Формирование интонационной выразительности у детей с ТНР
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Игры и упражнения на формирование интонационной выразительности речи у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vas_konsultiruet_simonova_iya.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Вас консультирует
           учитель-логопед

Симонова Ирина Яковлевна

Формирование интонационной выразительности у детей с ТНР

Важным атрибутом грамотного человека, наряду с другими, является его речь при условии, что она отличается четкостью дикции, интонационной и орфоэпической выразительностью, логической ясностью, эмоционально-образной выразительностью, поэтому, обучение интонационной выразительности является необходимым компонентом процесса формирования у ребенка речи, начиная с раннего возраста.

Исследования профессора Ф.А.Сохина доказывают: ребенок с речевой патологией самостоятельно не может овладеть речевой нормой, поэтому сейчас остро встает проблема введения элементов культуры речи в общую систему воспитания, что будет оказывать безусловное влияние на духовный мир ребенка и способствовать его коммуникативному развитию. Культура речи дошкольников рассматривается нами как осознанное усвоение выразительно- изобразительных средств речи и уместное их использование в собственных высказываниях в процессе общения. В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания и образования. Растет сеть альтернативных детских учреждений, появляются новые коррекционные программы для дошкольников, разрабатываются оригинальные методические материалы. На фоне этих прогрессивных изменений, всеобщей увлеченности компьютерными играми и программами, развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание. В мир чувств и эмоций ребенок часто вступает без провожатого, без поддержки и совета.

        Директивные действия взрослых с раннего возраста блокируют у ребенка с речевой патологией эмоциональное самовыражение, что часто приводит к возникновению фобий, неврозов, дезадаптационных форм поведения. По нашему мнению, формирование эмоций, коррекция эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания.

      Когда дошкольник меняет свой статус и становится школьником, взрослые начинают предъявлять ему более высокие требования. Прежде всего, это касается уровня речевого развития. Неумение владеть своими эмоциями, правильно говорить, грамотно и понятно для собеседника излагать мысли приводит к тому, что ребенок не доносит до него нужную информацию, а это, в свою очередь,  может стать причиной неуспеваемости, межличностных проблем в коллективе, конфликтов со взрослыми, в том числе и с учителями.      Часто бывает, что при выходе на сцену перед зрителями, дети с ТНР как бы утрачивают свои способности, превращаясь в «деревянных кукол» с заученными жестами, невыразительной речью, неоправданным кривлянием. Знакомить детей со сценическим действием можно на материале упражнений и этюдов, например:

Этюд «Вкусные конфеты».

У девочки в руках «коробка с конфетами». Девочка протягивает её детям по очереди, они берут по одной, благодарят, потом разворачивают и кладут в рот. По лицам видно, что вкусно. Дети выполняют жевательные движения, выражают эмоцию радости, удовольствия.

Этюд «Лисичка подслушивает».

Голова наклонена в одну сторону (слушает, подставляя ухо), взгляд направлен в другую сторону, рот полуоткрыт; поза: нога выставлена вперед, корпус наклонен вперед.

Этюд «Лисёнок боится».

Лисенок увидел на другом берегу реки маму, но не решается войти в воду. Вода холодная. Ребенок должен поставить ногу на носок, потом вернуть её на место. Повторить несколько раз. Имитировать стряхивание с ноги воображаемых капель воды.

Этюд «Ваське стыдно».

Педагог рассказывает детям, как кот забрался в кроватку к кукле и столкнул её на пол. Пришла Галя домой, подняла куклу и стала ругать Ваську: «Зачем ты мою куклу уронил?» А Васька стоит, голову опустил, стыдно ему. Дети показывают, как стыдно Ваське.    

Этюд на тренировку отдельных групп мышц «Шалтай-болтай».

«Шалтай-болтай сидел на стене,

  Шалтай-болтай свалился во сне».

         Дети поворачивают туловище вправо – влево, руки свободны. На словах «свалился во сне» резко наклонить корпус.            

         Театрализованная деятельность, наиболее близкая по своей природе сюжетно-ролевой игре ребенка-дошкольника и позволяет осуществлять индивидуально-дифференцированный подход. Мы не ставим задачу сделать из наших  детей-логопатов актеров. Основная цель – это дать возможность детям выразить себя средствами театра.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Формирование интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста"

В материале раскрываются  этапы работы по формированию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста. Содержит теоретическую и практическую части....

Опыт работы по теме "Формирование интонационной выразительности речи у детей с ОНР"

Я думаю, что это материал поможет воспитателям и логопедам обучать дете й интонационной выразительности....

Формирование интонационной выразительности у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Важным качеством детской речи является выразительность. Выразительностью речи называют такое ее качество, в котором выраженное суждение связано с отношением к нему говорящего. Выразительность речи осн...

Перспективный план работы по формированию интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением речи

Полноценное речевое развитие дошкольников возможно лишь при реализации комплексного подхода.  Перспективный план составлен с учетом основных направлений работы учителя-логопеда по формированию ин...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Формирование интонационной выразительности речи детей на занятиях"

Семинар-прктикум для педагогов ДОУ по формированию интонационной выразительности речи...

Консультация для родителей дошкольников «Формирование интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста»

Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроение с помощью интонации. Хотя письменное искусство и очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда р...