Консультация для родителей "Если ваш ребенок не говорит"
консультация по логопедии на тему

Барковская Наталья Евгеньевна

Обследования детей раннего возраста выявили, что наиболее частыми проблемами являются речевые расстройства. Существует множество речевых трудностей у детей в этом возрасте, но хотелось бы затронуть вопрос о специфике работы с детьми раннего возраста, отстающими в речевом развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_-_kopiya.docx28.97 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ

Все чаще на приемах у логопеда оказываются родители, обеспокоенные тем, что их ребенок двух-трех лет до сих пор не говорит. К сожалению, увеличение числа детей с задержками речевого развития становится не очень утешительной тенденцией. Возрастающая актуальность этой проблемы отмечалась в последнее десятилетие многими авторами (З.М. Дунаева, Л.И. Растягайлова, 2003; Н.А Урядницкая, 2003; Е.Ф Архипова, 2005; Г.В Чиркина, 2003; Ю.В. Герасименко, 2003; Е. Янушко, 2007; Л.Р. Давидович, Т.С. Резниченко, 2008). Обследования детей раннего возраста выявили, что наиболее частыми проблемами являются речевые расстройства. Существует множество речевых трудностей у детей в этом возрасте, но хотелось бы затронуть вопрос о специфике работы с детьми раннего возраста, отстающими в речевом развитии. Архипова Е.Ф. (2005) отмечает, что в последние годы определилось особое направление в логопедии – превентивное логопедическое воздействие. Такая работа требует от логопеда определенных навыков и особенного подхода к обучению, поскольку методика занятий с малышами существенным образом отличается от занятий с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. В настоящее время представлен большой выбор специальной литературы для логопедических занятий с дошкольниками, однако описание практического опыта работы с малышами встречается редко [7].

Ребенок, отстающий в речевом развитии, нуждается в активном участии семьи, иначе никакая логопедическая помощь не будет эффективной. Важно обучить родителей хорошо знать особенности речевых проблем своего ребенка и дать им практические навыки по их разрешению.

Для повышения уровня осведомленности родителей неговорящих малышей об основных аспектах логопедической работы, ниже приведен минимальный объем информации, который в доступной форме необходимо знать родителям.

Во-первых, родители должны представлять возможные причины отставания речи (отягощенный анамнез, родовые травмы, перенесенные заболевания, состояние анализаторных систем, особенности раннего развития).

Во-вторых, родные и близкие должны быть готовы к тому, что ребенку понадобится помощь нескольких специалистов (педиатра, невролога, логопеда, психиатра, сурдолога) в том случае, если:

  1. Ребенок не реагирует или не всегда реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону взрослого, у него отмечается немодулированность крика, однообразное гуление, отсутствие лепета и смеха, не формируется внимание к речи окружающих.
  2. Нарушена способность к установлению эмоционального контакта (если ребенок не реагирует на свое имя, не выполняет простые словесные инструкции, не подчиняется словесным командам, не может показать предметы и действия в окружающей его обстановке, на отдельных предметных и сюжетных картинках).
  3. При нормальном слухе малыш не реагирует должны образом на обращения, не применяет жестов, даже указательных, не переносит малейших изменений в условиях существования, не устанавливает эмоциональный контакт.
  4. У ребенка отсутствуют подражательные игровые действия, он не может и не хочет повторять предложенные манипуляции с игрушками, применять их по назначению [2].

В-третьих, необходимо поговорить об особенностях работы с детьми раннего возраста, так как методика занятий с малышами коренным образом отличается от занятий с детьми дошкольного возраста [7].

В первую очередь, работа с малышами предполагает:

  1. Наличие у ребенка потребности говорить. Необходимо создать такие условия, в которых у ребенка появится желание произносить одни и те же звуки неоднократно.
  2. Развитие эмоционального общения со взрослым. Ребенок не станет повторять за взрослым, если не налажен эмоциональный контакт. Для нормального речевого развития малыша общение должно быть: значимым, проходить на эмоционально положительном фоне и обязательно побуждать к ответу.

