Главные вкладки

    Картотека по логопедии (старшая группа) на тему:
    Картотека заданий воспитателям логопедической группы (от 5 до 6) лет

    Лапшина Татьяна Валерьевна

      Картотека составлена на основе пособия Нищевой Н.В."Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР с 3 до 7 лет" 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zadaniya_vospitatelyam._blank.doc231.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ЗАДАНИЯ  ЛОГОПЕДА  ВОСПИТАТЕЛЯМ

    Месяц: _ОКТЯБРЬ ________    Неделя: ____1_____

    Тема: ___ОСЕНЬ. ПРИЗНАКИ ОСЕНИ. ДЕРЕВЬЯ ОСЕНЬЮ 

    Направления работы

    Содержание работы

    Логопедические пятиминутки

    Упражнение «ЧТО ЛИШНЕЕ?». Развитие слухового внимания. Закрепление знания признаков разных времен года.

    Воспитатель называет четыре признака разных времен года:

    —   Птицы улетают на юг.

    —   Расцвели подснежники.

    —   Пожелтели листья на деревьях.

    —   Идет уборка урожая.

    Дети внимательно слушают, называют лишний признак, объясняют, почему он лишний.

    Упражнение «ЖИВЫЕ БУКВЫ». Закрепление навыков звукобуквенного анализа.

    Воспитатель прикрепляет на груди у детей карточки с буквами, затем показывает картинку, дети называют ее и выстраиваются так, чтобы получилось ее название. (Слова: мак, кот, кит, кок, ком.)

    Игры и упражнения

    Пальчиковая гимнастика «ВЫШЕЛ ДОЖДИК ПОГУЛЯТЬ» (см. приложение).

    Упражнение «ДОЖДИК». Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи (повторение, см. приложение для средней группы).

    Иллюстрированный материал и художественная литература

    И. Остроухов «Золотая осень».

    И Левитан «Золотая осень».

    Ю. Подлянский «Тишина».

    Н. Сладков «Осень на пороге».

    В Зотов «Дуб», «Клен» (из книги «Лесная мозаика).

    ЗАДАНИЯ  ЛОГОПЕДА  ВОСПИТАТЕЛЯМ

    Месяц: _ОКТЯБРЬ ________    Неделя: ___2______

    Тема: ___ОВОЩИ. ОГОРОД. __________________________________________________

    Направления работы

    Содержание работы

    Логопедические пятиминутки

    Игра «ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК». Развитие осязания, связной речи.

    В мешочек уложены муляжи разных овощей. Воспитатель вызывает ребенка, который, опустив руку в мешок, находит один из овощей, ощупывает его и составляет о нем рассказ по предложенному ранее воспитателем образцу:

    - Это овощ. Он растет в огороде на грядке. Он зеленый, овальный, пупырчатый, хрустящий, ароматный, очень вкусный. Я люблю есть его с солью.

    Упражнение «ПОДНИМИ СИГНАЛ». Выделение звука [б] из ряда звуков, слогов, слов (начало и середина слова): б, т, к, б, м, н, б, п, т, б; па, бу, но, му, ба, бо, пу, бу; булка, палка, бобы, ток, мука, рыба, колобок, пума.

    Игры и упражнения

    Пальчиковая гимнастика «ХОЗЯЙКА ОДНАЖДЫ С БАЗАРА ПРИШЛА» (см. приложение).

    Упражнение «ОВОЩИ». Развитие координации движений. Работа над темпом и ритмом речи (повторение, см. приложение средней группы).

    Иллюстрированный материал и художественная литература

    Предметные картинки по теме.

    Ван Гог «Картофель».

    А.Куприн «Натюрморт с кабачками и корзиной».

    Русская народная сказка «Вершки и корешки».

    ЗАДАНИЯ  ЛОГОПЕДА  ВОСПИТАТЕЛЯМ

    Месяц: _ ОКТЯБРЬ ________    Неделя: __3_______

    Тема: ___ ФРУКТЫ.  САД

    Направления работы

    Содержание работы

    Логопедические пятиминутки

    Упражнения «ЯБЛОКИ», «ЕЖИК И ЯБЛОКИ». Развитие слухового внимания, элементарных математических представлений (см. приложение).

    Упражнение «ПОДУМАЙ И ОТГАДАЙ». Отгадывание и толкование загадок о фруктах с опорой на картинки. Развитие мышления, связной речи.

    Игры и упражнения

    Хороводная игра «ЯБЛОНЯ». Координация речи с движением, работа над общими речевыми навыками.

    Пальчиковая гимнастика «КОМПОТ» (повторение, см. приложение для средней группы).

    Иллюстрированный материал и художественная литература

    Предметные картинки по теме.

    Ван Гог «Корзина с яблоками».

    А. Ляпина «Сбор яблок» (из альбома «Иллюстративный материал...»).

    Л.Толстой «Косточка».

    ЗАДАНИЯ  ЛОГОПЕДА  ВОСПИТАТЕЛЯМ

    Месяц: _ ОКТЯБР________    Неделя: __4_______

    Тема: ___ ЛЕС. ЯГОДЫ. ГРИБЫ

    Направления работы

    Содержание работы

    Логопедические пятиминутки

    Упражнение «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КОРЗИНКИ». Определение места звука [д] в словах. Развитие навыков фонематических представлений, зрительного внимания.

    На наборном полотне перед детьми — коричневая и желтая корзинки и комплект картинок со звуком [д] в названиях: дом, дуб, дрова, удочка, дым, ведро, сковорода, медведь, дудочка, дверь.

    Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и поместить в коричневую корзинку только те картинки, названия которых начинаются со звука [д], а в желтую корзинку — те картинки, в названиях которых звук [д] в середине. Дети молча раскладывают картинки. Воспитатель останавливает игру, чтобы дети помогли ошибившемуся, если допущена ошибка. В заключение воспитатель подчеркивает, что звук [д] никогда не стоит в конце слова, потому что он звонкий, поэтому не было картинок, названия которых заканчивается звуком [д]. Обязательно подчеркнуть, что картинку с изображением дудочки можно положить и в ту, и в другую корзинку. Почему?

    Упражнение «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО». Развитие слухового внимания, чувства рифмы (см. приложение).

    Игры и упражнения

    Упражнение «ПО ЯГОДЫ». Координация речи с движением (см. приложение).

    Пальчиковая гимнастика «В ЛЕС ИДЕМ МЫ ПОГУЛЯТЬ» (повторение, см. приложение для средней группы).

    Иллюстрированный материал и художественная литература

    Предметные картинки по теме.

    В.Зотов «Брусника», «Земляника», «Малина», «Лисичка», «Мухомор», «Подберезовик» (из книги «Лесная мозаика»). «Чудесные ягоды» (из «Книги для чтения»).

    ЗАДАНИЯ  ЛОГОПЕДА  ВОСПИТАТЕЛЯМ

    Месяц: _ НОЯБРЬ ________    Неделя: _1________

    Тема: ___ ОДЕЖДА

    Направления работы

    Содержание работы

    Логопедические пятиминутки

    Упражнение «СЛУШАЙ И СЧИТАЙ». Развитие слухового внимания, элементарных математических представлений (см. приложение).

    Упражнение «ПОДУМАЙ И ОТГАДАЙ». Отгадывание и толкование загадок об одежде. Развитие мышления, связной речи (см. приложение).

    Игры и упражнения

    Упражнение «ПОМОЩНИКИ». Развитие координации движений (см. приложение).

    Пальчиковая гимнастика «АЛЕНКА-МАЛЕНКА» (повторение, см. приложение для средней группы).

    Иллюстрированный материал и художественная литература

    Предметные картинки по теме.

    Н. Носов «Живая шляпа».

    ЗАДАНИЯ  ЛОГОПЕДА  ВОСПИТАТЕЛЯМ

    Месяц: _ НОЯБРЬ ________    Неделя: __2_______

    Тема: ___ ОБУВЬ

    Направления работы

    Содержание работы

    Логопедические пятиминутки

    Упражнение «КРАСНЫЙ — СИНИЙ». Дифференциация звуков [д], [д']. Развитие фонематического слуха, навыков фонематического анализа.

    У каждого ребенка — красный и синий сигналы. Воспитатель произносит слова со звуками [д], [д']. Дети поднимают красный сигнал, если слышат звук [д], синий сигнал, если слышат звук [д'].

    Слова: дуб, сковорода, дятел, Дюймовочка, вода, удивиться, лебеди, ведро, ведерко, пирамида.

    Упражнение «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ». Дифференциация одежды и обуви или обуви по сезонам. Развитие мышления, зрительного внимания, связной речи.

    Комплекты картинок: сапоги, кроссовки, плащ, туфли; сарафан, босоножки, сандалии, шлепанцы; валенки, меховые сапожки, унты, босоножки; резиновые сапоги, ботинки, сандалии, боты.

    Игры и упражнения

    Пальчиковая гимнастика «НОВЫЕ КРОССОВКИ» (см. приложение).

    Пальчиковая гимнастика «СКОЛЬКО ОБУВИ У НАС» (повторение, см. приложение для средней группы)-

    Иллюстрированный материал и художественная литература

    Предметные картинки по теме.

    Е. Пермяк «Как Маша стала большой».

    ЗАДАНИЯ  ЛОГОПЕДА  ВОСПИТАТЕЛЯМ

    Месяц: _ НОЯБРЬ ________    Неделя: _3________

    Тема: ___ ИГРУШКИ

    Направления работы

    Содержание работы

    Логопедические пятиминутки

    Упражнение «У КОГО БОЛЬШЕ?». Развитие фонематических представлений. Подбор слов со звуками [б], [д].

    Дети делятся на две команды. Одна подбирает слова со звуком [б], другая — со звуком [д].

    Упражнение «ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ?». Развитие зрительного внимания. Совершенствование грамматического строя речи, употребление существительных в родительном падеже.

    На магнитной доске — изображения игрушек: самолет без крыла, машина без колеса, коляска без ручки, мишка без лапы, зайка без уха, столик без ножки.

    Воспитатель объясняет детям, что малыши сломали ифушки, и предлагает рассмотреть их и подумать, что без чего? Когда дети расскажут, что без чего, воспитатель предлагает им «починить» игрушки. Дети добавляют недостающие детали.

    Игры и упражнения

    Упражнение «МЯЧИК МОЙ». Развитие координации движений (см. приложение).

    Пальчиковая гимнастика «ИГРУШКИ» (повторение, см. приложение для средней группы).

    Иллюстрированный материал и художественная литература

    Предметные картинки по теме.

    «Про девочку Машу и куклу Наташу» (Т. Ткаченко «Логопедическая тетрадь»).

    «Игра» (Т. Ткаченко «Логопедическая тетрадь»).

    «Друзья» (Т. Ткаченко «Логопедическая тетрадь»).

