Тематическое планирование
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Силина Александра Анатольевна

Понедельное планирование подгрупповых логопедических занятий для детей старшего и подготовительного возраста на учебный год с учётом ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponedelnoe_planirovanie_podgruppovykh_zanyatiy.docx94.58 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Детский сад. Наша группа. Игрушки» 4-ая неделя (сентябрь)

I подгруппа (старший возраст)

Вид деятельности

Содержание работы

Развитие общих речевых навыков

Логоритмическое упражнение: «Приветствие» – распевка на материале имён

Развитие / формирование фонематических функций

Игра: «Угадай, что звучит»:

Воспроизводить за ширмой звучание различных игрушек, предварительно рассмотрев и прослушав с детьми каждую из них – дети угадывают, какая игрушка звучала

Работа над слоговой структурой слов

- Пропевание серий звуков с чёткой артикуляцией, повторение звуков; Слуховой диктант: АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО

Развитие лексического строя речи

- Уточнение и расширение словаря детей по теме: Беседа о сотрудниках, работающих в группе, правилах поведения и играх в групповой комнате; - Игровое упражнение: «Кого как зовут»

Развитие грамматического строя речи

- Дидактическая игра: «Назови ласково» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов)

- Дидактическая игра: «Один – много»

Развитие связной речи

- Рассматривание сюжетных картинок с последующей беседой (использование сюжетных картинок из пособий «Профессии», Маленькие помощники», «Вот какой наш детский сад»)

- Сказка «Барабан»

Обучение грамоте

работа в тетради: Костылева Н.Ю. «100 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 4 - 5 лет»

II подгруппа (подготовительный возраст)

Вид деятельности

Содержание работы

Развитие общих речевых навыков

Упражнение «Укачаем куклу» –преодоление твёрдой атаки гласных звуков

Развитие / формирование фонематических функций

Игра: «Угадай, что звучит»:

Воспроизводить за ширмой звучание различных игрушек, предварительно рассмотрев и прослушав с детьми каждую из них – дети угадывают, какая игрушка звучала

Работа над слоговой структурой слов

- Пропевание серий звуков с чёткой артикуляцией, повторение звуков; Слуховой и зрительный диктанты: АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО

Развитие лексического строя речи

- Уточнение и расширение словаря детей по теме: Беседа о сотрудниках, работающих в группе, правилах поведения и играх в групповой комнате; - Упражнение: «Назови и покажи»

Развитие грамматического строя речи

- Дидактическая игра: «Назови ласково» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов)

- Дидактическая игра: «Один – много»

Развитие связной речи

- Рассматривание сюжетных картинок с последующей беседой

(использование сюжетных картинок из пособий «Профессии», Маленькие помощники», «Вот какой наш детский сад»)

- Сказка «Барабан»

Обучение грамоте

работа в тетради: Костылева Н.Ю. «200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5 – 6 лет»

Лексическая тема «Осень. Признаки осени» 1-ая неделя (октябрь)

I подгруппа (старший возраст)

Вид деятельности

Содержание работы

Развитие общих речевых навыков

- Упражнение «Дует ветер» – развитие речевого дыхания и голоса.

Развитие / формирование фонематических функций

- Упражнение: «Минутка тишины»: Предложить детям сесть, закрыть глаза и помолчать – затем спросить, какие звуки они услышали; - Игра: «Жмурки с колокольчиком»

- Упражнение: «Хлопни, как я»

Работа над слоговой структурой слов

- Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;

- Повторение цепочек слогов: са-со-су-сы; сы-са-со-су.

Развитие лексического строя речи

- Уточнение и расширение словаря детей по теме: Беседа по картине из альбома «Времена года»; - Отгадывание загадок по теме; - Чтение рассказа М. Пришвина «Листопад»

Развитие грамматического строя речи

- Дидактическая игра: «Назови ласково» : прим.: лужа – лужица, ветер – …, дождь – …, и т.д.; - Дидактическая игра «Один – много»: прим.: один зонт – много зонтов, облако – …, и т.д.

Развитие связной речи

-Рассматривание сюжетных картинок с последующей беседой: «Подумай и ответь»; - Игра «Закончи предложение»

Сказка «Кроватка из листьев»

Обучение грамоте

работа в тетради: Костылева Н.Ю. «100 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 4 - 5 лет»

II подгруппа (подготовительный возраст)

Вид деятельности

Содержание работы

Развитие общих речевых навыков

- Упражнение: «Осенние листочки» – развитие длительного плавного выдоха, знания основных цветов и названий деревьев.  

Развитие / формирование фонематических функций

- Упражнение: «Минутка тишины»: Предложить детям сесть, закрыть глаза и помолчать – затем спросить, какие звуки они услышали; - Игра: «Жмурки с колокольчиком»

- Упражнение: «Хлопни, как я»

Работа над слоговой структурой слов

- Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;

- Нанизывание колец на стержень с одновременным произнесением цепочки слогов

Развитие лексического строя речи

- Уточнение и расширение словаря детей по теме: Беседа по картине из альбома «Времена года»; - Отгадывание загадок по теме; - Чтение рассказа М. Пришвина «Листопад»

Развитие грамматического строя речи

- Дидактическая игра «Один – много»: прим.: один зонт – много зонтов, облако – …, и т.д.; - Дидактическая игра: «Скажи наоборот»: прим: тепло – холодно, мокро – …, и т.д.

Развитие связной речи

-Рассматривание сюжетных картинок с последующей беседой: «Подумай и ответь»; - Игра «Закончи предложение»

Сказка «Золотая осень»

Обучение грамоте

работа в тетради: Костылева Н.Ю. «200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5 – 6 лет»

Лексическая тема «Овощи. Огород» 2-ая неделя (октябрь)

I подгруппа (старший возраст)

Вид деятельности

Содержание работы

Развитие общих речевых навыков

Упражнение «Душистые овощи» – учить детей правильному вдоху и продолжительному

Развитие / формирование фонематических функций

«Звук [А]»

- Упражнение: «Хлопни, когда услышишь» – учить детей выделять заданный звук среди других звуков

Работа над слоговой структурой слов

- Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом; - Повторение серии слогов со стечением согласных: ста-сто-сту-сты…

Развитие лексического строя речи

Игра «Повар» (поиск соответствующего понятия): Я положу в борщ – ... Я положу в щи –.... Я положу в суп –....

Развитие грамматического строя речи

- Дидактическая игра «Большой — маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов):

огурец — огурчик, помидор — помидорчик...

Развитие связной речи

- Упражнение: «Закончи предложение»

- Сказка «Подарок»

Обучение грамоте

работа в тетради: Костылева Н.Ю. «100 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 4 - 5 лет»

II подгруппа (подготовительный возраст)

Вид деятельности

Содержание работы

Развитие общих речевых навыков

Упражнение «Душистые овощи» – обучение правильному вдоху и продолжительному выдоху (увеличение фразы)

Развитие / формирование фонематических функций

«Звук [У]»

- Упражнение: «Хлопни, когда услышишь» – учить детей выделять заданный звук среди других звуков

Работа над слоговой структурой слов

Работа со словами трёхсложной слоговой структуры из открытых слогов (лопата, кубики, малина…)

Развитие лексического строя речи

Закрепление в речи обобщающих понятий; - Лук, морковь, картошка – что это?; - Где растут овощи?  - Когда собирают овощи и? ...

Развитие грамматического строя речи

- Дидактическая игра: «Назови ласково»

(словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов); - Дидактическая игра: «Один – много»

Развитие связной речи

- Составление описательного рассказа по плану: Какого цвета овощ? Какой формы? Какого он размера? Какой у него вкус: сладкий, кислый? Где он вырос? Что можно приготовить?

Обучение грамоте

работа в тетради: Костылева Н.Ю. «200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5 – 6 лет»

Лексическая тема «Фрукты. Сад» 3-ая неделя (октябрь)

I подгруппа (старший возраст)

Вид деятельности

Содержание работы

Развитие общих речевых навыков

- Упражнение «Душистые фрукты» – учить детей правильному вдоху и продолжительному выдоху

Развитие / формирование фонематических функций

«Звук [У]»

- Упражнение: «Хлопни, когда услышишь» – учить детей выделять заданный звук среди других звуков

Работа над слоговой структурой слов

Работа со словами двусложной слоговой структуры из открытых слогов (муха, ноты, ваза…)

Развитие лексического строя речи

Учить пользоваться обобщающим словом: «ФРУКТЫ».

Учить отвечать на вопросы: Яблоко, банан, слива – что это? Где растут фрукты? Когда собирают фрукты?

Развитие грамматического строя речи

- Дидактическая игра «Один — много»: яблоко — яблоки…

- Дидактическая игра «Большой — маленький»: яблоко — яблочко, лимон — ..., банан — ..., апельсин — ....

Развитие связной речи

- Составить описательные рассказы о фруктах, по плану: Что это? Где растет? Каков внешний вид (величина, форма, цвет)? Каков на вкус? и т.п.; - Сказка «Чьи яблоки».

Обучение грамоте

работа в тетради: Костылева Н.Ю. «100 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 4 - 5 лет»

II подгруппа (подготовительный возраст)

Вид деятельности

Содержание работы

Развитие общих речевых навыков

- Упражнение «Узнай фрукт» – развитие глубокого вдоха

Развитие / формирование фонематических функций

«Звук [У]»

- Упражнение: «Хлопни, когда услышишь» – учить детей выделять заданный звук среди других звуков

Работа над слоговой структурой слов

Работа со словами двусложной слоговой структуры из открытых слогов (муха, ноты, ваза…)

Развитие лексического строя речи

Учить пользоваться обобщающим словом: «ФРУКТЫ».

Учить отвечать на вопросы: Яблоко, банан, слива – что это? Где растут фрукты? Когда собирают фрукты?

Развитие грамматического строя речи

- Дидактическая игра «Один — много»: яблоко — яблоки…

- Дидактическая игра «Большой — маленький»: яблоко — яблочко, лимон — ..., банан — ..., апельсин — ....

Развитие связной речи

- Составить описательные рассказы о фруктах, по плану: Что это? Где растет? Каков внешний вид (величина, форма, цвет)? Каков на вкус? и т.п.; - Сказка «Чьи яблоки».

Обучение грамоте

работа в тетради: Костылева Н.Ю. «200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5 – 6 лет»

Лексическая тема «Грибы. Ягоды» 4-ая неделя (октябрь)

I подгруппа (старший возраст)

Вид деятельности

Содержание работы

Развитие общих речевых навыков

Развитие силы голоса и речевого дыхания: Игра «ЭХО»

Развитие / формирование фонематических функций

«Звук [И]»

Упражнение: «Хлопни, когда услышишь» – учить детей выделять заданный звук в слогах

Работа над слоговой структурой слов

Работа со словами трёхсложной слоговой структуры из открытых слогов (лопата, кубики, малина…)

Развитие лексического строя речи

Обогащение словарного запаса за счёт новых слов (названий грибов и ягод и их признаков). Рассмотреть картинки, обратить внимание на характерные признаки, показать и рассказать, как и где они растут. Рассказать, что готовят из ягод и грибов.

Развитие грамматического строя речи

Дидактическая игра «Веселый счет» (согласование числительных 2 и 5 с существительными, употребление слов один — одна — одно, два – две): одна лисичка, две лисички…

Развитие связной речи

Сказка «Самый большой гриб»

Обучение грамоте

работа в тетради: Костылева Н.Ю. «100 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 4 - 5 лет»

II подгруппа (подготовительный возраст)

Вид деятельности

Содержание работы

Развитие общих речевых навыков

Развитие силы голоса и речевого дыхания: Игра «ЭХО»

Развитие / формирование фонематических функций

«Звук [И]»

Упражнение: «Слушай внимательно – произноси старательно» – детям предлагается произнести заданный звук столько раз, сколько взрослый

Работа над слоговой структурой слов

Работа с односложными словами из закрытого слога (мак, жук, лес…)

Развитие лексического строя речи

Обогащение словарного запаса за счёт новых слов. Рассмотреть картинки, обратить внимание на характерные признаки, показать и рассказать, как и где они растут. Рассказать, что готовят из ягод и грибов. Отгадывание загадок по теме:

Развитие грамматического строя речи

Дидактическая игра «Веселый счет» (согласование числительных 2 и 5 с существительными, употребление слов один — одна — одно, два – две): одна лисичка, две лисички…

Развитие связной речи

Сказка «Грибники»

Обучение грамоте

работа в тетради: Костылева Н.Ю. «200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5 – 6 лет»

Лексическая тема «Деревья. Кустарники» 1-ая неделя (ноябрь)

I подгруппа (старший возраст)

Вид деятельности

Содержание работы

Развитие общих речевых навыков

- Упражнение: «Осенние листочки» (развитие длительного направленного плавного выдоха)

Развитие / формирование фонематических функций

«Звук [И]»

Упражнение: «Хлопни, когда услышишь» – учить детей выделять заданный звук среди других звуков

Работа над слоговой структурой слов

Работа со словами трёхсложной слоговой структуры из открытых слогов (лопата, кубики, малина…)

Развитие лексического строя речи

«Я начну, а ты закончи» (расширение пассивного словаря и активизация в речи существительных, прилагательных по теме «Осень»); «Подбери слова»

Развитие грамматического строя речи

Дидактическая игра «Веселый счет» (согласование числит. 2 и 5 с сущ., употребление слов один — одна — одно, два – две): одна лисичка, две лисички…; один боровик, два боровика…

Развитие связной речи

Сказка «Чьи в лесу шишки?»;

Упражнение «Добавление фразы» – закрепление правильного дыхания в процессе речи.

Обучение грамоте

работа в тетради: Костылева Н.Ю. «100 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 4 - 5 лет»

II подгруппа (подготовительный возраст)

Вид деятельности

Содержание работы

Развитие общих речевых навыков

Упражнения: «Капли дождя» (учить воспроизводить простой ритм); «Минутка тишины» (развитие слухового восприятия)

Развитие / формирование фонематических функций

«Звук [И]»

Упражнение: «Хлопни, когда услышишь» – учить детей выделять заданный звук среди других звуков

Работа над слоговой структурой слов

Работа с односложными словами из закрытого слога (мак, жук, лес…)

Развитие лексического строя речи

«Осенние листочки» (учить составлять предложения по совершенному действию и вопросам с использованием имен существительных единственного и множественного числа)

Развитие грамматического строя речи

Дидактическая игра «Веселый счет» (согласование числит. 2 и 5 с сущ., употребление слов один — одна — одно, два – две): одна лисичка, две лисички…; один боровик, два боровика…

Развитие связной речи

Сказка «Чьи в лесу шишки?»;

Упражнение «Добавление фразы» – закрепление правильного дыхания в процессе речи.

Обучение грамоте

работа в тетради: Костылева Н.Ю. «200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5 – 6 лет»

Лексическая тема «Перелётные птицы. Зимующие птицы» 2-ая неделя (ноябрь)

I подгруппа (старший возраст)

Вид деятельности

Содержание работы

Развитие общих речевых навыков

Игра «Птички» для развития речевого выдоха

Развитие / формирование фонематических функций

Упражнение «Сосчитай удары» (развитие слухового внимания, памяти, чувства ритма)
Ведущий предлагает детям закрыть глаза и сосчитать (про себя), сколько ударов в бубен они услышат

Работа над слоговой структурой слов

Работа со словами трёхсложной слоговой структуры из открытых слогов (лопата, кубики, малина…)

Развитие лексического строя речи

Упражнение «Какая?» (подбор прилагательных к слову ПТИЦА). Педагог называет начало слова, а дети – его конец: красив…, быстр.., смел…, летающ…, поющ…, кричащ…, легк…, …

Развитие грамматического строя речи

Упражнение «Каких птиц много на дереве?» (усвоение категории родительного падежа множественного числа)

На дереве много сорок. На дереве много ворон.

Развитие связной речи

Упражнение «Составь предложение» (формирование навыка составления предложений по опорным картинкам). Птица – гнездо – кормушка. Сказка «Жадина»

Обучение грамоте

работа в тетради: Костылева Н.Ю. «100 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 4 - 5 лет»

II подгруппа (подготовительный возраст)

Вид деятельности

Содержание работы

Развитие общих речевых навыков

Чтение чистоговорок: Ицы-ицы-ицы – зимующие птицы, Бей-бей-бей – шустрый воробей, Ока-ока-ока – сорока-белобока, …

Развитие / формирование фонематических функций

Упражнение «Сосчитай удары» (развитие слухового внимания, памяти, чувства ритма)
Ведущий предлагает детям закрыть глаза и сосчитать (про себя), сколько ударов в бубен они услышат

Работа над слоговой структурой слов

Работа с односложными словами из закрытого слога (мак, жук, лес…)

Развитие лексического строя речи

Упражнение «Что могут птицы?». Активизация глаголов по теме (летать, прилетать, улетать, залетать, петь, щебетать, кричать, махать, вить, откладывать, высиживать, выхаживать, уничтожать вредных насекомых и т.д.)

Развитие грамматического строя речи

Доскажи словечко» (образование приставочных глаголов) Синица с елки…(слетела), вокруг кормушки… (облетела). С ветки на ветку…(перелетела), а потом в дупло… (залетела) и т.д.

Развитие связной речи

Составление рассказа-описания «Воробей» по опорным предметным картинкам . Сказка «Жадина»

Обучение грамоте

работа в тетради: Костылева Н.Ю. «200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5 – 6 лет»

Лексическая тема «Дикие животные и их детёныши» 3-ая неделя (ноябрь)

I подгруппа (старший возраст)

Вид деятельности

Содержание работы

Развитие общих речевых навыков

«Договори слово»: Вот лисица и лисе... (нок), Вот волчица и волчо... (нок)…

Развитие / формирование фонематических функций

Упражнение «Что звучало?» (развивать слуховое восприятие, внимание; дифференцировать звуки, производимые музыкальными игрушками (колокольчик, дудочка)

Работа над слоговой структурой слов

Работа со словами трёхсложной слоговой структуры из открытых слогов (лопата, кубики, малина…)

Развитие лексического строя речи

Дидактическая игра «Назови семью» (упражнение в словообразовании) Папа – медведь, мама – медведица, детеныш(и) – медвежонок (медвежата)

Развитие грамматического строя речи

Дидактическая игра «Назови маму» (употребление родительного падежа существительных):

медвежонок у медведицы, лисенок у ....

Развитие связной речи

Упражнение «Кто это?» (составление предложений с однородными членами) Это лиса и лисенок, лисенок — детеныш

Сказка «У страха глаза велики»

Обучение грамоте

работа в тетради: Костылева Н.Ю. «100 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 4 - 5 лет»

II подгруппа (подготовительный возраст)

Вид деятельности

Содержание работы

Развитие общих речевых навыков

Чтение с выражением потешки (народное творчество). Сидит белка на тележке…

Развитие / формирование фонематических функций

Упражнение «Что звучало?» (развивать слуховое восприятие, внимание; узнавать, знать и называть звучащие игрушки; понимать и использовать глаголы: “звенит”, “гудит”, “стучит”)

Работа над слоговой структурой слов

Работа с односложными словами из закрытого слога (мак, жук, лес…)

Развитие лексического строя речи

Дидактическая игра «Назови семью» (упражнение в словообразовании) Папа – медведь, мама – медведица, детеныш(и) – медвежонок (медвежата)

Развитие грамматического строя речи

Игровое упражнение «Сколько детенышей?» (согласование числительных с существительными):

У лисы... (два лисенка).

Развитие связной речи

Упражнение «Кто это?» (составление предложений с однородными членами) Это лиса и лисенок, лисенок — детеныш

Сказка «Рыжик»

Обучение грамоте

работа в тетради: Костылева Н.Ю. «200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5 – 6 лет»

Лексическая тема «Домашние животные и их детёныши» 4-ая неделя (ноябрь)

I подгруппа (старший возраст)

Вид деятельности

Содержание работы

Развитие общих речевых навыков

Проговаривание потешки «Как у нашего кота…» (работа над чёткостью дикции и интонационной выразительностью речи)

Развитие / формирование фонематических функций

Упражнение «Чем играем?» (развитие слухового внимания, памяти)

Работа над слоговой структурой слов

Работа с односложными словами из закрытого слога (мак, жук, лес…)

Развитие лексического строя речи

Игровое упражнение «Подбери признаки» (активизация и развитие атрибутивного словаря, согласование прилагательных существительным)

Кошка (какая?) – ..., щенок (какой?) – ...

Развитие грамматического строя речи

Дидактическая игра «У кого — кто?» (падежное согласование сущ-х): у кошки – котенок (котята), у собаки – щенок (щенята)...  И наоборот – котенок – у кошки, щенок – у ...

Развитие связной речи

Дидактическая игра «У кого кто?» (активизация словаря, составление предложений по картинкам с предлогом «У») Кто у собаки? – У собаки щенок. Это детеныш, он маленький.

Обучение грамоте

работа в тетради: Костылева Н.Ю. «100 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 4 - 5 лет»

II подгруппа (подготовительный возраст)

Вид деятельности

Содержание работы

Развитие общих речевых навыков

Проговаривание потешки «Как у нашего кота…» (работа над чёткостью дикции и интонационной выразительностью речи)

Развитие / формирование фонематических функций

Игровое упражнение «Кто услышит больше звуков?» (развитие слухового внимания, памяти)

Работа над слоговой структурой слов

Работа с двухсложными словами с закрытым слогом (лимон, веник, каток…)

Развитие лексического строя речи

Дидактическая игра «Кто где живет»

Корова живет в коровнике, свинья — в свинарнике, лошадь — ... , (собака)…

Развитие грамматического строя речи

Дидактическая игра «Один — много» (образование множественного числа существительных)

Кошка – кошки; котенок – котята; собака – собаки; ...

Развитие связной речи

Дидактическая игра «У кого кто?» (активизация словаря, составление предложений по картинкам с предлогом «У») Кто у собаки? – У собаки щенок. Это детеныш, он маленький.

Обучение грамоте

работа в тетради: Костылева Н.Ю. «200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5 – 6 лет»

Лексическая тема «Зима. Признаки зимы» 1-ая неделя (декабрь)

I подгруппа (старший возраст)

Вид деятельности

Содержание работы

Развитие общих речевых навыков

Развитие силы голоса: Игра «Вьюга» – «Вьюга начинается»

Развитие / формирование фонематических функций

«Звук [О]»

- Упражнение: «Хлопни, когда услышишь» – учить детей выделять заданный звук среди других звуков

Работа над слоговой структурой слов

Работа с односложными словами из закрытого слога (мак, жук, лес…)

Развитие лексического строя речи

Уточнение, обобщение и расширение представления детей о зиме. Рассматривание картин по теме «Зима». Беседа.

Актуализация словаря. Отгадывание загадок.

Развитие грамматического строя речи

Игровое упражнение "Назови ласково" (Снег – снежок...)

Игровое упражнение "Из чего – какой?" (Горка из снега (какая?) – снежная; дорожка изо льда (какая?) - ...)

Развитие связной речи

Упражнение «Ответь правильно» – развитие умения отвечать на вопросы: Снег белый или синий? Лед твердый или мягкий? и.т.п.

Составление рассказа – Сказка «Апчхи!»

Обучение грамоте

работа в тетради: Костылева Н.Ю. «100 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 4 - 5 лет»

II подгруппа (подготовительный возраст)

Вид деятельности

Содержание работы

Развитие общих речевых навыков

Упражнение «Подуем на снежинки» – развитие артикуляционного аппарата и речевого дыхания детей

Развитие / формирование фонематических функций

«Звук [О]»

Упражнение: «Слушай внимательно – произноси старательно» – детям предлагается произнести заданный звук столько раз, сколько взрослый

Работа над слоговой структурой слов

Работа с двухсложными словами с закрытым слогом (лимон, веник, каток…)

Развитие лексического строя речи

Упражнение «Подбери слова» – подбор определений к существительным. (Зима (какая?) холодная, морозная...)

Развитие грамматического строя речи

Игровое упражнение "Назови ласково" (Снег – снежок...)

Игровое упражнение "Из чего – какой?" (Горка из снега (какая?) – снежная; дорожка изо льда (какая?) - ...)

Развитие связной речи

Пересказ текста  – «Зима» (Для пересказа можно использовать книгу "Учусь пересказывать", автор Т. Ю. Бардышева). Сказка «Апчхи!»

Обучение грамоте

работа в тетради: Костылева Н.Ю. «200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5 – 6 лет»

Лексическая тема «Посуда» 2-ая неделя (декабрь)

I подгруппа (старший возраст)

Вид деятельности

Содержание работы

Развитие общих речевых навыков

Игровое упражнение «Эхо» – развитие речевого дыхания и голоса: Дети делятся на две группы.

Развитие / формирование фонематических функций

«Звук [О]»

Упражнение: «Хлопни, когда услышишь» – учить детей выделять заданный звук среди других звуков

Работа над слоговой структурой слов

Работа с двухсложными словами с закрытым слогом (лимон, веник, каток…)

Развитие лексического строя речи

Игровое упражнение «Найди посуду» на практическое употребление в речи предлогов. По заданию взрослого, дети находят посуду по групповой комнате.

Развитие грамматического строя речи

Упражнение "Посчитай!" Например: одна чашка, две чашки ...

Упражнение "Какая посуда?" Например: ложка для чая (какая?) – чайная и т.д.

Развитие связной речи

Знакомство с художественной литературой – прочитать ребенку произведение К. Чуковского "Федорино горе".

Сказка «Любимая мамина чашка»

Обучение грамоте

работа в тетради: Костылева Н.Ю. «100 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 4 - 5 лет»

II подгруппа (подготовительный возраст)

Вид деятельности

Содержание работы

Развитие общих речевых навыков

Игровое упражнение «Эхо» – развитие речевого дыхания и голоса: Дети делятся на две группы.

Развитие / формирование фонематических функций

«Звук [О]»

Упражнение: «Послушай и повтори» – детям предлагается повторить за взрослым сочетание заданных звуков

Работа над слоговой структурой слов

Работа с двухсложными словами со стечением в середине слова (вилка, буквы, майка…)

Развитие лексического строя речи

Игровое упражнение «Дружит или не дружит» - отличие посуды от других предметов: — Вилка «дружит» с ложкой? (Да, это посуда.) –Тарелка «дружит» с шапкой? (Нет, потому что шапка не посуда) и т. д.

Развитие грамматического строя речи

Упражнение "Назови ласково!": тарелка – тарелочка....

Упражнение "Скажи, когда много!": одна вилка – много вилок и т.д.

Развитие связной речи

Упражнение «Назови предметы» на составление предложений с союзом «И». Сказка «Любимая мамина чашка»

Обучение грамоте

работа в тетради: Костылева Н.Ю. «200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5 – 6 лет»

Лексическая тема «Продукты питания» 3-ая неделя (декабрь)

I подгруппа (старший возраст)

Вид деятельности

Содержание работы

Развитие общих речевых навыков

Игровое упражнение «Остуди пирожок»  – развитие длительного выдоха без участия речи.

Развитие / формирование фонематических функций

«Звук [У]»

- Упражнение: «Хлопни, когда услышишь» – учить детей выделять заданный звук среди других звуков

Работа над слоговой структурой слов

Работа с двухсложными словами со стечением в середине слова (вилка, буквы, майка…)

Развитие лексического строя речи

Игровое упражнение «Подбери признаки» Пюре (какое?) – картофельное, овощное, горячее, вкусное, сладкое…; Рыба (какая?) – жареная, соленая, сушеная, копченая…

Развитие грамматического строя речи

Игровое упражнение «Назови ласково» на образование сущ. с уменьшительно-ласкательными суф. в ед. числе

Суп – супчик, масло – маслице, блин – блинчик…

Развитие связной речи

Игра «У куклы Маши день рождения» на развитие связной речи (с использованием предметов-заместителей). Сказка «Зёрнышки»

Обучение грамоте

работа в тетради: Костылева Н.Ю. «100 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 4 - 5 лет»

II подгруппа (подготовительный возраст)

Вид деятельности

Содержание работы

Развитие общих речевых навыков

Игровое упражнение «Остуди пирожок»  – развитие длительного выдоха без участия речи.

Развитие / формирование фонематических функций

«Звук [У]»

- Упражнение: «Послушай и повтори» – детям предлагается повторить за взрослым сочетание заданных звуков

Работа над слоговой структурой слов

Работа с двухсложными словами с закрытым слогом и стечением согласных (чайник, костюм…)

Развитие лексического строя речи

Игровое упражнение «Подбери действия» Кашу – варят, молоко – пьют, котлеты – жарят, утром – завтракают, днем – обедают, вечером – ужинают, гостей – угощают…

Развитие грамматического строя речи

Игровое упражнение «Посчитай» на образование сущ.мн. числа в именительном и родительном падежах: Одна котлета – две котлеты – пять котлет; один пирог – два пирога…

Развитие связной речи

Игра «У куклы Маши день рождения» на развитие связной речи (с использованием предметов-заместителей). Сказка «Зёрнышки»

Обучение грамоте

работа в тетради: Костылева Н.Ю. «200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5 – 6 лет»

Лексическая тема «Новый год. Новогодний праздник» 4-ая неделя (декабрь)

I подгруппа (старший возраст)

Вид деятельности

Содержание работы

Развитие общих речевых навыков

Игра «Приятный запах» (развитие речевого дыхания) Дети подходят к вазочке с очищенным апельсином, еловой веточке и т. п., нюхают, на выдохе произносят: «Хорошо», «Вкусно»…

Развитие / формирование фонематических функций

«Звук [У]»

- Упражнение: «Послушай и повтори» – детям предлагается повторить за взрослым сочетание заданных звуков

Работа над слоговой структурой слов

Работа с двухсложными словами с закрытым слогом и стечением согласных (чайник, костюм…)

Развитие лексического строя речи

Игровое упражнение «Какая ёлочка?» (подбор определений к слову ёлочка) – маленькая, зеленая, настоящая или искусственная, лесная, колючая, ароматная, душистая, красивая…

Развитие грамматического строя речи

Игровое упражнение «Игрушки собираются на новогодний праздник» (практическое употребление в речи категории творительного падежа с предлогом «С»)

Развитие связной речи

Игровое упражнение «Нарядим елочку» (составление предложений, активизация речевой активности). Сказка «Новогодние подарки»

Обучение грамоте

работа в тетради: Костылева Н.Ю. «100 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 4 - 5 лет»

II подгруппа (подготовительный возраст)

Вид деятельности

Содержание работы

Развитие общих речевых навыков

Игра «Приятный запах» (развитие речевого дыхания) Дети подходят к вазочке с очищенным апельсином, еловой веточке и т. п., нюхают, на выдохе произносят: «Хорошо», «Вкусно»…

Развитие / формирование фонематических функций

«Звук [У]»

- Упражнение: «Послушай и повтори» – детям предлагается повторить за взрослым сочетание заданных звуков

Работа над слоговой структурой слов

Работа с трёхсложными словами с закрытым слогом (телефон, капитан, магазин…)

Развитие лексического строя речи

Игровое упражнение «Какая ёлочка» (подбор определений к слову ёлочка) – маленькая, зеленая, настоящая или искусственная, лесная, колючая, ароматная, душистая, красивая…

Развитие грамматического строя речи

Игровое упражнение  «Подарки от Дедушки Мороза» (усвоение глаголов будущего времени) «Дед Мороз придет и подарки принесет».

Развитие связной речи

Игровое упражнение «Нарядим елочку» (составление предложений, активизация речевой активности). Сказка «Новогодние подарки»

Обучение грамоте

работа в тетради: Костылева Н.Ю. «200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5 – 6 лет»

Лексическая тема «Зимние каникулы. Зимние забавы» 2-ая неделя (январь)

I подгруппа (старший возраст)

Вид деятельности

Содержание работы

Развитие общих речевых навыков

Игровое упражнение «Снежный ком» (развитие мелкой моторики, координация речи с движением); *Упражнение «Подуем на снежинку»

Развитие / формирование фонематических функций

«Звуки [А], [У], [И]»

- Упражнение: «Послушай и повтори» – детям предлагается повторить за взрослым сочетание заданных звуков. Закрепление, дифференциация

Работа над слоговой структурой слов

Работа с двухсложными словами с закрытым слогом и стечением согласных (чайник, костюм…)

Развитие лексического строя речи

Отгадывание загадок (развитие мыслительной деятельности, развитие и активизация словаря)

Развитие грамматического строя речи

Дидактическая игра «Кому что нужно?» (употребление винительного падежа существительных)

Развитие связной речи

«Зимние забавы» (составление предложений по сюжетным картинкам)

Сказка «Новогодние подарки»

Обучение грамоте

работа в тетради: Костылева Н.Ю. «100 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 4 - 5 лет»

II подгруппа (подготовительный возраст)

Вид деятельности

Содержание работы

Развитие общих речевых навыков

Физкультминутка – логоритмика

«Снег идет»; *Упражнение «Подуем на снежинку»

Развитие / формирование фонематических функций

«Звуки [А], [У], [И]»

- Упражнение: «Послушай и повтори» – детям предлагается повторить за взрослым сочетание заданных звуков. Закрепление, дифференциация

Работа над слоговой структурой слов

Работа с трёхсложными словами с закрытым слогом (телефон, капитан, магазин…)

Развитие лексического строя речи

Отгадывание загадок (развитие мыслительной деятельности, развитие и активизация словаря)

Развитие грамматического строя речи

Дидактическая игра «Кому что нужно?» (употребление винительного падежа существительных)

Развитие связной речи

«Зимние забавы» (составление предложений по сюжетным картинкам)

Сказка «Новогодние подарки»

Обучение грамоте

работа в тетради: Костылева Н.Ю. «200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5 – 6 лет»

Лексическая тема «Дом. Мебель. Семья» 3-ая неделя (январь)

I подгруппа (старший возраст)

Вид деятельности

Содержание работы

Развитие общих речевых навыков

Игровое упражнение «Тихий ветерок» – развитие длительного выдоха без участия речи

Развитие / формирование фонематических функций

«Звуки [Э], [Ы]»

- Упражнение: «Хлопни, когда услышишь» – учить детей выделять заданный звук среди других звуков

Работа над слоговой структурой слов

Работа с  двусложными словами со стечением согласных в середине слова (банка)

Развитие лексического строя речи

Дидактическая игра «Подбери признак» на подбор прил-х к сущ. – согласование сущ-х с прил. в роде, числе и падеже. Стул (какой?) – ...

Развитие грамматического строя речи

Упражнение "Один – много" Один стул – много стульев; один комод – много ...; и т.д. Упражнение "Назови ласково" Стол – столик; диван – диванчик и т. д. 

Развитие связной речи

Упражнение «Ответь на вопрос» – развитие связной речи, умения отвечать на вопросы; Сказка «Кусочек сыра»

Обучение грамоте

работа в тетради: Костылева Н.Ю. «100 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 4 - 5 лет»

II подгруппа (подготовительный возраст)

Вид деятельности

Содержание работы

Развитие общих речевых навыков

Игровое упражнение «Задуть свечу» – развитие длительного выдоха без участия речи

Развитие / формирование фонематических функций

«Звуки [О], [Э], [Ы]»

- Упражнение: «Хлопни, когда услышишь» – учить детей выделять заданный звук среди других звуков

Работа над слоговой структурой слов

Работа с  двусложными словами с закрытым слогом и стечением согласных (чайник)

Развитие лексического строя речи

Дидактическая игра «Подбери признак» на подбор прил-х к сущ. – согласование сущ-х с прил. в роде, числе и падеже. Стул (какой?) – ...

Развитие грамматического строя речи

Упражнение "Посчитай!" 1 стул, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5...; 1 буфет…. Упражнение на понимание предложных конструкций: Положить мяч: на стул, под стул, за стул, около стула, между стульями…

Развитие связной речи

Сюжетно-ролевая игра «Мебельный магазин»; Сказка «Последнее яблоко»

Обучение грамоте

работа в тетради: Костылева Н.Ю. «200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5 – 6 лет»

Лексическая тема «Одежда. Обувь. Головные уборы» 1-ая неделя (февраль)

I подгруппа (старший возраст)

Вид деятельности

Содержание работы

Развитие общих речевых навыков

Физкультминутка «Идем на прогулку»:
(Импровизация движений в такт стихотворения);

Игра «Ветер – ветерок»

Развитие / формирование фонематических функций

«Звуки [О], [Э]»

- Упражнение: «Хлопни, когда услышишь» – учить детей выделять заданный звук среди других звуков

Работа над слоговой структурой слов

Работа с  односложными словами, представляющие собой закрытый слог (мак)

Развитие лексического строя речи

Игра «Кто подберет больше слов»
Давайте еще раз посмотрим, кто во что одет. Отвечайте на мои вопросы. Картинки вам в этом помогут…

Развитие грамматического строя речи

Игра «Один – много» (с мячом) Мы – волшебники немного, был один, а станет много: шарф – …                       

Развитие связной речи

Чтение с выражением и заучивание четверостишия из стихотворения «Мой мишка»;

Сказка «Грязнуля»

Обучение грамоте

работа в тетради: Костылева Н.Ю. «100 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 4 - 5 лет»

II подгруппа (подготовительный возраст)

Вид деятельности

Содержание работы

Развитие общих речевых навыков

Физкультминутка «Идем на прогулку»:
(Импровизация движений в такт стихотворения);

Игра «Ветер – ветерок»

Развитие / формирование фонематических функций

«Звуки [О], [Э]»

- Упражнение: «Хлопни, когда услышишь» – учить детей выделять заданный звук среди других звуков

Работа над слоговой структурой слов

Работа с  двусложными словами с закрытым слогом (лимон)

Развитие лексического строя речи

Игра «Кто подберет больше слов»
Давайте еще раз посмотрим, кто во что одет. Отвечайте на мои вопросы. Картинки вам в этом помогут…

Развитие грамматического строя речи

Упражнение «Посчитай»

Я буду показывать картинки, а вы будете считать:

Одна шапка, две шапки…

Развитие связной речи

Чтение с выражением и заучивание четверостишия из стихотворения «Мой мишка»;

Сказка «Грязнуля»

Обучение грамоте

работа в тетради: Костылева Н.Ю. «200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5 – 6 лет»

Лексическая тема «Транспорт. ПДД» 2-ая неделя (февраль)

I подгруппа (старший возраст)

Вид деятельности

Содержание работы

Развитие общих речевых навыков

Речь с движением «Мы в автобус дружно сели»; Игровое упражнение «Поехали»  – развитие речевого дыхания, работа по автоматизации звукопроизношения

Развитие / формирование фонематических функций

«Звуки [О], [Э], [Ы]»

- Упражнение: «Послушай и повтори» – детям предлагается повторить за взрослым сочетание заданных звуков

Работа над слоговой структурой слов

Работа с  двусложными словами с закрытым слогом и стечением согласных (чайник)

Развитие лексического строя речи

Побеседовать с ним о необходимости соблюдения правил дорожного движения. Подобрать действия к предметам: Поезд (что делает?) –…

Развитие грамматического строя речи

Игровое упражнение «Один – много» (закрепление в речи детей множественного числа имен существительных)

Развитие связной речи

Игра «Закончи предложение»

Машинист – это тот, кто …

Регулировщик – это…; Сказка «Самокат»

Обучение грамоте

работа в тетради: Костылева Н.Ю. «100 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 4 - 5 лет»

II подгруппа (подготовительный возраст)

Вид деятельности

Содержание работы

Развитие общих речевых навыков

Речевая подвижная игра «Самолет»;  Игровое упражнение «Поехали»  – развитие речевого дыхания, работа по автоматизации звукопроизношения

Развитие / формирование фонематических функций

«Звук [М]»

- Упражнение: «Послушай и повтори» – детям предлагается повторить за взрослым сочетание заданных звуков

Работа над слоговой структурой слов

Работа с  трехсложными словами с закрытым слогом (теремок)

Развитие лексического строя речи

Побеседовать с ним о необходимости соблюдения правил дорожного движения. Подобрать действия к предметам: Поезд (что делает?) –…

Развитие грамматического строя речи

Игровое упражнение «Кто за кем бегает ?» (составление предложений с предлогом «ЗА» и «Перед»)

Развитие связной речи

Составление рассказа о каком – либо виде транспорта по плану: Что это? Для чего используется? Из каких частей состоит?  Кто им управляет? Сказка «Самокат»

Обучение грамоте

работа в тетради: Костылева Н.Ю. «200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5 – 6 лет»

Лексическая тема «Защитники отечества» 3-ая неделя (февраль)

I подгруппа (старший возраст)

Вид деятельности

Содержание работы

Развитие общих речевых навыков

Упражнение «Лесенка» (преодоление твёрдой атаки гласных с повышением и понижением тона)

Развитие / формирование фонематических функций

Упражнение "Внимательные ушки"  – развитие фонематического слуха, выделение звука [О] из ряда гласных звуков.

Работа над слоговой структурой слов

Работа с  трехсложными словами со стечением согласных и закрытым слогом (автобус)

Развитие лексического строя речи

Игровое упражнение «Подбери признаки»  (не менее трех признаков): солдат (какой?) — …

Развитие грамматического строя речи

Игровое упражнение «Один – много» (множественное число):

офицер – офицеры, танкист — …, солдат — …, танк —…

Игровое упражнение «Есть – нет» (род. падеж ед. ч.):

офицер – нет офицера…

Развитие связной речи

Составление рассказа по предложенной схеме

Обучение грамоте

работа в тетради: Костылева Н.Ю. «100 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 4 - 5 лет»

II подгруппа (подготовительный возраст)

Вид деятельности

Содержание работы

Развитие общих речевых навыков

Упражнение «Лесенка» (преодоление твёрдой атаки гласных с повышением и понижением тона)

Развитие / формирование фонематических функций

Упражнение "Внимательные ушки"  – развитие фонематического слуха, выделение звука [О] из закрытых слогов, слов (ударная начальная позиция): у, а, и, о, у,; ут, ам, он, уп, ит, ум; слов с ударным началом .

Работа над слоговой структурой слов

Работа с  трехсложными словами со стечением согласных и закрытым слогом (автобус)

Развитие лексического строя речи

Игровое упражнение «Подбери действия» (не менее трех действий): солдат (что делает?) – …

Развитие грамматического строя речи

Игровое упражнение «Есть – нет» (род. падеж ед. ч.):

офицер – нет офицера, пограничник — …

Игровое упражнение «Посчитай» один танк, два …, три …, четыре …, пять…

Развитие связной речи

Составление рассказа по предложенной схеме

Обучение грамоте

работа в тетради: Костылева Н.Ю. «200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5 – 6 лет»

Лексическая тема «Мужские профессии» 4-ая неделя (февраль)

I подгруппа (старший возраст)

Вид деятельности

Содержание работы

Развитие общих речевых навыков

Речь с движением – имитация действий людей разных профессий

Развитие / формирование фонематических функций

«Гласные звуки»

- Упражнение: «Послушай и повтори» – детям предлагается повторить за взрослым сочетание заданных звуков

Работа над слоговой структурой слов

Работа с  трехсложными словами со стечением согласных и закрытым слогом (автобус)

Развитие лексического строя речи

Игра с мячом «Кто где работает?» библиотекарь, врач, учитель, логопед, повар, официант, продавец, медсестра, слесарь, дирижер и т. п. Игровое упражнение «Кому это нужно?»

Развитие грамматического строя речи

«Кто что делает?» (образование существительных от глаголов)
Учит
- учитель (строит, водит, грузит, продает, убирает, летает)

Развитие связной речи

Составление рассказа о профессиях по вопросам;

Сказка «Сломанная корзина»

Обучение грамоте

работа в тетради: Костылева Н.Ю. «100 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 4 - 5 лет»

II подгруппа (подготовительный возраст)

Вид деятельности

Содержание работы

Развитие общих речевых навыков

Речь с движением – имитация действий людей разных профессий;  Упражнение "Внимательные ушки"  – развитие фонематического слуха, выделение звука

Развитие / формирование фонематических функций

«Звук [М]»

- Упражнение: «Хлопни, когда услышишь» – учить детей выделять заданный звук среди других звуков

Работа над слоговой структурой слов

Работа с  трехсложными словами с двумя стечениями согласных (матрешка)

Развитие лексического строя речи

Игра с мячом «Кто где работает?» библиотекарь, врач, учитель, логопед, повар, официант, продавец, медсестра, слесарь, дирижер и т. п. Игровое упражнение «Кому это нужно?»

Развитие грамматического строя речи

«Кто работает на машинах?» (формирование навыка словообразования) На тракторе работает ... тракторист. На поезде работает... На машине работает…

Развитие связной речи

Составление рассказа о профессиях по вопросам;

Сказка «Сломанная корзина»

Обучение грамоте

работа в тетради: Костылева Н.Ю. «200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5 – 6 лет»

Лексическая тема «Весна. Признаки весны» 1-ая неделя (март)

I подгруппа (старший возраст)

Вид деятельности

Содержание работы

Развитие общих речевых навыков

Логоритмика «Зима прошла» - развитие речи с движением; Потешка «Солнышко» – работа над интонацией

Развитие / формирование фонематических функций

Дифференциация пройденных гласных звуков

Работа над слоговой структурой слов

Работа с  трехсложными словами с двумя стечениями согласных (матрешка)

Развитие лексического строя речи

Упражнение "Подбери признак" на согласование прилагательных с существительными и на активизацию словаря

Развитие грамматического строя речи

Упражнение "Назови ласково";

Упражнение "Один - много" на употребление родительного падежа существительных мн. Числа: Один ручей - много ручьев

Развитие связной речи

Прослушать рассказ и пересказать по вопросам. Наступает теплая весна… Сказка «В гости»

Обучение грамоте

работа в тетради: Костылева Н.Ю. «100 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 4 - 5 лет»

II подгруппа (подготовительный возраст)

Вид деятельности

Содержание работы

Развитие общих речевых навыков

Игровое упражнение «Сосчитай» - счет любых предметов или картинок по теме на одном выдохе от одного до пяти и обратно

Развитие / формирование фонематических функций

Дифференциация пройденных гласных звуков

Работа над слоговой структурой слов

Работа с  односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова  (флаг,  винт)

Развитие лексического строя речи

Упражнение "Подбирай, называй" на подбор глаголов к существительным: Солнце весной (что делает?) - греет, припекает, согревает...;

Развитие грамматического строя речи

Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.Один ручей, 2 ручья, 3 ручья, 4 ручья, 5 ручьев.

Одна лужа, две лужи, 3 ..., 4 ..., 5...

Развитие связной речи

Прослушать рассказ и пересказать по вопросам.

Наступает теплая весна…

Сказка «Соня»

Обучение грамоте

работа в тетради: Костылева Н.Ю. «200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5 – 6 лет»

Лексическая тема «Мамин праздник» 2-ая неделя (март)

I подгруппа (старший возраст)

Вид деятельности

Содержание работы

Развитие общих речевых навыков

Игровое упражнение «Потянем резиночки» – отработка слитности 3—4 гласных а-о-у, а-о-у-и.

Развитие / формирование фонематических функций

Упражнение: «Хлопни, когда услышишь» – учить детей выделять заданный звуки среди других звуков

- Выделение гласных звука [Э] из ряда звуков [аЭу], [иаЭ]…

Работа над слоговой структурой слов

Работа с  односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова  (флаг,  винт)

Развитие лексического строя речи

Игра «Опиши маму».

мама   (какая?)   –   добрая,  ласковая,  заботливая …

Спросить про мамины руки, глаза, волосы.

Развитие грамматического строя речи

Упражнение "Подбери признак" на согласование прилагательных с существительными и на активизацию словаря. Мама (какая?) - ...; сестренка (какая?) - ...; бабушка (какая?) - ...

Развитие связной речи

Составление описательного рассказа о маме по плану 

Кто это? Как маму зовут? Какого цвета у мамы глаза? Какие у мамы волосы?

Обучение грамоте

работа в тетради: Костылева Н.Ю. «100 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 4 - 5 лет»

II подгруппа (подготовительный возраст)

Вид деятельности

Содержание работы

Развитие общих речевых навыков

Игровое упражнение «Мельница» – работа над силой выдоха (дуть на вертушку),

Развитие / формирование фонематических функций

Упражнение: «Хлопни, когда услышишь» – учить детей выделять заданный звуки среди других звуков

Выделение ударного гласного в слове (Аня, утка).

Работа над слоговой структурой слов

Работа с  односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова  (флаг,  винт)

Развитие лексического строя речи

Беседа о празднике 8-е  Марта, уточнение знаний детей:  что  это  за праздник,  кого поздравляют  в  этот  день; Научить  детей словам  поздравления маме,  бабушке,  воспитательнице  и  другим  женщинам;

Развитие грамматического строя речи

* Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Мама - мамочка, мамулечка, мамуля, мамуленька...

Развитие связной речи

Составление описательного рассказа о маме по плану 

Кто это? Как маму зовут? Какого цвета у мамы глаза? Какие у мамы волосы?

Обучение грамоте

работа в тетради: Костылева Н.Ю. «200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5 – 6 лет»

Лексическая тема «Женские профессии» 3-ая неделя (март)

I подгруппа (старший возраст)

Вид деятельности

Содержание работы

Развитие общих речевых навыков

Воспитание правильного темпа и ритма речи (используя ручные куклы бибабо, считалки и т. п.).

Развитие / формирование фонематических функций

Дифференциация пройденных гласных звуков

Работа над слоговой структурой слов

Работа с  односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова  (флаг,  винт)

Развитие лексического строя речи

Беседа с  детьми  о женских  профессиях  (врача,  портнихи,  учительницы,  повара,  продавца,  парикмахера)

Развитие грамматического строя речи

Игровое упражнение «Кому  что  нужно  для  работы»  – на образование винительного  падежа  имён  сущ-х

Кастрюля нужна (кому?) - повару…

Развитие связной речи

Игровое упражнение «Мамина профессия» Учить детей называть мамину профессию и отвечать на вопросы: Кем мама работает? Что нужно маме для работы?; Сказка «Мама - Доктор»

Обучение грамоте

работа в тетради: Костылева Н.Ю. «100 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 4 - 5 лет»

II подгруппа (подготовительный возраст)

Вид деятельности

Содержание работы

Развитие общих речевых навыков

Воспитание правильного темпа и ритма речи (используя ручные куклы бибабо, считалки и т. п.).

Развитие / формирование фонематических функций

Дифференциация пройденных гласных звуков

Работа над слоговой структурой слов

Работа с  двусложными словами с двумя стечениями согласных (звезда)

Развитие лексического строя речи

Беседа с  детьми  о женских  профессиях  (врача,  портнихи,  учительницы…); Дидактическая игра «Кто  что  делает?» – подбор  действий  к  сущ.: повар  –  варит, жарит…

Развитие грамматического строя речи

Дидактическая игра «Назови  женскую  профессию»  

повар – повариха…

Развитие связной речи

Игровое упражнение «Мамина профессия» Учить детей называть мамину профессию и отвечать на вопросы: Кем мама работает? Что нужно маме для работы?; Сказка «Качели»

Обучение грамоте

работа в тетради: Костылева Н.Ю. «200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5 – 6 лет»

Лексическая тема «Домашние птицы и их птенцы» 4-ая неделя (март)

I подгруппа (старший возраст)

Вид деятельности

Содержание работы

Развитие общих речевых навыков

Игровое упражнение «На птичьем дворе» (развитие подражательности, произносительных навыков)

Развитие / формирование фонематических функций

Дидактическая игра «Угадай, кто это» (развитие слухового восприятия, внимания, памяти) 

- Кудах-тах-тах – снеслась в кустах. (Курица)…

Работа над слоговой структурой слов

Работа с  двусложными словами с двумя стечениями согласных (звезда)

Развитие лексического строя речи

Упражнение «В гости пришли птицы» (развитие словаря, обогащение знаний детей по теме)

Развитие грамматического строя речи

Дидактическая игра «Кто как разговаривает» (упражнение в словообразовании) Утка (кря-кря) – крякает; гусь (га-га) – гогочет; петух…; курица...

Развитие связной речи

Игровое упражнение «Составь рассказ» (упражнение в совместном составлении описательного рассказа о домашней птице по предложенному плану)

Обучение грамоте

работа в тетради: Костылева Н.Ю. «100 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 4 - 5 лет»

II подгруппа (подготовительный возраст)

Вид деятельности

Содержание работы

Развитие общих речевых навыков

Игровое упражнение «На птичьем дворе» (развитие подражательности, произносительных навыков)

Развитие / формирование фонематических функций

Дидактическая игра «Угадай, кто это» (развитие слухового восприятия, внимания, памяти) 

- Кудах-тах-тах – снеслась в кустах. (Курица)…

Работа над слоговой структурой слов

Работа с  двусложными словами с двумя стечениями согласных (звезда)

Развитие лексического строя речи

Упражнение «Что умеют птицы?» (расширение предикативного словаря по теме)

Курица умеет кудахтать, клевать…

Развитие грамматического строя речи

Дидактическая игра «Один – много» (образование множественного числа имени существительного)

Цыпленок – цыплята, курица – курицы, индюк –...

Развитие связной речи

Игровое упражнение «Составь рассказ» (упражнение в совместном составлении описательного рассказа о домашней птице по предложенному плану)

Обучение грамоте

работа в тетради: Костылева Н.Ю. «200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5 – 6 лет»

Лексическая тема «Перелётные птицы» 1-ая неделя (апрель)

I подгруппа (старший возраст)

Вид деятельности

Содержание работы

Развитие общих речевых навыков

Развитие речи с движением «Веснянка»;

Упражнение «Птички»

Развитие / формирование фонематических функций

Дифференциация пройденных гласных звуков

Работа над слоговой структурой слов

Игра «Телеграф»: «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов)

Развитие лексического строя речи

Познакомить детей с перелетными птицами (скворцом, ласточкой, журавлем, соловьем, стрижом, жаворонком, грачом);  Игровое упражнение «Подскажи словечко».

На шесте – дворец, во дворце – певец, а зовут его – ... (скворец)

Развитие грамматического строя речи

Дидактическое упражнение «Один – много» - лебедь – лебеди…;  Игровое упражнение «Назови ласково» – образование сущ-х с ум.-ласкательными суффиксами – Птенец – птенчик…

Развитие связной речи

Упражнение «Перескажи рассказ по вопросам»:

«Предвестники весны»;

Сказка «Журавли»

Обучение грамоте

работа в тетради: Костылева Н.Ю. «100 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 4 - 5 лет»

II подгруппа (подготовительный возраст)

Вид деятельности

Содержание работы

Развитие общих речевых навыков

Развитие речи с движением «Веснянка»;

Упражнение «Птички»

Развитие / формирование фонематических функций

Дифференциация пройденных гласных звуков.

«Звук [Т]»

- Упражнение: «Хлопни, когда услышишь» – учить детей выделять заданный звук среди других звуков

Работа над слоговой структурой слов

Игра с мячом: ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове; удары сопровождаются четким произнесением слогов.

Развитие лексического строя речи

Познакомить детей с перелетными птицами (скворцом, ласточкой, журавлем, соловьем, стрижом, жаворонком, грачом);  Дидактическая игра «Улетает – не улетает» – взрослый называет птицу, а ребенок отвечает: улетает она на зиму или нет

Развитие грамматического строя речи

Дидактическое упражнение «Есть – нет» - лебедь – нет лебедя; Упражнение «Подбери маленькое слово» (предлог):  Грач вылетел ... гнезда…

Развитие связной речи

Упражнение «Перескажи рассказ по вопросам»:

«Предвестники весны»;

Сказка «Журавли»

Обучение грамоте

работа в тетради: Костылева Н.Ю. «200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5 – 6 лет»

Лексическая тема «Космос» 2-ая неделя (апрель)

I подгруппа (старший возраст)

Вид деятельности

Содержание работы

Развитие общих речевых навыков

Упражнение: «Минутка тишины»

Предложить детям сесть, закрыть глаза и помолчать – затем спросить, какие звуки они услышали

Развитие / формирование фонематических функций

Дифференциация пройденных гласных звуков

Работа над слоговой структурой слов

Игра с мячом: ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове; удары сопровождаются четким произнесением слогов.

Развитие лексического строя речи

Уточнение и расширение словаря детей по теме:

Беседа

Развитие грамматического строя речи

Дидактическая игра: «Назови ласково»; 

Дидактическая игра «Один – много»

Развитие связной речи

Сказка «Паучок – путешественник»

Обучение грамоте

работа в тетради: Костылева Н.Ю. «100 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 4 - 5 лет»

II подгруппа (подготовительный возраст)

Вид деятельности

Содержание работы

Развитие общих речевых навыков

Игра: «Жмурки с колокольчиком»

- Упражнение: «Хлопни, как я»

Развитие / формирование фонематических функций

Дифференциация пройденных гласных звуков.

«Звук [Т]»

- Упражнение: «Хлопни, когда услышишь» – учить детей выделять заданный звук среди других звуков

Работа над слоговой структурой слов

Деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением механического действия (нанизывание колец на стержни); сравнить слова: где колец больше, то слово и длиннее.

Развитие лексического строя речи

Уточнение и расширение словаря детей по теме:

Беседа

Развитие грамматического строя речи

Дидактическая игра: «Назови ласково»; 

Дидактическая игра «Один – много»

Развитие связной речи

Сказка «Паучок – путешественник»

Обучение грамоте

работа в тетради: Костылева Н.Ю. «200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5 – 6 лет»

Лексическая тема «Зоопарк» 3-ая неделя (апрель)

I подгруппа (старший возраст)

Вид деятельности

Содержание работы

Развитие общих речевых навыков

Дидактическая игра «Угадай, кто это» (развитие слухового восприятия, внимания, памяти)

Развитие / формирование фонематических функций

Дифференциация пройденных гласных звуков

Работа над слоговой структурой слов

Игра с мячом: дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог какого-то слова; получивший мяч ребенок называет следующий слог, и т.д.

Развитие лексического строя речи

«Незнайка и животные» (развитие внимания; закрепление знаний по теме) Незнайка плохо знает животных. (Незнайка ошибается – дети исправляют); Дидактическая игра «Кто как передвигается»

Развитие грамматического строя речи

Дидактическая игра «У кого — кто?» (падежное согласование существительных)

Развитие связной речи

Описательный рассказ

Обучение грамоте

работа в тетради: Костылева Н.Ю. «100 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 4 - 5 лет»

II подгруппа (подготовительный возраст)

Вид деятельности

Содержание работы

Развитие общих речевых навыков

Упражнение «Эхо» – развитие речевого дыхания и голоса (обращается внимание детей на различную силу, высоту, тембр голоса)

Развитие / формирование фонематических функций

Дифференциация пройденных гласных звуков.

«Звук [Т]»

- Упражнение: «Хлопни, когда услышишь» – учить детей выделять заданный звук среди других звуков

Работа над слоговой структурой слов

Исправить ошибку в словах: мотолок, моколо.

Развитие лексического строя речи

«Незнайка и животные» (развитие внимания; закрепление знаний по теме) Незнайка плохо знает животных. (Незнайка ошибается – дети исправляют); Дидактическая игра «Кто как передвигается»

Развитие грамматического строя речи

Дидактическая игра «У кого — кто?» (падежное согласование существительных)

Развитие связной речи

Описательный рассказ

Обучение грамоте

работа в тетради: Костылева Н.Ю. «200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5 – 6 лет»

Лексическая тема «Труд людей весной» 4-ая неделя (апрель)

I подгруппа (старший возраст)

Вид деятельности

Содержание работы

Развитие общих речевых навыков

Игровое упражнение «Поехали»  – развитие речевого дыхания, работа по автоматизации звукопроизношения

Развитие / формирование фонематических функций

Игровое упражнение «Кто услышит больше нужных звуков?»

Работа над слоговой структурой слов

Игровое упражнение «Исправить ошибку в словах»

Развитие лексического строя речи

Упражнение «Что нужно для работы в саду и огороде?»: лопата, грабли…

Развитие грамматического строя речи

Игра «Один – много»
Лопата – лопаты – много лопат
Теплица - … много …

Развитие связной речи

Составление рассказа по предложенной схеме:

«Труд людей весной!

Обучение грамоте

работа в тетради: Костылева Н.Ю. «100 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 4 - 5 лет»

II подгруппа (подготовительный возраст)

Вид деятельности

Содержание работы

Развитие общих речевых навыков

Игровое упражнение «Поехали»  – развитие речевого дыхания, работа по автоматизации звукопроизношения

Развитие / формирование фонематических функций

Выделение гласных звуков из ряда звуков, вначале слов, в ударной позиции

Работа над слоговой структурой слов

Игровое упражнение «Исправить ошибку в словах»

Развитие лексического строя речи

«Упражнение «Кто что делает?» Подбор слов-действий к слову «огородник» - копает, вскапывает…

Развитие грамматического строя речи

Игровое упражнение «Измени слово»
сажать - пересаживать - расса… - отса…

Развитие связной речи

Составление рассказа по предложенной схеме:

«Труд людей весной!

Обучение грамоте

работа в тетради: Костылева Н.Ю. «200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5 – 6 лет»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование . Тематические недели. Вторая младшая группа.

Тема:Цели: Образовательная область «Познание»Конструирование:Тема:Экспериментальная деятельностьТема:Формирование элементарных математических представленийЗанятие №Целостная картина мираТем...

Перспективное планирование работы в подготовительной группе Комплексно – тематическое планирование по теме «Уборка урожая» (в саду, огороде, на полях)

Перспективный  план работы в подготовительной группе на неделю.План составлен с учетом ФГТ, тема "Уборка урожая" (сад,огород, поле)....

Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками – одно из необходимых условий реализации ФГТ. При ра

Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой  Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с до...

Перспективное тематическое планирование коррекционной работы в старшей логопедической группе Комплексно-тематическое планирование работы старший возраст (5-6 лет) ОНР.

Перспективное тематическое планирование коррекционной работы в старшей логопедической группеКомплексно-тематическое планирование работы старший возраст (5-6 лет) ОНР....

Календарно-тематическое планирование по МЭО в подготовительной к школе группе (6-7 лет), в соответствии с комплексно-тематическим планированием МАДОУ ЦРР – д/с «Сказка» на 2020-2021 учебный год.

Календарно-тематическое планирование по МЭО в подготовительной к школе группе (6-7 лет), в соответствии с комплексно-тематическим планированием МАДОУ ЦРР – д/с «Сказка» на 2020-2021 ...

Комплексно - тематическое планирование. Часть, формируемая участниками образовательных отношений Комплексно- тематическое планирование работы с детьми 2- 7 лет на 2020-2025 учебный год.

Особенности традиционных событий. Комплексно - тематическое планирование.Часть, формируемая участниками образовательных отношений Комплексно- тематическое планирование работы с детьми 2- 7 лет на...