Конспект НОД по теме: «Звук Р в середине слова» (итоговое занятие)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения для дошкольника старшего возраста с элементами аппликации. Занятие в соответствии с Программой носит игровой характер, насыщено разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублирует школьных форм обучения. Предлагаемый конспект логопедического занятия целесообразно использовать со старшими дошкольниками в период отработки лексической темы «Животные жарких стран», на этапе автоматизации звука Р в речи, можно использовать на индивидуальном и подгрупповом занятии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_zvuk_r.docx18.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по теме:

«Звук Р в середине слова» (итоговое занятие)

(Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения для дошкольника старшего возраста с элементами аппликации)

Цель: автоматизировать звук Р в середине слова.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • корригировать произношение;
  • корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
  • корригировать речевое дыхание;
  • корригировать и развивать слуховое восприятие;
  • корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности);
  • развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;
  • развивать внимание, память, логическое мышление;
  • корригировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивости).

Образовательные задачи:

  • уточнить и расширить словарь по теме «Зоопарк»;
  • систематизировать и обобщить знания по теме «Животные жарких стран»;
  • продолжать учить согласовывать существительные с числительными  и в падеже;
  • формировать начальные навыки чтения;
  • продолжать учить навыкам обрывной аппликации.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к занятиям;
  • воспитывать самостоятельность;
  • воспитывать нравственные качества (бережное отношение к пособиям, трудолюбие).  

Здоровьесберегающие задачи:

  • соблюдать правильную посадку ребенка;
  • чередовать статические и динамические задания;
  • планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
  • способствовать созданию благоприятного психологического климата.

Оборудование: запись звука мотора, картинки из пособия В.Васильевой Тематический словарь. «Дикие животные Севера и Жарких стран» - жираф, носорог, тигры, верблюд, крокодил, дикобраз;  дидактическая игра «Зоопарк», диск «Десять мышек» Е. Железновой, цифры 2 и 5, картонный силуэт жирафа желтого цвета, цветная бумага размером 1х10 см, клей карандаш.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Этапы и виды

работы на этапе

Деятельность педагога

Деятельность

ребенка

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

1

2

3

4

1.Организационный момент.

Отгадывание звуковой загадки

Логопед включает запись звука мотора

Ребенок отгадывает, что это за звук

Организовать ребенка. Настроить ребенка на занятие. Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

2.1.Проверка домашнего задания.

Педагог проверяет домашнее задание по теме «Автоматизация звука Р в открытых слогах». Логопед предлагает воспроизвести звук мотора, а затем просит ребенка прочитать слоги на слоговой ромашке и произнести слова со звуком Р в начале и середине слова.

Ребенок читает слоги на «Слоговой ромашке» и произносит слова с данными слогами.

Выяснить, насколько скорригировано произношение звука Р в слогах и словах в начале и середине слова.

2.2 Актуализация знаний.

Логопед предлагает ребенку отгадать загадку: На носу он носит рог и зовётся …(носорог)

Педагог задает вопрос: Где можно встретить это животное?

Ребенок отгадывает загадку и объясняет свой ответ.

Привлечь внимание и вызвать интерес ребенка к занятию. Актуализировать знания по теме занятия.

2.3 Изучение нового материала. Сообщение темы занятия.

Дыхательное упражнение «Песчаная буря в пустыне»

Педагог сообщает ребенку, что сегодня на занятии он и ребенок отправятся в зоопарк и  продолжат учиться правильно произносить звук Р.

                       Педагог выясняет у ребенка основные характерные особенности животных жарких стран.

Верблюд может не есть и не пить целую неделю, потому что пища откладывается про запас в его горбах.

Кенгуру носит своих детенышей в кармане на животе. И т.д

Затем предлагает устроить в помещении бурю.

Логопед предлагает подуть через трубочку в банку, на дне которой лежат желтые конфетти.

Ребенок вспоминает, как правильно произносить звук Р.

Ребенок вспоминает характерные признаки животных

Ребенок вместе с педагогом объясняет понятие «песчаная буря».

Ребенок выполняет упражнение.

Закреплять знания ребенка о правильной артикуляции звука Р.

Обогащать знания ребенка по теме занятия. Развивать связную речь.

