Расширение социокультурного пространства детей дошкольного возраста на основе взаимодействия образовательного учреждения и детской библиотеки.
статья (старшая,подготовительная группа) по теме

 

Важной задачей современного общества является создание и 

поддержка такого образовательного пространства,

которое соответствовало бы лучшим культурным традициям и базовым

жизненным ценностям нашей страны,способствовало развитию и 

 

и становлению всесторонне развитой личности ребенка.

 

Необходимо помочь нашим детям обрести опыт в реальном 

 

социокультурном пространстве,направленном на  формирование

духовности и нравственности личности, семьи, общества.

Ощутимую помощь в этом, по нашему мнению, может оказать 

 

взаимодействие детского сада и городских учреждений культуры:

библиотек, музеев, театральных студий, детских домов творчества и пр.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svid_organizaciya_vzaimodeystviya_s_bibliotekoy.odt29.24 КБ

Предварительный просмотр:

Расширение  социокультурного  пространства  детей  дошкольного  возраста на основе  взаимодействия  образовательного  учреждения  

и  детской библиотеки.

           

Авдонина  Елена  Владимирована,

старший воспитатель ГБОУ детского сада № 868, ВАО г. Москва

Смирнова Надежда  Альбертовна
воспитатель ГБОУ детского сада № 868, ВАО г. Москва

Повышение внимания педагогического коллектива нашего детского сада к проблемам социализации и развития  общей культуры воспитанников связано с изменением социально-экономических условий жизни. В сложившейся ситуации острого дефицита общения, снижение востребованности высокохудожественных книг, фильмов, невысокого уровня культурных и ценностных притязаний в семьях, педагоги и родители испытывают затруднения в воспитании детей культурными и социально активными.

Важной задачей современного общества является создание и поддержка такого образовательного пространства, которое соответствовало бы лучшим культурным традициям и базовым жизненным ценностям нашей страны, способствовало развитию и становлению всесторонне  развитой  личности ребенка. Необходимо помочь нашим детям обрести опыт в реальном социокультурном пространстве, направленном на  формирование духовности и нравственности личности, семьи, общества. Ощутимую  помощь  в  этом, по нашему мнению, может оказать взаимодействие детского сада и городских учреждений культуры: библиотек, музеев, театральных студий, детских  домов  творчества и пр. Проблема развития детей дошкольного возраста через оптимизацию связей с социокультурной средой мегаполиса, активизации совместной деятельности взрослых и детей по её поддержанию является актуальной в настоящее время.

Одной  из форм  организации  работы  по  социализации  личности  ребёнка  в  детском  саду  № 868 стала  организация  взаимодействия  с детской  библиотекой  № 74  района  Ивановское  ВАО г. Москвы.

Цель  данного  взаимодействия - развитие и социализация личности ребенка-дошкольника через освоение базовых культурных и нравственных ценностей общества посредством  совместной  деятельности  детей, педагогов  и  родителей  воспитанников  в  пространстве  детской  библиотеки.

Задачи:

1. Развивать познавательный интерес у детей к объектам и явлениям окружающего мира, формировать целостную картину мира, в том числе первичные ценностные представления.

2.  Формировать интерес и потребность в чтении (восприятии) книг, развивать литературную речь, художественное восприятие и эстетический вкус, расширять кругозор детей.

3. Формировать ценностные ориентиры дошкольников через знакомство с культурой и традициями родной страны, формировать семейную, гражданскую принадлежности, развивать  патриотические чувства.

4. Приобщать к элементарным общепринятым социальным культурным нормам и правилам межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, правилам безопасной жизнедеятельности.

Особенности организации воспитательно-образовательной работы с детьми.

В  основе организации образовательного процесса комплексно - тематическое планирование.  В  течении  учебного  года  предполагается  ежемесячное  посещение  воспитанниками  детского  сада  районной детской  библиотеки. С  учётом  годового  плана  работы  детского  сада  и  плана  мероприятий  библиотеки  выбирается  тема  месяца, например: «Праздник  леса», «Праздник  русской  печки», «Район, в  котором  я  живу», «Транспорт  Москвы», «Музеи  Москвы», «Москва  театральная» и  пр. В  течении  месяца  в  детском  саду  организуется  своеобразное  погружение  в  тему: беседы, чтение  художественной  литературы, игры — драматизации, сюжетно-ролевые  и  дидактические  игры, продуктивные  виды  деятельности ( рисование, лепка, аппликация, художественно — ручной   труд), целевые  прогулки  и  экскурсии  по  району  и  городу и пр. Решение программных задач  осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.

