Консультация для родителей дошкольников «Формирование интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста»
консультация (старшая группа)

Наталья Андреевна Светличная

Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроение с помощью интонации. Хотя письменное искусство и очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда речь идет об интонации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей дошкольников «Формирование интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста»

Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроение с помощью интонации. Хотя письменное искусство и очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда речь идет об интонации.

Что же это такое, интонационная выразительность речи?

Интонационная выразительность речи обеспечивается умением изменять голос (повышать и понижать его тон, усиливать и понижать громкость, ускорять и замедлять темп речи, использовать паузы, выделять голосом отдельное слово или группу слов, придавать голосу эмоционально-экспрессивную окраску). С помощью интонации говорящий отражает свое отношение к высказываемой мысли, передает свои чувства, переживания.

Интонация — это сложный комплекс, включающий несколько выразительных средств звучащей речи.

Мелодика — повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки: певучесть, мягкость, нежность и др. Именно это позволяет избежать монотонности.

Темп — ускорение и замедление речи в зависимости о содержания высказывания.

Ритм — равномерное чередование ударных и безударных гласных, образующих слоги.

Фразовое ударение — выделение, в зависимости от смысла высказывания, паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов.

Логическое ударение — выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения отдельных слов, особо значимых в высказывании.

Тембр речи — звуковая окраска, отражающая экспрессивно эмоциональные оттенки: грустный, веселый мрачный и т. д.

Обычно интонационной выразительностью дети овладевают к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения со взрослыми. Но как показывает практика, зачастую речь наших детей монотонна и невыразительна, убыстренная или наоборот - замедленная. Они не осознают значения интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему. При этом важно понимать, что недостаточная интонационная выразительность отрицательно влияет на качество передаваемой информации, создавая трудности во взаимопонимании и ограничивая коммуникативные возможности детей.

В дошкольном учреждении коррекционная работа с детьми по формированию интонационной выразительности сочетает мероприятия, направленные на развитие слухового внимания, речевого слуха, речевого дыхания, мелодики, ритма, темпа, силы и тембра голоса. Вместе с тем, эффективность формирования выразительной речи во многом зависит от организации активного участия родителей в процессе формирования выразительной речи у дошкольников.

Что же поможет родителям сделать речь ребенка выразительной?

Прежде всего — это выразительное чтение сказок, стихов, других литературных текстов. Именно эмоциональная речь взрослых служит образцом интонационной выразительности. Поэтому работа над развитием этого важного качества ведется в основном, путем подражания. При заучивании стихотворения, при рассказывании или пересказе взрослый сам пользуется эмоционально выразительной речью и обращает внимание на выразительность речи ребенка. Очень хорошо зарекомендовали себя в этом смысле аудиосказки, прочитанные профессиональными актерами. После неоднократного прослушивания сказки можно предложить ребенку пересказать текст, подражая голосам актеров или прочитать диалог из сказки в лицах (по ролям).

Полезно использовать специальные упражнения, способствующие развитию интонационной выразительности речи детей.

1. Предлагаем ребенку произнести небольшое предложение с разной интонацией: удивленно, недовольно, испуганно, радостно, грустно. Например, «Дождь идет», «Солнышко светит», «Мальчик бежит».

2. Предлагаем ребенку придумать и задать как можно больше вопросов по картине.

3. Предлагаем ребенку произнести любую фразу как мышка (птичка) повышая тон голоса, затем как медведь (слон) понижая тон.

4. Предлагаем ребенку произнести слово (предложение) изменяя силу голоса (тихо-громко).

5. Необходимо стремится к тому, чтобы ребенок научился говорить в умеренном темпе, при котором слова звучат особенно отчетливо, выразительно и красиво. Предлагаем ребенку произнести любую фразу, сначала в медленном, затем в быстром темпе.

И, конечно же, по влиянию на выразительность речи, почетное место принадлежит театрализованной деятельности. Устраивайте дома, пусть небольшие, но увлекательные и наполненные эмоциями представления, при этом стремитесь использовать все доступные ребенку средства интонационной выразительности речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Игры и упражнения для развития интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста".

Дошкольный возраст- это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Забота о своевременном формировании ...

Консультация для родителей: " О Формировании и коррекции речи детей дошкольного возраста"

Материал поможет родителям оценить развитие речи своего ребенка и в домашних условиях развивать все стороны речи...

Консультация для родителей "Последовательность формирования фонетической стороны речи в дошкольном возрасте"

В последнее время количество детей с нарушениями речи растёт. Кроме того, общему недоразвитию речи сопутствуют ранний детский аутизм или аутистические черты, задержка психического развития, детский це...

Консультация для родителей по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста

laquo;Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детейдошкольного возраста»...

Консультация «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи ребенка дошкольного возраста»

Речь ребенка формируется по подражанию.  Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал правильную речь, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь. Взрослые должн...

Консультация для родителей ДОУ «Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников»

Свободная, ясная, выразительная, красивая речь ребенка - это цель, к которой мы должны стремиться. Педагоги сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи при подгото...

Проект по выявлению и развитию интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности

Пояснительная записка          У большинства детей дошкольного возраста в той или иной степени отмечается неспособность интонационно оформлять свою речь, п...