Инновационные и авторские методы и приемы по автоматизации и дифференциации звуков
учебно-методический материал по логопедии на тему

В статье рассказывается об инновационных и авторских  технологиях, применяемых учителем-  логопедом в  коррекционной работе.  Игровые методы и приемы позволяют сделать логопедическое воздействие наиболее привлекательным для дошкольников с речевыми нарушениями. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные и авторские методы и приемы по автоматизации и дифференциации звуков  

Организуя  коррекционно -  развивающую  деятельность  с  детьми  по автоматизации звуков следует продумывать форму  проведения  занятий с детьми,   использование  игровых методов и приемов,  позволяющих  избежать  утомления, делающих  логопедическое  воздействие  более эффективным и   успешным

        В самом начале выступления остановлюсь  на нескольких вебинарах, где рассматривались вопросы  по звукопроизношению.

11 декабря 2014г прослушала вебинар на тему «Система занятий по звукопроизношению» на сайте «Logosystem.ru″  заслуживает нашего внимания. Тамара Никифоровна Новикова-Иванцова ( Заслуженный учитель России, кандидат экономических наук, директор ГБОУ специальная (коррекционная) начальная школадетский сад V вида № 1708 для детей с ограниченными возможностями здоровья, г. Москва, практикующий логопед высшей категории. )  делилась  методикой работы с неговорящими детьми, апробированной  на протяжении более 30 лет( методикой формирования языковой системы (МФЯС))

В чем же суть этой методики? Новикова Т.Н. говорит, что до 5 лет  она не ставит звуки, а вызывает их по подражанию., и только после 5 лет идет постановка. В какой последовательности происходит обучении звукопроизношению  неговорящих детей?   :

1 Знакомство с гласными звуками: А.О,У,Ы,И,Э, автоматизация гласных звуков с помощью попевок.  У нее есть 6 мелодий, на фоне которых идет пропевание  звука. Обязательное условие -  зрительное восприятие картинки символа звука ( По Фомичевой) Она указывает, что принципиально неважно по какой методике будут подобраны картинки – символы, самое важное, чтобы перед ребенком был зрительный образ того или иного звука..

2 Переход к слогу с одинаковым согласным звуком, н- р , автоматизация звука «С»:  СА СО СУ СЫ СИ СЭ (Согласный + гласный)

Методика та же, что и при работе с гласными звуками (пропевание, использование карточек с картинками – символами..)

Пропевание по 2 слога (в каждом слоге согласный разный, гласный одинаковый, по 3 слога ( в 2-х слогах согласный одинаковый, в 3-м -  другой, н-р, СА СА МА..

Параллельно отрабатывается ритмический рисунок- подключаются руки для отхлопывания  пропеваемых слогов.

         Кто хочет подробнее ознакомиться с методикой, рекомендую посетить сайт «Logosystem.ru″ , найти раздел « Бесплатные семинары» -  сначала изучить «Вебинар по символам и попевкам», затем уже «Систему занятий по звукопроизношению» , «»Работа над слоговой системой и др.

Есть у нее и платные вебинары, н- р «Постановка звуков» ( 2.500, со скидкой – 1.999р)

В октябре 2014 г прослушала  вебинар Танцюры С.Ю. (сайт Издательство «Сфера» ) на  тему  «Лого- педагогические …технологии в коррекции дизартрических расстройств (с элементами логопедического массажа)»………»  Взяла   для себя  следующие рекомендации: при постановке звуков  у детей с дизартрией  следует уделять повышенное внимание следующим аспектам:

1 – развитию фонематического слуха

2  – работе  над гласными звуками (распевание, проговаривание с разной интанацией…).

3  – Дыхательной  гимнастике с движениями рук  ( шарик шипит «шшшш»  в это время сжимание кулачков…;  дерево – левая рука, дятел правая, дятел летит к дереву, клювом стучит – ДДД…на одном выдохе.)

