Индивидуальная образовательная программа на ребенка с ОВЗ
рабочая программа по логопедии на тему

Белева Светлана Николаевна

Индивидуальную образовательную программу можно построить, исходя из пяти образовательных областей ФГОС, выявить сильные и слабые стороны по этим областям.  Описать задачи коррекционной работы, исходя из слабых сторон ребенка. Планируемые результаты - это результаты работы по 5 образовательным областям, в которых у ребенка были затруднения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnaya_obrazovatelnaya_programma.docx53.19 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДЕНО «___»______________20_____

                                                                                                                       

Индивидуальная программа развития ребенка

«____»________________20___г

Фамилия, имя, возраст____________________ группа  ________ 

Заключение ГПМПК    от _______________

F 83       R 47.1     F90

Рекомендована  адаптированная  программа для детей с ОВЗ, имеющих нарушения когнитивных функций

Сильные стороны ребенка

Слабые стороны ребенка

Речевое развитие

Преодолел речевой негативизм, без стеснения общается с взрослыми и сверстниками.

Проявляет познавательный интерес на логопедических занятиях, старательно выполняет упражнения на развитие правильного звукопроизношения.

При работе с нетрадиционным оборудованием по обучению грамоте проявляет инициативу, свободно ориентируется в предлагаемом материале, выполняет поставленные задачи с интересом

Речевое развитие

Речь не понятна сверстникам и взрослым.

Развернутая фразовая речь с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики.

Из-за недостатка когнитивных и речевых возможностей не может объяснить значение многих слов.

Существенные затруднения в употреблении предлогов, в согласовании сущ. с прил. и числительными. Наличие выраженных нарушений согласования слов. Стойкие нарушения при образовании слов (с помощью ум.-ласк. суффикса, приставки; относительных прил.).

Неточное понимание и употребление обобщающих понятий, незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного общения (части тела, название профессий и действий связанных с ними). Лексические замены.

Структура предложений нарушена за счет пропуска, перестановки главных и второстепенных членов.

Нарушение связности и последовательности рассказа, пропуски элементов сюжетной линии, фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте.

Трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры (перестановка, усечение, добавление слогов и звуков).

Звуковая сторона характеризуется неточностью артикуляции многих звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Искаженное произношение шипящих и сонорных звуков. Не  определяет наличие и место звука в слове, самостоятельно не придумывает слово на заданный звук.

Физическое развитие

Гармоничное развитие. Двигательный опыт богат. Проявляет хорошую выносливость, быстроту, силу. Выражена потребность в двигательной деятельности.

Физическое развитие

Соответствует возрасту (по диагностике инструктора по физ. воспитанию).

Из наблюдений воспитателей: слабо контролирует способ выполнения упражнений, не обращает внимания на качество движений, не может составить несложные комбинации из знакомых упражнений.

Двигается, действует неосторожно.

Познавательное развитие

Проявляет интерес к самостоятельному познанию, обследованию предметов, выделению их свойств и качеств.

Интересуется развивающими играми на преобразование; логическими задачами, видоизменением геом.фигур.

  1. Восприятие величины
  2. Процесс обобщения
  3. Зрительная образная память

Познавательное развитие

Недостаточно сформированы возрастные эталонные представления о цвете, форме, величине. Не использует в речи слов-терминов, обозначающих цвет, форму, величину.

  1. Вербально – слуховая память
  2. Внимание
  3. Логическое мышление
  4. Мыслительные процессы: анализ, синтез
  5. Восприятие цвета, формы, пространства и времени.
  6. Воображение.

Социально-коммуникативное развитие

Ребенок активно общается со сверстниками и взрослыми. Проявляет инициативу в общении, делится впечатлениями, задает вопросы, привлекает к общению детей.

Заинтересован совместной игрой, эмоциональный фон общения – положительный. Ориентируется на общепринятые нормы поведения в обществе (без напоминания здоровается, прощается, уважительно обращается к взрослым).

Культурно – гигиенические навыки сформированы по возрасту.

Социально-коммуникативное развитие

Пропускает структурные компоненты повествовательного рассказа. В творческом рассказывании не самостоятелен. Словарный запас беден. Знает мало игр, затрудняется в объяснении правил другим. Социальные представления ограничены. Познавательный интерес к окружающему миру, городу, стране снижен.

Общение со сверстниками. Произвольная деятельность и самоконтроль.

Художественно-эстетическое развитие

Проявляет стремление к общению с книгой, с удовольствием слушает литературные произведения.

Любит рисовать, лепить, создавать конструктивные постройки. Выражает желание посещать концерты, муз.театры.

Освоил различные изобразительные техники.

Может организовать рабочее место.  Принимает участие в процессе выполнения коллективных работ.

Художественно-эстетическое развитие

Не знает жанров литературных произведений.

Не активен в музыкальной деятельности. Не распознает характер музыки.

