«Диагностика памяти у детей среднего дошкольного возраста в специальном дошкольном образовательном учреждении»
статья (логопедия, средняя группа) по теме

Капитонова Алёна Владимировна

Память начинает себя проявлять с самого рождения и продолжает функционировать и развиваться, распространяясь в различные виды деятельности ребенка. Ребенок в своей игровой деятельности демонстрирует интерес и активность, что способствует интенсивному запоминанию и сохранению информации. Соответственно, это оставляет отпечаток на личном опыте ребенка и способствует нормальному как физическому, так и психическому развитию. Но бывают такие случаи, когда определенные виды памяти замедляются в своем совершенствовании. Такое можно встретить у детей с нарушениями речи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Диагностика памяти у детей среднего дошкольного возраста в специальном дошкольном образовательном учреждении»

Амарцева А.В.

ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия»,

 Новокузнецк, Российская Федерация

Память начинает себя проявлять с самого рождения и продолжает функционировать и развиваться, распространяясь в различные виды деятельности ребенка. Ребенок в своей игровой деятельности демонстрирует интерес и активность, что способствует интенсивному запоминанию и сохранению информации. Соответственно, это оставляет отпечаток на личном опыте ребенка и способствует нормальному как физическому, так и психическому развитию. Но бывают такие случаи, когда определенные виды памяти замедляются в своем совершенствовании. Такое можно встретить у детей с нарушениями речи. Недостаточная сформированность основных мыслительных процессов, недоразвитие памяти, недостаточность познавательной деятельности находится в тесной взаимосвязи с речевыми процессами.

Становление памяти является одним из направлений психического развития человека в целом. Поэтому те или иные проблемы функционирования психики могут искажать, в том числе и его мнемическую деятельность. Но, несмотря на всю разработанность данной проблемы, некоторые её аспекты остаются недостаточно разработанными, а в частности, проблема диагностики памяти детей среднего дошкольного возраста с нарушениями речи. Многие теоретические разработки нуждаются в дальнейшем усовершенствовании. Они должны быть направлены на оценку всех возможностей ребенка, в том числе и памяти. В связи с этим мы предполагаем, что методики диагностики памяти детей среднего дошкольного возраста  в СДОУ должны быть направлены на оценку произвольной, словесно- логической и слуховой памяти.

                Рогов Е.И. пишет что, память - это когнитивный процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. В основе памяти лежит свойство нервной ткани изменяться под  влиянием действия раздражителя, сохраняя в себе следы нервного возбуждения. Следы - это определенные электрохимические и биохимические изменения в нейронах. При определенных условиях в них возникает процесс возбуждения при отсутствии раздражителей, вызываются указанные изменения. [4]

                 Поскольку память включена в жизнь и деятельность человека, то и формы ее проявления многообразны. Деление памяти на виды должно быть обусловлено, прежде всего, особенностями самой деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. Это справедливо и для тех случаев, когда тот или иной вид  памяти выступает у человека как особенность его когнитивной сферы. Ведь прежде чем определенное психическое свойство в деятельности проявляется, оно в ней формируется.[3]

Все виды памяти не даются ребенку в готовом виде, они имеют свое развитие (онтогенез). Память детей среднего дошкольного возраста имеет свои специфические особенности как видовые, так и качественные их характеристики. Так, например, память ещё непроизвольна, но ребёнок учится управлять своей памятью, т. е запоминать информацию произвольно, «по своей воле». К пяти годам ребёнок уже способен запомнить 7-8 предметов (из 10-15), изображённых на предъявляемых картинках. Быстро развивается словесно-логическая память, в условиях педагогического руководства дети способны относительно полно и конкретизировано воссоздавать в пересказе образы персонажей, ситуации, передавать события в нужной последовательности. Развивается образная память, в том числе и слуховая, при запоминании 10 слов с первого раза дети запоминают 4-5 слова, а все 10 к 5 повтору.[2]

Но такие качественные показатели встречаются далеко не у всех детей. Те из них, которые посещают СДОУ для детей с нарушением речи, имеют снижение качественных показателей определенных видов памяти: произвольной, слуховой и словесно - логической. Это проявляется в следующем:

1) произвольная память отстает в развитии, непроизвольная является более продуктивной;

2)слуховая память также снижена, дети быстро забывают словесные инструкции, наблюдается слабость удержания речевых сигналов и недостаточная точность воспроизведения, привнесение новых слов.

