Картотека игровых упражнений на развитие грамматического строя речи
картотека по логопедии (старшая группа) на тему

Лебедева Марина Владимировна

В данной картотеке подобраны упражнения на развитие грамматического строя речи детей старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_grammatikae.docx24.86 КБ

Предварительный просмотр:

«Мальчик или девочка?» (грамматика)

Цели: учить ребенка воспринимать на слух разницу в окончаниях глаголов мужского и женского рода в прошедшем времени, подбирать сущ. соответствующего рода к предложенной форме глагола.

Оборудование: картинки мальчика, девочки, животных, фланелеграф.

Содержание. Взрослый рассказывает о том, что в одном доме жили мальчик Саша и девочка Саша и просит догадаться, про кого – мальчика или девочку – он сейчас расскажет:

Ходила – ходил. Бегала – бегал. Играла – играл. Прыгала – прыгал. Ел – ела. Рисовал – рисовала и т.п.

Когда ребенок будет безошибочно показывать на нужную картинку (мальчика или девочки) и делать это сознательно, можно переходить к закреплению материала по картинкам о животных. Вначале название каждого животного уточняется и проговаривается с детьми, затем следует игра. Нужно догадаться, про кого взрослый говорит:

Ползала – ползал, Прыгала – прыгал. Летала – летал. Плавала – плавал.

«Стакан и чашка» (грамматика)

Цели: Учить образовывать сущ. в род.п. ед.ч. от сущ. в им.п., правильно согласовывая слова в словосочетаниях и предложениях.

Оборудование: картинки с изображением стакана, чашки, кружки, графина.

Содержание. Взрослый предлагает ребенку вспомнить и назвать всё, что можно пить. Затем просит посмотреть на картинку и говорит: «В чашке – чай, в стакане – сок, значит я могу выпить чашку чая и стакан сока». Далее игра продолжается так. Взрослый называет напитки, которые находятся в чашке и в стакане, а ребенок преобразует форму названных существительных, изменяя падеж на родительный. Например: В стакане кефир, а в чашке ряженка. Ответ ребенка: Я выпью стакан кефира и чашку ряженки.

Варианты слов для игры:

Лимонад, компот, молоко, вода, кисель, фанта, морс…

«У кого что» (грамматика)

Цели: учить детей правильно образовывать форму род.п. ед.ч сущ. с предлогом У.

Содержание: Взрослый предлагает ребенку поиграть и правильно ответить на следующие вопросы:

  • У кого добрые глаза? (у мамы, у папы, у бабушки, у дедушки)
  • У кого сильные руки?
  • У кого копыта? Лапы? Шерсть? Щетина? Рога? Длинный хвост? Длинные уши? Когти? Вымя? Пятачок? Полосатая шкура? Пятнистая шкура? И т.п.

Если дети отвечают существительным в именительном падеже или искажает нужную падежную форму, взрослый уточняет вопрос (у кого?) и сам на выбор даёт ребенку два ответа, например, тигр или тигра – как правильно? Если и после этого ответ ребёнка неверен, взрослый предлагает ребенку несколько раз повторить правильный вариант, утрированно произнося окончания слов, с тем чтобы осуществить перенос на следующие ответы. Игра продолжается до тех пор, пока дети не научатся верно образовывать и употреблять данную падежную форму существительных.

«Домино» (грамматика)

Цель: образование относительных прилагательных от существительных с предлогом.

Оборудование: домино.

Описание игры: У детей карточки с изображением фруктов, овощей. Остальные карточки перемешиваются и раздаются играющим поровну. Начинающий игру ребенок говорит: «Дайте мне, пожалуйста, яблочный сироп. «Ребёнок, у которого подходящая карточка, передаёт ему карточку со словами: «Возьми, пожалуйста, яблочный сироп».

Так до тех пор, пока подберут нужные карточки.

«Что из чего» (грамматика)

Цель: Образование относительных прилагательных от существительных с предлогом.

Оборудование: игровое поле с изображением разных предметов, фишки, кубик для определения очков.

Описание игры: Ребенок бросает кубик, передвигает свою фишку на выпавшее число картинок, называя, из чего сделан каждый предмет (материал), какой он (предмет). Например, Это чашка из фарфора – фарфоровая чашка.

«Ехали мы, ехали» (грамматика)

Цель: образование приставочных глаголов движения.

Описание игры:

  1. Дети изображают машину, двигаются по группе, имитируя движение и произносят текст:

Ехали мы ехали,

К речке подъехали.

Мост переехали,

К горке подъехали,

На горку въехали,

С горки съехали.

Яму объехали,

Дальше поехали,

Ехали, ехали… -

И домой приехали.»

