового внимания;развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;развитие умения классифицировать свойства предмета;систематизация словаря по теме «Овощи»;закрепление глагольной...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "ЗАДАНИЕ ЛОГОПЕДА НА КОРРЕКЦИОННЫЙ ЧАС" ДЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

Презентация с подробным описанием взаимосвязи логопеда с воспитателями. Пример планирования коррекционной работы на неделю для воспитателя. Образец знакомства воспитателя с работой логопеда в это...