Консультация для родителей "Речь на кончиках пальцев"
консультация по логопедии (средняя группа) на тему

Кукушкина Евгения Борисовна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon palchikovye_igry.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:




Существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, и это позволяет использовать более сохранную функцию для коррекции нарушений и стимуляции развития другой. При коррекции моторики происходит достаточно быстрое улучшение речи и мышления ребенка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению психологов, мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

 «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев», — писал В. А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев — неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка.

«Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками — этим органом всех органов», — говорил Джордано Бруно. Развитие функций руки и речи в ходе эволюции человека шло параллельно. В связи с выполнением более тонкой и сложной работы происходило увеличение двигательной проекции кисти руки в мозге человека. В процессе эволюции кисть стала не только исполнительницей воли, но и созидательницей, воспитательницей мозга. Территория проекции кисти и особенно большого пальца в передней и задней центральных извилинах коры больших полушарий мозга имеет почти такую же протяженность, как все остальное тело.

Рука настолько связана с нашим мышлением, с переживаниями, трудом, что стала вспомогательной частью нашего языка. Вспомните, например, как вы разговариваете с кем-нибудь и рассказываете, какую юбку или сумочку видели недавно на распродаже. Особенно комично это смотрится со стороны, когда видишь, как кто-нибудь разговаривает по телефону и, описывая красивую шляпку, задействует обе руки, зажав телефонную трубку плечом. Да-да, причем так поступают не только женщины! Мужчины тоже частенько в ораторском порыве задействуют обе руки, забыв, что разговаривают по телефону и собеседник их в принципе не может видеть.

В процессе индивидуального развития речь тесно связана с движениями, в первую очередь пальцев рук. В институте физиологии детей и подростков АПН сотрудниками лаборатории нервной высшей деятельности ребенка в ходе обследования большого количества детей было установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведенных опытов была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это значит, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.

Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Теснейшая взаимосвязь между движениями рук и развитием зрения человека в детстве сохраняется очень долго. Попросите, например, дошкольника, знающего счет до десяти, сосчитать глазами несколько одинаковых предметов — и вы убедитесь, что без помощи рук он этого сделать не сможет. Считая, непременно укажет пальцем на каждый предмет. Рука как бы передает зрению свои движения. Чем сложнее и согласованнее движения руки и глаза, тем успешнее развиваются зрительные способности ребенка. Именно такая согласованность или координация зрительно-двигательной системы ребенка активно формируется в рисовании, особенно на доизобразительной стадии (до 9—10 лет).

     Для того чтобы ребенок легко и успешно учился в школе, он должен легко и без напряжения говорить (читай: мыслить). А тренировка тонких движений пальцев рук, в свою очередь, оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Ответ на вопрос «почему это так?» кроется в том, что около трети всей площади двигательной проекции коры больших полушарий занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны. Именно несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук не дает ребенку овладеть письмом, рисованием и другим важным в учебном процессе трудовым навыкам.

Поэтому большое значение придается использованию этого факта в работе с детьми. Логопеды рекомендуют стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Детские психологи пишут о том, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев в совокупности со стимуляцией речевой активности, являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Помните, что очень многое зависит от установки. Если вы сами будете воспринимать упражнения по развитию мелкой моторики как коррекционную деятельность, этот негатив передастся и вашему ребенку. Давайте договоримся называть такие упражнения играми и не забывать о том, что взрослые тоже дети, только чуть менее любознательные и эмоциональные. Для ребенка игра в движении — это способ познания мира. Чем осмысленнее и четче будут детские игровые движения, тем глубже знакомство ребенка с миром.

Игры по тренировке пальцев можно начать с массажа, и проводите его по возможности систематически, по три-пять минут в день. С этой целью можно использовать разнообразные игры и упражнения(см приложение 1). Упражнения-игры без предметов универсальны, потому что ни к чему не привязаны и могут быть использованы где и когда угодно (дома, в транспорте, в очереди, где нечем занять ребенка).

Внимание: развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае НЕЛЬЗЯ ребенка ЗАСТАВЛЯТЬ. Если ребенок затрудняется в самостоятельном выполнении движений, пусть он вначале выполняет движения с помощью взрослого. В дальнейшем, в результате тренировки, движения пальцев совершенствуются, и дети выполняют их активнее.

С десятимесячного возраста можно давать перебирать сначала крупные предметы, затем более мелкие. Для этой цели хороши, например, бусы из деревянных шариков, нанизанных на резинку.

В раннем и младшем дошкольном возрасте выполняйте с ребенком простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом(см приложение 2), не забывайте о развитии элементарных навыков самообслуживания — застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

С детьми дошкольного возраста для развития мелкой моторики кисти выполняйте следующие виды деятельности:

  -     собирание пирамидки, матрешки

  -     узнавание предметов на ощупь

  •  складывание из кубиков домиков, машинок и т. п.);
  • нанизывание колец различной величины на стержень
  • нанизывание бус, бисера, пуговиц
  • перематывание цветных клубочков ниток;
  •       -  застегивание и расстегивание пуговиц различной величины
  • выкладывание узоров из мелких камешков, круп;

Упражнения с различными предметами прекрасно развивают не только мелкую моторику, но и тактильные ощущения.  (см приложение 3)

  • «пальчиковый театр»

Пальчиковый театр предоставляет ребенку уникальную возможность быть и сценаристом, и режиссером, и актером. (см приложение 4)

-    завязывание и развязывание узелков

  • вязание, шитье, вышивание, шнуровка, плетение

Помимо развития мелкой моторики эти упражнения тренируют координацию движения, концентрацию внимания и логическое мышление. . (см приложение 5)

  • комканье и сжимание пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти руки);
  • лепка из глины или пластилина;

Лепка имеет большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой и крупной моторики. Лепка необходима для развития сенсорных и пространственных ощущений, восприятия. . (см приложение 6)

  • собирание мозаики по возрастающей сложности;

Мозаика развивает ориентировку в пространстве, логическое мышление. . (см приложение 7)

Приложение  1

«Шел медведь к себе домой» (массаж прижимающий)

Кисть одной руки положите на стол ладонью вниз, разведите пальцы. Другой рукой указательным пальцем по очереди прижимайте каждый ноготь, сдвигайте палец, «катая» его на подушечке влево-вправо. На каждую строчку — нажимайте на один палец.

                           Раз морозною зимой

                          По дороге по прямой

                          Шел медведь к себе домой

.                        Подкосились его ноги,

                        И упал он на дороге.

Другая рука:

                       Теперь думает медведь:

                       «Плохо ел я свой обед

                      И лежу теперь без сил

,                     Потому что мало сил

                      Я на зиму накопил».

«Тянем-потянем»  (потягивание за кончики пальцев)

На каждую строчку вытягивайте поочередно пальцы за ногтевые фаланги

Тянут, тянут                                                                      (мизинец)

 Мишка с куклой                                                                 (безымянный)

 Из земли                                                                             (средний)

 Большую брюкву                                                              (указательный)

. «Вот пришел бы                                                              (большой)

другая рука:                              

Пес Барбос                                                                         (большой)

 И помог                                                                             (указательный)

Решить вопрос.                                                                (средний)

 Где же кот наш,                                                            (безымянный)

 Где же мышка?                                                              (мизинец)

 Собрались все вместе,                           (одноименные пальцы прижаты друг к                                                          

Обхватили куклу..                                              другу подушечками)

 Вытянули брюкву!                                 (обе руки вверх в таком положении)

Приложение2

«Ладушки»

Ладушки-ладушки!                                          (хлопаем вместе

                                  с ребенком в ладоши)

Где были?

  • У бабушки!
  • Что ели?
  • Кашку!
  • Что пили?
  • Простоквашку.
  •  Кашка вкусненька.
  •  Бабушка добренька.
  •  Попили, поели...

             (машем ладошками, как крылышками)

             (кладем ладошки на голову ребенка)

  •  Шу-у-у... Полетели,

На головку сели.

          (резко поднимаем руки вверх и машем раскрытыми ладошками)

Сели, посидели.

 Прочь улетели.

Приложение  3

« Угадай-ка»

В затемненные непрозрачные емкости либо в полотняные мешочки насыпаем различные крупы (гречку, горох, фасоль, рис, манную крупу). Ребенок пробует, перебирает пальчиками крупы и описывает содержимое емкостей и свои ощущения. Желательно стимулировать ребенка к более подробному и детальному описанию наводящими вопросами: «Крупа какая? Сыпучая? Гладкая? Прохладная? Шершавая? Круглая?»

Когда ребенок усвоит названия круп и сможет соотносить форму с содержанием, усложните условия игры. Пусть ребенок на ощупь распознает крупы, их названия и описывает их.

«Переполох»

Сделайте «сухой бассейн» из гороха. Пусть ребенок перебирает его руками и рассказывает стишок:

В ведро насыпали горох

И пальцы окунули,

Устроили переполох,

               Чтоб пальцы отдохнули.

« Бусинки-горошки »

Дайте ребенку две-три горошинки, чтобы он их покатал между ладошками, проговаривая стихотворение:

Я в руках перебираю

Бусинки-горошки.

Становитесь вы сильней,

Пальчики-помощники.

«Птичка кушает»

Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным (при необходимости и средним) пальцами берет горошины одну за другой и удерживает их в руке (как при сборе ягод), и так набирает целую горсть. После двустишия — смена рук. Каждую горошину нужно брать на ударный слог (всего, таким образом, их нужно 16 штук). Можно заменить горох желтыми и зелеными пульками для детских пистолетов.

Будто клювом птица крошки

 С блюдца я беру горошки.

 Собрала я все горошки,

 И полны мои ладошки.

Приложение  4

«Сережка»

На тыльной стороне ладони нарисуйте ручкой, фломастером, маркером или помадой личико (глазки, носик, ротик). На один из пальцев этой же руки наденьте колпачок, наперсток или пробку от бутылки (уксус, шампанское и т. д.). Движения выполняйте, соотнося их с текстом стиха:

Ух, какой Сережка,

 Пальчик на ладошке

. Колпачок надел, как шляпку,

 И пошел пешком по папке.

 И бегом вслед за ним

Остальной коллектив:

Ну и впрямь, как мальчики,

Остальные пальчики.

Дружно-дружно все бегут,

 Ни на шаг не отстают.

 Вот какой Сережка,

 Пальчик на ладошке!

Приложение  6

«Чашка»

                            Торт слепили. Нужен чай.

                         Чай по чашкам разливай.

                         Мама нам сервиз не даст

                       Сами сделаем сейчас.

«Чаепитие»

Чайник заварочный

Нужно слепить,

Чтобы в нем чай

Мы могли заварить.

В чайнике чай наш пока настоится

Могут у нас пирожки получиться.

Приложение  7

«Рыбка»

Вам понадобится: бумага для основы (картон, бархатная бумага, ватман — что есть), пайетки, 21 бусинка средних размеров, бисер, перламутровая пуговица, клей ПВА, кисточка, карандаш, пинцет (для того чтобы брать и выкладывать пайетки.).

На бумаге-основе рисуем эскиз рыбки. Смазываем тело рыбки клеем ПВА и посыпаем его бисером. Можно выложить тело рыбки пайетками наподобие чешуек. Но в этом случае пайетки нужно будет выкладывать рядами, начиная с хвостика с небольшим нахлестом друг на друга. Плавнички выкладываем пайетками, как указано на рисунке. В случае, если тело рыбки выложено пайетками, то плавнички лучше сделать из бисера. По краям плавничков выкладываем бусинки. На место глазика приклеиваем перламутровую пуговичку.

Ночью темень. Ночью тишь.

Рыбка, рыбка. Где ты спишь?

Жаль, что в речке, на воде

, Нет следов твоих нигде

Только темень, только тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

(И. Токмакова)

«Бабочка»

Вам понадобится: бумага для основы (картон, бархатная бумага, ватман — что есть), бисер разных цветов, 30 бусинок средних размеров , 2 маленькие бусинки для усиков, 1 крупная бусинка или черная пуговица для головы, клей ПВА, кисточка, карандаш.

На бумаге-основе рисуем эскиз бабочки. Сначала приклеиваем пуговичку или бусину на место головы. Смазываем клеем ПВА тельце и посыпаем его темным бисером. Усики можно нарисовать черным фломастером или выложить из цилиндрических черных бисеринок. Крылышки удобнее выкладывать поэтапно. Каждую часть отдельно промазываем клеем и посыпаем бисером определенного цвета. В конце по краям крылышек выкладываем бусинки.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся.

Взвился вверх и улетел.


Доклад

Тема: «Развивающее воздействие пальчиковой гимнастики»

                                                                                             Выполнила: учитель-логопед




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игры на кончиках пальцев"

В данной консультации освещаются теоретические вопросы значения мелкой моторики в развитии ребенка и даются практические традиционные и нетрадиционные способы ее развития....

Консультация для педагогов" Сказки на кончиках пальцев"

Выдающийся педагог В.А Сухомлинский говорил, что ум ребёнка находится на кончиках пальцев. Предлагаемые пальчиковые игры можно использовать при проведении хороводов после чтения сказок....

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда. Консультация-тренинг «Ум на кончиках пальцев».

«Ум ребенка — на кончиках пальцев» Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке...

Консультация для родителей «На кончиках пальцев»

Консультация для родителей "На кончиках пальцев"...

Консультация для родителей "Ум на кончиках пальцев". Консультация для родителей "Игры, которые можно провести с детьми дома".

В консультации для родителей " Ум на кончиках пальцев" отображена важность развития мелкой моторики у малышей, которая напрямую связана с развитием речи, а также приведены некоторые упражнен...

Семинар-практикум "Речь на кончиках пальцев (Упражнения на автоматизацию звуков в сочетании с играми на развитие мелкой моторики пальцев рук и внимания)"

         Практикующие учителя-логопеды, сталкиваясь в своей работе с речевыми нарушениями у де­тей, отмечают выраженную в разной степени моторную недостат...