Расширение социокультурного пространства детей дошкольного возраста на основе взаимодействия образовательного учреждения и детской библиотеки.
статья (старшая,подготовительная группа) по теме
Важной задачей современного общества является создание и
поддержка такого образовательного пространства,
которое соответствовало бы лучшим культурным традициям и базовым
жизненным ценностям нашей страны,способствовало развитию и
и становлению всесторонне развитой личности ребенка.
Необходимо помочь нашим детям обрести опыт в реальном
социокультурном пространстве,направленном на формирование
духовности и нравственности личности, семьи, общества.
Ощутимую помощь в этом, по нашему мнению, может оказать
взаимодействие детского сада и городских учреждений культуры:
библиотек, музеев, театральных студий, детских домов творчества и пр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svid_organizaciya_vzaimodeystviya_s_bibliotekoy.odt | 29.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Расширение социокультурного пространства детей дошкольного возраста на основе взаимодействия образовательного учреждения
и детской библиотеки.
Авдонина Елена Владимирована,
старший воспитатель ГБОУ детского сада № 868, ВАО г. Москва
Смирнова Надежда Альбертовна
воспитатель ГБОУ детского сада № 868, ВАО г. Москва
Повышение внимания педагогического коллектива нашего детского сада к проблемам социализации и развития общей культуры воспитанников связано с изменением социально-экономических условий жизни. В сложившейся ситуации острого дефицита общения, снижение востребованности высокохудожественных книг, фильмов, невысокого уровня культурных и ценностных притязаний в семьях, педагоги и родители испытывают затруднения в воспитании детей культурными и социально активными.
Важной задачей современного общества является создание и поддержка такого образовательного пространства, которое соответствовало бы лучшим культурным традициям и базовым жизненным ценностям нашей страны, способствовало развитию и становлению всесторонне развитой личности ребенка. Необходимо помочь нашим детям обрести опыт в реальном социокультурном пространстве, направленном на формирование духовности и нравственности личности, семьи, общества. Ощутимую помощь в этом, по нашему мнению, может оказать взаимодействие детского сада и городских учреждений культуры: библиотек, музеев, театральных студий, детских домов творчества и пр. Проблема развития детей дошкольного возраста через оптимизацию связей с социокультурной средой мегаполиса, активизации совместной деятельности взрослых и детей по её поддержанию является актуальной в настоящее время.
Одной из форм организации работы по социализации личности ребёнка в детском саду № 868 стала организация взаимодействия с детской библиотекой № 74 района Ивановское ВАО г. Москвы.
Цель данного взаимодействия - развитие и социализация личности ребенка-дошкольника через освоение базовых культурных и нравственных ценностей общества посредством совместной деятельности детей, педагогов и родителей воспитанников в пространстве детской библиотеки.
Задачи:
1. Развивать познавательный интерес у детей к объектам и явлениям окружающего мира, формировать целостную картину мира, в том числе первичные ценностные представления.
2. Формировать интерес и потребность в чтении (восприятии) книг, развивать литературную речь, художественное восприятие и эстетический вкус, расширять кругозор детей.
3. Формировать ценностные ориентиры дошкольников через знакомство с культурой и традициями родной страны, формировать семейную, гражданскую принадлежности, развивать патриотические чувства.
4. Приобщать к элементарным общепринятым социальным культурным нормам и правилам межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, правилам безопасной жизнедеятельности.
Особенности организации воспитательно-образовательной работы с детьми.
В основе организации образовательного процесса комплексно - тематическое планирование. В течении учебного года предполагается ежемесячное посещение воспитанниками детского сада районной детской библиотеки. С учётом годового плана работы детского сада и плана мероприятий библиотеки выбирается тема месяца, например: «Праздник леса», «Праздник русской печки», «Район, в котором я живу», «Транспорт Москвы», «Музеи Москвы», «Москва театральная» и пр. В течении месяца в детском саду организуется своеобразное погружение в тему: беседы, чтение художественной литературы, игры — драматизации, сюжетно-ролевые и дидактические игры, продуктивные виды деятельности ( рисование, лепка, аппликация, художественно — ручной труд), целевые прогулки и экскурсии по району и городу и пр. Решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.
При организации образовательного процесса учитывается принцип интеграции образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, безопасность, социализация, труд - в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.[1]
Образовательный процесс строится на основе объединения разнообразных видов детской деятельности: коммуникативной, познавательно – исследовательской, изобразительной, театрализованной, продуктивной. Связующим звеном является тема месяца. Так, по теме «Праздник леса» в детском саду проводятся беседы с рассматриванием иллюстраций о лесах средней полосы России, о московских парках, наблюдения за объектами и явлениями природы, чтение художественной литературы о природе родного края, разучивание стихотворений о лесе и его обитателях, дидактические игры на дифференциацию и обобщение признаков природных объектов, рисование на тему «Лесные жители», «Лес точно терем расписной», изготовление модели «Осеннее дерево». С участием родителей воспитанников организуется целевая экскурсия в лесопарк «Терлецкая дубрава», спортивно-познавательный досуг «Лесные обитатели», выставка поделок из природного материала. В библиотеке организуется тематическая выставка художественной и познавательной литературы, посвященной Году Леса. На экскурсии блиотекарь беседует с детьми о лесе в разнее время года, загадывает загадки о растениях и обитателях леса, знакомит с литературой детских писателей. Детям представляется выставка репродукций картин и видеофильм о русских художниках - пейзажистах и рассказ о них. Заканчивается встреча презентацией коллективной работы детей: коллажа и литературного альбома на тему «Что мы видели в лесу».