4  -   Большое внимание уделять изолированному звуку «Д»  -   поднимает язык вверх,, делает его подвижным, крепким,  отрабатывается голос

-  в слогах :  ДА ДО ДУ ДЫ…………ДА ДО ДЫ  ДА       ДУ ДЫ ДА ДУ  

          5 -   Когда звук имеется или  поставлен,   проговаривание   слоговых рядов  со стечением согласных звуков:  СПА  СПО  СПУ  СПЫ,  СТА СТО СТУ СТЫ, СМА СМО СМУ СМЫ…. ШТА ШТО ШТУ ШТЫ, делать упор на гласные звуки, отрабатывать интонацию ( удивленно, радостно, грустно…).  И только после этого слоги  согласный + гласный – СА СО СУ СЫ…

           6  Применение логопедического массажа (рук, губ, языка) Массаж сокращает время работы над звуками, длительность 5 – 7 минут по Архиповой .(т.е. фрагментальный).

          В  какой последовательности  начинать исправлять звуки, чтобы достигнуть эффекта, помочь, не навредить ребенку?

.   Фомичева  М.Ф.,  рекомендует  у дислаликов  вести работу параллельно над несколькими звуками, но  соблюдать поэтапность внутри  каждой группы звуков: начинать  со свистящих, потом шипящие, сонорные.

Богомолова А.И. в «Логопедическом пособии для детей» предлагает постановку звуков следующим образом: Ш-Ж, С-З, Щ,  Ц,  Ч, Л,  Р

Свистящие звуки предлагает ставить после шипящих, т.к. произнесение Ш Ж  требует большего напора выдыхаемого воздуха, чем при «Ш, Ж»

Архипова. Е.Ф. в книге «Коррекционно-логопедическая работа по преодо лению стертой дизартрии у детей»  / Е.Ф. Архипова. — М.: ACT: Астрель, 2008. — 254, [2| е.: ил. — (Высшая школа).)   дает  обзор  рекомендаций последовательности постановки и автоматизации звуков у детей с  дизартрией.  «…Впервые Е.М. Мастюкова и М.В. Ипполитова разработали индивидуальный подход при коррекции звуков при дизартрии. Ими предложена индивидуальная последовательность коррекции звуков. Начинать следует с тех звуков, артикуляция которых у данного ребенка более сохранна или более подготовлена.

Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. в книге « Основы логопедии» указывают на то, что начинать постановку следует с более легких звуков и переходить к более сложным.   Они в противовес Богомоловой А.И. считают постановку свистящих  осуществлять  более  легче, чем шипяших, и начинать рекомендуют со свистящих, потом шипящие, сонорные

Необходимым условием успешной автоматизации звука, по мнению Т.Б. Филичевой, является постепенное и систематическое повышение темпа речевых упражнений.   Автоматизация, по мнению Т.Б. Филичевой, должна проводиться в строгой последовательности:

  1. автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
  2. автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
  1. автоматизация звука в предложении;
  2. автоматизация звука в чистоговорках и стихах;

5)        автоматизация звуков в коротких, затем длин-
ных рассказах;

6)        автоматизация звуков в разговорной речи.

Иной подход к автоматизации звуков при дизартрии встречается в работах Л.В. Лопатиной и Н.В. Серебряковой. Так, в книге «Преодоление речевых нарушений у дошкольников» авторы рекомендуют начинать автоматизацию вновь сформированного звука структуры слогов ГС (гласный — согласный), затем СГ (согласный — гласный).

Такая последовательность работы обусловлена тем, что в структуре слога типа СГ составляющие его звуки по своим артикуляторно-акустическим признакам слиты между собой таким образом, что могут не содержать всех фаз артикуляции (экскурсии, выдержки, рекурсии). Коартикуляция еще более усиливается в тех случаях, когда основные признаки соседних звуков образуются действием разных органов. В структуре слогов типа ГС явление коартикуляции выражено в меньшей creneHifn согласный в этой структуре слогов испытывает меньшее воздействие соседней фонемы» (Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова). Эти авторы считают, что автоматизация звука в сочетании с любым гласным осуществляется от слогов к слову, а затем к предложению, с тем чтобы быстрее и естественнее ввести звук в данной структуре слога в различные по своей сложности контексты. После автоматизации звука поочередно с различными гласными в структуре слога ГС звук также автоматизируется в речевом материале, включающем структуру слога СГ (согласный — гласный).

