Картотека домашних заданий "Автоматизация звука С"
картотека по логопедии (старшая группа) на тему

Маньковская Лариса Николаевна

Данный материал предназначен для работы родителей с детьми в домашних условиях по закреплению правильного произношения звука "С",начиная со слогов и заканчивая связным текстом. Картотека может быть использованна учителем - логопедом на подгрупповых занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak.docx710.61 КБ

Предварительный просмотр:

                       КАРТОЧКА № 1                                                                  С

Правильное положение органов артикуляции при произношении  звука «с» - губы  растянуты в «улыбку», зубы «заборчиком» со щелью, язык упирается в нижние зубы, воздух теплый, струя направлена посередине языка: С – С – С - С – С – С…………..              ( длительно, течёт водичка из крана).

Задание 1:Хлопни в ладоши , если услышишь звук «С»:Р, С, Ш, М, З, С,Л,П, Ш, С.

Задание 2: Выкладывать фигурки из палочек и произносить звук «С» столько раз, сколько палочек в фигурке, затем произносим слоги (са, со, су, сы):

Задание 3: Четко произносить прямые слоги (следить за тем, чтобы звук «С» произносился утрированно, протяжно). Проговаривать многократно.

   

    Са- Са-Са              Са- Со – Со - СыMCj04414070000[1]

     Со- Со-Со              Сы – Су – Са - Со

     Су- Су-Су              Су – Со – Сы - Са

     Сы- Сы- Сы           Со -  Су – Са - Сы        

                         MCj04414190000[1]

Задание 4: Четкое проговаривание слогов и слов за взрослым:

 Са-са-са------ сани               са-са-са-----   самолёт

 са-са-са-----  сад                  са-са-са-----   салют

 са-са-са----  сапог

 са-са-са----  сатин    

Задание 5: Счет слов от 1 до 10 с загибанием пальцев (по образцу) –

самолёт, сапог, сад. Например: один сад, два сада, три сада и т. д. до 10.

 

Задание 6: Деление слов на слоги(са – ни, са-лют, сад ), в каком слоге находится звук «С»в первом или во втором, произнеси этот слог.

Задание 7: нарисовать в тетрадке картинки (или приклеить готовые), в названии которых слышится звук «С»MCj04403890000[1]

                                                   MCj04325890000[1]

                                         

                                        КАРТОЧКА № 2                                                        С

Задание1: Длительное произношение звука «С» (течёт вода из крана) С С С С С

Задание 2:Выкладывать фигурки из палочек и произносить слоги: «Са», «Су», «Сы», «Со»:

MCj04369090000[1]

Задание 3: Проговаривание слоговых рядов за взрослым:

  Са-со-су-сы

  Со-су-сы-са

  Су-сы-са-со

  Сы-са-со-су

Задание 4: Игра «Добавь слог» «СА» : кас….,  ли…, колба…, плак…, мас…, кляк…, ко…, о…, колё… .

Задание 5: Четко произносить слова с ударением на слоге «Са»: сабля, сад, сайка, сальто, сало, сани, гусак, колбаса, писать, посадка, небеса.MCj02321030000[1]MCHH00939_0000[1]

«СО»: совы, соки, сон, соль, колесо, лесок, носок, волосок, босой, сода, поясок. 

Задание 6: Счет слов от 1 до 10 с загибанием пальцев : лиса, кусок, сокол.

 Задание 7: нарисовать в тетрадке картинки или приклеить готовые:  лиса, оса, сани, колбаса.

Задание 8: назови картинки,  изображённые на карточке.

Ответь на вопрос полным предложением, выделяя звук «С»:Кого слепил Саня?

(Саня слепит снеговика)

Из чего Саня слепил снеговика?

( Саня слепил снеговика из снега)

                                   

                                         КАРТОЧКА № 3                                                  С           

Задание 1: Игра « Добавь слог «СУ» - не…, па….., выне….,  пута……, выне….