3) нарушена словесно-логическая память. Это проявляется в сокращении длины предложения или длины слов, пропусках или их заменах, перестановке слов, привнесении новых слов, аграмматизмах, нарушении согласования слов в предложении и смешении времени глаголов.[1]

Для того, чтобы доказать, что выделенные качественные особенности памяти должны являться основным содержанием оценки мнемической деятельности детей 4-5 лет, посещающих СДОУ,  мы проанализировали ряд диагностических методик, в том числе «Изучение непроизвольной и произвольной памяти, «Иллюстрируем фразы», «Тест «10 слов», «Пересказ прослушанного текста». После предварительного анализа мы выбрали те из них, которые соответствуют возрасту испытуемых и позволяют в максимально полной мере провести оценку выделенных нами качественных характеристик памяти детей, посещающих СДОУ. Эти процедуры были апробированы в рамках экспериментального исследования на базе МБДОУ комбинированного вида № 19 «Колокольчик» пгт.Шерегеш. Объем выборки оставил 24 ребенка, возраст 4-5 лет. Первоначально система оценок в каждой методике была разнообразной, но для единства мы модифицировали все используемые методики. Одна из процедур была адаптирована в своем содержании «Пересказ прослушанного текста», потому что предложенный текст для пересказ был труден и поэтому подобран с возможностями детей .

Первая методика, которую мы провели это «Изучение непроизвольной и произвольной памяти». Состоит она из трех серий. Две серии были направлены на изучение активной и пассивной непроизвольной памяти. Оказалось, что  8 % детей (2 ребенка) средний уровень непроизвольной памяти, у остальных детей уровень развития непроизвольной памяти низкий. Изученный вид памяти не показал нам ожидаемых результатов, потому что не у всех детей уровень соответствует выделенным особенностям. Третья серия направлена на изучение произвольной памяти. Мы выяснили, что у всех детей выборки уровень произвольной памяти низкий.

Данная методика на наш взгляд сложна в применении, потому что демонстрация картинок и заполнение протоколов одним и тем же человеком вызвала трудности, поэтому мы рекомендуем применять данную методику экспериментаторам в парах. Поскольку все серии выполняются через день, то это оказывается длительной процедурой во временном промежутке. Стимульный материал, оказалось, подобрать достаточно сложно, потому что велика вероятность того, что дети могут не знать определенных названий предметов, поэтому понадобилось большое количество времени на подбор. Дети при выполнении данной методики не уставали, потому что она растягивалась на несколько дней, но возникли проблемы с установлением контакта с некоторыми дошкольниками, мы считаем, что это произошло из-за того, что дети не привыкли к работе с незнакомыми людьми. Ребята внимательно и с интересом рассматривали подобранные красочные картинки.

Вторая методика, которую мы выбрали – это тест «10 слов» (модифицирована). Целью ее является определение уровня слуховой памяти. Из полученных данных выяснилось, что у 67% детей низкий уровень слуховой памяти, у 29 % детей средний уровень и у 4 % высокий уровень. Не смотря на то, что некоторые дети показали хорошие и высокие результаты, большинство детей имеют низкий уровень, что соответствует выделенным особенностям памяти детей среднего дошкольного возраста посещающих СДОУ. Методика проста в применении. Для ее проведения не нужны специальные условия, легка в использовании, стимульный материал, оказалось, подобрать гораздо легче, чем при проведении методики 1, потому что он не требовала большого количества времени на сбор и был легок в использовании. Методика укладывается в примерно в 5 минут, это играет важную роль в получении результатов и дальнейшей их обработки. Дети не устают за это время. Мы считаем ее эффективной в определении уровня развития слуховой памяти.