Приводим последовательность речевого материала для автоматизации звука [с] у детей со стертой дизартрией, приведенную в книге Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой. Методика преодоления фонетических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией (1994 г.).

Последовательность речевого материала для автоматизации звука [с]

  1. Автоматизация звука [с] в обратных слогах в сочетании с гласным [у]: [у...с], [ус].
  2. Автоматизация звука [с] в словах, содержащих обратный слог [ус] с ударением на нем (ус, трус, вкус, капуста, вкусный и т. д.).
  3. Автоматизация звука [с] в словах, содержащих обратный слог [ус] без ударения на нем (уснул, устал, успел, фокус, парус, автобус и т. д.).
  1. Автоматизация звука [с] в предложениях, содержащих слова с обратным слогом [ус] с ударением и без ударения на нем: Круглый арбуз. Вкусная капуста. Усталый ребенок уснул. Белеет парус вдалеке и т. д.
  2. Автоматизация звука [с] в обратных слогах в сочетании с гласным [о]: [о...с], [ос].
  3. Автоматизация звука [с] в словах, содержащих обратный слог [ос] с ударением на нем (нос, рос, мост, хвост, воск, оспа и т. д.).
  4. Автоматизация звука [с] в предложениях, содержащих слова с обратным слогом [ос] с ударением на нем: Вот пес. У дятла острый нос. Береги нос в мороз. Уходи мороз — март тепло принес и т. д.
  5. Автоматизация звука [с] в обратных слогах в сочетании с гласным [а]: [а...с], [ас].
  6. Автоматизация звука [с] в словах, содержащих обратный слог [ас] с ударением на нем (таз, нас, вас, квас, астра, каска, маска, паста, ананас).
  7. Автоматизация звука [с] в словах, содержащих обратный слог [ас] без ударения на нем (остатки, доска, костер, голос, волос и т. д.).
  8. Автоматизация звука [с] в предложениях, содержащих слова с обратным слогом [ас] с ударением и без ударения на нем: Мы пили квас. На клумбе астры. У Вани громкий голос. Остатки доски кинули в костер.
  9. Автоматизация звука [с] в слогах в сочетании с гласным [ы]: [ы...с], [ыс].
  10. Автоматизация звука [с] в словах, содержащих обратный слог [ыс] с ударением на нем (мыс, быстро, выступ, выставка и т. д.).
  11. Автоматизация звука [с] в предложениях, содержащих слова с обратным слогом [ыс] с ударением на нем: Автомобиль едет быстро. Папа выслал ботинки. По полю рыскал волк и т. д.

Автоматизация звука [с] в сочетании с любым гласным осуществляется от слога к слову, а затем к предложению с тем, чтобы быстрее и естественнее ввести звук в данной структуре слога в различный по своей сложности контекст (Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова).

Эта последовательность предусматривается для автоматизации любого нарушенного звука у детей со стертой дизартрией не только в обратных слогах (ГС), но и в прямых (СГ). В большинстве же работ, посвященных автоматизации звуков, мы встречаем рекомендации начинать закрепление звука в структуре слога СГ (прямой, открытый) (М.Е. Хватцев, Н.И. Жинкин, Е.Н. Винарская).

В работах этих авторов указывается, что автоматизацию фрикативных звуков, к которым относится звук [с], следует начинать в ударных слогах структуры «согласный — гласный» (прямые) в сочетании с гласным [а]. Это объясняется тем, что прямой слог легче усваивается ребенком, так как является основной структурной единицей русской речи и в онтогенезе появляется раньше, чем другие типы слогов. Ударный слог в слове отличается от остальных большей мышечной напряженностью и продленностью, что усиливает четкость и громкость звука.