Цель коррекционно-развивающей работы: создание условий для коррекции когнитивных функций, общего недоразвития речи 3 уровня, стертой формы дизартрии.

Задачи коррекционно-развивающей работы: 

  • Учить понимать обобщающее значение слов. Учить использовать в речи местоимения «мой-моя-моё-мои» в сочетании с сущ. Учить образовывать относительные прилагательные, слова при помощи ум-ласк. суффикса и глаголов с разными приставками; учить согласовывать слова относительно категорий числа, пространства (падежи, предлоги), времени.
  • Учить составлять предложения по демонстрации действий, распространять предложения введением однородных членов.
  • Уточнять произношение сохранных звуков: гласных первого ряда, м н п т ф в б к г х с з и их мягких вариантов. Закреплять их на уровне слога, слова, предложения.
  • Учить различать на слух гласные и согласные звуки. Учить выделять в слове первый звук.
  • Лексические темы: «Помещение детского сада», «Магазин одежды, обуви», «Посуда», «Игрушки», «Осень», «Зима», «Овощи-фрукты», «Домашние и дикие животные», «Части тела», «Новый год», праздники весны.
  • Развивать ритмико-мелодико-интонационную сторону речи
  • Формировать слоговую структуру слова (6 ритмов): двусложные с первым и вторым ударным; трехсложные с первым, вторым, третьим ударным; односложные.
  • Развивать фонематический слух, используя картинки-ассоциации.
  • Развитие способности удерживать и концентрировать внимание.
  • Развитие вербально – слуховой памяти
  • Развитие логического мышления
  • Развитие мыслительных процессов: анализ, синтез
  • Развитие восприятия цвета, формы,
  • Развивать ориентировку в пространстве и времени
  • Развитие воображения и творческой активности
  • Развитие коммуникативных качеств
  •   Развивать представления о свойствах  предметов (длине, ширине, высоте, толщине,  весу, объёму).
  • Развивать познавательную активность, кругозор, познавательную мотивацию, интеллектуальную способность детей.
  • Развивать детскую самостоятельность и инициативу, дружеские взаимоотношения и сотрудничество со сверстниками.
  • Воспитывать любовь к своей семье, чувство собственного достоинства, самоуважение, стремление к активной

деятельности и творчеству.

Диагностический модуль:

Специалист

Диагностические методики

Учитель-логопед

Е.А. Стребелева «Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста»

Воспитатели

Программа «Детство» / В.И. Логинова и др. – М.: Детство-Пресс, 2010.

Педагог-психолог

1.Познавательная сфера (восприятие, внимание, память, мышление, воображение)

(Пакет методик, разработанных творческой группой педагогов Методического кабинета МУ «УДУ» города Северска):

Методики: «Разрезные картинки», «Пирамидка», «Коробка форм», «Заборчик»,  «Нелепицы»

2.Эмоционально-волевая  сфера, коммуникативная и психофизиологическая

- Метод наблюдения

- «Выбор в действии» (из пакета методик разработанных творческой группой педагогов Методического кабинета МУ «УДУ» города Северска):

- Тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье»

3. Комфортность, защищенность личности воспитанника ДОУ

- Метод наблюдения

Коррекционно – развивающий модуль:

  1. Описание (перечень) специальных образовательных программ, методических разработок
  • Филичева, Чиркина «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей 3 уровня»
  • ИКТ: «Игры для тигры», авторские разработки «Игры со смешариками», упражнения для развития познавательной деятельности
  • Нетрадиционная методика обучения грамоте Н. Зайцева
  • Технология «Символ-тест»
  • Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. 
  • Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П.Воронова, Т.А. Нилова «Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет). «Детство – Пресс» 2000г.
  • С.Г. Шевченко Готовимся к школе. Программно-методическое оснащение  коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. ООО «Ника-Пресс», 1998г.

  1. Индивидуальный образовательный маршрут

Индивидуальный образовательный маршрут на 2014 – 2015  учебный год

Ф.И.О. ребенка       ____      в  МБДОУ ________________

Направление работы

(специалист)

Кол-во часов в неделю

 Время проведения

Используемые программы,   методы и технологии

Форма проведения занятий

Ф.И.О. специалиста

Психологическая помощь (педагог-психолог)

2

 

Вторник

9.00-9.25

Пятница

9.30 – 9.55

Модифицированная программа А.Л Сиротюк «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью»

Методы и приемы:

  1. Наблюдение.
  2. Беседа.
  3. Пальчиковые и речевые игры.
  4. Релаксационные упражнения.
  5. Психогимнастика
  6. Игры с правилами.
  7. Продуктивные виды деятельности.

Когнитивные упражнения

Индиви-

дуальная

Логопедическая помощь (учитель-логопед)

4

Пн  9.50-10.10

Ср. 11.45-12.05

Чт. 9.00-9.20

Пт. 15.00-15.20

Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина «Программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей»,

ИКТ «Игры для тигры», авторские разработки,

Кубики Н. Зайцева,

Технология «Символ-тест»

Индиви-

дуальная,

подгруп-повая

 

Педагогическая помощь (воспитатели)

В течение дня

В течение дня

Технология группового сбора, программа «Детство»,

палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, кубики Никитина, технология «Символ-тест»

Индивиду-альная, подгруп-повая

Оздоровительно-профилактический модуль:

Утренняя гимнастика, психогимнастика, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, гимнастика после сна, закаливание.

Социально-педагогический модуль:

Консультации педагога-психолога «Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста. Нормы психического развития» (ноябрь), « Застенчивый ребенок » (декабрь), « Учимся играя»

Консультации логопеда: «Артикуляционная гимнастика дома», «Звуки вокруг нас», «Развитие графических навыков у дошкольников», «Развитие мелкой моторики, сенсорное развитие по методике М. Монтессори», «Приемы автоматизации поставленных звуков»

Консультации воспитателей:

  • «Играйте с нами» (игры по развитию речи),
  • «10 способов как привлечь внимание ребенка»
  • «Психология взаимоотношений в семье»
  • «Воспитание высоких нравственных качеств у детей»
  • «Влияние музыки на психику ребенка»
  • «Влияние родительских установок на развитие детей»
  • «Что скрывается под маской лени?»
  • «Разговор как терапевтическое средство»
  • «Обучение творческому рассказыванию»

Результаты коррекционно-развивающей работы 

Речевое развитие

  1. Понимает обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы.
  2. Фонетически правильно оформляет гласные звуки первого ряда, согласные звуки п,б,в,г,д,ж,з,к,м,н,п,с,т,ф,х,ц,ч,ш,щ.
  3. Правильно  передает слоговую структуру слов (2 слога с первым и со вторым ударным, 3 слога с 1,2,3 ударным)
  4. Пользуется в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями.
  5. Владеет навыками словообразования (суфф.)
  6. Грамматически правильно оформляет речь: четко проговаривает окончания слов по числам и падежам, употребляет простые предлоги (в,на,над,под,за, между)
  7. Владеет элементами грамоты

Познавательное развитие

  1. Ребенок сможет узнавать, различать, называть и соотносить основные и дополнительные цвета, геометрические фигуры.
  2.  Научится определять местонахождение предмета, расположение предмета по инструкции в определенном месте.
  3. Сможет соотнести событие со временем его происшествия.
  4. Увеличится объем слуховой вербальной памяти: ребенок сможет запомнить 6 слов. Научится рассказывать стихотворения и небольшие рассказы с опорой на мнемотаблицу.
  5.  Ребенок научится  удерживать внимание 20 - 25 минут, находить в рисунке контура известное изображение, имеющие до 10 мелких деталей, при средней плотности штриховки.
  6. Ребенок сможет рисовать свое настроение, придумывать изменение сказки через введение дополнительных персонажей  т.д.

        7. Ребенок научится анализировать черты характера героев сказки.

        Выполнять такие  задания как: "найди девятое" и "логические цепочки" по двум признакам.

8. Ребенок  научится складывать картинку из 6 частей без образца и из 7-8 частей - со зрительной опорой на образец.

        9.  Ребенок научится самостоятельно выделять 7 сходств и семь отличий при сравнении предметов.

        10. Ребенок сможет выполнять обобщения первого и второго порядка:

    - дикие и домашние животные;

    - растения (деревья, цветы, грибы, ягоды);

    - вещи (головные уборы, одежда, обувь);

    - рыбы,  спортивные принадлежности, птицы, насекомые.

    11.Ребенок сможет классифицировать предметы по двум признакам на основе имеющихся обобщений без помощи   взрослого.

Социально-коммуникативное развитие

  1. Ребенок сможет узнавать по пиктограмме  и называть эмоциональные состояния:  радость,  восторг, грусть,  гнев,   ярость,  удивление, испуг, растерянность, спокойствие.
  2. Научится  рассказывать о своем настроении.
  3. Усвоит не менее трех способов выражения и  изменения этих эмоциональных состояний.
  4. Умение объединяться в пары для совместной работы.
  5. Умение при помощи взрослого распределять роли в игре и придумывать дополнительные роли.
  6. Знание основных способов невербального общения.
  7. Принимать и удерживать 3 правила в игровой ситуации и учебной деятельности.
  8. Умение действовать по словесной и зрительной инструкции.
  9. Сформированность представлений о таких личностных качествах людей, как доброта и злость, жадность и щедрость, лень, капризность.
  10. Умение оценивать себя, выделяя в своем поведении эти качества.
  11. Проявление элементов рефлексии.

Художественно-эстетическое развитие

Знает  жанры литературных произведений.

Проявляет активность в музыкальной деятельности. Различает музыку по характеру.