    Картина Ю. Кугича «В субботу. Семья»

    ЗАДАНИЯ  ЛОГОПЕДА  ВОСПИТАТЕЛЯМ

    Месяц: _ НОЯБРЬ ________    Неделя: ___4______

    Тема: ___ ПОСУДА

    Направления работы

    Содержание работы

    Логопедические пятиминутки

    Упражнение «СЛУШАЙ И СЧИТАЙ». Развитие слухового внимания, элементарных математических представлений (см. приложение).

    Упражнение «ЧТО ЛИШНЕЕ?». Дифференциация посуды (что из какого материала сделано). Развитие зрительного внимания, мышления, связной речи.

    Комплекты картинок: кастрюля, чайник, стакан, поварешка (три предмета металлические, один — стеклянный);

    чашка, ложечка, блюдце, сахарница (три предмета фарфоровые, один — металлический);

    вилка, нож, ложка, деревянная ложка.

    Игры и упражнения

    Упражнение «ЧАЙНИК». Развитие творческого воображения, общих речевых навыков (см. приложение).

    Пальчиковая гимнастика «ПОМОЩНИКИ» (повторение, см. приложение для средней группы).

    Иллюстрированный материал и художественная литература

    Предметные картинки по теме.

    Т. Сорокина «Семья».

    ЗАДАНИЯ  ЛОГОПЕДА  ВОСПИТАТЕЛЯМ

    Месяц: _ ДЕКАБРЬ ________    Неделя: ___1______

    Тема: ___ ЗИМА. ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

    Направления работы

    Содержание работы

    Логопедические пятиминутки

    Упражнение «ЧТО ЛИШНЕЕ?». Дифференциация признаков осени и зимы. Развитие зрительного внимания, мышления, связной речи (употребление сложноподчиненных предложений с союзом потому что).

    На наборном полотне — комплект картинок, на трех из них изображена зима, а на одной — осень. Воспитатель просит детей рассмотреть картинки и подумать над тем, какая из них лишняя. Дети рассматривают картинки и объясняют:

    — Первая картинка лишняя, потому что на ней — осень, а на остальных картинках — зима.

    Достаточно предложить вниманию детей 2—3 комплекта картинок.

    Игра-соревнование «КТО СКОРЕЕ?». Развитие фонематических представлений, навыков фонематического анализа. Дифференциация звуков [в], [в'] в словах.

    На наборном полотне — картинки: венок, ведро, вата, вагон, ворона, воробей, весло, вишня, вилка, ворота.

    Воспитатель делит детей на две команды и предлагает первой команде выбрать картинки, названия которых начинаются со звука [в], а второй — со звука [в']. Побеждает та команда, которая быстрее и без ошибок выполняет задание.

    Игры и упражнения

    Пальчиковая гимнастика «ПИРОГ» (см. приложение). Упражнение «СНЕГОВИК».  Развитие координации движений, общих речевых навыков (см. приложение).

    Иллюстрированный материал и художественная литература

    Предметные картинки по теме.

    И. Грабарь «Зимний пейзаж».

    С. Куприянова «Ранний снег» (из альбома «Иллюстративный материал...»).

    Иллюстрация № 1 (из книги Н. Гусаровой «Беседы по картинке»).

    С. Маршак «Двенадцать месяцев».

    В. Зотов «Снегирь», «Клест-еловик» (из книги «Лесная мозаика»).

    ЗАДАНИЯ  ЛОГОПЕДА  ВОСПИТАТЕЛЯМ

    Месяц: _ ДЕКАБРЬ ________    Неделя: __2_______

    Тема: ___ ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

    Направления работы

    Содержание работы

    Логопедические пятиминутки

    Упражнение «РАССТАВЬ ПО СТОЙЛАМ». Совершенствование навыка слогового анализа, развитие зрительного внимания.

    На магнитной доске — три стойла. На наборном полотне — комплект картинок: бык, конь, коза, баран, козел, овца, свинья, корова, кролик, собака.

    Воспитатель объясняет, что дети должны рассмотреть картинки, разделить названия животных на слоги, поместить в первое стойло животных, в названиях которых один слог, во второе стойло — животных, в названиях которых два слога, в третье стойло — животных, в названиях которых три слога.

    Упражнение «ВОЛШЕБНЫЕ ЧАСЫ». Развитие фонематических представлений, дифференциация звуков [в], [ф] в словах.

    На больших магнитных часах закреплены картинки, содержащие звуки [в], [ф] в названиях: вагон, флаг, фартук, волк, фазан, форма, ворота, футболист, вода, ворона. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, подойти к часам и показать одной стрелкой картинку со звуком [в] в названии, другой — со звуком [ф] в названии.

    Игры и упражнения

    Пальчиковая гимнастика «БУРЕНУШКА» (см. приложение).

    Игра «КАК МЫ ПОИЛИ ТЕЛЯТ». Развитие подражательности, творческого воображения (см. приложение).

    Иллюстрированный материал и художественная литература

    Предметные картинки по теме.

    Картина «Кролик с крольчатами».

    «Лошадь бежит» (из альбома «Картины по развитию речи...»).

    К. Ушинский «Слепая лошадь».

    Л.Черский «Кот-озорник» (из книги «Задушевное слово»).

    И. Поневежин «Наша Тоби» (из книги «Задушевное слово»).

    С. Воронин «Чистопородный Филя» (из книги «Необыкновенная ромашка»).

    Диафильм «Как у бабушки козел...»

    ЗАДАНИЯ  ЛОГОПЕДА  ВОСПИТАТЕЛЯМ

    Месяц: _ ДЕКАБРЬ ________    Неделя: ___3______

    Тема: ___ ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

    Направления работы

    Содержание работы

    Логопедические пятиминутки

    Упражнение «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО». Развитие слухового внимания, чувства рифмы (см. приложение).

    Упражнение «КТО ЗА ДЕРЕВОМ?». Совершенствование грамматического строя речи, образование притяжательных прилагательных, употребление предлогов пространственного значения.

    На магнитной доске — раскидистый дуб. Воспитатель прячет в ветвях дуба белку так, что виден ее хвост, и спрашивает:

    —  Чей это хвост? Кто спрятался в ветвях? Дети отвечают:

    —  Это беличий хвост. В ветвях спряталась белка. И т. п.

    Игры и упражнения

    Упражнение «МАЛЕНЬКИЙ КРОЛИК». Развитие подражательности, общих речевых навыков (см. приложение).

    Пальчиковая гимнастика «БЕЛКА» (повторение, см. приложение для средней группы).

    Иллюстрированный материал и художественная литература

    Предметные картинки по теме.

    Картины серии «Из жизни диких животных».

    Л. Толстой «Белка и волк».

    Е. Чарушин «Лисята».

    «Как заяц спать ложится» (из книги «С любовью к природе»). Русская народная сказка «Три медведя».

    Диафильм «Кто как зимует?» (по Г. Скребицкому)

    ЗАДАНИЯ  ЛОГОПЕДА  ВОСПИТАТЕЛЯМ

    Месяц: _ ДЕКАБРЬ ________    Неделя: _4________

    Тема: ___ НОВЫЙ ГОД

    Направления работы

    Содержание работы

    Логопедические пятиминутки

    Упражнение «УТЕНОК ГУЛЯЕТ». Развитие фонематического слуха, навыков фонематического анализа. Определение места звука [х] в словах.

    Перед каждым ребенком лежит полоска, разделенная на три части. Дети получают по маленькому пластмассовому утенку. Воспитатель объясняет, что он будет произносить слова, а дети будут ставить утенка на начало, середину или в конец полоски в зависимости от того, где находится звук [х] в произнесенном слове.

    Слова: хвост, мох, халат, бухта, тахта, засох, хлеб, хворост, пихта, хворь.

    Упражнение «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?». Развитие зрительного внимания, связной речи.

    На магнитной доске — украшенная елка. Воспитатель предлагает детям рассмотреть и назвать игрушки. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одну игрушку или меняет местами две игрушки. Открыв глаза, дети объясняют, что изменилось.

    Игры и упражнения

    Пальчиковая гимнастика «НА ЕЛОЧКЕ» (см. приложение).

    Иллюстрированный материал и художественная литература

    Предметные картинки по теме.

    Л. Воронкова «Таня выбирает елку» (из книги «Солнечный денек»).

    ЗАДАНИЯ  ЛОГОПЕДА  ВОСПИТАТЕЛЯМ

    Месяц: _ ЯНВАРЬ ________    Неделя: _2________

    Тема: ___ МЕБЕЛЬ

    Направления работы

    Содержание работы

    Логопедические пятиминутки

    Упражнение «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ». Развитие слухового внимания. Совершенствование грамматического строя речи. Употребление предлогов (см. приложение.)

    Какие слова, обозначающие мебель, встречаются в стихах?

    С какими предлогами?

    Упражнение «РАЗДЕЛИ И ЗАБЕРИ». Совершенствование навыка слогового анализа слов.

    На наборном полотне — комплект картинок: стол, стул, шкаф, диван, кровать, кресло, буфет, тумба, комод, пуф.

    Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и разделить названия мебели на слоги. Картинку получает тот, кто правильно разделит слово на слоги.

    Игры и упражнения

    Пальчиковая гимнастика  «МНОГО МЕБЕЛИ В КВАРТИРЕ»

    (повторение, см. приложение для средней группы).

    Упражнение «СНЕЖНАЯ БАБА». Развитие координации движений (повторение, см. приложение для средней группы).

    Иллюстрированный материал и художественная литература

    Предметные картинки по теме.

    К. Чуковский «Мойдодыр».

    ЗАДАНИЯ  ЛОГОПЕДА  ВОСПИТАТЕЛЯМ

    Месяц: _ ЯНВАРЬ ________    Неделя: __3_______

    Тема: ___ ТРАНСПОРТ

    Направления работы

    Содержание работы

    Логопедические пятиминутки

    Упражнение «ЕХАЛИ МЕДВЕДИ...» Развитие слухового внимания, мышления (см. приложение).

    Упражнение «УТЕНОК ГУЛЯЕТ». Развитие навыков фонематического анализа, определение места звука [ы] в словах.

    Слова: мышь, шары, дым, лимоны, топоры, рысь, зеленый, смыть, рыть, помидоры.

    Игры и упражнения

    Подвижная игра «САМОЛЕТ». Координация речи с движением (см. приложение).

    Подвижная игра «ТЕПЛОХОД». Развитие общих речевых навыков (см. приложение).

    Иллюстрированный материал и художественная литература

    Предметные картинки по теме.

    Б.Житков «Пожар в море» (из книги «Что бывало»).

    Б.Житков «Обвал» (из книги «Что бывало»).

    Б.Житков «Как пароход подняли со дна».

    ЗАДАНИЯ  ЛОГОПЕДА  ВОСПИТАТЕЛЯМ

    Месяц: _ ЯНВАРЬ ________    Неделя: __4_______

    Тема: ___ ПРОФЕССИИ НА ТРАНСПОРТЕ

    Направления работы

    Содержание работы

    Логопедические пятиминутки

    Упражнение «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КОРЗИНКИ». Развитие фонематических представлений. Дифференциация звуков [ы], [и] в словах. (Методику проведения игры см. «Средняя группа. Февраль. 3-я неделя».)

    Комплект картинок: мышь, рысь, рыбка, фрукты, помидоры, ива, иголка, игрушки, индюк, лимон.

    Упражнение «ПОДУМАЙ И ОТГАДАЙ». Отгадывание и толкование загадок. Развитие слухового внимания, мышления и связной речи (см. приложение).

    Игры и упражнения

    Подвижная игра «ЛЕТЧИК». Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков (см. приложение).

    Подвижная игра «ШОФЕР». Развитие творческого воображения (повторение, см. приложение для средней группы).

    Иллюстрированный материал и художественная литература

    Предметные картинки по теме.

    В. Маяковский «Кем быть?».

    ЗАДАНИЯ  ЛОГОПЕДА  ВОСПИТАТЕЛЯМ

    Месяц: _ ФЕВРАЛЬ ________    Неделя: __1_______

    Тема: ___ ДЕТСКИЙ САД.  ПРОФЕССИИ

    Направления работы

    Содержание работы

    Логопедические пятиминутки

    Составление и анализ предложений о работниках детского сада (с опорой на картинки). Развитие связной речи. Совершенствование навыка анализа предложений.

    Упражнение «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КРУЖКИ». Совершенствование навыка звукового анализа слов. Работа с раздаточным материалом (пластмассовые кружки красного и синего цветов).

    Воспитатель показывает детям картинки, на которых изображены: кот, мак, дом и предлагает выполнить звуковой анализ этих слов. Дети выполняют анализ и выкладывают схемы слов.

    Игры и упражнения

    Пальчиковая гимнастика «НАША ГРУППА» (см. приложение). Пальчиковая гимнастика «ЧТО ПРИНЕС НАМ ПОЧТАЛЬОН?»

    (повторение, см. приложение для средней группы).

    Иллюстрированный материал и художественная литература

    Предметные картинки по теме.

    Т.Лившиц «Утро».

    К. Чуковский «Доктор Айболит».

    И.Турчин «Человек заболел».

    ЗАДАНИЯ  ЛОГОПЕДА  ВОСПИТАТЕЛЯМ

    Месяц: _ ФЕВРАЛЬ ________    Неделя: __2_______

    Тема: ___ ПРОФЕССИИ.  ШВЕЯ

    Направления работы

    Содержание работы

    Логопедические пятиминутки

    Упражнение «НАЗОВИ ГЛАСНЫЕ». Совершенствование навыков фонематического анализа.

    Воспитатель предлагает детям послушать слова и назвать гласные, которые есть в этих словах.

    Слова: нитка, ножницы, катушка.

    Упражнение «АТЕЛЬЕ». Развитие зрительного внимания, совершенствование грамматического строя речи, образование относительных прилагательных.

    На наборном полотне — изображения одежды, выполненные из различных тканей: шелковое платье, вельветовые брюки, шерстяной костюм, меховая шуба, драповое пальто, полотняный пиджак, бархатная юбка, велюровый жилет, ситцевый сарафан, фланелевый халат.

    Воспитатель предлагает детям рассмотреть одежду и вспомнить названия тканей, из которых она сшита. После этого дети «покупают» одежду, если им удается образовать относительные прилагательные:

    — Я хочу купить платье из шелка — шелковое платье. И т. п.

    Игры и упражнения

    Пальчиковая гимнастика «НАПЕРСТОК» (см. приложение). Упражнение «МАЛЕНЬКИЙ КРОЛИК» (повторение, см. приложение).

    Иллюстрированный материал и художественная литература

    Предметные картинки по теме.

    Альбом «Детям о профессиях».

    А. Кардашова «Простые волшебники».

    ЗАДАНИЯ  ЛОГОПЕДА  ВОСПИТАТЕЛЯМ

    Месяц: _ ФЕВРАЛЬ ________    Неделя: __3_______

    Тема: ___ ПРОФЕССИИ НА  СТРОЙКЕ

    Направления работы

    Содержание работы

    Логопедические пятиминутки

    Упражнение «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ФЛАЖКИ». Развитие фонематического слуха, дифференциация звуков [с], [з] в ряду звуков, слогов, слов.

    У детей флажки двух цветов. Один флажок они поднимают на звук [с], другой — на звук [з].

    с, з, ш, с, з, к, с, з, ш, с; шу, жи, со, жа, шо, зу, сы, зо, са, зы; шапка, жаба, сани, шишка, коза, зонт, ваза, золотой, свистеть, красный.

    Составление предложений о строителях (с опорой на картинки). Развитие связной речи, расширение глагольного словаря.

    Игры и упражнения

    Упражнение «МАЛЯРЫ». Координация речи с движением (см. приложение).

    Упражнение «КРОВЕЛЬЩИК». Развитие координации движений (см. приложение).

    Иллюстрированный материал и художественная литература

    Предметные картинки по теме.

    Альбом «Детям о профессиях».

    ЗАДАНИЯ  ЛОГОПЕДА  ВОСПИТАТЕЛЯМ

    Месяц: _ ФЕВРАЛЬ ________    Неделя: __4_______

    Тема: ___ _ НАША АРМИЯ

    Направления работы

    Содержание работы

    Логопедические пятиминутки

    Составление предложений о защитниках нашей Родины (с опорой на картинки). Развитие связной речи.

    Упражнение «НАЗОВИ ГЛАСНЫЕ». Развитие навыков фонематического анализа.

    Слова: пилот, танкист.

    Игры и упражнения

    Подвижная игра «ЗИМА ПРОШЛА». Развитие координации движений (повторение, см. приложение для средней группы).

    Пальчиковая гимнастика «КАП, КАП, КАП» (повторение, см. приложение для средней группы).

    Иллюстрированный материал и художественная литература

    Предметные картинки по теме.

    А. Митяев «Почему Армия родная?»

    ЗАДАНИЯ  ЛОГОПЕДА  ВОСПИТАТЕЛЯМ

    Месяц: _ МАРТ ________    Неделя: _1________

    Тема: ___ ВЕСНА

    Направления работы

    Содержание работы

    Логопедические пятиминутки

    Упражнение «РАЗДЕЛИ И ЗАБЕРИ». Слоговой анализ слов по теме. Совершенствование навыка слогового анализа.

    Слова: весна, сосулька, проталинка, ледоход, подснежник, почка, ручейки, гнезда, верба.

    Упражнение «ПОДУМАЙ И ОТГАДАЙ». Отгадывание и толкование загадок по теме. Развитие слухового внимания, мышления, связной речи (см. приложение).

    Игры и упражнения

    Упражнение «КЛЕН». Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков (см. приложение).,

    Подвижная игра «ВЕСНЯНКА». Развитие интонационной выразительности речи, координации движений (повторение, см. приложение для средней группы).

    Иллюстрированный материал и художественная литература

    Предметные картинки по теме.

    С. Герасимов «Последний снег».

    И.Левитан «Март».

    «Медведь проснулся» (из книги Н. Гусаровой «Беседы по картинке»).

    ЗАДАНИЯ  ЛОГОПЕДА  ВОСПИТАТЕЛЯМ

    Месяц: _ МАРТ ________    Неделя: _2________

    Тема: ___ КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ

    Направления работы

    Содержание работы

    Логопедические пятиминутки

    Упражнение «УТЕНОК ГУЛЯЕТ». Определение места звука [ш] в словах. Совершенствование навыков фонематического анализа. (Методику проведения игры см. «Декабрь. 2-я неделя».)

    Слова: шар, мышь, камыш, башня, вишня, шелковый, шагать, малыш, шерстяной, послушный.

    Составление рассказов о комнатных растениях по плану, данному воспитателем.

    Растения: кактус, бегония, толстянка.

    ПЛАН

    Как называется растение?

    Какое оно по размеру?

    Какие у него стебли, листья, цветы?

    Как оно размножается?

    Как нужно за ним ухаживать?

    Игры и упражнения

    Упражнение «НА ОКНЕ В ГОРШОЧКАХ». Развитие координации движений (повторение, см. приложение для средней группы).

    Подвижная игра «НА ЛУЖАЙКЕ ПОУТРУ». Координация речи с движением (повторение, см. приложение для средней группы).

    Иллюстрированный материал и художественная литература

    Предметные картинки по теме.

    Картины из серии «Уход за комнатными растениями».

    «Дежурные» (Т. Ткаченко «Логопедическая тетрадь»).

    ЗАДАНИЯ  ЛОГОПЕДА  ВОСПИТАТЕЛЯМ

    Месяц: _ МАРТ ________    Неделя: __3_______

    Тема: ___ РЫБЫ

    Направления работы

    Содержание работы

    Логопедические пятиминутки

    Упражнение «КТО ЛИШНИЙ?». Дифференциация речных и аквариумных рыб. Развитие зрительного внимания, мышления, связной речи (употребление сложноподчиненных предложений с союзом потому что). (Методику проведения игры см. «Декабрь. 1-я неделя».)

    Комплекты картинок:

    золотая рыбка, щука, сом, окунь; меченосец, скалярия, лещ, гуппи; карась, щука, меченосец, сом.

    Упражнение «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КРУЖКИ». Совершенствование навыков фонематического анализа. Работа с раздаточным материалом. Анализ слова сом.

    Игры и упражнения

    Пальчиковая гимнастика «РЫБКА» (см. приложение). Подвижная игра «АКВАРИУМ». Координация речи с движением (повторение, см. приложение для средней группы).

    Иллюстрированный материал и художественная литература

    Предметные картинки по теме.

     «Дети кормят рыбок» (из альбома «Картины по развитию речи...»)

    А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

    Б. Житков «Кружечка под елочкой».

    Н. Калинина «Как Вася ловил рыбу».

    ЗАДАНИЯ  ЛОГОПЕДА  ВОСПИТАТЕЛЯМ

    Месяц: _ МАРТ ________    Неделя: ___4______

    Тема: ___ НАШ ГОРОД

    Направления работы

    Содержание работы

    Логопедические пятиминутки

    Составление и анализ предложений о Петербурге (с опорой на иллюстрации). Развитие связной речи. Совершенствование навыка анализа предложений.

    Составление предложений о Неве (с опорой на иллюстрации). Развитие связной речи. Совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов: на, по, над, в, из, через, около).

    Игры и упражнения

    Дидактическая игра «ЭКСКУРСИЯ» (повторение, см. приложение для средней группы).

    Иллюстрированный материал и художественная литература

    Наборы открыток и альбомы, посвященные Симферополя. Слайды с видами Симферополя.

    Л.Ермолаева, И.Лебедева «Чудесный город».

    ЗАДАНИЯ  ЛОГОПЕДА  ВОСПИТАТЕЛЯМ

    Месяц: _ АПРЕЛЬ ________    Неделя: _1________

    Тема: ___ ВЕСЕННИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАБОТЫ

    Направления работы

    Содержание работы

    Логопедические пятиминутки

    Упражнение «ПОСЛУШАЙ И ОТГАДАЙ». Отгадывание и толкование загадок по теме. Развитие слухового внимания, мышления, связной речи (см. приложение).

    Упражнение «ЧТО ЛИШНЕЕ?», (признаки зимы и весны). Развитие слухового внимания, связной речи.

    Воспитатель перечисляет три признака весны и один признак зимы или наоборот, а дети называют «лишний» признак и объясняют свой выбор.

    Игры и упражнения

    Упражнение «ГРЯДКА». Развитие координации движений (см. приложение).

    Пальчиковая гимнастика «НАЛИМ» (повторение, см. приложение для средней группы).

    Иллюстрированный материал и художественная литература

    Предметные картинки по теме.

    Сафаргалин «Запрягайте, хлопцы, коней».

    М. Кенбаев «Прицепщица».

    ЗАДАНИЯ  ЛОГОПЕДА  ВОСПИТАТЕЛЯМ

    Месяц: _ АПРЕЛЬ ________    Неделя: ___2______

    Тема: ___ КОСМОС

    Направления работы

    Содержание работы

    Логопедические пятиминутки

    Упражнение «НАЗОВИ ГЛАСНЫЕ». Совершенствование навыков фонематического анализа. Слова: луна (гласные звуки: [у], (а|), спутник (гласные звуки [у], [и]).

    Упражнение «ПОДНИМИ СИГНАЛ». Развитие фонематического слуха. Дифференциация звука [э| от других гласных звуков.

    э, а, э, у, э, о, и, э, ы, э; ма, бэ, по, мэ, нэ, тэ; эму, Эдик, ослик, эта, уши, эти, Эля, аист, Эмма, остров.

    Игры и упражнения

    Упражнение «РАКЕТА». Развитие координации движений (см. приложение).

    Упражнение «ЛЕТЧИК». Координация речи с движением. (Повторение.)

    Иллюстрированный материал и художественная литература

    Предметные картинки по теме.

    B. Баруздин «Первый в космосе».

    К. Булычев «Тайна третьей планеты» (главы).

    ЗАДАНИЯ  ЛОГОПЕДА  ВОСПИТАТЕЛЯМ

    Месяц: _ АПРЕЛЬ ________    Неделя: __3_______

    Тема: ___ ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ?

    Направления работы

    Содержание работы

    Логопедические пятиминутки

    Пересказ рассказа Я.Тайца. «Все здесь». Совершенствование навыка пересказа, работа над диалогической речью.

    Упражнение «РАЗДЕЛИ И ЗАБЕРИ». Слоговой анализ слов. Совершенствование навыка слогового анализа.

    Слова: рожь, пшеница, зерно, хлебороб, комбайн.

    Игры и упражнения

    Пальчиковая гимнастика «КАША» (см. приложение). Подвижная игра «ЗОЛОТАЯ РОЖЬ» Развитие координации движений (см. приложение).

    Иллюстрированный материал и художественная литература

    А. Ремизов «Хлебный колос»

    А. Пластов «Ужин трактористов».

    В.Алтухов «Хлеборобы».

    Т.Яблонская «Хлеб».

    ЗАДАНИЯ  ЛОГОПЕДА  ВОСПИТАТЕЛЯМ

    Месяц: _ АПРЕЛЬ ________    Неделя: __4_______

    Тема: ___ ПОЧТА

    Направления работы

    Содержание работы

    Логопедические пятиминутки

    Упражнение «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО». Развитие слухового внимания, чувства рифмы (см. приложение).

    Упражнение «УТЕНОК ГУЛЯЕТ». Совершенствование навыков фонематического анализа. Определение места звука [ж] в словах (повторение).

    Слова: жук, лужа, желудь, желтый, кожа, багажник, дождик, ножи, рожица, жестяной.

    Игры и упражнения

    Пальчиковая гимнастика «ЧТО ПРИНЕС НАМ ПОЧТАЛЬОН?»

    (повторение, см. приложение для средней группы).

    Упражнение «МАЛЯРЫ». Координация речи с движением (повторение).

    Иллюстрированный материал и художественная литература

    Предметные картинки по теме.

    С. Маршак «Почта».

    ЗАДАНИЯ  ЛОГОПЕДА  ВОСПИТАТЕЛЯМ

    Месяц: _ МАИ ________    Неделя: __1_______

    Тема: ___ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

    Направления работы

    Содержание работы

    Логопедические пятиминутки

    Упражнение «КТО СКОРЕЕ?». Слоговой анализ слов по теме. Совершенствование навыка слогового анализа.

    У детей — картинки по теме: светофор, перекресток, тротуар, регулировщик, милиционер, жезл, машина, автобус, троллейбус, трамвай и фишки для слогового анализа. Воспитатель просит детей по очереди назвать картинки, а затем разделить слова на слоги и выложить их схемы фишками. Побеждает тот, кто первым правильно выложит схему.

    Упражнение «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ФЛАЖКИ». Дифференциация звуков [в], [ф] в словах, развитие фонематического слуха (повторение).

    Слова: форточка, волна, овал, кофта, муфта, ковры, розовый, фламинго, вата, вафля.

    Игры и упражнения

    Подвижная игра «МАШИНЫ». Развитие общих речевых навыков, координация речи с движением (см. приложение).

    Дидактическая игра «ПЕРЕХОД» (повторение, см. приложение для средней группы).

    Иллюстрированный материал и художественная литература

    Предметные картинки по теме.

    «Дети и дорога».

    А. Иванов «Азбука безопасности».

    ЗАДАНИЯ  ЛОГОПЕДА  ВОСПИТАТЕЛЯМ

    Месяц: _ _ МАИ ________    Неделя: __2_______

    Тема: ___ НАСЕКОМЫЕ

    Направления работы

    Содержание работы

    Логопедические пятиминутки

    Упражнение «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?» (кто улетел, прилетел, спрятался?) Развитие зрительного внимания, связной речи.

    Воспитатель закрепляет на наборном полотне, обтянутом ковро-лином, насекомых: бабочку на цветке, кузнечика на травинке, жука на листочке, гусеницу на веточке, стрекозу над цветком, божью коровку под листиком — и просит детей рассказать, каких насекомых они видят и где. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одно насекомое или меняет местами двух насекомых.

    Открыв глаза, дети объясняют, что изменилось.

    Упражнение «РАЗДЕЛИ И ЗАБЕРИ». Совершенствование навыка слогового анализа, деление слов на слоги.

    Слова: жук, оса, муха, пчела, шмель, комар, бабочка, стрекоза, гусеница, мотылек.

    Игры и упражнения

    Упражнение «ГУСЕНИЦА». Развитие творческого воображения (см. приложение).

    Пальчиковая гимнастика «ПЧЕЛА» (повторение, см. приложение для средней группы).

    Иллюстрированный материал и художественная литература

    Предметные картинки по теме.

    К. Чуковский «Тараканище».

    В. Зотов «Божья коровка», «Кузнечик» (из книги «Лесная мозаика»).

    К. Ушинский «Пчелки на разведках».

    ЗАДАНИЯ  ЛОГОПЕДА  ВОСПИТАТЕЛЯМ

    Месяц: _ _ МАИ ________    Неделя: ___3______

    Тема: ___ ЛЕТО

    Направления работы

    Содержание работы

    Логопедические пятиминутки

    Упражнение «КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?». Развитие слухового внимания (см. приложение).

    Упражнение «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ФЛАЖКИ». Дифференциация звуков [к], [х] в словах. Развитие фонематического слуха (повторение).

    Слова: хлеб, клоун, клад, хвост, мохнатый, квадратный, красив, хвалить, пихта, стрекоза.

    Игры и упражнения

    Подвижная игра «РЕЧКА». Координация речи с движением (повторение, см. приложение для средней группы).

    Подвижная игра «НА ЛУЖАЙКЕ». Развитие координации движений (повторение, см. приложение для средней группы).

    Иллюстрированный материал и художественная литература

    И.Левитан «Березовая роща».

    Д.Александров «Грозовое небо».

    К. Ушинский «В лесу летом».

    ЗАДАНИЯ  ЛОГОПЕДА  ВОСПИТАТЕЛЯМ

    Месяц: __ МАИ ________    Неделя: __4_______

    Тема: ___ ПОЛЕВЫЕ ЦВЕТЫ

    Направления работы

    Содержание работы

    Логопедические пятиминутки

    Упражнение «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ». Развитие слухового внимания и элементарных математических представлений (см. приложение).

    Упражнение «БАБОЧКА И ЦВЕТОК». Совершенствование грамматического строя речи, употребление в речи предлогов.

    Воспитатель помещает на наборное полотно, затянутое ковроли-ном, большой цветок и травку. Один ребенок выполняет различные действия с бабочкой: сажает ее на цветок, прячет в травку, помещает над цветком и т. п. Другие дети комментируют действия, выделяя голосом предлоги.

    Игры и упражнения

    Упражнения «МОТЫЛЕК». Координация речи с движением (повторение, см. приложение для средней группы).

    Пальчиковая гимнастика «ПЧЕЛА», (повторение, см. приложение для средней группы).

    Иллюстрированный материал и художественная литература

    Предметные картинки по теме.

    И. Грабарь «Подсолнух».

    П. Т. Ван Бруссель «Цветы и фрукты».

    В. Зотов «Ромашка», «Колокольчик», «Иван-да-Марья» (из книги «Лесная мозаика»).

    Литература

        Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР с 3 до 7 лет.- СПб.: Детство Пресс, 2013


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека заданий воспитателям логопедической группы (от 4 до 5 лет)

          Успех коррекционной логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях специализированного детского сада или группы для детей с речевой патологией во многом зав...

    Картотека заданий воспитателям логопедической группы (от 6 до 7 лет)

    Картотека составлена на основе пособия Нищевой Н.В."Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР с 3 до 7 лет"...

    Рабочая программа воспитателя старшей группы (от 5 до 6 лет)

    Рабочая программа воспитателя старшей группы (от 5 до 6 лет)...

    Рабочая программа воспитателя старшей группы (от 5 до 6 лет)

    Рабочая программа воспитателя старшей группы (от 5 до 6 лет)...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Синичкин день» для детей старшей группы (от 5 до 6 лет) ДОУ

    Конспект будет полезен воспитателям ДОУ. Материал разработан для расширения представлений детей дошкольного возраста об экологических праздниках; для приобщения детей и их родителей к Всероссийской ак...

    Рабочая образовательная программа для детей общеразвивающей группы от 5 до 6 лет в соответствии с ФГОС ДО и с учётом образовательной программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы,

    Содержание рабочей программы составлено с учетом конкретных условий, образовательных потребностей, отражает реальные условия группы, возрастные и индивидуальные особенности развития воспитанников....

    Возрастные особенности детей старшей группы (от 5 до 6 лет) и подготовительной к школе группы (от 6 до 7 лет)

    Материал для родителей по возрастным особенностям детей старшей (от 5 до 6 лет) и подготовительной к школе группы (от 6 до 7 лет)...