«СЫ» - бу….,  ве…., воло…, какту…..,  кляк….., ли….., поло…., уку……, фоку…… 

Задание 2: Чёткое проговаривание слов с ударением на слоге «СУ» - суд, сумка, сутки, посуда, косуля, досуг, сумма, путассу.                                                 

Задание 3: Счёт слов от 1 до 10 с выкладыванием счётных палочек: сумка, клякса,     фокус.   Например : одна сумка, две сумки, три сумки и т. д. до 10.                                                           http://3.bp.blogspot.com/_XuTQI-8Rm2M/S5zyF3txEVI/AAAAAAAABb8/GlbNMyk5LDY/s320/%D0%9F%D0%BE%D1%8F%D1%81.JPG  - ПОЯС                                                                MCj04374510000[1]

  Задание 4:  Чётко произнеси слова тройками за взрослым :                                                                          

  Сок – сом - сон          Носок – песок – кусок                            ВЕСНА -

   Стол -  сток - стоп            Весы – носы - усы                                                          

  Оса – лиса – коса              Волосы – фокусы - укусы

   Задание 5: Повтори за взрослым чистоговорки, чётко выделяя звук «С»

   Са – са –са – в саду оса                                 Со – со – со –оса пьёт сок

   Су – су – су – Соня видит осу                      Сы – сы – сы -  у осы  усы

   Сы – сы – сы – с саду нет осы                      Са – са – са – укусила в нос оса

                                                                                  САД       -                    Задание 6:  Нарисуй в тетрадке картинки, в названии которых слышится звук  «с»                                                                                

   

         

                         

                         КАРТОЧКА № 4                                                             С                                                 

Задание №1: Четкое проговаривание слов без ударения на слоге: «СА» : сады, садовник, садовод, салат, салон, салют, самокат, самолёт, сапог, касса, масса, плакса.

 «СО»: собака, сова, совет, солонка, солёный, солома, мясо . - КОСЫ                                    

«СУ»: суббота, судьба, судак, сундук, сухой, суфле, вынесу.

«СЫ»: сынок, бусы, осы, косы, волосы, фокусы, насыпь, насыпать.

Задание 2: Повтори за взрослым чистоговорки, выделяя голосом звук «С»:  

  Са- са – са – у стены стоит коса                  Су – су – су – холодно в лесу

  Со – со – со – сломалось колесо                  Са – са – са- зеленеют все леса

  Сы- сы – сы- на столе стоят весы                Су – су – су – сумку маме я несу

 

 Задание № 3:  Игра «Я начну, а ты закончи» :

  Я     стою со стаканом сметаны             Она стоит со стаканом сметаны

  Ты   стоишь со таканом                         Мы стоим со стакном сметаны

  Он   стоит со стаканом сметаны           Вы стоите со стаканом сметаны      

                                                                     Они стоят со стаканом сметаны        

Задание № 4: Счёт слов с выкладыванием пуговиц :  кусок, мост, капуста, аист.  

Задание № 5: Повтори каждые три слова за взрослым. Назови 5 слов по памяти  самостоятельно.  

       Сад – сок - сом                    Сыпать – сытый – сытны  и т.д

                                         

                         

                            КАРТОЧКА № 5                                                              С

Задание № 1: Чётко произносить слоговые ряды за взрослым:MCj04380240000[1]

                  Сва – сво – сву – свы       Сма- смо – сму - смы

                  Ска – ско – ску – скы      Сна – сно – сну - сны

                  Сла – сло – слу – слы       Спа – спо – спу – спы

                  Ста – сто – сту – сты       Сва- Ска – Сла - Сма                                             

Задание № 2: Подобрать родственные слова к слову:                          СТРЕКОЗА-

                               САД – садик, садовник, садовый, садовод, посадка.

                               ЛЕС -  лесок, лесной, лесник, лесовик. (знать наизусть эти слова).

Задание № 3: Чёткое проговаривание слов за взрослым: сват, свобода, свод, сводка;

                          скала, скакалка, скакун, скамья, скобка, скамейка, скамья, скула;

                          слог, слой, слон, слух, случай;

Задание № 4: Деление слов на слоги под хлопки (см. задание № 3 ), например:

                          Сват -  (1 слог)

                          Сво – бо – да – ( 3 слога) и т. д. со всеми словами.