Особая роль здесь отводится эмоциональным играм, в которых инициативу берет на себя взрослый. Проведение таких игр требует соблюдения нескольких условий: взрослый должен проявлять большую заинтересованность в игре и активно взаимодействовать с ребенком, сопровождать игровые действия комментариями, описывая словами все этапы игры. Это простые, хорошо знакомые игры, которые помогут установить эмоциональный контакт и настроить на общение («Лови мячик», «Дай ручку», «Киса, киса, брысь!»). В них от ребенка не требуется речевой активности и не вызывают у малыша негативную реакцию. При этом речь должна быть эмоциональной, четкой и немногословной [7].

  1. Развитие общего подражания обязательно должно предшествовать речевому. Значение создания потребности подражать речи в качестве важнейшего пускового момента в возникновении речи отмечается всеми специалистами, занимающимися с задержанными в речевом отношении детьми (Е.Ф. Архипова, Л.Р. Давидович, Т.С. Резниченко, Е. Янушко и др.). Только на сформированном общем подражании движениям и действиям начинается собственно речь ребенка [7]. Последовательность развития общего подражания от простых движений к сложным: начинают с отдельных простых, а затем и нескольких движений. Следующим этапом учат выполнять действия с предметами и игрушками, потом можно включать подвижные игры и игры со стихами и только на заключительных этапах выполнять игровые действия.
  2. Развитие слухового восприятия нужно развивать с первых дней жизни. Родителям важно научить детей слушать. Для этого желательна следующая последовательность: сначала пробуждение интереса к звукам окружающего мира (шуршание листьев, шум дождя, лай собаки), потом подключаются звуки, исходящие от предметов и материалов (тиканье часов, звон стекла, скрип двери), «домашние» звуки (холодильника, телефона), транспортные звуки (сигналы машин: гул самолетов, скрип тормозов), звуки детских музыкальных игрушек и инструментов. Очень важно учить различать неречевые звуки (бубен, барабан или погремушка; шуршит бумага или журчит вода и т.д.); громкие и тихие, разные по силе и высоте звуки; развивать умение определять источник звука, улавливать ритм и только потом переходить на развитие речевого слуха, постепенно приучая дифференцировать неречевые и речевые звуки, в том числе и звукоподражания [2, 7].
  3. Не обойтись при становлении речи и без развития дыхания, сначала физиологического, а потом речевого. Приступая к развитию физиологического дыхания, подбираются игры на выработку сильного ротового выдоха: малышей учат плавно дуть на бумажных бабочек и вертушки, сдувать осенние листочки, удерживать выдохом кусочки ваты над головой, выдувать через трубочку мыльные пузыри из стакана и даже катать сильной воздушной струей по столу карандаши.
  4. Развитие моторики рук. Родителям важно знать, насколько подражание движениям рук, игры с пальцами стимулируют и ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствует не только опыт многих поколений, но и многие исследования наших физиологов, доказавших прямое влияние двигательных импульсов от пальцев рук на формирование речевых зон и коры головного мозга в целом [7]. Это определяет некоторую последовательность в развитии движений рук: хватание, соотносящие движения, подражание движения рук и только потом переход к более тонким движениям кистей и пальцев рук.
  5. Подключение упражнений для органов артикуляции, которые активно участвуют в оформлении речи. Цель артикуляционной гимнастики Е.Ф. Архипова (2005) видит в стимулировании кинестетических ощущений, необходимых для развития подвижности губ и языка. На этом этапе не надо добиваться качества выполнения этих упражнений [1].

В-четвертых, чтобы четко понимать содержание логопедической работы с безречевым ребенком, родителям нужно четко знать, что:

Для овладения речевой деятельностью должны сформироваться две важнейшие способности; способность понимать сказанное и собственно сама способность говорить [2]. Любой сбой в развитии этих основных речевых функций неминуемо влечет за собой задержку речи.