Важной особенностью при подготовке к посещению библиотеки является соблюдение определённых ритуалов: подготовка подарка - поделки, коллективного панно для выставки, разучивание стихотворений, драматизация небольшого литературного произведения и пр.
Сотрудники библиотеки также готовят небольшие сюрпризы: детей встречает герой сказки (кукла домовёнок Кузя, Лесовичок, библиотекарь в роли Василисы Премудрой), заканчивается встреча просмотром мильтипликационного фильма или кукольным спектаклем.
Взаимодействие педагогов детского сада и сотрудников библиотеки.
Учитывая, что в данную работу помимо педагогов детского сада вовлечены сотрудники детской библиотеки, при планировании образовательного процесса важно координировать деятельность воспитателей и специалистов библиотеки. Поэтому в начале учебного года воспитатели совместно с сотрудниками библиотеки обсуждают цели и задачи предстоящей работы, разрабатывают перспективный комплексно-тематического план совместной деятельности, обсуждают особенности проведение занятий, экскурсий, досугов на базе библиотеки, возможность использование книжного фонда библиотеки для работы с детьми в детском саду и в семьях воспитанников. В качестве примера в приложении представлен перспективный тематический план работы с детьми старшего дошкольного возраста на учебный год.
К окончанию года предполагаются встречи педагогов детского сада и сотрудников библиотеки для обсуждения результатов совместной деятельности, составление фото- , видеопрезентаций совместных мероприятий, выставок детсого творчества.
Основные моменты организации взаимодействия с родителями воспитанников.
Погружение в тему требует не только слаженной работы педагогов детского сада и специалистов библиотеки, но и организации эффективного взаимодействия с родителями воспитанников.
В начале учебного года воспитатели проводят анкетирование родителей с целью выявить опыт семейного воспитания и возможные затруднения родителей в вопросах создания развивающей среды для ребенка в условиях семьи.
В течении года организуются тематические консультации, встречи за "круглым столом", обсуждается возможность создания мобильной -аудио -видео библиотеки по темам занятий, досугов, экскурсий с детьми. По желанию родители принимают участие в целевых прогулках по району, экскурсиях в театры, музеи, парки города. Кроме того, они могут непосредственно участвовать в занятиях с детьми, конкурсах, досугах, в создании разнообразных выставок детско — родительского творчества. Например при изучении темы «Транспорт Москвы» на встречу с детьми была приграшена мама — водитель московского трамвая, организован конкурс макетов «Улицы Москвы», сделанных совместно детьми и родителями. При изучении темы «Я живу в районе Ивановское» родители активно приняли участие в создании фотовернисажа семейных фотографий «Прогулки по району», фестивале конструирования «Москва вчера, сегодня, завтра», на котором семейные команды представляли проекты, сделанные из конструктора.
В заключение к статье подведём итоги:
- к окончанию учебного года у старших дошкольников значительно расширился кругозор, появились осмысленные первоначальные знания об окружающем мире, сформировалась любознательность, познавательный интерес, повысилась мотивация к обучению;
- у детей сформировался интерес к книге, потребность в чтении (слушании) книг, улучшились восприятие, память, речь;
- у детей снизилась напряжённость, скованность в общении с окружающими людьми, повысилась самостоятельность, инициативность;
- повысился интерес родителей к данной форме обучения и развития дошкольников: многие не только записали своих детей непосредственно в библиотеку, но и в театр - студию при библиотеке, стали проявлять активность в посещении театров, музеев, выставок вместе с детьми;
- данная форма работы способствуют более тесному контакту всех субьектов педагогического процесса, формированию детско - взрослого сообщества, в результате чего у дошкольников формируются морально - этические нормы поведения, позитивные взаимоотношения с окружающими людьми, развиваются эмоционально - нравственные качества.
Сотрудничество с детской библиотекой района, по нашему мнению, это эффективный способ оказания помощи семье и ребенку в социализации с ориентацией на основные ценности отечественной культуры.
[1]Подробнее об интеграции в детском саду см.: Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2011.№6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моя библиотека в помощь родителям для детей с нарушением речи
Много интересного материала собранного мной для родителей ,дети которых имеют нарушение речи...
Борисова Е.А. Б82 Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 64 с. (Библиотека журнала «Логопед»). (5) ISBN 978-5-9949-0031-4
В пособии освещены структура, содержание и формы проведения индивидуальных занятий с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. Большое внимание уделено формулированию темы и целей заняти...
Конспект совместной деятельности с детьми (экскурсия в библиотеку). Тема: «Первое знакомство с библиотекой»
Тема: «Первое знакомство с библиотекой» Цель: Всестороннее развитие дошкольников в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка детей к жизни в современном ...
«Библиотека, книжка, я – вместе верные друзья». Конспект занятия – экскурсии в библиотеку.
laquo;Библиотека, книжка, я – вместе верные друзья». Конспект занятия – экскурсии в библиотеку....
Конспект экскурсии в библиотеку " Библиотека - дом книг" для детей средней группы
Как-то раз возник вопрос Да не в шутку, а всерьез:Книг так много издают,Где же все они живут?Растерялись мы вначале:Неужели дома нет?!Но словарь (конец печали)Дал на это нам ответ.Со слов находчи...
Конспект экскурсии в библиотеку с детьми средней группы на тему: «Знакомство с библиотекой»
Цель: продолжать знакомить детей с социальными объектами села, их назначением.Задачи:1. Расширять представления детей о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости их труда дл...
Конспект экскурсии в библиотеку с детьми средней группы на тему: «Знакомство с библиотекой»
Цель: продолжать знакомить детей с социальными объектами города, их назначением.Задачи:1. Расширять представления детей о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости их труда ...