Задание № 5: Какой предмет лишний? Почему?                                                  самовар            

( лишний стол, потому что он относится к мебели, а всё остальное посуда)

Задание № 6: Выучить наизусть чистоговорку «Усатый сом»  

                                   Сы – сы – сы – у сома усы

                                   Сы – сы – сы – длинные усы

                                   Сов – сов – сов – не бывает сомов без усов

 

                                                                                                                          -

      КАРТОЧКА  № 6                                                             С 

Задание № 1 : Четко произноси обратные слоги  за взрослым:

                 Ас – ос – ус – ыс           Яс- ес – юс - ис

           Ос – ус – ыс – ас           Ес – юс – ис – ёс

        Ус – ыс – ас – ос           Юс – ис – ес-  яс

        Ыс – ас – ос – ус           Ис – юс – яс - ес 

Задание №2:Четко произносить слова с ударением на слоге

  «АС»: бас, квас, погас, ласка, каска, маска, паста, колбаска, ласточка, ананас, класс;

  «ОС»: нос, воск, тост, пост, доски, кокос, поднос, хвост, полоска;

  «УС»: куст, вкус, пусто, вкусно, капуста, вкусный, укус;

  «ЕС»: лес, место, тесно, навес, невеста, тесто, плеск.                                                                                                                          

Задание № 3: Измени предложения по образцу:

У Сани собака -------------------это Санина собака

У Сони сумка --------------------это Сонина сумка

У Светы совок ------------------это Светин совок

У Славы носки -----------------это Славины носки

Задание № 4: Какой предмет лишний? Почему?                                                           

                                             

             КАРТОЧКА № 7                                                           С

Задание №1: Четко произносить слова с ударением на слоге :

ИС:  бис, лист, кислый, баянист, танкист, киска, восход, Денис, диск;

ЮС: плюс, флюс;

Задание № 2 : Взрослый произносит слова тройками, ребёнок слушает и повторяет в том же порядке (звук «С» произносить отчётливо):MCj04413200000[1]

Фокус - фикус – минус

Маска – каска – пляска

Кокос – покос – насос                                                  ГАЛСТУК -

Колос – голос – волос

Кусты – густы – пусты

Весна – десна – блесна

Задание № 3:Чётко произносить чистоговорок  за взрослым (звук «С» произносить отчётливо):

Ас – ас – ас--------------масло, паста, ананас.

Ис – ис – ис------------- кипарис, Борис, ирис.

Ос – ос – ос------------- нос, колос, абрикос.

Ус – ус – ус--------------вкус, автобус, карапуз.

Ас – ас – ас--------------у нас дома квас.

Ас – ас – ас--------------у нас свет погас.

Задание № 4: Счёт слов с выкладыванием пуговиц: автобус, ананас, паста, навес.

MCj04301290000[1]

                         Например: один автобус

                                             два автобуса

                                             три автобуса и т. д  до 10

Задание № 5: Выучить наизусть стихотворение:

                           

                               Ест киска суп из миски.                          КАПУСТА -

                               Сыта киска, пуста миска.

Задание № 6:   Нарисовать к стихотворению картинку.

MCj02461470000[1]

                                                           -

                 КАРТОЧКА № 8                                                             С

Задание № 1: Проговаривание слогов со стечением согласных(звук «С» произносить чётко):MCj04126300000[1]

асм- осм – усм – ысм

осм – усм – ысм – асм

усм – ысм – асм – осм

асн – осн –усн – ысн

усн – ысн – асн – осн

ысн – асн – осн – усн                                            ПОСУДА -

Задание № 2: Проговаривание сточек слов за взрослым со стечением согласных (после каждой строчки попросить ребёнка назвать слова, которые он запомнил):

 

стая, стадо, станок, стакан, стадион, скакун, ставни;

стук, стон, ступа, скелет, скука, скупой;

стукнуть, студент, скобка, скот, скотовод, скованный;

стыд, стыковка, стыдно, свадьба, свобода, свой.

Задание № 3:Игра «Один – много» (взрослый называет один предмет, а ребёнок множество таки предметов):MCj04380190000[1]

киска – киски          маска -                        пастух -             гимнаст -

миска – миски         скамейка -                  хвост-                невеста -

каска -                      спутник -                    аист -                 хвастун –

Задание № 4: Счёт словосочетаниё от 1 до 10 с загибанием пальцев:             ОСА -

                          (стакан сметаны, высокий стадион, сломанный стул)

Например: один стакан сметаны

                    два стакана сметаны

                    три стакана сметаны  и т. д. до 10 со всеми словосочетаниями.

Задание № 5: Выучить наизусть .

                      Сетку я сплела сама для усатого сома.

                                      

                                           

                      КАРТОЧКА № 9                                                           С

Задание № 1: Проговаривание столбиков слов за взрослым (после чтения каждого столбика попросить ребёнка повторить слова, которые он запомнил)

паста                    место                     пастух               опасно                  мост

баста                    густо                      хвастун             вкусный               хвост

хвастун                пусто                     поступок           опасный               пост

капуста                пустой                   восток               тесный                 пианист

невеста                густой                    вкусно              уснуть                  баянистMCj02508070000[1]

тесто                    устать                    тесно                 успех                    куст

Задание № 2: Игра « Я начну, а ты закончи»

                     Я         стою со стаканом сметаны             Я      ставлю стул

                     Ты     стоишь со стаканом сметаны          Ты_____________

                     Он__________________________             Он_____________           СУП -

                     Она_________________________             Она____________

                     Мы__________________________            Мы____________

                     Вы___________________________           Вы_____________

                     Они__________________________           Они____________

Задание № 3:Чёткое проговаривание словосочетаний за взрослым.

Санки у Сани, усатый сом, лесная сова, суп с салом, сытный суп, сосновая смола, солёное сало, масса советов, густой лес, постная колбаса, сытая собака, сломанный сук, пустой стакан, солёная капуста, постное мясо, сухой лист, вкусный квас, сонный Саня.                                                         САХАРНИЦА -MCj01129860000[1]

Задание № 4: Деление слов на слоги ( РАБОТА СО СЛОГОВЫМИ  ВАГОНЧИКАМИ), посчитай количество слогов в названии картинок. Для этого положи ладонь под нижнюю челюсть и считай её движение. Затем помести картинку в подходящий слоговой «вагончик».  

све – ча (2 слога),  ка – пус – та(3 слога), стул (1 слог), сум – ка, ко –ле –со, са –мо-лёт,

бу-сы, сыр, о-сы, лист, ве-сы, спич-ки, мост, лиса, нос-ки, гу-си, ав-то-бус, сум-ка.

Задание № 5: Выучить наизусть чистоговорку «КАПУСТА»:

                        Пуста-пуста-пуста-------у нас есть капуста

                        Пусту-пусту-пусту-------посадили мы капусту

                        Пусту- пусту- пустуПусте- пусте-пусте--------витамины есть в капусте

Задание № 6: (нарисовать к чистоговорке картинку)

                                                 

                    КАРТОЧКА № 10                                             С

Задание № 1: Чёткое проговаривание предложений за взрослым (следить за произношением звука «С»). Задаём  вопросы по предложению.

Например:  Саня идёт в сад    - Кто идёт в сад?MCj02786380000[1]

                                                     - Куда идёт Саня?

и так далее по каждому предложению.

        С саду летают осы,  высоко в небе самолёт, Саня и Соня летят на самолёте, Сане купят новый самокат, садовник посадил сад, собаке дали кусок мяса, в саду сухой песок, сосулька упала в снег, на обед салат, суп и мясо, в субботу Соне купят посуду, высоко на суку сидит сова, Алиса моет посуду, в сумке судак, у тёти Светы новые бусы, под кустом стоит петух, на столе стаканы с соком, водитель остановил автобус у моста.

Задание № 2: Послушай предложения. Исправь их.

Сахар кусает Соню. Стол постелили на скатерть. Стену поставили к стулу. На следах остался снег. На посуду поставили стол. Сапоги надели Соню. Бусы  нося Соню.

