Консультация для родителей ДОУ «Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников»
консультация (подготовительная группа)

Свободная, ясная, выразительная, красивая речь ребенка - это цель, к которой мы должны стремиться. Педагоги сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи при подготовке к выступлениям на праздниках, при чтении стихотворений, при исполнении ролей в играх-драматизациях. Решать эту проблему необходимо в сотрудничестве с семьёй. Сегодня я  хочу предложить вам ряд способов и приемов, которые способствуют активизации речевого развития детей. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности:

1. Логическое ударение (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путём повышения или понижения голоса).

2. Пауза (временная остановка голоса в речи).

3. Мелодика (движения голоса по высоте и силе).

4. Темп (количество слов, произнесённых за определённую единицу времени).

5. Изменения громкости голоса.

6. Тембр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 35»

Ставропольский край, Шпаковский район, г. Михайловск, ул. Ленина, 206.

Тел/факс 8(86553) 5-57-02, эл. почта – svetlanagudim19754@mail.ru,

официальный сайт https://ds35.stv.prosadiki.ru/

ОКПО 43369282  ОГРН 1202600001670  ИНН/КПП 2623030977/262301001

Консультация для родителей

(законных представителей)

«Формирование интонационной

выразительности речи у дошкольников»

 

Подготовил:

 учитель- логопед

высшей кв. категории

Еременко Н.И.

МБДОУ «Детский сад № 35»

Дата: 23.01.2024 г.

Консультация для родителей ДОУ

 «Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников»

 Цель: распространение  опыта работы по формированию интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: 

-привлечь внимание родителей к рассматриваемому вопросу;

-повысить уровень профессиональной компетентности участников мастер-класса.

    Уважаемые родители,  я хочу поделиться  с вами опытом работы по формированию интонационной стороны речи у дошкольников.

Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,

Бежит среди камней

Чиста, нетороплива.

И ты готов внимать её поток

И восклицать:О! Как же ты красива!

Свободная, ясная, выразительная, красивая речь ребенка - это цель, к которой мы должны стремиться.Педагоги сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи при подготовке к выступлениям на праздниках, при чтении стихотворений, при исполнении ролей в играх-драматизациях. Решать эту проблему необходимо в сотрудничестве с семьёй. Сегодня я  хочу предложить вам ряд способов и приемов, которые способствуют активизации речевого развития детей. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности:

1. Логическое ударение (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путём повышения или понижения голоса).

2. Пауза (временная остановка голоса в речи).

3. Мелодика (движения голоса по высоте и силе).

4. Темп (количество слов, произнесённых за определённую единицу времени).

5. Изменения громкости голоса.

6. Тембр.

Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно и законченно.

1.Предлагаем детям выразить определенные эмоции при помощи мимики и выразительных движений (карточки-эмоции) «Удивилки» - поднять брови; «Поразилки» - поднять брови, открыть рот; «Хмурилки» - нахмурить брови; «Сердилки» - нахмурить брови, надуть щеки; «Огорчалки» - нахмурить брови, опустить кончики рта вниз и т.п. Произнести одну и ту же фразу, передовая разное отношение к случившемуся (грусть, радость, удивление)

2. Упражнения на развитие высоты и силы голоса. Упражнение «Эхо»:  произносим звук « А» то громко, то тихо, то длительно, то кратко. Ребёнок повторяет. Упражнение «От тихого к громкому»: дети изображают, как пыхтит ёжик в лесу, который подходит к ним всё ближе и ближе и наоборот. Произнеси чистоговорку так, чтобы первая строчка звучала громко, вторая тихо, третья  опять громко, четвертая тихо.  Предлагается послушать текст, подумать, где нужно изменить силу голоса. Упражнение « Комар - медведь».Произнести заданную фразу либо высоким голосом ( «как комар»), либо низким голосом («как медведь»), используя картинки. Я предлагаю Вам произнести стихи с заданной интонацией.

Прочитайте стихотворение, как “робот”.

Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!

Прочитайте стихотворение, как “новый русский”.

Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плач:
Не утонет в речке мяч.

Прочитайте стихотворение, как “школьник, не выучивший урок”:

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

Прочитайте стихотворение, как “сентиментальная дева”:

Постой паровоз, не стучите колеса.
Кондуктор нажми на тормоза…
Я к маменьке родной с последним приветом,
Спешу показаться на глаза.

