Навыки правильного звукопроизношения.
методическая разработка по логопедии на тему

Евстафьева Оксана Сергеевна

Работа с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

Автономное учреждение дошкольного образования муниципального образования Заводоуковский городской округ «Центр развития ребёнка – детский сад «Алёнушка».

________________________________________________________________

Встреча с родителями на тему:

«Как воспитать у ребёнка навыки правильного звукопроизношения».

                                         Подготовила учитель – логопед

                                   Евстафьева Оксана Сергеевна

                                                 Заводоуковск 2014 г.

Консультация для родителей.

"Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения"

Основная цель логопедического воздействия при различных речевых нарушениях – это формирование различных умений и навыков правильного воспроизведения звуков.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательного и полноценного  взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка, он становится молчаливым, застенчивым, нерешительным.  Особое значение имеет правильное чистое произношение ребенком звуков и слов в период  обучения грамоте, т.к . письменная речь формируется на основе устной, и недостатки речи могут привести к неуспеваемости.

Формирование правильного звукопроизношения – один из самых главных направлений речевого развития ребенка. Только при полноценной сформированности и двигательной активности органов артикуляционного аппарата (губ, языка, щек, твердого и мягкого неба), достаточного уровня развития фонематического восприятия (умения различать звуки на слух) возможно своевременное овладение звуками родного языка. Выработать движение органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения. Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки ( С, З, Ш, Ж, Л, Р), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому.

Для выработки артикуляционных укладов, то есть для вызывания каждой группы звуков нужно выполнять определенный комплекс артикуляционных гимнастик.

 Как проводить артикуляционную гимнастику?

1. Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично, в противном случае новый навык не закрепиться.

2. В процессе выполнения необходимо следить за качеством выполнения движений, снижение качества – признак переутомления, лучше этого не допускать.

3. Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем себя и взрослого.

4. В начале занятий упражнения нужно выполнять в медленном темпе.

5. Все упражнения должны выполняться точно и плавно, иначе артикуляционная гимнастика не имеет смысла.

6. Важно сформировать у ребенка мотивацию к занятиям артикуляционной гимнастикой, ни в коем случае нельзя заставлять детей выполнять эти упражнения, однако необходимо постоянно стимулировать. 

 Например: Комплекс для вызывания шипящих звуков.

 Артикуляция звуков. Губы в улыбке слегка вытянуты вперед, зубы сближены, но не сомкнуты (3-4 мм.), язык в форме «чашечки», находится за верхними зубами. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Идет теплый воздух.

 1.«Улыбочка» - «трубочка».

 Чередовать  эти упражнения 5-10 раз.

 Свои губы прямо к ушкам

Растяну я как лягушка.

А теперь слоненок я,

Хоботок есть у меня.

 2.  «Лопаточка» («Блинчик»).

 Открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии под счет до 5. Выполнить 5-7 раз.

 3. «Накажем непослушный язычок».

 Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, попеременно высовывая и снова втягивая. Покусывать в течение 30 секунд с паузами.

 4. «Чашечка».

Открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать под счет до  Выполнить 5-10 раз.

 Язык широкий положи.

А края приподними.

Получилась чашечка,

Кругленькая чашка.

 5. «Бублик».

Округлить губы так, чтобы были видны зубы. Зубы при этом сомкнуты. Удержать губы в таком положении под счет до 5. Выполнить 5-7 раз.

 6. «Фокус».

Положить на кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа. Выполнить 10 раз.

 7. «Лошадка».

Открыть рот. Пощелкать языком медленно и энергично. Рот при этом открыт, а нижняя челюсть неподвижна. Выполнить 10-15 раз.

 Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой.

В гости нас звала соседка

Кушать пудинг сладкий.

Мы приехали к обеду.

А соседки дома нету.

 8. «Маляр».

Открыть рот. Широким кончиком языка водить по небу от зубов к горлу в течение 10-15 секунд.

 Красить комнаты пора.

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Маляру мы подражаем.

 9. «Вкусное варенье».

Открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз. Выполнить  10-15 раз.

 10. «Грибок».

Открыть рот. Присосать широкий язык к небу, подержать язык в таком положении под счет до 3 и резко отпустить. Выполнить 10-15 раз.

 Я стою на тонкой ножке,

Я стою на ножке гладкой,

Под коричневою шляпкой

С бархатной подкладкой.

 Занимаясь с ребенком, родителям следует помнить, что лишь регулярное выполнение упражнений поможет ребенку преодолеть трудности и подготовить артикуляционный аппарат для правильного, уверенного произношений звуков родного языка.  Играйте с ребенком, начиная с самого раннего возраста, и результаты не заставят вас долго ждать.

 

Список литературы:

1. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
2. Гладких, Л. П., Макеева, И. Б., Чуракова, Д. Воспитание сказкой [Текст]: методическое пособие для воспитателей дошк.образ. учреждения ( серия духовно - нравственное воспитание для детей дошкольного возраста ) – М., 2002. – 343 с.
3. Громова, О.Е. Логопедическое обследование детей 2-4 лет [Текст] / О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина. - М.: ТЦ Сфера, 2005.- 128 с.
4. Детская практическая психология [Текст] / Под ред. Т.Д.Марцинковской. – М., 2003. – 253 с.
5.Диагностика в детском саду. Методическое пособие [Текст]. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 198 с.
6. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова. – М.: Академия, 2004. – 416 с.
7. Леонова, М.А. Первые шаги в страну звуков и букв. Ч.2. Произнесение отдельных звуков [Текст] / М.А. Леонова. - М., 1999. - 29с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного звукопроизношения

Культура речи - это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми звуковыми средствами (в том числе ...

Развитие у ребенка навыков правильного звукопроизношения.

Развитие у ребенка навыков правильного звукопроизношения....

Конспект логопедического занятия по формированию навыков правильного звукопроизношения у детей с ОНР старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие в Простоквашено». Дифференциация звуков Р – Рь ».

Методическая разработка логопедического занятия  может использоваться логопедами в работе по коррекции звукопроизношения как на подрупповых так и на индивидуальных занятиях с детьми старшего дошк...

Консультация для родителей "Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения"

Воспитание правильного звукопроизношения - важная задача для родителей и педагогов необходимо, чтобы и в семье и в дошкольном учереждении все участники обучения ребенка произносили звуки правиль...

Консультация для родителей "Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения"

Воспитание правильного звукопроизношения - важная задача для родителей и педагогов необходимо, чтобы и в семье и в дошкольном учереждении все участники обучения ребенка произносили звуки правиль...

Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения.

Данный материал поможет родителям самостоятельно развивать навыки правильного звукопроизношения...

Условия формирования у детей навыков правильного звукопроизношения.

В данной консультации есть рекомендации для родителей, которые помогут сформировать у ребёнка навыки правильного произношения звуков....