РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ – СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЁНКА
статья по логопедии на тему

Формы работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи по  развитию интеллектуальных способностей при помощи развития мелкой моторики рук ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ – СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ    ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЁНКА

Середа Н.П., воспитатель МБДОУ ДС № 108

        Известно, что последнее десятилетие уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, так как многие из них очень заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят телевизор, играют на компьютере. Они редко делают что-то своими руками. Современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но менее эффективно ( одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезывания и т. д.).

Известно, что речью управляет центральная нервная система. Специальные речевые центры в мозге отличают речь от других звуков, дифференцируют фонемы, стимулируют речевые органы к воспроизведению звуков, осваивают, используют законы образования слов, словосочетаний и предложений, использования грамматических форм и многое другое.

Эта работа по освоению речи происходит втайне от нас, в лабораториях мозга, но мы вполне можем поспособствовать ей, развивая мелкую моторику рук ребёнка. Кисти рук – представители речевых центров мозга, при повышении их умелости и ловкости напрямую активизируются речевые функции.  

        Так каким же образом можно развивать мелкую моторику рук ребёнка?

Для этого существует множество разнообразных игр и упражнений.

  1. Массаж – очень полезное и приятное занятие; великолепно активизирует речевые центры мозга.
  2. Фасолевые ванны – в миску с фасолью и горохом бросить мелкие игрушки. Доставая их, ребёнок развивает координацию пальцев.
  3. Игры с крупами – перебирать в разные ёмкости перемешанные крупы.
  4. Шнуровки – развивают мелкую моторику рук и, к тому же, благодаря им ребёнок овладевает повседневным практическим навыком – шнурованием и завязыванием ботинок.
  5. Игры с пуговицами, бусинами также способствуют развитию мелкой моторики рук.
  6. Мозаика тоже улучшают мелкую моторику, развивает сообразительность и творчество.
  7. Пазлы разовьют внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей рук.
  8. Лепка из разных материалов развивает гибкость и подвижность пальцев, учит творческому самовыражению.
  9. Разнообразные конструкторы (металлические, пластмассовые и т. п.), а также конструкторы «Лего» позволяют развивать не только моторику рук, но и фантазию. Кроме того, поделками можно просто играть.
  10. Рисование –формирует элементарные графические умения, укрепляя мелкую мускулатуру рук.
  11. Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры. Смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг и развитие ребёнка резко улучшается.

Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму, ознакомление с элементарными геометрическими формами, развития пространственного мышления, понятия относительности (больше – меньше, короче – длиннее и т. д.), художественного восприятия, глазомера, обучение коммуникативным навыкам, внимательности, усидчивости и т. д.

         Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста: выполнять массаж пальчиков, подключать пальчиковые и развивающие игры и т. д. Главное – уровень сложности заданий должен соответствовать возрасту. При этом необходимо учитывать возможности и интересы детей. Слишком простые, как и слишком сложные задания не вызывают у детей интереса. По мере усвоения материала задания можно усложнять, увеличив количество предметов, изменив (ускорив) темп, заменив наглядный материал на словесный.И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья. Рекомендуется использовать упражнения, в которых тренируется каждый палец отдельно (ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца), необходимы движения и для напряжения, и для расслабления, и растяжки. Движения пальцами нужно выполнять с оптимальной нагрузкой и амплитудой. Вялая, небрежная тренировка не дает эффекта.

В условиях детского сада дети приобретают графические навыки на занятиях изобразительным искусством, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий. Но этих занятий не достаточно, необходима продуманная система специальных занятий и упражнений по формированию у детей графических навыков не только в детском саду, но и дома.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой  моторики  очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу.

 Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гимнастика мозга как средство коррекции и развития интеллектуальных способностей

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить ...

Статья "Развитие интеллектуальных способностей детей средствами занимательной математики"

Эта статья о "Королеве" наук - занимательной  математике и о том , какие "чудеса  она может  творить". Данный материал интересен как для воспитателей, так и для родителей, стремящихся р...

Развитие интеллектуальных способностей ребёнка к 6 годам

Развитие интеллектуальных способностей ребёнка к 6 годам...

Консультация для воспитателей «Игра в шахматы – как средство развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста».

Через шахматы воспитатели могут ознакомить детей с математическими понятиями и привить им важные навыки мышления:умение сосредоточиться и принять решение, умение решать задачи, развивается пространств...

Использование технологии хромотерапии в развитии интеллектуальных способностей ребёнка.

Тема:  Использование технологии хромотерапии  в  развитии интеллектуальных способностей ребёнка.Цель: Формирование у ребенка эмоционально-чувственного  развития.Задачи:-Расширение ...

Открытая образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе с использованием палочек Кюизенера «Поможем Айболиту» в рамках педагогического совета №2 «Развитие интеллектуальных способностей ребёнка-дошкольника посредством авторских м

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с использованием палочек КюизенераТип занятия: занятие-путешествиеТема занятия: «Поможем Айболиту» Форма занятия:  интег...