Гласный звук [а] по своей артикуляции не влияет на произнесение согласного звука. Поэтому сочетание с гласным звуком [а] способствует более энергичной и четкой артикуляции.

Далее фрикативные звуки отрабатываются в слогах структуры «гласный — согласный» (обратные), затем — в слогах со стечением согласных.

Остановлюсь немного на  методах и приемах автоматизации звука в слогах.

Архипова    в своей книге рассказывает о том, что «…  Оптимизирующим процесс автоматизации звуков при стертой дизартрии является включение пальцевых упражнений, выполняемых на иппликаторе Кузнецова» (Сорочинская Т.В.).

При произнесении звуков в слогах, словах осуществляются  последовательные прожимы пальцев  руки на иппликаторе Кузнецова. Используются слоговые упражнения с постепенным наращиванием числа слогов, с попеременным ударением. В период закрепления большое значение придается неоднократному повторению слов, включающих заданный звук. Постепенно, после отработки звуков в словах, они включаются в тексты. Обучение осуществляют следующим образом.

Логопед выполняет упражнение, т. е. произносит гласные звуки в определенной последовательности, при этом поочередно осуществляет прижатие подушечек пальцев рук на иппликаторе Кузнецова. Затем ребенок сам выполняет данное упражнение по подражанию.

Если ребенок сразу не выполняет упражнение синхронно, процесс обучения делят на этапы:

1 этап. Отдельно произносят гласные звуки с прижатием всей ладони:

  1. А        Большой палец
  2. О        Средний палец
  3. У        Указательный палец
  4. И        Безымянный палец
  5. Ы        Мизинец                      
  6.  Э        Вся ладонь

  1. этап. Отдельно и последовательно от большого пальца к мизинцу прижимают подушечки пальцев обеих рук с одновременным четким произнесением гласных.
  2. этап. Движения пальцев рук и артикуляционного аппарата объединяют и доводят до автоматизма.
  3. этап. Отрабатывают точность движений, их ритмичность, плавность. На данном этапе гласные звуки произносят в трех регистрах: нижнем, среднем, верхнем с усилением и ослаблением голоса.

После овладения навыками пальцевых движений на иппликаторе Кузнецова рекомендуют начинать автоматизацию звуков в слогах, сохраняя последовательные движения пальцев по иппликатору.

Приводим пример. Автоматизация слога — СГ. СА -   СО -   СУ -   СИ -   СЫ - СЭ      1-й      2-й      3-й      4-й      5-й      ладонь палец   палец   палец   палец   палец Экспериментально доказана эффективность включения в структуру логопедических занятий на этапе автоматизации звуков в слогах и словах пальцевых упражнений на иппликаторе Кузнецова (Т.В. Сорочин-ская патент РФ на изобретение №2092150 Российского агентства по патентам «Способ коррекции речевых   нарушений   у  детей».   Зарегистрирован   в Государственном реестре изобретений 10.10.1997.).

При включении в коррекционную работу стимуляции рецепторных зон кистей обеих рук усиливаются афферентные ощущения тактильно-кинестетической модальности. Стимуляцию осуществляют прижатием подушечек пальцев к предмету, имеющему поверхность заостренной формы с одновременным пропеванием гласных звуков. В качестве предмета, используемого для стимуляции, применяют массажеры, например, иппликатор Кузнецова, массажные щетки, пластмассовые мыльницы с игольчатой поверхностью и т. п.

         Для  автоматизации  звуков  в  слогах  используются  игровые  приемы: «Здравствуй  пальчик» (большой  палец  поочередно  «здоровается»  с  остальными,  при  этом  ребёнок  произносит звуки или  слоги),  «Необычная   перчатка» (ребенок своими пальчиками нажимает на пальчики на перчатке с изображением дедушки, бабушки, папочки, мамочки и малыша,  говорит слоги на автоматизируемый звук, например, АЛ,ОЛ,УЛ,ЫЛ…)   «Поиграем  на  пианино»  и  т.д.         