При организации образовательного процесса учитывается принцип интеграции образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество,  безопасность, социализация, труд - в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.[1]

Образовательный  процесс  строится  на  основе  объединения   разнообразных  видов  детской  деятельности:  коммуникативной, познавательно – исследовательской,  изобразительной, театрализованной, продуктивной. Связующим  звеном  является  тема  месяца. Так, по  теме «Праздник  леса»  в  детском  саду  проводятся  беседы с рассматриванием иллюстраций о лесах средней полосы России, о московских парках, наблюдения за объектами и  явлениями  природы, чтение художественной литературы о природе родного края, разучивание стихотворений о лесе и его обитателях, дидактические игры на дифференциацию и обобщение признаков природных объектов, рисование на тему «Лесные жители»,  «Лес точно терем расписной», изготовление модели «Осеннее дерево». С  участием  родителей  воспитанников организуется  целевая экскурсия в лесопарк «Терлецкая дубрава», спортивно-познавательный досуг «Лесные  обитатели», выставка поделок из природного материала. В  библиотеке организуется  тематическая выставка  художественной  и  познавательной  литературы, посвященной Году Леса. На  экскурсии блиотекарь беседует с  детьми  о лесе в разнее время года, загадывает загадки о растениях и обитателях леса, знакомит  с  литературой  детских  писателей. Детям  представляется выставка  репродукций  картин  и видеофильм о русских художниках - пейзажистах и рассказ о них. Заканчивается  встреча презентацией коллективной работы  детей:  коллажа  и литературного альбома на тему «Что мы видели в лесу».

Важной  особенностью  при  подготовке  к посещению  библиотеки  является  соблюдение  определённых  ритуалов: подготовка  подарка - поделки, коллективного  панно  для  выставки, разучивание  стихотворений, драматизация небольшого литературного произведения и пр.

Сотрудники библиотеки также готовят небольшие сюрпризы: детей встречает герой сказки (кукла домовёнок Кузя, Лесовичок, библиотекарь в роли Василисы Премудрой), заканчивается встреча просмотром мильтипликационного  фильма или кукольным спектаклем.

Взаимодействие педагогов детского сада и сотрудников библиотеки.

Учитывая, что  в данную  работу  помимо  педагогов  детского  сада  вовлечены  сотрудники  детской  библиотеки, при  планировании  образовательного  процесса  важно  координировать  деятельность  воспитателей  и  специалистов  библиотеки. Поэтому  в  начале  учебного  года  воспитатели  совместно  с  сотрудниками  библиотеки  обсуждают  цели и задачи предстоящей работы, разрабатывают перспективный комплексно-тематического план  совместной деятельности,  обсуждают особенности проведение занятий, экскурсий, досугов на базе библиотеки, возможность  использование книжного фонда библиотеки для работы с детьми в детском саду  и  в семьях воспитанников. В  качестве  примера  в  приложении  представлен  перспективный  тематический  план  работы  с  детьми  старшего  дошкольного  возраста  на  учебный  год.

К окончанию  года  предполагаются  встречи  педагогов  детского  сада  и  сотрудников  библиотеки для  обсуждения  результатов  совместной  деятельности, составление фото- , видеопрезентаций совместных мероприятий, выставок детсого  творчества.

Основные моменты организации взаимодействия с родителями воспитанников.

Погружение  в  тему требует  не  только  слаженной  работы  педагогов  детского  сада  и  специалистов  библиотеки, но  и  организации  эффективного  взаимодействия  с  родителями  воспитанников.

В  начале  учебного  года  воспитатели  проводят  анкетирование родителей с целью выявить  опыт  семейного  воспитания и возможные  затруднения  родителей в вопросах  создания развивающей среды для ребенка  в  условиях  семьи.

