Использование моделей артикуляции звуков при формировании звуковой культуры речи у старших дошкольников.
статья по развитию речи на тему

Некрасова Ирина Васильевна

Статья посвящена проблеме развития звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста. Представлен опыт работы апробации методики Валентины Михайловна  Акименко «Обучение дошкольников грамоте с применением моделей   артикуляции звуков». Раскрывается  последовательность применения данной методики  в формировании  звуковой культуры речи у старших дошкольников и её результативность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

Использование моделей артикуляции звуков при формировании звуковой культуры речи у старших дошкольников.

Аннотация

Статья посвящена проблеме развития звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста. Представлен опыт работы апробации методики Валентины Михайловна  Акименко «Обучение дошкольников грамоте с применением моделей   артикуляции звуков». Раскрывается  последовательность применения данной методики  в формировании  звуковой культуры речи у старших дошкольников и её результативность.

Ключевые слова:

Звуковая культура речи,  артикуляция,  модель артикуляции звуков, фонематический слух.

Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе.  У современных детей наблюдается задержка в развитии речи, которая обусловленна тем, что родители мало общаются  с детьми,  дети безконтрольно  смотрят мультфильмы, взрослые все больше общаются через интернет и телефон, игнорируя живое общение.

 Все эти причины создают предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологическая.

Любое нарушение речи в той или иной степени, может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости в обучении в школе, так как письменная речь формируется на основе устной речи.

        Отсюда огромная ответственность лежит как на родителях так и на  педагогах, занимающихся формированием речи подрастающего поколения, на это нас нацеливает  образовательный стандарт дошкольного образования .         

        По результатам педагогической диагностики речевого развития   у детей в старшей группе, мною  были выявлены следующие проблемы:

У 28% детей речь была в норме, с  нарушениями  звукопроизношения у 28% детей, с нарушением фонематического слуха  у 20% детей, с нарушением и  звукопроизношения и фонематичского слуха у 24% детей;    

        Проанализировав результаты педагогической диагностики  я сделала вывод что, основными причинами  данной проблемы в  нашей группе это:

1. Недостаточно эффективные методы в формировании звуковой культуры речи у  старших дошкольников, используемые мной   в образовательном процессе.

2. Созданная  развивающая предметно – пространственная среда  группы   по образовательной области «Речевое развитие» используется не в полной мере в совместной и самостоятельной деятельности детей.  

3. Некомпетентность родителей в вопросах воспитания правильной речи у детей.        

        Для решения данной проблемы мною были изучен опыт таких известных педагогов как:  Алисы  Михайловны Бородич  «Методика развития речи детей», Анатолия  Ивановича Максакова «Правильно ли говорит ваш ребенок», Марины Федоровны Фомичевой  «Воспитание у детей правильного произношения» и других авторов.

Меня заинтересовала методика Валентины Михайловны  Акименко «Обучение дошкольников грамоте с применением моделей   артикуляции звуков».

Для решения данной проблемы  мною был  разработан проект: «Развиваем речь вместе» в основе которого, лежит методика данного автора.

        Целью  проекта поставила повысить  уровень звуковой культуры речи  у старших дошкольников посредстом методики В. М. Акименко «Обучение дошкольников грамоте с применением моделей артикуляции звуков».

Данная цель была  реализована через решение следующих задач:

1.Разработка системы методов по формированию звуковой культуры речи.

 2. Повышение  педагогической компетентности у родителей в развитии звуковой культуры речи.

3. Обогашение  развивающей предметно пространственной среды по образовательной области «Речевое развитие» образно – символическим материалом.

Проект был расчитан на 2 года, работа по реализации проекта проводится в  3 этапа:        

Цель 1 этапа: изучение и опробация  педагогического опыта по развитию звуковой культуры речи у дошкольников, углубленное изучение методики В.М. Акименко.

Цель 2 этапа: реализация цели и задач данного проекта .

Цель 3 этапа: Подведение итогов реализации проекта, сравнительный анализ результатов педагогической диагностики. Обобщение и диссеминация опыта по реализации методики В.М. Акименко.

        Модели артикуляции звука - это  наглядность, зрительная опора, подсказка. Ребенок смотрит на модель, сознательно пытается расположить губы, язык, включить в работу голосовые связки так, как указанно на модели.

 В моделях артикуляции согласных звуков дается характеристика звуков по основным признакам: по наличию или отсутствию вибрации голосовых складок; по месту артикуляции; по наличию или отсутствию подъема спинки языка; по месту резонирования и по способу образования.

        Последовательность работы с детьми, используя модели артикуляции звуков:

- произносится и артикулируется звук;   

- называют звуки в сплошном потоке. Ребенок показывает модель артикуляции отрабатываемого звука;

- устаналивается соответствие между положением органов артикуляционного аппарата и моделью артикуляции соответствующего звука;

- в слоговом  ряду найти лишний, отличающийся одним звуком слог и показать его модель артикуляции;

- подобрать слова на заданную модель артикуляции;

- выделить из текста, стихотворения слова с заданным звуком и показать соответствующую модель;

- выделить звук в слове (в начале, середине и конец), показывая модель артикуляции звука;

- Соотношение модели артикуляции звука с иммитационными движениями (животных, насекомых, птиц, транспорта, людей, музыкальных инструментов и т.д.)

Данную методику я использую в следующих формах организации совместной образовательной деятельности с детьми:

Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно, в утренний отрезок времени, как совместно с педагогом, так  и самостоятельно с использованием моделей артикуляции звуков.

Игровая деятельность:

Речевые дидактические игры и игры -  этюды на перевоплощение  ежедневно в режиме дня, как совместной и так  самостоятельной деятельности.

Совместная организованная образовательная деятельность по развитию речи.

Модели  артикуляции звуков используются в артикуляционной гимнастике  и в процессе ознакомления  со звуками и буквами.

В рамках проекта мною был разработан кружок «Учимся говорить правильно».

Программа  кружка разработана с целью коррекции, развития и совершенствования моторики органов артикуляции, тех детей, у которых нарушение и звукопроизношения и фонематического слуха,  который провожу  1 раз в неделю, во второй полочине дня.

Алгоритм занятия кружка:

Интерактивная артикуляционная гимнастика с включением моделей артикуляции звуков.

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

Дыхательная гимнастика.

Дидактические речевые игры с использованием моделей.

Подражательные игры со звуковым сопровождением и использованием моделей.

  Совместно с родителями нам удалось обогатить развивающая предметно – пространственная среда по речевому развитию игровым материалом и образно – символическими материалами, дидакическими пособиями, для  закрепления артикуляции звуков и  развития фонематического слуха. Которая используется детьми, как в совместной так и в самостоятельной деятельности, что соответствует требованиям государственного образовательного стандарта.

        Для повышения педагогической компетентности родителей в развитии звуковой культуры  речи у детей старшего дошкольного возраста были проведенны следующие мероприятия:

 1. Практикум «Помоги своему ребенку говорить правильно».

2. Папка – ширма «Знакомство с моделями артикуляции звука по методике В. М. Акименко».

3. Буклеты «Знакомство с моделями артикуляции звука по методике В. М. Акименко».

В  результате реализации проекта в течение 2014- 2015  и 2015- 2016 учебного года уровень звуковой культуры речи у детей значительно повысился:  

с  нарушением   звукопроизношения на    8% детей,

 с нарушением фонематического слуха  на  12% детей;

с нарушением и  звукопроизношения и фонематичского слуха у 12% детей;    

У тех детей, у которых ещё есть проблемы со звукопроизношением,  отмечается положительная динамика. Дети осознают, что им необходимо красиво и правильно говорить, с удовольствием и целеустремленно выполняют все речевые упражнения, используя при этом модели артикуляции звуков.

Литература:

1. Акименко В. М.  Новые логопедические технологии : учебно – метод. Пособие/ В. М. Акименко. Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 105с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование выразительных средств языка в формировании звуковой культуры речи. (5-7 лет)

Работа над звуком, от постановки до употребления в самостоятельной речи, это выработка сложного навыка. И как любой навык, он требует усилий, времени и определённой системы в занятиях. Занятия п...

Методические рекомендации по формированию звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки

Методические рекомендации по формированию звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки...

Использование моделей артикуляции звуков при формировании звуковой культуры речи у старших дошкольников.

Статья посвящена проблеме развития звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста. Представлен опыт работы апробации методики Валентины Михайловна  Акименко «Обучение дошкольников г...

Использование моделей артикуляции звуков при формировании звуковой культуры речи у старших дошкольников.

Статья посвящена проблеме развития звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста. Представлен опыт работы апробации методики Валентины Михайловна  Акименко «Обучение дошкольников г...

Методическая разработка. Коррекционно-развивающая деятельность по теме: «Формирование звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста в процессе индивидуальной деятельности»

Методическая разработка коррекционно - развивающей работы в процессе индивидуальной деятельности рассчитана на детей старшего возраста. Для достижения целей и реализации задач используются современные...

модель развивающей среды, способствующей формированию звуковой культуры речи

Данный материал разработан в помощь воспитателям по формированию звуковой культуры речи у воспитанников. В таблице подобраны пособия для мини-среды, находящиеся в группах....

«Звуки весеннего лес » Конспект по формированию звуковой культуры речи в старшей группе

формирование знаний детей по лексической теме «Весна», создание условий для закрепления навыков правильного произношения звуков [С],      [ С’]. ...