Стала применять слоговое пение.  Напр-р, отрабатываю с ребенком звук «С» - в речи.  Параллельно  пропеваем слоги на зв «Л»  : ЛА ЛА ЛА ЛА…ЛУ ЛУ ЛУ…., добавляю здесь рекомендации Танцюры (Архиповой) , а именно, пропеваем слоги со стечением согласных звуков.  Добавляю при пропевании или проговаривании слогов –

- шагание по лесенке

- нажимание пальцами на  массажер

- сжимание колючих мячиков

- потряхивание игрушкой – радугой-

- прокатывание между ладоней батареек, палочек и т.д.

При  автоматизации звуков  в  словах  применяются  разнообразные игры:  фабричные – «Логопедическое  лото» (на  звуки  Л, Р…),  «Чудо – ель» (на  звук  Л), игры из книг И.В.Баскакиной, М.И Лынской  «Логопедические  игры.  День  Рождения  Р  (Л) и др.»,  Ю.А. Школьника  «Логопедия.  Пособие  для автоматизации  свистящих,  шипящих  и  сонорных  звуков». При  автоматизации  звуков  в  речи  используются  игры  и  упражнения,  предлагаемые  Л.И.  Зуевой, Н.Ю.Костылёвой,  О.П. Солоненко  в  логопедических  альбомах  «Логопедия  для  дошкольников.  Звуки  с, з, ц.(ш, ж, ч, щ),  (л, р)»;  Л.Н. Смирновой  «Логопедия.  Играем  со  звуками. Речевой  дидактический  материал»,  Т.С.  Резниченко  «Говорим  правильно Р,  РЬ» (и  на  другие  звуки).  Применяется  речевой  материал  из  книг И.Лопухиной  «Логопедия.  550  занимательных  упражнений  для  развития речи»,  Смирновой Л.  «Логопедия.  Играем  со  звуками» и т.д.

 Применяю в работе  авторские    и модернизированные игры,  например:

Пособие  «Звукобуквоград» удобно использовать на занятиях по звукопроизношению и обучению грамоте

Цель данного пособия: 1. Знакомить дошкольников с гласными и согласными звуками (при произношении гласных звуков у воздуха нет преграды,  а при образовании согласных – у воздуха есть преграда: губы, зубы или язык). 2.Учить различать звуки по  глухости -  звонкости; твердости – мягкости (в Звукобуквограде наглядно видно, какие звуки парные, какие бывают только твердые (ц,ш,ж), а какие только мягкие (ч,щ,й) )

3.Формировать понятия «звук», «буква»: звук мы говорим, слышим, в игре его обозначаем звуковичком – человечком; буква – это символ, с помощью которого записывается звук на бумаге.  

Описание:  Идея этого пособия взята из книги «Речецветик» Ванюхиной Г., а именно наглядное изображение звуков – звуковички  трех видов – гласные звуки (в красной одежде), согласные твердые (в синей одежде), согласные мягкие (в зеленой).  Автор придумала   три домика, в которые помещаются изучаемые на занятиях звуки и буквы:

Первый домик пятиэтажный, на каждом этаже  по две квартирки, всего десять. Он красного цвета, в нем живут гласные звуки и буквы.

Второй домик  двухэтажный, на крыше рисунок спящего звоночка. В этом домике живут согласные, глухие звуки и буквы, обозначающие эти звуки.  Первый этаж синего цвета, в квартирки на этот этаж заселяются  согласные, глухие, твердые звуки (человечки – звуковички в синей одежде - п, к, т, х, с, ф,  ц, ш).  Второй этаж зеленого цвета предназначен для согласных, глухих, мягких звуков – пь, кь, ть, хь, сь, фь,  ч, щ)

Третий домик похож на второй, только на крыше рисунок улыбающегося звоночка. Этот домик для согласных звонких.  У  него, как и у второго домика,  два этажа; первый синего цвета для твердых согласных – б, в, г, д, ж, з,  л, м. н, р,  а второй этаж зеленого цвета  для мягких согласных звуков – бь, вь, гь, дь, зь, ль, мь, нь, рь, й.  

