кружок "Звуковичок" (логопед)
учебно-методический материал по логопедии на тему

Стародубова Елена Михайловна

 

ПРОГРАММА

литературногокружка

«Звуковичок»













Пояснительная записка



По статическим данным в нашей стране показатели речевого развития детей дошкольного возраста в последние годы оставляют желать лучшего. Поэтому необходимо использовать все, что может помочь в решении этой проблемы.

Одна из интереснейших форм занятий логопеда с дошкольниками в этом направлении – кружковая работа. Занятия в кружке развивают индивидуальную творческую деятельность, способствуют объединению детей, их умению взаимодействовать между собой и педагогом; обогащают детей новыми знаниями, умениями, навыками и закрепляют их; совершенствуют внимание, усидчивость, память, мышление, творческое воображение и другие психические процессы и качества, необходимые для жизни и обучения.

При этом решаются речевые задачи: пополняется словарный запас ребенка, развивается грамматический строй речи, связная речь, автоматизируются поставленные звуки.

С учетом выше сказанного была разработана программа кружка “Звуковичок”, которая воспитывает интерес к творчеству русских поэтов и писателей.

Программа решает одну из важных проблем – развитие культуры речевого поведения ребенка в современном обществе. Позволяет обеспечить всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств дошкольника, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как креативность, любознательность, ответственность, самостоятельность.



Цель программы:



üзнакомство дошкольников с культурой речевого поведения, совершенствования их речи на основе использования элементов театральной деятельности.

üвоспитывать интерес к творчеству русских поэтов и писателей.

Содержание всей программы подчинено единому принципу расширения и углубления знаний, умений и включает в себя следующие разделы:

üОбщение. Речевой этикет

üТеатральная игра

üКультура и техника речи





Задачи программы(1 год обучения):



ü Расширять знания в области литературы.

ü Развивать память, фонематическое восприятие, чувство рифмы, побуждая детей учить наизусть отрывки из произведений, изучаемых авторов.

ü Учить выразительности речи при чтении стихов, пересказу рассказов по ролям.

ü Воспитывать дружелюбие, развиваем коммуникативную функцию речи.

ü Поддерживать связь с другими специалистами детского сада





Общение. Речевой этикет:

üУчить видеть дошкольников в слове не только средство общения, но и орудие, способное влиять на собеседника как положительно, так и негативно;



üСовершенствовать невербальные средства общения.

üУчить владеть своим голосом, понимать когда нужно говорить громко – тихо, быстро – медленно, с какой интонацией и т.д.; внимательно слушать собеседника, адекватно реагируя на речь говорящего.

üТеатральная игра:

üУчить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнером на заданную тему;

üРазвивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц;

üЗапоминать слова героев спектаклей;

üРазвивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, а также интерес к сценическому искусству;

üУпражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию.

üВоспитывать нравственно – эстетические качества, культуру поведения в жизни, доброжелательность, контактное отношение со сверстниками, любовь к фольклору.

üКультура и техника речи:

üРазвивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи;

üУчить четко произносить скороговорки и стихи, тренировать четкое согласных.

üУчить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства. Пополнять словарный запас детей.



Курс начинается введением и заканчивается завершающим занятием, которое должно носить характер практической реализации полученных в течение года сведений и сформированных умений.



Методические рекомендации:

Объем учебного материала соответствует возрастным, физиологическим нормативам, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Занятия проводятся в группах наполняемостью не более 10–12 человек, в специально отведенном для этого помещении 2 раза в месяцпо 25 – 30 минут, в рамках кружковой работы.Занятия проводятся в течение учебного года, начинаются с сентября и продолжаются по май (включительно). Программа рассчитана на 1 год обучения для детей 6–7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Курс программы, в общей сложности, рассчитан

нагод – 16 часов









Знание и умение детей, занимающихся в кружке,
на конец года обучения.

1. Знать:

– виды искусства;
– основы актерского мастерства;
–чувство рифмы;
– культуру общения.



2. Уметь:

– согласовать свои действия с другими детьми;
– общаться с людьми в разных ситуациях;
– пользоваться разнообразными жестами;
– пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;
– выполнять артикуляционные упражнения;
– произносить скороговорки в разных темпах, шепотом.
– выразительно прочитать диалогический стихотворный текст,

правильно и четко произнося слова с нужными интонациями;
– составлять предложения с заданными словами.