В  течении  года  организуются тематические консультации, встречи за "круглым столом", обсуждается  возможность создания мобильной -аудио -видео библиотеки по темам занятий, досугов, экскурсий с детьми. По  желанию  родители  принимают участие в целевых прогулках  по  району, экскурсиях в театры, музеи, парки города. Кроме  того, они  могут  непосредственно  участвовать  в  занятиях  с  детьми, конкурсах, досугах, в  создании  разнообразных  выставок  детско — родительского  творчества. Например  при  изучении  темы  «Транспорт  Москвы»  на  встречу  с  детьми  была  приграшена  мама — водитель  московского  трамвая, организован  конкурс  макетов «Улицы  Москвы», сделанных совместно детьми  и  родителями. При  изучении  темы «Я  живу  в  районе  Ивановское»  родители  активно  приняли  участие  в  создании фотовернисажа  семейных  фотографий  «Прогулки  по  району», фестивале  конструирования  «Москва  вчера, сегодня, завтра», на  котором  семейные  команды  представляли  проекты, сделанные  из  конструктора.

В  заключение  к  статье  подведём  итоги:  

  1. к  окончанию  учебного  года у  старших  дошкольников значительно  расширился  кругозор, появились  осмысленные  первоначальные знания  об  окружающем  мире, сформировалась  любознательность, познавательный интерес, повысилась  мотивация  к  обучению;
  2. у  детей  сформировался  интерес  к  книге, потребность  в  чтении (слушании) книг, улучшились  восприятие, память, речь;
  3. у  детей  снизилась  напряжённость, скованность  в  общении  с  окружающими  людьми, повысилась  самостоятельность, инициативность;
  4. повысился  интерес  родителей  к данной  форме  обучения  и  развития  дошкольников: многие  не  только записали  своих  детей  непосредственно  в  библиотеку, но  и  в театр - студию  при  библиотеке, стали  проявлять  активность  в  посещении  театров, музеев, выставок  вместе  с  детьми;
  5. данная  форма  работы  способствуют более тесному контакту всех субьектов  педагогического  процесса, формированию  детско - взрослого сообщества,  в  результате  чего  у  дошкольников  формируются морально - этические  нормы  поведения, позитивные  взаимоотношения  с  окружающими  людьми, развиваются   эмоционально - нравственные  качества.

Сотрудничество с детской библиотекой района, по нашему мнению, это эффективный способ оказания помощи семье и ребенку в социализации с ориентацией на основные ценности отечественной культуры.


[1]Подробнее об интеграции в детском саду см.: Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2011.№6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя библиотека в помощь родителям для детей с нарушением речи

Много интересного материала собранного мной для родителей ,дети которых имеют нарушение речи...

Борисова Е.А. Б82 Индивидуальные логопедические занятия с дошколь­никами. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 64 с. (Библиотека журнала «Логопед»). (5) ISBN 978-5-9949-0031-4

В пособии освещены структура, содержание и формы проведе­ния индивидуальных занятий с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. Большое внимание уделено формулированию темы и целей заняти...

Экскурсия в детскую библиотеку

Экскурсия в детскую библиотеку. Цель.Познакомить детей с общественными зданиями станицы Васюринской, их назначением; расширять знания о профес­сиях работников социальной сферы, содержании и...

Конспект совместной деятельности с детьми (экскурсия в библиотеку). Тема: «Первое знакомство с библиотекой»

Тема: «Первое знакомство с библиотекой» Цель: Всестороннее развитие дошкольников в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка детей к жизни в современном ...

«Библиотека, книжка, я – вместе верные друзья». Конспект занятия – экскурсии в библиотеку.

laquo;Библиотека, книжка, я – вместе верные друзья». Конспект занятия – экскурсии  в библиотеку....

Конспект экскурсии в библиотеку " Библиотека - дом книг" для детей средней группы

Как-то раз возник вопрос Да не в шутку, а всерьез:Книг так много издают,Где же все они живут?Растерялись мы вначале:Неужели дома нет?!Но словарь (конец печали)Дал на это нам ответ.Со слов находчи...

Конспект экскурсии в библиотеку с детьми средней группы на тему: «Знакомство с библиотекой»

Цель: продолжать знакомить детей с социальными объектами села, их назначением.Задачи:1. Расширять представления детей о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости их труда дл...