При изучении того или иного звука (звуков)  применяется следующая методика:

1 Рассматривание картинки символа звука. Например, изучается звук «П», показывается кастрюля с кашей, из которой идет пар.

2 Произношение звука: кастрюля пыхтит – П П П

3 Показ Звуковичка в синей одежде (звук услышал, что мы про него говорим и появился).

3Дается характеристика звука (согласный, глухой - в горлышке звоночек спит, твердый)

4 Помещение звука в Звукобуквоград (на первых занятиях логопед сам выбирает нужный домик и объясняет, почему именно этот домик подходит для звука. Позднее дети принимают участие в нахождении необходимого домика и этажа для звука).

5 Знакомство с буквой, помещение её на квартирку с изученным звуком.

Звукобуквоград  может быть оформлен  в разных вариантах (фото 4)

Многофункциональная игра «Карусель» (Чертово колесо)

Описание: из оргалита  сделан макет карусели, на задней части кабинок, окрашенных в разные цвета, приклеены кармашки, куда помещаются картинки (плоскостные фигурки) на автоматизацию, дифференциацию звуков, на классификацию предметов. Карусель крепится к стене таким образом, что ее можно покрутить после того, как выполнены задания на ту или иную тематику.

Цель: Развивать фонематический слух, мышление, память.  Автоматизировать звук в словах, в речи.. С помощью пособия сделать процесс обучения детей интересным, увлекательным.

Задания на фонематический слух, автоматизацию звуков:             

-Игра «Покатай предметы со звуком «Р».  Дети отбирают картинки на заданный звук, и помещают в кабинки, «катают» эти предметы; называют (морж, рыба, жираф, росомаха, жаворонок).  Придумывают предложения с этими словами: Жираф живет в жарких странах….  т.п

-Игра  «Какой один и тот же звук во всех словах». Дети  называют  предметы, заранее помещенные взрослым  на карусель, например, санки, стул, сорока, кастрюля, кактус – определяют один и тот же звук – «С».  Задание: в каких  словах звук «С» в начале слова? В середине? В конце?

- Игра «Какое слово лишнее?»   Взрослый помещает картинки так, чтобы в названиях всех слов за исключением одного, был один и тот же звук, например: коза, звезда,  сумка, зонт, заяц.  Дети определяют и объясняют: Лишнее слово – сумка, в нем нет звука «З», в остальных словах он  есть.

Звуковое пианино

Описание: используется фабричное игрушечное пианино, картинки на разные     звуки. На клавишах и  картинках – липучки. Ребенок выбирает картинки на заданный звук, например на звук «Л»,  прикрепляет на клавиши, определяет позицию звука в слове. Если задание выполнено верно, при нажатии на клавишу, пианино, работающее на батарейках,  издает звучание (взрослый незаметно включает или  выключает его). Когда все картинки прикреплены, ребенок еще раз повторяет все слова.

Веселые кольца  

 Цель: Автоматизировать звуки в словах в предложениях в речи. Учить образовывать слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами( шар – шарик, мишка – мишенька…)

Описание: 1 Используется корпус от фабричной игры «Рулетка».  Из картона сделаны кольца, на которых наклеены картинки на  звуки («с», «з», «р» и т.д.).  При автоматизации какого – либо звука, кольцо с предметами на этот звук надевается на корпус. Ребенок крутит стрелки, называет предметы, на которые они показывают при остановке. Называет  предметы ласково: шишка – шешечка, карандаш – карандашик …  Придумывает предложение с одним из слов. Можно  составить рассказ или сказку, используя все слова – предметы, нарисованные  на кольце.

2 Использование  колец  на разные звуки  отдельно от корпуса. Принцип  игры перекликается с выше изложенным:

  • Назвать все картинки на кольце. Определить, какой один и тот же звук во всех словах.
  • Найти слова, где  автоматизируемый звук  находится в начале (в середине, в конце) слова.
  • Составление предложений со словами.
  • Придумывание рассказа или сказки с нарисованными картинками. Например,  на звук «Ш» слова: шишки, лягушонок, мышка, машина, шарик, мишка, шарф,, карандаш

Примерный рассказ: Лягушонок любил путешествовать. Как – то раз он нашел шишки. «Что это такое?»- спросил он мышонка. «Шишки»- прошептал мышонок и шмыгнул под  машину, стоявшую на дороге.  Из машины вылетел воздушный шарик и полетел в небо.  Вдруг  лягушонок увидел игрушку – мишутку, а рядом с ним шарфик, шапку – ушанку  и карандаш. «Наверное, забыли малыши» - подумал лягушонок и поскакал дальше.

Прочти письмо, найди дорогу к домику

Цель: Автоматизация звука «Р» в словах, в речи. Упражнять в классификации  предметов, в ориентировке на листе бумаги.

Ход игры:

  1.  Рассматривание картины – лабиринта
  2. Задания на классификацию: назвать животных, птиц, цветы, ягоду и т.п.  Параллельно проходит автоматизация звука в словах.
  3. Развитие фонематического слуха:  какой один и тот же звук во всех словах?
  4. Развитие ориентировки на плоскости листа.

-    Задание: покажите домики, которые находятся слева, справа, вверху.

-  Знакомство с «письмом» - планом продвижения к тому или иному домику: «Мы должны смотреть на письмо, проходить по лабиринту мимо тех предметов, которые указаны в нем».

-   В начале ребенок просто находит домик, позже – комментирует, рассказывает, как он это делает: «Сначала я иду прямо мимо ранца, потом поверну направо, пройду мимо астры, спущусь вниз, окажусь в домике»

Катушка – вертушка  

Цель: Автоматизация поставленного звука в словах, в речи; развитие зрительной памяти, творчества при составлении сказки или рассказа по картинкам на катушке – вертушке.

Описание: Ребенок закручивает  ленту, на которой наклеены предметы с автоматизируемым звуком, проговаривает,  запоминает слова, повторяет по памяти.  Раскручивает ленту, проверяет, все ли слова были названы.  В другой раз во время игры придумывает предложения с каждым словом.

II вариант   Составление рассказа или сказки по картинкам

Многофункциональный модуль « Звездолет»

        Дифференциация  звуков  часто  вызывает  у  детей  затруднения.  Чтобы  избежать  это,  стараемся  как  можно  больше  использовать  наглядных методов.  Эффективны  в  работе  «Звуковые  дорожки», которые успешно применяются автором на протяжении длительного времени. При дифференциации на занятиях тех или иных звуков на  полосках - «дорожках» рисуются  картинки – символы оппозиционных  звуков. Так при изучении звуков «С-СЬ», рисуются символы звуков «С» и «СЬ» - большие насосы и маленькие.  Сначала детки называют изолированные звуки в соответствии с  рисунками на дорожке, затем могут придумывать слоги с этими звуками, слова.

Применяя рекомендации Поваляевой М.А., Лопухиной И. оформлен альбом «   Слова -  паронимы» в котором художниками г. Краснокаменска   Дорожковой Т., Поповой В.Ф.  нарисованы красочные картинки, способствующие различению близких по звучанию слов - паронимов, подобраны стихотворения на дифференцируемые звуки.  

        Обязательно  обращаем  внимание  на  развитие  психических  процессов  у  логопатов.  Так  например,  такие  игры:  «Узнай  предмет  по  половинке  и  назови»,  «Загадочные  картинки»  и  др.  развивают  внимание,  наблюдательность.  В модернизированной игре  «Пара  к  паре» дети  учатся  устанавливать  связь  между  двумя  предметами,  подбирают  к  третьему  предмету  пару так,  чтобы  между  ними  оказалась  такая  же  связь,  как  между  двумя  первыми. Одновременно происходит автоматизация и дифференциация звуков. В  подобных  играх  происходит  обогащение  словарного  запаса, дети  упражняются  в  построение  предложений,  разных  по  конструкции.

Так как ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», большая роль отведена ИКТ.

Вопросом внедрения  ИКТ в коррекционно – образовательную работу занимаюсь очень давно. На базе логопедических групп работала МТПЛ  по использованию ИКТ  в работе с детьми с речевыми нарушениями, занималась  этим вопросом  как педагог – исследователь.осу. Вывод таков, что ИКТ – эффективнейшее средство  в коррекционно – образовательной   деятельности.  Коль  у нас сегодня вопрос по звукопроизношению  познакомлю с  интерактивными играми  по звукопроизношению. Применяю презентации по звукопроизношению, взятые на сайте Волчки. Ру,  игры на дисках « Звуковой калейдоскоп», «Конструктор картинок».  Очень эффективен в работе « Конструктор картинок», который позволяет составлять  свои картинки – пособия, позволяющие автоматизировать, дифференцировать звуки, параллельно решать лексико – грамматические задачи.

        

Интерактивные  игры соответствуют    всем требованиям ФГОС

  • Являются элементом компьютерной среды, которая касается ребенка
  • Требуют участия взрослого, совместной деятельности
  • Несут грамотное эстетическое оформление и наполнение
  • Формируют у детей навыки и умения, необходимые нормам
    возрастного развития
  • Создают ситуацию успеха и достижения цели
  • Стимулируют познавательное развитие детей

Суслова Екатерина Александровна - Ведущий специалист по ИКТ в логопедии  проводит  вебинары на различные темы- как использовать  игры Мерсибо для  речевого развития детей.

Итак при организации работы по звукопроизношению   стараемся внедрить инновационные технологии, придумываем авторские, стараемся, чтобы воспитанники пошли в школу с чистой  речью


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых приемов на этапе автоматизации и дифференциации звуков в логопедической работе с дошкольниками

Одна из проблем, встречающихся в логопедической работе с дошкольниками, заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков.Коноваленко С. В. выделила несколько причин ...

Авторские игры-ходилки для автоматизации и дифференциации звуков на занятиях по коррекции звукопроизношения.

В методической разработке «Игры-ходилки» представлена собственная педагогическая практика, которая продолжительное время использовалась в работе с детьми. Методическая разработка раскрывае...

Авторское дидактическое пособие для автоматизации и дифференциации звуков [р] и [р\'] "Поставь машины в гараж"

Авторское пособие, позволяющее в игровой, занимательной форме проводить автоматизацию и дифференциацию звуков [р] и [р']....

Авторские логопедические стихотворные тексты для автоматизации и дифференциации звуков

Использование стихотворных текстов в процессе автоматизации поставленных звуков речи является важным этапом работы по введению поставленных звуков в речь, а также в последующей дифференциации схожих з...

Цикл авторских игр по автоматизации и дифференциации звуков у старших дошкольников с нарушениями речи с использованием геоборда

Представлен практический материал по автоматизации и дифференциации звуков у старших дошкольников с использованием геоборда...

Авторское пособие "Звуковые дорожки", для автоматизации и дифференциации звуков [ш]-[щ] и звуков [с]-[с\'].

quot;Звуковые дорожки" - авторское пособие для автоматизации и дифференциации звуков [ш]-[щ] и звуков [с]-[с'], поможет в игровой форме отработать изучаемые звуки....

Авторская методика «Логопедические игры по автоматизации и дифференциации звуков»

Дорогие родители и педагоги! Логопедические игры помогут вам привить ребенку интерес к правильному произношению звуков. Красивая речь – это залог успеха, как взрослых, так и детей. В пособии пре...