Доклад на тему: «Подготовка артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков»
материал

Окунева Наталья Сергеевна

Самым эффективным средством подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков является артикуляционная гимнастика. Эти упражнения разработаны для разных групп мышц. Есть упражнения общей артикуляционной гимнастики. Есть специальные упражнения для постановки определённой группы звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка»

Доклад

на тему: «Подготовка артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков»

      Подготовил:

                                                    учитель – логопед МБДОУ

                                                   «Детский сад «Сказка»

                                                   Окунева Н.С.

ст. Обливская

2014г.

Самым эффективным средством подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков является артикуляционная гимнастика. Эти упражнения разработаны для разных групп мышц. Есть упражнения общей артикуляционной гимнастики. Есть специальные упражнения для постановки определённой группы звуков.

Выработка правильных артикуляций у ребенка улучшает не только произношение, но и оказывают огромное влияние на фонематическое развитие детской речи: чем четче произносятся звуки, тем лучше они различаются на слух. Поэтому в области преодоления неправильного звукопроизношения подготовка артикуляционного аппарата является первостепенной и ведущей работой для учителя логопеда.

Учитель-логопед должен сам в совершенстве владеть артикуляционной гимнастикой, знать какие упражнения необходимо использовать для подготовки постановки того или иного звука, чтобы профессионально показать ребенку.

Приступая к работе с детьми по разучиванию артикуляционной гимнастики, учитель-логопед придерживается следующих методических рекомендаций:

1. Необходимо выбрать нужный комплекс упражнений для усвоения тех звуков, которые неправильно произносит ребенок.

2. Начинать занятия с ребенком необходимо перед зеркалом, в котором ребенок может контролировать неправильность движений артикуляционного аппарата.

3. Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры, а также интересны для ребенка.

4. На одном занятии не следует разучивать больше 3-х – 4-х упражнений.

5. К последующим упражнениям надо переходить лишь усвоив предыдущие.

6. Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения.

7. Некоторые упражнения выполняются под счет, который равномерно ведут взрослые. Это необходимо для того, чтобы у ребенка вырабатывалась устойчивость наиболее важных положений губ, языка.

8. При разучивании упражнений не всегда у ребенка сразу может все хорошо получиться, и иногда вызывает отказ от дальнейших занятий или работы. В таком случае учитель-логопед не должен фиксировать внимание ребенка на том, что у него не получается, а надо подбодрить ребенка, вернуться к более простому, уже отработанному материалу, указав, что раньше это тоже не получалось, а теперь он уже научился.

КОМПЛЕКС ОБЩИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ ОРГАНОВ

Упражнение «Построить забор»

Цель упражнения. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы.

Выполнение упражнения. Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произносить звук «И». Удерживать в таком положении губы под счет от одного до 5-10.

Методические указания.

1. Следить, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась, не натягивалась на верхние зубы.

2. Если ребенок не показывает нижние зубы, то нужно при сомкнутых губах научить опускать и поднимать только нижнюю губу. Сначала это упражнение можно проводить так: положив палец под нижнюю губу опускать и поднимать ее. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.

Упражнение «Сделать трубочку»

Цель упражнения. Выработать движение губ вперед.

Выполнение упражнения. Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от одного до 5-10.

Методические указания. Следить, чтобы при вытягивании губ вперед не открывался рот, зубы должны быть сомкнуты. Если ребенок не может вытянуть губы вперед, предложите ему дотянуться губами до конфетки (находящейся на расстоянии 1,5-2 см от губ) и взять ее губами.

Упражнение «Открыть широко рот»

Цель упражнения: Выработать умение удерживать рот открытым, обнажая верхние и нижние передние зубы.

Выполнение упражнения. Широко открыть рот, обнажая верхние и нижние зубы, язык внизу под нижними зубами. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.

Методические указания.

1. Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась, не закрывала верхние зубы.

2. Если ребенок не показывает нижние зубы, то нужно при сомкнутых челюстях научить поднимать только нижнюю губу (показать ребенку, подложив палец под нижнюю губу, опускать и поднимать ее. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.)

Упражнение « Качели»

Цель упражнения. Способствовать выработке быстрого перехода кончика языка из нижнего положения, характерного для произнесения свистящих звуков в верхнее, характерное для произнесения шипящих звуков.

Выполнение упражнения. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1-5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы тоже с внутренней стороны, удерживать под счет от 1-5. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.

Методические указания. Следить за тем, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Упражнение « Почистить зубы » (наверху и внизу)

Цель упражнения. Выработать подъем языка вверх и умение владеть им.

Выполнение упражнения. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движение языком из стороны в сторону.

Методические указания.

1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.

2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.

3. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия Тема: «Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков»

Цель: развивать артикуляционную моторику.Задачи:1.    Укреплять слабый кончик языка2.    Опускать напряженный корень языка3.    Перемещать язык в боле...

Конспект индивидуального занятия Тема: «Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков»

Цель: развивать артикуляционную моторику.Задачи:1.    Укреплять слабый кончик языка2.    Опускать напряженный корень языка3.    Перемещать язык в боле...

Конспект индивидуального занятия Тема: «Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков»

Цель: развивать артикуляционную моторику.Задачи:1.    Укреплять слабый кончик языка2.    Опускать напряженный корень языка3.    Перемещать язык в боле...

Конспект индивидуального занятия Тема: «Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков»

Цель: развивать артикуляционную моторику.Задачи:1.    Укреплять слабый кончик языка2.    Опускать напряженный корень языка3.    Перемещать язык в боле...

Индивидуальное занятие по формированию звукопроизношения на тему: «Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука «р» с использованием биоэнергопластики и кинезиологических упражнений»

Индивидуальное занятие по формированию звукопроизношения на тему:«Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука «р» с использованием биоэнергопластики и кинезиологических упражнений»...

Мастер-класс по теме: «Артикуляционная гимнастика – основа правильного произношения звуков»

Применение игровой терапии при выполнении  артикуляционной гимнастики с детьми....

«Артикуляционная гимнастика – основа правильного произношения звуков»

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Артикуляционная гимнастика – основа правильного произношения звуков»...