Прочитайте стихотворение, как “дошкольник”:

У меня живет козленок,
Я сама его пасу.
Я козленка в сад зеленый
Рано утром отнесу.
Он заблудится в саду –
Я в траве его найду.

Ещё одни великолепные упражнения для отработки правильной, четкой и грамотной речи - это скороговорки .  Развлечение, которое принесет помимо веселых забавных минут огромную пользу не только детям, но и взрослым. Маленькие, коротенькие рифмованные фразы  развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас. (читают скороговорки)

Работа над интонацией всегда идёт параллельно с работой над логическим ударением.  Умение выделять логическое ударение сделает речь ясной и четкой!

Прочтите  предложение по разному, выделяя логическое ударение.

 Наша Таня громко плачет.

  Детям нужно тренироваться и учиться выделять логический центр в предложениях. Хорошо эту тренировку применять на пословицах и поговорках.Давайте мы с вами попробуем закончить пословицы, поговорки и интонационно выделим логические ударения в них.

- ЗА ПРАВОЕ  ДЕЛО-    ( СТОЙ  СМЕЛО)

- ЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ-…(ЛЮБИ И САНОЧКИ ВОЗИТЬ)

- ЖИЗНЬ  ДАНА…..( НА ДОБРЫЕ  ДЕЛА)

Следующий элемент выразительности - это пауза.  Паузы делают речь ясной, понятной, убедительной и выразительной. Помните,? Известная фраза из сказки «Казнить нельзя помиловать»

Хорошо тренироваться на стихах, так как именно стихи определяют где нужно сделать паузу(строчку прочитал-остановился) Если ребёнок научится хорошо выдерживать паузы, соблюдать правильную интонацию, то это уже будет верный признак красивой речи. Темп  тоже играет важную роль в передаче эмоций.

 Темп бывает медленный, быстрый и средний. Он зависит от индивидуальности говорящего и содержания, смысла высказывания.

- Отгадайте, пожалуйста, стихотворение – загадку, написанную Даниилом Хармсом «Что это было?» И найдите в стихотворении слова, которые помогают определить темп речи.

Я шёл зимою вдоль болота

В галошах, в шляпе и в очках.( Средний темп)

Вдруг по реке пронёсся кто-то

На металлических крючках.

Я побежал скорее к речке,

А он бегом пустился в лес, (Быстрый темп)

К ногам приделал две дощечки,

Присел, подпрыгнул и исчез.

И долго я стоял у речки,

И долго думал, сняв очки: (Замедленный темп)

Какие странные дощечки

И непонятные крючки!»

И, наконец,  Тембр-это  окраска нашего голоса.

Умение изменять свой тембр требуется при выразительном чтении вслух литературных произведений. - Сейчас я  предлагаю прочесть выразительно стихотворения (обмен мнениями).

Давайте будем учить наших детей выразительной и эмоциональной речи. Работа эта очень трудна, но очень необходима.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников с ОНР" (прилагается презентация с видеороликами занятий)

Данный материал напомнит педагогам  о том,  что представляет собой интонация;  рассмотрены направления работы; представлены виды упражнений по каждому направлению с  методическими ...

Презентация"Предметно-развивающая среда по формированию интонационной выразительности речи у дошкольников"

В данной презентации определены цель, задачи, направление работы по теме, предметно-развивающая среда для развития выразительности речи у дошкольников....

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ.

У детей со стертой дизартрией имеет место нарушение целого ряда просодических элементов речи, в процессе логопедического воздействия проводится работа по формированию интонационной выразительнос...

Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников с дизартрией

У дошкольников с дизартрией обнаруживаются стойкие нарушения тех или инных компонентов просодической стороны речи. ...

Консультация "Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников"

Консультация предназначена воспитателям ДОУ. Она познакомит их с просодическими компонентами, формирующими  интонационную выразительностьречи детей, поможет выстроить систему работы, сделать ее л...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ТЕМА: «Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников»

Правильно выражать свои мысли, чувства – значит строго придерживаться норм литературной речи. Говорить точно – уметь из множества близких по смыслу слов выбирать такие, которые наиболее яр...

Консультация для родителей «Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников»

Игры, развивающие интонационную сторону речи, в которые можно играть с ребёнком дома...