Обогащение словаря.

Развитие сильного ротового выдоха. Обучение умению дуть через трубочку. Активизация губных мышц.

2.4. Закрепление изученного материала

Д/и «Зоопарк»

Пальчиковая гимнастика

 «Где обедал воробей?».

Логопед предлагает ребенку послушать слова-признаки и выбрать картинку, к которой они относятся к перечисленным признакам и правильно произнести звук Р.(Опасный, хищный –  Толстый, неповоротливый –  Зубастый – и т.д.)

Логопед предлагает выполнить упражнения пальчиковой гимнастики, а затем перечислить, у кого обедал воробей.

Ребенок должен "поселить" в зоопарк только тех, зверей которые подходят к перечисленным словам.

Ребенок выполняет упражнения.

Ребенок образовывает существительные в форме родительного падежа (у кенгуру, у крокодила).

Обогащение словаря по теме занятия. Развитие связной речи.

Развивать тонкую моторику.

Образовывать существительные в родительном падеже.

Динамическая пауза.

Физминутка с элементами самомассажа  «У жирафа…»

 Д/и «Считалочка».

Логопед предлагает повторить за ним движения под музыку.

Педагог предлагает  сказать, сколько ребенок видел животных в зоопарке, используя цифры 2 и 5.

Ребенок выполняет движения.

Ребенок составляет предложения

Видел клетку с двумя дикобразами. Видел клетку с пятью носорогами.

Развивать общую моторику с элементами самомассажа. Координировать речь с движением.

Учить согласовывать существительные с числительными 2 и 5 в творительном падеже

Обрывная аппликация

Упражнение «Составь слово»

Упражнение «Слова подскажут цифры»

Педагог сообщает ребенку, что у одного жирафа в зоопарке случилась беда - у него исчезли пятнышки и предлагает ему помочь: надо приклеить из цветной бумаги кусочки, чтобы жираф стал пятнистым.

                       Логопед предлагает  составить  сложные слова.

У жирафа длинная шея - жираф какой?

У носорога толстая кожа - ... .

У верблюда два горба - … .

Логопед предлагает послушать рассказ внимательно, если ребенок услышит название цифры, надо найти картинку рядом с этой цифрой и назвать её. Затем ребенок пересказывает рассказ отвечая на вопросы.

(См. приложение)

Ребенок отрывает мелкие кусочки бумаги и наклеивает на цветной силуэт жирафа.

Ребенок называет слова

Ребенок добавляет в текст слова. Затем отвечает полными предложениями на вопросы логопеда отчетливо называя слова со звуком Р в середине слова.

Развивать мелкую моторику, точность движений при отрывании мелких кусочков бумаги.

                                 Учить образовывать сложные слова.

Формировать навык ответа на вопрос полным предложением. Закрепить правильное произношение звука Р в середине слова.

 

2.5. Контроль знаний и умений. Д/и «Трамвайчики»

Педагог просит помочь животным выбрать нужный вагон для поездки в гости и назвать слова  со звуком Р.

(См. приложение)

Домашние животные поедут в трамвайчике с квадратом. Дикие животные – в трамвайчике с ромбом, а птицы в трамвайчике с кружком.

Ребенок называет слова и соединяет с нужным трамвайчиком животное, объясняя свой ответ.

Учиться классифицировать предметы по определенному признаку. Проконтролировать уровень усвоения материала

3.1Итог занятия.

Оценка деятельности ребенка.

Педагог предлагает вспомнить, чем занимался на занятии, что он «посетил» на занятии и какой звук учился произносить, что больше понравилось, что вызывало трудности.

Педагог оценивает работу ребенка.

Ребенок делится впечатлениями о занятии, уточняет правильную артикуляцию звука.

Обобщить тему урока. Составить перспективу заданий на следующее занятие. Развивать память.

3.2Домашнее задание.

Педагог предлагает ребенку домашнее задание по пройденной теме.

Ребенок получает домашнее задание.

Закрепить пройденную тему во время домашних занятий.

Приложение: раздаточный материал – домашнее задание, упражнения из рабочей тетради Баскакиной И.В. и Лынской М.И.Л.А. День рождения Р. Логопедические игры. М.:Айрис-пресс, 2008. и Комаровой Л.А.  Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.