Последняя методика, которую мы выбрали – «Пересказ прослушанного текста». Выбранная методика была адаптирована, потому что предложенный текст методики для пересказа был труден в воспроизведении для детей среднего дошкольного возраста. Её основной целью является определение уровня развития словесно- логической памяти. 4 % не справились с заданием, у 67 % средний уровень словесно- логической памяти и у 29 % высокий уровень. Несмотря на допущенные ошибки, наводящие вопросы, почти все дети смогли передать общий смысл текста. У них присутствовали аграмматизмы, искажения предложений, пропуски или замены слов. Мы считаем, что эта методика сложна в использовании, т.к. оценка пересказанного текста может перевестись в баллы по-разному. Это зависит от количества составленных предложений, а оно у всех разное значит и разные показатели, чем меньше предложений, тем меньше ошибок, и наоборот. К тому же все еще зависит от выбранного текста. Если текст простой, то могут прибавляться собственные идеи ребенка, но если текст трудный, то ребенок затрудняется его пересказать. В связи с этим мы можем порекомендовать использовать эту методику для определения уровня связной речи детей.

Таким образом, проведя диагностику памяти у детей среднего дошкольного возраста, посещающих СДОУ, мы доказали выдвинутую нами гипотезу о том, что методики должны быть направлены на оценку произвольной, слуховой и словесно-логической памяти для того, чтобы в последующем для каждого ребенка был составлен коррекционный маршрут, опираясь на особенности его нарушенных видов памяти, а так же исключить возможность его дезадаптации не только в дошкольном, но и  школьном возрасте. Поэтому мы можем считать, что разработанный нами комплект методик, направленный на  диагностику памяти детей среднего дошкольного возраста посещающих СДОУ соответствует требованиям, в связи с этим он может успешно использоваться воспитателями, логопедами, психологами и другими специалистами, работающими с детьми среднего дошкольного возраста.

Список литературы

1. Мастюкова, Е.М. О расстройствах памяти у детей с нарушениями речи / Е.М. Мастюкова // Дефектология. – 1972. – № 5.

2.Мстомина З.М.Развитие памяти: Учебно-методическое пособие .-М:Союзиздат, 1978 .- 345с.

3. Петровский А.В., Брушлинскй А.В., Зинченко В.П. Общая психология. 3-е изд.-М.: Просвещение, 1986.- 464с.

4. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций- М.: ВЛАДОС, 1995.- 448с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Расширение социокультурного пространства детей дошкольного возраста на основе взаимодействия образовательного учреждения и детской библиотеки.

Важной задачей современного общества является создание и поддержка такого образовательного пространства,которое соответствовало бы лучшим культурным традициям и базовым жизненным ценностям ...

Расширение социокультурного пространства детей дошкольного возраста на основе взаимодействия образовательного учреждения и сельской библиотеки

Библиотека, дошкольные учреждения и семья - три важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка в современном мире необходимо их взаимоде...

Расширение социокультурного пространства детей дошкольного возраста на основе взаимодействия образовательного учреждения и детской библиотеки.

Цель  данного  взаимодействия - развитие и социализация личности ребенка-дошкольника через освоение базовых культурных и нравственных ценностей общества посредством  совместной  де...

Расширение социокультурного пространства детей дошкольного возраста на основе взаимодействия образовательных учреждений.

В процессе работы с воспитанниками хореографической студии «Грация» мы формируем человека культуры, расширяем кругозор, творческий потенциал личности и способность подходить к явлениям дей...

ПРОГРАММА адаптационной группы кратковременного пребывания детей раннего дошкольного возраста не посещающих детское образовательное учреждение

ПРОГРАММАадаптационной группыкратковременного пребывания детейраннего дошкольного возрастане посещающих детское образовательное учреждениеПояснительная записка.Актуальность. Адаптация детей ранне...

«Приобщение и формирование КГН у детей младшего дошкольного возраста В семье и образовательном учреждении»

Всем известно что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к  воздействиям внешней среды, чем организм взрослого человека. большое зн...