Конспект занятия по автоматизации звука (Р) в речи детей. Лексическая тема "Подводный мир"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Конспект занятия по закреплению лексического материала и совершествования речи детей  условиях логопункта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_vodnyy_mir_.doc452 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

 детский сад общеразвивающего вида № 72 г. Томска.

Конспект  индивидуально-подгруппового логопедического  занятия

с  использованием современных технических средств обучения

«Подводный  мир».

Совершенствование речи детей. Автоматизация Р в связной речи.

 ( в подготовительной группе у детей с ТНР )

                                                                           Матвейчук  Ирина Петровна

                                               учитель-логопед.

Прокопьева Тамара Вениаминовна

 учитель-логопед.

г. Томск   2014г.

Дата

Тема «Подводный мир».

Совершенствование речи детей. Автоматизация звука (Р)  в связной речи.

Возраст 6-7 лет

Структура речевого дефекта: ОНР 3

Приоритетное направление в образовательной области: Речевое развитие.

В интеграции: познавательное развитие, физическое развитие.

Цель: Закрепление лексического материала по теме, совершенствование речи детей.

Задачи:

коррекционно-образовательные: автоматизировать правильное произношение звуков; обогащение  словаря  по теме; совершенствовать грамматический строй речи; согласование прилагательных с существительными, образование сложных слов, составление предложений с заданным словом. Обучать навыку звуко-слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие: Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику; координацию речи с движением, речевое дыхание, зрительно-моторные координации, внимание, память, речевой слух.   

Воспитательные: Формировать доброжелательность, самостоятельность, инициативность.

Планируемые результаты (предпосылки УУД)

 -Коммуникативные: - участвует в совместной деятельности;

 - слушает и понимает чужую речь;

 -Познавательные: - использует символы 

 -Регулятивные: осуществляет действие по образцу и заданному правилу;

 - слушает взрослого и выполняет инструкцию;

Личностные: - развитие способности к адекватной оценке;

Оборудование для педагога:  компьютер, интерактивная доска, предметные картинки корабль, лодка, спасательный круг, продукты, одежда, презентации « Подводный мир», «Морские обитатели», запись шума моря и плеска воды.

Для детей: Картинки  морских обитателей, схемы, фишки, коврики, бусинки, веревочки - на каждого ребёнка, карточки для штриховки, простой карандаш.

Предшествующая работа: просмотр видеофильма по теме « Подводный мир», беседы, чтение художественной литературы, художественно эстетическое творчество(аппликация, рисование, лепка).

I.Создание мотивационного поля:

Звучит музыка (К. Певзнер « Оранжевое небо») дети заходят в зал  становятся вкруг.

Логопед:  «Придумано кем-то, просто и мудро

                   При встрече здороваться: - Доброе утро!»

 Дети берутся за руки: «Доброе утро (доброго дня)».

Логопед:  « Доброе утро. Солнцу и птицам .

                Доброе утро улыбчивым лицам.

                И каждый становится добрым , доверчивым.

                Пусть доброе утро длится до вечера.»

Актуализация словаря по теме:

Логопед:  «Приветствуем ребята

                Сегодня мы всех вас

                Поможет нам корабль отправиться сейчас.

                Мы отправимся в поход непростой,

                Отправляемся в поход мы морской».

Ребята,  если мы хотим отправиться в такое необычное путешествие,  что нам для этого может понадобиться? ( по мере ответов детей  на интерактивной доске появляются предметы - корабль, лодка, спасательный круг, продукты, одежда и т.д)

Логопед: - Все, ли могут отправиться в такое путешествие ?

Дети: Многим не по силам.

Логопед: Правильно, а почему?

Ответы детей: (нужно быть умными, смелыми, здоровыми)

Логопед: Сейчас и выясним, кто из нас соответствует этим требованиям?

                 «Кто справится тот и отправится».

Дети встают на  массажные коврики и выполняют дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика: « Плывёт кораблик»

     День с  улыбкой мы встречаем  (Вдох)

     Всё мы замечаем. (Выдох)

     Мы руки развели (Вдох)

     И плывем как корабли.

     Вместе с капитаном, (Выдох)

     Странствуем по разным странам.

     Спешим за облаками,  (Вдох)

     Машем крыльями-руками.

     Вот уже летим, руки в крылья обратим. (Выдох)

     Успокоились немножко -

     Закончилась дорожка.( Вдох)

     Встанем у порожка (Выдох)

     И опять начнём играть,

     День с улыбкою встречать.

Похвалить детей за правильное исполнение.

II. Актуализация знаний.

Логопед: - Перед нами глубокое море, а в нём очень много обитателей . Вы на стульчики проходите и в иллюминатор посмотрите.( Презентация «Обитатели морей»).

Какие морские жители вам запомнились?

Дети: акула, морская звезда, рак….

Логопед: - Ребята, а вот и первый морской обитатель  (на слайде появляется кальмар)

«Вот кальмар к нам подплывает и задания предлагает» ( В конверте загадки и изображения  морских обитателей дети отгадывают загадку получая картинку, называя первый звук в составе слова, берут из конвертов схемы  и звуковые фишки)

Развитие фонематического восприятия.

Логопед: Отгадав загадки,  назовите первый звук в составе слова.

Упражнение «Подскажи словечко»

Вроде рыба, вроде нет –

Шлет фонтаном всем привет.

На волнах весь день лежит

Чудо-юдо рыба-…. (кит).

                                               Над водой взметнулась глыба -

                                               Это очень злая рыба.

                                                Показала свой плавник

                                               И опять исчезла вмиг…(акула).

           Вновь играя и шаля

           Перед носом корабля.

           Над водой мелькают спины,

           Мчатся шустрые…(дельфины)

                                                                                                     Не шагаю по дороге,

                                                                                                     Хотя, ног довольно много.

                                                                                                     Я в морской живу пучине,

                                                                                                     И скрываюсь в бездне синей.

                                                                                                     Сверху – вылитая груша,

                                                                                                     Выгляжу немного тучно.

                                                                                                  Обувь подобрать не смог,

                                                                                                  Плачет грустный …..(осьминог).

Загадки.

Ползет наоборот,

Задом наперед,

Все под водой

Хватает клешней…(рак)

                                            По волнам гуляет зонтик,

                                            Если встретите - не троньте!

                                            Вот так чудо,

                                          Вот так диво!

                                          Зонтик жжётся, как крапива…(медуза)

                                                                                                       

(У каждого ребёнка,  картинка с изображением морского обитателя, нужно рассказать о морском обитателе по своей картинки)

Логопед: Маша как называется твой морской обитатель ? Что ты про него знаешь? Посчитай мне  столько китов сколько звуков в  твоём слове .

Дети: Кит – это крупное   млекопитающие животное… 3 звука: 1кит, 2кита, 3кита; (рак)

Логопед: Коля как называется твой обитатель? Сколько гласных? Посчитай мне столько же акул, (осьминог, медуза, дельфин)

(задания для детей выбираются в зависимости от их индивидуальных способностей)

С заданием справились отлично. (выдаём детям жемчужинки, которые  они надевают  на верёвочку)

Логопед: - Заданий у кальмара много поплыли дальше.         

Упражнение на слоговой анализ слов. «Морская гостиница»

Расселить обитателей по этажам в зависимости от количества слогов в названии.                                   – Отхлопайте в ладоши. Сколько слогов в слове. Вспомним правило: «Сколько в слове гласных столько и слогов».

(на столах у детей и у  логопеда на доске  изображение «домик» из трех этажей, у детей карточки с животными .  Дети распределяют объясняя почему, картинка появляется в окошке на доске.  На первом этаже: кит, рак, скат, морж, карп

                               на втором: кальмар, дельфин, тюлень,

                               на третьем: медуза, акула, осьминог.

С расселением справились, получите по жемчужине.

Логопед: Море волнуется, ветер над морем, а кальмару всё нипочем он задания  продумал и ребятам  задуматься предлагает. Произнести стихотворение  с разной интонацией. (грустно, весело)

«Краб и кальмар»

Краб забрался на трап

И заснул крепко краб.

А кальмар не дремал,

Краба в лапы поймал.

Молодцы задание выполнено на отлично получите жемчужины.

III. Открытие нового знания:

Логопед: У кальмара есть ещё задание для смелых и отважных. Нам следует изменить слова. Составить из двух слов одно.( на слайдах появляются картинки акулы и зубов….

Образование новых слов   (Словообразование)

Акула с острыми зубами

У тюленя ласты

 голова и ноги

Рыба плавающая глубоко

Дети: Острозубая акула

          Ластоногий

          Головоногий

          Глубоководная

Логопед: Вы прекрасно справились с заданием, заслужили жемчужинки, а теперь предлагаю немного подвигаться и поплавать в море.

Подвижная игра "Водяной".

-Для игры нам надо выбрать "водолаза". Он спускается в море и ловит обитателей, а вы морские жители, уворачиваетесь от водолаза и уплываете в свои «домики» коврики, каждый на свой . Тот,  кого водолаз успел поймать, выходит из игры и садится на стульчик.

Логопед и дети:                             В синем море мы бывали,

Осьминога там видали.

Пять, четыре, три, два, раз-

Покажи его сейчас!

(дети изображают названную рыбу или животное)

Логопед:

Но проворный водолаз

Увидал его тотчас.

Он его поймать решил,

В море быстро поспешил.

(дети разбегаются по своим "домикам" встать на коврики, а водолаз старается их поймать)

Игра проводится три раза.

IV.Самостоятельное применение нового знания на практике:

Логопед: - Молодцы,  вы отлично поплавали, а кальмар желает узнать, как вы запомнили сложные слова и сумеете ли составить предложения с этими словами. Даём набор слов: острозубая, ластоногий, глубоководная, головоногий.

Дети: Острозубая акула проплыла мимо коралла.

           Ластоногий тюлень нежился на берегу моря…

Логопед: Вы хорошо справились и с этим заданием – держите жемчужины.

- Кальмар заготовил для вас интересные штриховки, мы возьмём  простые карандаши и заштрихуем  морских обитателей так как показано на рисунке (у детей разные способы штриховки). Но для разминки наших пальчиков вспомним упражнение.

Пальчиковая гимнастика « Подводный мир»

                    Посмотри скорей вокруг! (делают ладошку у лба «козырьком»)

                  Что ты видишь, милый друг? (приставляют пальцы колечками у глаз)

                   Здесь прозрачная вода. (разводят ладони в стороны)

                   Плывёт морской конёк сюда. (волнообразные движении ладонями вперёд)

                  Вот медуза, вот кальмар. (опущенные вниз ладони обеих рук в форме шапочки     двигают навстречу друг другу; скрестить ладони рук, широко расставив пальцы в стороны)

                  А вот это – рыба шар. (соединить пальцы обеих рук в форме шара)

                  А вот, расправив восемь ног, (показывают  тыльную сторону обеих ладоней и перемещают их вверх, выполняя колебательные движения пальцами рук)

                  Гостей встречает осьминог.

В конце выполнения задания выдать жемчужины.

Логопед: - Но вот и последнее задание от кальмара: Назовите,  что лишнее и почему?

                 Осьминог, медуза, акватория, краб  

Дети: Акватория – это водная часть, а остальные морские обитатели.

                  Рак, кальмар, чайка, акула

Дети: Чайка-это птица.

        Чешуя, плавник, парус, хвост

Дети: Парус - часть корабля,  а все остальные слова  части рыбы .

Логопед: Молодцы вы справились с заданием, посчитайте,  сколько у вас жемчужин

Дети: 1 жемчужина, 2 жемчужины, 3……        

Логопед: У вас получились браслеты – это дар моря для вас, но нам пора причалить к пристани детского сада, а кальмару отправляться  в бездну волн.

Садитесь на коврики и закройте глаза (звучит тихий шум моря и плеск воды) .

Открыв глаза,  дети встают берутся за руки. Ребята поблагодарите друг друга за помощь  (ласково произносят слова благодарности друг другу).

 Дети:   Спасибо за путешествие.

            Мне было приятно с тобой играть.

            Хорошо, что ты мне помог пройти задание…

Логопед благодарит всех участников и спрашивает детей:

Логопед: Понравилось ли вам наше путешествие?

                А какие моменты вам понравились больше?

               Что нового и интересного вы узнали из нашего путешествия?

   

Список использованной литературы:

1. Н. В. Елкина, Т.И. Тарабарина - «1000 загадок» Ярославль, 1997 г.

2. Нищева Н.В., Развивающие занятия: Учебно-методическое пособие-конспект., 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: “Детство-пресс, 2004. – 48 с.

3. Е.А. Пожиленко - «Волшебный мир звуков и слов» методические рекомендации - Москва, 1999 г.

4. И.В. Медведева, Т.Г. Маторина - «Логоигры» популярная логопедия - С-П, 2003 г.

5. Рунова М.А., Бутилова А.В., Ознакомление с природой через движение: Интегрированные занятия. Для работы с детьми 5–7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 112 с.

6. Сахарнов С., Морские сказки – Л., Художник РСФСР, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект подгруппового занятия по автоматизации звуков [Р, РЬ] для детей 6-7 лет

Сюжетное занятие для детей 6-7 лет, на конец учебного года. Автоматизация звуков [Р, РЬ] изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте.В конспект включены пальчиковая игра, физ. минутка. с...

Конспект занятия по автоматизации звука [Ш], подготовительная группа , дети с ФФН «В гости к Каркуше-Говоруше»

Конспект занятия  по автоматизации звука [Ш], подготовительная группа , дети с ФФН«В гости к Каркуше-Говоруше»Цели:1....

Конспект занятия по автоматизации звука Ш с элементами формирования связной речи в старшей группе компенсирующей направленности Тема «Заколдованные домашние животные»

Занятие  по автоматизации звука Ш, по развитию связной речи  в старшей группе компенсирующей направленности по теме "Заколдованные домашние животные"...

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Л в речи

Игры и упражнения по автоматизации  звука Л в слогах и словах...

Дидактический материал для автоматизации звука РЬ в речи детей старшего дошкольного возраста "Нескучные домашние задания для звука РЬ"

Данный дидактический материал позволяет автоматизировать правильное произношение звука РЬ в игровой форме в условиях семьи. Материал даётся от простого к сложному - от уровня изолированного звука до п...

Конспект занятия по автоматизации звука [ш] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь»).

Конспект занятия по автоматизации звука [ш] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь»)....