ДОКЛАД К ПЕДСОВЕТУ НА ТЕМУ:«ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ РЕЧИ»
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему

Ботвиньева Людмила Викторовна

                                ДОКЛАД

                                    К  ПЕДСОВЕТУ          НА  ТЕМУ:
             

          «ИНТЕГРАТИВНЫЙ  ПОДХОД  К  РЕШЕНИЮ

                         ПРОБЛЕМ  РАЗВИТИЯ  РЕЧИ»     
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_pedsovetu_po_integratsii.docx23.85 КБ

Предварительный просмотр:

               Управление образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад №63 «Машенька»

                                                           

                                ДОКЛАД

                                    К  ПЕДСОВЕТУ          НА  ТЕМУ:
             

          «ИНТЕГРАТИВНЫЙ  ПОДХОД  К  РЕШЕНИЮ

                         ПРОБЛЕМ  РАЗВИТИЯ  РЕЧИ»    
                                                   

                                                                                                           Воспитатель:

Ботвиньева Л.В.

 

                                           Старый Оскол

   2014г.

                       

                       Идея интеграции берет свое начало в трудах великого дидакта Я.А. Каменского, утверждавшего: что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между телом, разумом и языком. Таким образом, все чему учат человека должно быть не разрозненным и частичным, но единым и цельным.  

        В литературе интегративный подход определяется как одно из прогрессивных направлений. По мнению М.И. Махмутова, интеграция  выступает как «условие всестороннего развития личности ребенка». Основанием для реализации интегративного подхода  служит общепринятая платформа сближения научных знаний. «Чем больше исходных данных интеграции, тем большим развивающим потенциалом она обладает».

       Каким же образом можно использовать идеи интегрированного обучения в коррекционной работе, проводимой  в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР?

       Современные тенденции модернизации образования диктуют необходимость во всесторонней и тщательной проработке организационно-содержательных аспектов  помощи детям. Традиционная непосредственная деятельность необходима, но она основывается на тренировочных упражнениях, которые быстро утомляют дошкольников, особенно тех у которых нарушена  звуковая сторона речи. У таких детей часто наблюдается неумение слушать и слышать, неумение согласовывать свои действия с действиями других, отсутствие самоконтроля. Необходим комплексный и системный подход к решению проблем, связанных с речевыми нарушениями у детей. Поэтому проведение интегрированной НОД наиболее целесообразно, так как  решает многие задачи развития детей, строится на разных видах деятельности и позволяет не превышать допустимой учебной нагрузки.

       Ведущей образовательной областью, задачи которой решаются в процессе НОД, является, безусловно, «Речевая», а ведущим видом детской деятельности – коммуникативная. Но для того, чтобы работа по коррекции речевых недостатков была более успешна, мы используем возможности других образовательных областей.

       Так, образовательная область «Физическая» способствует решению таких задач, как развитие рече-двигательного аппарата, нормализация межполушарных связей, развитие мелкой моторики, формирование правильного речевого дыхания.  

       Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. У детей, имеющих речевые нарушения, развитию мелкой моторики должно уделяться особое внимание. Поэтому в каждую  НОД мы включаем приемы развития мелкой моторики:

       *кинезиологические упражнения – это упражнения, доступные по технике выполнения старшему дошкольнику, способствующие расширению возможностей мозга, восстановлению межполушарного взаимодействия, нарушенного стрессом, способность вовремя включиться на выполнение задания и, что не менее важно, вовремя отключиться;

       *гимнастика рук – прокатывание, перекатывание, перекладывание  различных предметов: шариков, карандашей, палочек;

       *игры с мелкими предметами – мозаикой, пуговицами, крупами и т.п.;

       *пальчиковые игры со словесным сопровождением и т.п.

       Важнейшее условие правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая, ненапряженная артикуляция, поэтому неотъемлемой частью НОД являются игровые упражнения, направленные на формирование правильного дыхания. Они очень важны для развития детского организма в целом, так как при этом улучшается снабжение мозга кислородом, снимается усталость, происходит выброс грязной энергии (страх, агрессия). Правильное дыхание положительно воздействует на голосовые связки, миндалины, щитовидную железу. 

       Особую ценность имеют различные виды самомассажей, так как позволяют повысить адаптивные способности организма, размягчить мышечные зажимы, позволяют снять мышечное напряжение, избавить от неприятных ощущений, повысить работоспособность. В зависимости от характера проблем детей и целей НОД мы используем разные виды самомассажа. Наиболее любимы детьми разные виды игровых парных самомассажей, так как они способствуют воспитанию толерантности и формированию адекватного реагирования на сверстников, а текстовое сопровождение способствует автоматизации звуков в словах и фразовой речи. 

       Ну и, конечно же, артикуляционная гимнастика, без которой не обходится не одна НОД. Являясь собственно здоровьесберегающей технологией, она является важнейшей составляющей в коррекции и профилактике речевых нарушений.

       Огромным подспорьем для решения задач речевого развития является  «Художественная  литература». Мы просто не можем обходиться без логорифм: чистоговорок, скороговорок, стихов – как поэтического сопровождения коррекции речи у детей, используем литературные тексты для автоматизации звуков во фразовой речи, развития связной речи, обучения пересказу, читаем отрывки художественных произведений, давая образцы правильной литературной речи.

       Еще одно направление – это интеграция детских видов деятельности. Во время проведения НОД как групповой, так и индивидуальной мы широко используем возможности продуктивных видов деятельности для оформления продуктов детского речевого творчества. Мы создаем с ними коллажи, индивидуальные книжки-малышки, групповые альбомы, маски для обыгрывания текстов.

       Не можем мы обойтись и без ведущего вида детской деятельности. Для решения задач речевого развития мы используем все виды игр: дидактические, подвижные, ролевые, театрализованные. Виды игр подбираются в соответствии с задачами НОД  и направлением коррекционной работы. 

       Интеграция содержания и задач психолого-педагогической работы во время проведения НОД ярче всего прослеживается на примере образовательных областей «Познание» – «Коммуникация».

       В процессе развития лексико-грамматических компонентов речи и формирования связной речи решаются задачи:

  1. математического развития (например, задача на согласование числительных и существительных в роде, числе и падеже),
  2. задачи сенсорного развития (представления о форме, величине, цвете и других характеристиках предметов),
  3. в процессе знакомства с лексическими темами расширяются представления о предметном окружении, свойствах и качествах предметов,
  4. развитие психических познавательных процессов: памяти, внимания, мышления. 

       Организационно-технологическая интеграция предполагает использование адекватных форм образовательной работы для решения задач двух и более образовательных областей.

      Интегрированная НОД проводится также  как форма обобщения, подведения итогов темы. Она может проходить в виде досугов, праздников, развлечений, игр-путешествий. В процессе такой НОД  на равноправной основе соединяются знания из разных образовательных областей, дополняя друг друга.  

       Интересной формой интеграции является объединение НОД либо различных видов детской деятельности на основе какого-либо сюжета, темы на протяжении длительного времени, что особенно актуально в условиях работы логопедической группы, когда дети в течение недели погружаются в какую-либо лексическую тему.

       Это погружение имеет определенную структуру, характерными особенностями которой являются:

       *интеграция всех видов детской деятельности;

       *решение нескольких целей и задач за короткий отрезок времени;

       *сюжет, который разворачивается на протяжении длительного времени;  

       *отсутствие психологического давления на ребенка. Дети усваивают знания не потому, что это запланировал педагог, а потому что это понадобится им в сегодня или в ближайшем будущем.

Благодаря реализации интегрированного подхода, создается возможность избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, развивая все стороны речи и личности дошкольника

       Таким образом, интегрированный подход, основанный на единстве законов природы и целостности восприятия ребенком окружающего мира, выступает как ведущий принцип проектирования содержания дошкольного образования на современном этапе. Он позволяет обеспечить условия для организации воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей работы с детьми в рамках целостного процесса, где ребенок осваивает базовые категории с разных точек зрения в разных образовательных сферах. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете "Отражение в речи образного восприятия окружающего в процессе театрализованных игр".

Театрализованные игры вносят неоценимый вклад в речевое развитие дошкольников.Речь сопровождает практически все виды деятельности ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Чем богаче и прав...

Доклад на педсовете Тема: «Ребенок познает предметный мир, приобщается к труду. Самообслуживание и труд».

Предметный мир – окружающие вещи, игрушки имеют особое значение в развитии дошкольника. Именно в предметной деятельности возникает познавательная актив...

Доклад на педсовете Тема: «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»

Начальной ступенью умственной деятельности ребенка являются ощущения и восприятия....

Доклад на педсовете "Поисково-исследовательская деятельность зимой на прогулке детей среднего возраста."

Описаны возможности поисково-исследовательской деятельности зимой на прогулке детей средней группы....

Доклад на педсовете и Игровое занятие для ясельной группы

    Данные материалы являются отражением опыта работы в 1-ой младшей группе Детского Сада комбинированного вида № 3 "Радуга" г. Подольска.       Предлагаем ознаком...

Доклад на педсовете по нетрадиционным техникам рисования

Влияние нетрадиционных техник рисования на дошкольника. Техники рисования, которые на мой взгляд наиболее приемлемы к применению в дошкольном образовании....

Доклад на педсовет Тема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников" Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудования"

Доклад на педсоветТема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников"Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудо...