Рекомендации для родителей.Если ребенок не говорит в два года.
статья по логопедии (младшая группа) по теме

Кудрявцева Светлана Владимировна

Почему необходимо наблюдать за речевым развитием ребенка с самого рождения.

Важность речевого общения с ребенком с пеленок.

Несколько правил по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_roditelyam1.docx20.53 КБ

Предварительный просмотр:

Родителям о развитии речи детей.

Если ребенок не говорит в два года.

         Поговорим вот о чем, в последнее время часто приходится  консультировать  не говорящих детей 2-3 лет, родители которых обладают информацией, «что ничего страшного, что их ребенок не говорит, он еще маленький». И приводятся в пример известные люди, которые не говорили долго, а потом сразу стали говорить «как взрослые»  и стали успешными. Конечно, в нашей жизни все случается. Однако это все же исключение из правил. Каждый родитель считает своего ребенка  особенным и талантливым. Это так и есть. Но от того, что он не говорит, особенным он не становится. Талантливым ребенок рождается. А дальше наша с вами работа и в первую очередь родителей, помочь проявится этому таланту. И не последнее место здесь занимает речь, потому что отсутствие своевременно, поэтапно развивающейся речи может быть составляющей серьезных нарушений развития всего организма, а не только процесса говорения. Поэтому, лучше раньше обратиться к специалистам, начать лечение, если есть показания, или занятия, в данной ситуации лучше перестраховаться, чем потом жалеть о невозвратно потерянном времени.

            Если же у ребенка нет серьезных  речевых нарушений, то занятия по речевому развитию с раннего возраста ( то ли вы будете сами заниматься, то ли со специалистом) принесут только пользу. Чем лучше у ребенка развивается речь, тем он качественнее и лучше понимает и анализирует поступающую информацию, тем активнее и интереснее  общается со сверстниками и взрослыми, тем комфортнее и уверенней он себя чувствует, а это немало важно в становлении личности. Если же у ребенка отсутствует данный способ получения и передачи информации, то часто появляется замкнутость, раздражительность, нервозность и, конечно,  страдает восприятие окружающего мира,  правильность формирования понятий, грамматическая сторона речи, связная речи, речевой слух.  Все это пишу  потому, что печально объяснять маме, которая привела не говорящего ребенка 4,5 лет или плохо говорящего ребенка в 6 лет, что все могло быть по-другому, а теперь все гораздо сложнее.

          Все это говорит о том, что надо обращать внимание на то, как  развивается речь ребенка с самого начала.

          Вот некоторые вехи речевого развития ребенка:

                             Гуление                             с 2 месяцев

                             Лепет                                  с 4-6 месяцев

                              Первые слова                  к 1 году

                              Фраза                                 от 1,5 до 2лет

          Еще несколько слов, наверное известных и все-таки.  Для гармоничного развития ребенка на первое место выступает любовь и внимание к ребенку, положительное общение с ним: тактильные ощущения, энергетические посылы, интонация и, потом уже  слова.  Сначала ребенок воспринимает интонацию и звуки, затем начинает реагировать на речь, выделять различные звукосочетания, слова,  начинает повторять  отдельные звуки и т, д. В этот момент  родители сами вступают в диалог с ребенком, говоря  « на его языке», поощряя его речевую активность. Затем в речи появляются слоги из простых звуков, затем  простые слова.  Чем больше оречевляется процесс жизни ребенка, чем больше его вызывают на диалог, тем больше вероятности нормального развития речи.

Вот простые правила воспитания речи:

  1. Речь  ребенка  развивается  под  влиянием  речи  взрослых  и  в значительной     мере зависит   от  достаточной речевой практики, которая  начинается  с  первых дней его жизни.
  2. Разговаривайте  со  своим  ребенком  во  время  всех  видов деятельности,    таких   как приготовление      еды,   уборка одевание-раздевание,  игра,  прогулка  и  т.д.  Говорите  о  том, что  вы  делаете,  видите,  что  делает  ребенок,  что  делают другие люди и что видит ваш ребенок. Сопровождайте все прибаутками, песенками.

3.  Говорите,   используя     короткие   фразы, предложения. Ваше     предложение должно быть на 1-2 слова длиннее,   чем   у  ребенка.   Если   ваш   ребенок   пока   еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша  фраза должна состоять из 2 слов.

  1. Задавайте    вопросы так, чтобы  они помогали стимулировать вашего  ребенка  использовать несколько  слов  для  ответа. Например, спрашивайте "Что ты делаешь?",  он может ответить « Я играю», если же вы задаете вопрос «Ты играешь?», он может ответить только «Да» или «Нет».

5.  Выдерживайте   временную   паузу,   чтобы   у   ребенка   была возможность подумать чтобы,  отвечать на вопросы.

6.  Играйте с ним в разные игры на узнавание окружающих его звуков. Слушайте  звуки  и  шумы.  Спросите  «Что  это?»  Это  может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.

7.  Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами.    Выберите   5-6   слов   (части   тела,   игрушки,   продукты)   и  назовите  их  ребенку.  Дайте  ему  возможность  повторить  эти  слова.  Не  ожидайте,  что  ребенок  произнесет  их  отлично. Воодушевите  ребенка  и  продолжайте  их  заучивать.  После того,  как  ребенок  произнес  эти  слова,  введите  5-6  новых слов. Занимайтесь каждый день.

8.  Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким  фразам.  Используйте  слова,  которые  ваш  ребенок знает.   Добавьте   цвет,   размер, действие.   Например,   если ребенок   на вопрос «Что это?» дает односложный ответ   «мяч»,   то постепенно учите    его отвечать добавляя второе слово. Например: «Это мяч»,  «Большой мяч», «Машин мяч», «Круглый мяч», « Красный мяч» и т.д.

9.  Большинство  занятий  проводите  в  игровой  форме.  Работа  с ребенком    должна     активизировать    речевое    подражание. Дети любят повторять за взрослыми.

10. Весьма  важно  уже  в  раннем  возрасте  обратить  внимание  на речевое  развитие  ребенка,  а  не  дожидаться,  когда  он  «сам заговорит».

11. Разговаривайте  с  ребенком  правильно,  произнося  звуки родного  языка  четко,  неискаженно.  Не  говорите  с  ребенком так, будто бы он еще совсем маленький, не коверкайте слова  («не сюсюкайтесь» с ним).

12. Если несмотря на все ваши усилия, ребенок не говорит к двум годам, если у него нет одного из этапов формирования речи ( гуление, лепет,  отдельные слова, фраза), обращайтесь за консультацией к логопедам.

                                       Доброго пути в Страну Речи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей, если их ребенок имеет проблемы в общении с детьми

 В дошкольном возрасте мир ребенка уже не ограничивается семьей. Значимые для него люди теперь – это не только мама, папа или бабушка, но и другие дети, сверстники. И по мере взросления ма...

Консультация для родителей "Если ваш ребенок не говорит"

Обследования детей раннего возраста выявили, что наиболее частыми проблемами являются речевые расстройства. Существует множество речевых трудностей у детей в этом возрасте, но хотелось бы затронуть во...

Консультация для родителей «Если Ваш ребенок плохо говорит. Советы учителя-логопеда»

Консультация для родителей детей с речевыми нарушениями....

Рекомендации для родителей Если ваш ребенок плохо разговаривает

Рекомендации для родителей Если ваш ребенок плохо разговаривает...

Консультация для родителей "Если Ваш ребенок плохо говорит..."

Данная статья содержит материал для родителей, который отвечает на ряд часто задаваемых вопросов:-какие факторы (внешние и внутренние) влияют на формирование и развитие речи?-каковы нормы развития реч...