  1. Дети садятся, получают картинки. По картинке надо назвать действие игры. Например, «К речке подъехали»

«Где птица» (грамматика)

Цели: учить составлять предложения с предлогом НА по опорным картинкам.

Содержание. Взрослый предлагает детям внимательно посмотреть на картинки (например, птица соединена стрелкой с веткой и т.д.) и составить по ним предложение  с «маленьким словом НА». При составлении предложений полезно добиваться их вариативности, например,

Птица села на ветку.

Птица свила гнездо на ветке.

Птица уселась на большую ветку.

Птица сидит на ветке и поёт. И т п .

Необходимо контролировать, чтобы в предложении ребенка были оба опорных слова, а также предлог НА. Предлог выделять голосом.

«Где предмет» (грамматика)

Цели: уточнить для ребенка пространственные отношения, выраженные предлогом НА; учить ребенка составлять предложения по наглядной ситуации.

Содержание. Взрослый расставляет перед детьми различные мелкие предметы (баночку с клеем, кассету, ножницы и т п.) на предметы обстановки, под них, около них, за ними и просит детей назвать только те предметы, про которые можно составить предложение с «маленьким словом на»

«Живой уголок»

Цели: учить ребенка правильно употреблять форму твор.п. существительных в ед.ч. с предлогом  ЗА.

Содержание. Взрослый показывает детям картинку и рассказывает, что в одном детском саду есть прекрасный живой уголок. Затем он просит детей перечислить животных, которые там живут. Взрослый напоминает детям, что за всеми животными надо ухаживать, и рассказывает, как это делается. Затем спрашивает малыша:

  • За кем ухаживали дети в живом уголке?

Ребенок составляет предложение о каждом животном в отдельности, четко выделяя окончания существительных в творительном падеже, а также предлог ЗА.

«Ответь на вопрос» (грамматика)

Цели: Продолжать учить ребенка отвечать на вопрос целым предложением, правильно употребляя предлог В.

Содержание. Взрослый просит ребенка отвечать целым предложением. Каждый раз выделяя голосом «маленькое слово В».

  • Куда пойдет мама, если: нужен врач? Нужно починить обувь? Нужно сшить платье? Нужно купить платье? Нужно купить овощи? Нужно купить лекарство? Болит зуб?
  • Во что можно завернуть игрушку? (в газету, бумагу, материю, марлю, салфетку, туалетную бумагу …)
  • Где можно мыться, купаться? (ванна, бассейн, река, море, озеро, пруд, ручей, баня…)

«На или под» (грамматика)

Цель: учить ребенка добавлять в предложение пропущенный предлог.

Содержание. Взрослый просит детей вспомнить, какие «маленькие слова» они уже знают (НА и ПОД) и когда каждое из них появляется в предложении, затем предлагает внимательно послушать предложения, которые написал Незнайка, и , если надо, добавить нужное «маленькое слово»:

Пчела села … цветок. Папа лежит … диване. …грядке поспели помидоры. Мама убирает комнату. … подоконнике стоят красивые цветы. Дети играли … поляне. … окном растет куст сирени. Ласточки свили гнездо … крышей. Мама хранила стиральный порошок … мойкой. Пластмассовый таз стоял … ванной. Алёша увидел … креслом большого паука.. Катя держит букет. И.т.п.   Включение в задание провокационных предложений мобилизует внимание ребенка и увеличивает его интерес.

«Где предмет» (грамматика)

Цель: учить  детей составлять предложения с «маленьким словом ПОД» по двум опорным картинкам.

Содержание. Взрослый просит вспомнить правило о «маленьком слове ПОД» (Маленькое слово ПОД появляется тогда, когда предмет находится внизу), затем предлагает по каждой паре картинок составить предложение с этим словом. (Во время проговаривания каждого предложения утрированное произнесение «маленького слова ПОД» обязательно).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых упражнений при формировании грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

В статье рассмотрены особенности формирования грамматического строя речи у детей с ОНР. Даются конкретные методические рекомендации по использованию игровых упражнений при формировании грамматического...

Игры и упражнения для развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

Данный буклет включает в себя перечень игр и упражнений по формированию словообразования и словоизменения разных частей речи для детей старших и подготовительных групп....

Методическая разработка "Игровые упражнения для формирования грамматического строя речи (предлоги)". Часть 1

В разработке представлены игровые упражнения, которые помогут ребенку понять значения предлогов и  правильно употреблять их  в самостоятельной речи...

Игровые упражнения для развития грамматического строя дошкольников

Игровые упражнения для развития грамматического строя дошкольников...

Картотека игр и упражнений по развитию грамматического строя речи и обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста

Активизация словаря по теме. Игровой материал: настольно-печатная игра. активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы....