Доклад «Использование моделей артикуляции звуков в логопедической практике».
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

Пышнограева Елена Николаевна

МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ЛОГОПЕДОВ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад «Использование моделей артикуляции звуков в логопедической практике».

В дошкольных образовательных учреждениях основной задачей работы учителя-логопеда является: постановка у дошкольников правильного звукопроизношения, автоматизация поставленных звуков, формирование навыка звуко - слогового анализа слова, развитие фонематического слуха и слогового состава слов. Разработано множество различных методик по исправлению нарушений звукопроизношения и развитию фонематического восприятия у детей. Инновационным приемом данного направления в работе с детьми дошкольного возраста является использование моделей артикуляции звуков. Это действенный прием исправления нарушений звукопроизношения, т. к. модели артикуляции звуков отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука, положение губ и работу голосовых складок. В моделях артикуляции согласных звуков дается характеристика звуков по основным признакам: по наличию или отсутствию вибрации голосовых складок; по месту артикуляции; по наличию или отсутствию подъема спинки языка; по месту резонирования и по способу образования. Модели – это хорошая наглядность, подсказка, зрительная опора. Дети наглядно воспринимают звук и различают гласный он или согласный, звонкий согласный или глухой, твердый или мягкий; параллельно учатся

выделять звук в начале, в середине и в конце слова.

Обучение детей правильному звукопроизношению ведется в следующей последовательности: выработка связи между артикуляцией звука и его акустикой; восприятие звука изолированно и в звукосочетаниях; узнавание и различение звука в слогах, словах, фразах; звуковой анализ слова. Порядок включения в работу моделей артикуляции звуков основывается на последовательном формировании фонематических процессов. Модели вводятся в работу постепенно, начиная с гласных звуков. Произнесение гласных звуков сопоставляется с конкретной моделью. Для каждого звука можно рекомендовать следующие виды заданий:

1. называются звуки в сплошном потоке. Ребенок показывает модель артикуляции отрабатываемого звука;

2. найти в слоговом ряду лишний, отличающийся одним звуком слог и показать его модель;

3. предлагаются слоговые ряды (слова). Услышав слог (слово) с заданным звуком, показать соответствующую модель артикуляции;

4. подобрать слова на заданную модель артикуляции;

5. выделить из текста, стихотворения слова с заданным звуком и показать соответствующую модель;

6. составить слог на заданную модель артикуляции;

 7. придумать слово со слогом, написанным при помощи моделей артикуляции;

8. определить место заданного звука в слове, обозначив его моделью;

9. добавляя разные звуки к слогу, «написанному» при помощи моделей артикуляции, получить новое слово;

10. составить слова из моделей артикуляции звуков.

Например:

1. Какой звук встречается чаще? Цыпленок цапле цепко цепляется за цепь.

2. Какой предмет спрятался?

Для того чтобы ребенок был готов к обучению письму, он должен уметь произвести звуковой анализ слова, выделить каждый звук из слова, соотнести звуковой вариант с фонемой. Иными словами ребенок должен достигнуть такой ступени слухоречевого различия, при котором становится возможным формирование фонематического представления. Поэтому модели артикуляции звуков можно успешно применять при обучении детей грамоте. Модели запоминаются быстро, читать по ним интересно. Важно и то, что легче, веселее соотносятся буквы и их модели, т. е. в конечном счете, и буквы запоминаются быстрее. Большую помощь модели могут оказать при усвоении различий в функциях мягкость – твердость, звонкость-глухость. Изучая буквы русского алфавита, ребенок не узнает о существовании мягких звуков, а модель артикуляции мягкого звука отличается от своей твердой пары. Ребенку, например, сложно понять, в чем отличия таких слогов как РА – РЯ. Чаще всего дети видят отличия в гласных звуках. Читая по модели, я помогаю ребенку не допускать ошибок. Эти слоги в моделях выглядят так:

Видя перед собой такое написание слогов, конечно, ошибиться трудно. Интересно и легко в моделях идет запоминание различия звонких - глухих согласных. Например, звуков Ш-Ж. Ребенок, видя на модели колокольчик знает, что надо «включить» голос. Отработав данный навык на моделях, он не ошибается в различении букв и звуков по этому признаку:

Модели артикуляции поднимают наглядность на высший качественный уровень – уровень мыслительных операций. Знания, заложенные в моделях, ребёнок сможет воспринять и освоить, если осмыслит их. Сопоставляя по модели уклад органов артикуляционного аппарата или проводя построение самой модели, дети учатся думать, анализировать, развивая фонематический слух, видят перед собой наглядный пример правильного уклада органов речи.

Таким образом, модели артикуляции звуков, наряду с артикуляционной гимнастикой, расширяют возможности осознанного усвоения звуков и помогают формировать полноценное звукоразличение, что является профилактикой фонематических дисграфии и дислексии у младших школьников. Применение моделирования в коррекционной работе с детьми, имеющими фонематическое недоразвитие, позволяет:

1. улучшить качество обучения и воспитания;

2. обеспечивает наглядную основу изучаемого, что способствует развитию фонематического слуха, мыслительных операций и более прочному запоминанию материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование моделей артикуляции звуков в логопедической практике"

Правильное артикулирование звука,уточненное при помощи наглядной модели, улучшает качество приема и воспроизведения звука. В презентации представлены модели артикуляции звуков, задания  и игры дл...

«Использование моделей артикуляции звуков при исправлении звукопроизношения у детей».

     Наиболее часто встречаемый  речевой  дефект у дошкольников – это нарушение фонематического восприятия и артикуляционные расстройства. Незнание правильного уклада о...

Использование моделей артикуляции звуков при формировании звуковой культуры речи у старших дошкольников.

Статья посвящена проблеме развития звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста. Представлен опыт работы апробации методики Валентины Михайловна  Акименко «Обучение дошкольников г...

Использование моделей артикуляции звуков при формировании звуковой культуры речи у старших дошкольников.

Статья посвящена проблеме развития звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста. Представлен опыт работы апробации методики Валентины Михайловна  Акименко «Обучение дошкольников г...

Использование моделей артикуляции звуков при формировании звуковой культуры речи у старших дошкольников.

Статья посвящена проблеме развития звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста. Представлен опыт работы апробации методики Валентины Михайловна  Акименко «Обучение дошкольников г...

Использование моделей артикуляции звуков в коррекции речевых нарушений

В статье представлена методика использования  моделей артикуляции звуков для улучшения качества коррекционной работы по постановке звуков у  детей, имеющих речевые нарушения....

Консультация для воспитателей на тему: "Модели артикуляции звуков в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда"

В своей работе по исправлению нарушей звукопроизношения очень часто использую модели артикуляции звуков. Они очень легко усваиваются детьми, что дает положительный результат в моей коррекционной работ...


 

Комментарии

интересный материал