Ключевым моментом системы «запуска» речи можно рассматривать одновременное воздействие на процессы совершенствования как понимания речи, так и формирования собственной речи ребенка [2].

Для стимулирования появления речи именно родительская активность становится незаменимой помощью логопеда. На этом этапе важнейшим фактором становится правильное поведение в отношении ребенка:

  1. Создание речевой среды, предполагающей постоянный разговор с ребенком, многократное проговаривание всех бытовых ситуаций. Это касается одевания, раздевания, прогулки, завтрака, обеда, приготовления еды и т.д.
  2. Накопление пассивного словаря. Родителям важно взять за правило комментировать все, что вы делаете, а некоторые слова произносить и по несколько раз. При этом взрослый часто обращается к ребенку, задает вопросы и сам на них отвечает, если ребенок еще не готов реагировать на них должным образом. Родители должны понять, что при задержке речевого развития нужен по-особому осмысленный подход в отношениях с малышом.
  3. Основной «пусковой» момент появления речи – общение. Важно постепенно приучить всех, кто близко общается с ребенком, использовать любую ситуацию для общения с ним. Со стороны всех близких в семье должен быть единый подход. Нельзя подавлять речевую, игровую инициативу ребенка. Родители должны стараться любыми обстоятельствами «спровоцировать» малыша на ответ, поощрять любую речевую реакцию [2].

Таким образом, придерживаясь рекомендаций логопеда, родители помогут своим неговорящим детям в развитии коммуникативной функции речи, подготовят к специально организованным играм и упражнениям, которые обязательно будут использоваться на логопедических занятиях.

Список литературы:

  1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М.: «Астрель», 2005.
  2. Давидович  Л.Р.,   Резниченко   Т.С.   Ребенок   плохо   говорит.   – М.: «Гном», 2008.
  3. Дунаева З.М. К вопросу об организации медико-психолого-педагогической помощи детям  раннего  возраста  с  отклонениями  в  развитии  /  З.М. Дунаева, Л.И. Растягайлова // Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям: матер. конф. – М., 2003.
  4. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста / А.Е. Иванова, О.Ю. Кравец, И.А. Рыбкина и др.; под ред. Н.В. Серебряковой. – СПб.: КАРО, 2005.
  5. Малофеев Н.Н. Ранняя помощь – приоритет современной коррекционной педагогики / Н.Н. Малофеев // Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям: матер. конф. – М., 2003.
  6. Приходько О.Г. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни: метод. пособие / О.Г. Приходько, Т.Ю. Моисеева. – М.: Изд-во «Экзамен», 2004.
  7. Янушко Е. Помогите малышу заговорить! – М.: «Теревинф», 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Если ребенок не говорит"

Родители маленьких болтунов сокрушаются по поводу неиссякаемого потока речи, который ребенок обрушивает на них день за днем. Но те, в чьих семьях растет молчун, напротив, готовы на все, чтобы крохотны...

Консультация для родителей "Если ребенок не говорит"

Данный материал сдержит описание наиболее распространенных причин задержки речевого развития ребенка, а также основные способы решения этой проблемы....

Консультация для родителей " Если ребенок плохо говорит"

К сожалению, родители часто недооценивают всю серьезность ситуации. Они не замечают, что ребенок не выговаривает звуки и слова, не произносит распространенных предложений, с трудом запоминает стихи, н...

Консультация для родителей "Если ребенок плохо говорит.."

Данная консультация для родителей, имеющих детей 5-6 лет. К  великому сожалению можно отметить, что все меньше родителей уделяет должное внимание речевому развитию своих детей. Надеюсь материал к...

Консультация для родителей "Если ребенок не говорит"

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, и педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а ос...

Консультация для родителей "Если ребенок плохо говорит"

Консультация для родителей "Если ребенок плохо говорит"...