Задание № 3: Закончи предложение, а затем ответь на вопрос:

Хлеб высушили, получился……(сухарь)  -     Сухарь какой? (сухой)

Бельё высушили, бельё стало….(сухим)  –     Какое бельё? (сухое)

Стаканы высушили, стаканы стали….(сухими) – Какие стаканы? (сухие)

Задание № 4: Игра «Чего не стало на столе» (положить  перед  ребёнком  4 картинки содержащие звук «С» и попросить их запомнить. Просим ребёнка закрыть глаза, убираем одну картинку. Ребёнок, открыв глаза должен назвать чего не стало на столе). ПРИЛАГАЮТСЯ КАРТИНКИ

Задание № 5: Выучить наизусть стихотворение

                       

                           Сколько вкусных, сладких ягод  

                           Летом я найду в лесу,

                           Их наемся я и на год

                           Витаминов запасу.

Задание № 6: Нарисуй фрукты и ягоды, в названии которых слышится звук «С»

                                       (слива, смородина, персик, ананас).   MCj04369050000[1]MCj04238760000[1]

ПЕРСИК -

    И

СЛИВА

                                                                           

                                   КАРТОЧКА № 11                                                          С

Задание № 1: Возьми картинки мальчика и девочки. Дай им имена со звуком «С». Распредели между ними картинки как считаешь нужным. Расскажи, что у кого есть.   ПРИЛАГАЮТСЯ КАРТИНКИMCj01997130000[1]

НАПРИМЕР: У Сони сумка                                        ЛИСТОЧКИ -

                          У Сани самолёт

( и так далее со всеми картинками)

Задание № 2: Чёткое проговаривание слов с двумя звуками «С»

           Космос,  насос,  пылесос,  самосвал, сосны,  солист,  состав,  сосуд,  сосулька, соус, спасатель, способ,  спуск,  суслик,  уксус,  состояние.

Задание № 3: Счёт слов от 1 до 10 с выкладыванием счётных палочек

 насос, сосуд, сосулька, спасатель.

Задание № 4: Проговаривание за взрослым стихотворения , содержащее множество звуков «С»MCj03907020000[1]

                       

                                Из кискиной миски пёс

                                Вкусный «Вискас» унёс,

                                А киска у пса из миски                        ЛЕС                                              

                                Ест с аппетитом сосиски.                  

(попросить ребёнка назвать слова из стихотворения со звуком «С»)

Задание № 5: Прочитать текст ребёнку. Попросить его  пересказать.

                                                      СОНЯ И СОБАКА

        У дома сад. В саду растёт сосна. Под сосной стоит скамейка. На скамейке сидит Соня. У скамейки сидит собака. Соня даёт собаке сочные сосиски.

Задание № 6: Нарисовать к рассказу картинку.

MCj04413920000[1]

ЛИСА     и    СОБАКАMCj04414070000[1]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Картотека домашних заданий по автоматизации разных звуков"

В картотеке подобран материал для  домашних  заданий по автоматизации разных групп звуков (в слогах, в словах, в совосочетаниях, в предложениях, в рассказах, в пословицах, в поговорках, в иг...

Картотека домашних заданий "Автоматизация звука Ш"

Автоматизация звука "Ш" от изолированного до введения звука в самостоятельную речь....

Картотека домашних заданий логопеда для детей и их родителей "Звуки С-Сь"

Картотека представлена в виде карточек формата А5. Задания постепенно усложняются и соответствуют этапам постановки и автоматизации данных звуков: слоги, слова, словосочетания, чистоговорки, предложен...

Картотека домашних заданий логопеда для детей и их родителей "Звуки З-Зь, дифференциация С-З"

Картотека представлена в виде карточек формата А5. Задания постепенно усложняются и соответствуют этапам постановки и автоматизации данных звуков: слоги, слова, словосочетания, чистоговорки, предложен...

Картотека домашних заданий логопеда для детей и их родителей "Звук Ц"

Картотека представлена в виде карточек формата А5. Задания постепенно усложняются и соответствуют этапам постановки и автоматизации данных звуков: слоги, слова, словосочетания, чистоговорки, предложен...

Картотека домашних заданий логопеда для детей и их родителей "Звук Ш, звук Ж"

Картотека представлена в виде карточек формата А5. Задания постепенно усложняются и соответствуют этапам постановки и автоматизации данных звуков: слоги, слова, словосочетания, чистоговорки, предложен...