Заикание
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Христофорова Наталья Александровна

Заикание: симптомы, причины, коррекция.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaikanie.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

Заикание.  Профилактика рецидивов.

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Заикание – мучительное, тяжелое расстройство речи. Оно трудно устранимо, дезорганизует личность ребенка, тормозит правильный ход воспитания и обучения, затрудняет нормальное включение дошкольника в детский коллектив.

Симптоматика заикания

I. Внешние симптомы

1. Судороги (клонические, тонические, смешанные)

  • Дыхательные
  • Голосовые
  • Артикуляторные

2. Сопутствующие движения.  

Это непроизвольные безусловно-рефлекторные движения, возникающие вследствие судорог речевого аппарата на другие мышцы тела (шеи, рук, ног, плеч).

3. Нарушение моторики.  

Выражено в повышении расторможенности или заторможенности.

4. Нарушение просодической стороны речи (темпа, ритма, паузации, интонации…)

II. Внутренние (психические) симптомы.

1. Логофобии.  Страх устной речи  может быть перед отдельным звуком, определенной ситуацией (перед выступлением, перед экзаменом…) страх перед общением с определенными лицами, страх телефона…

2. Сопутствующие движения.    Это произвольные, осознанные движения (ритуалы, уловки) моторного плана (подергал, постучал…), речевого плана (эмболофразии – употребление ненужных слов в потоке речи: э, но, так сказать…).

3. Доминирующие мысли о заикании, возникающие в период становления личности. Эти мысли мешают осуществлению жизненно-важных целей.

4. Изменение стиля речи.

Рассматривается как уловка: сокращение речи до двух слов «да», «нет»; многословие (один предмет заменяют называнием множества слов).

Обе группы причин и внешние и внутренние находятся в комбинации. В младшем возрасте (дошкольном) преобладают внешние, физические симптомы. По мере взросления все более главную роль занимает внутренняя (психическая) симптоматика.

Причины  заикания

I. Предрасполагающие

1. Невропатическая отягощенность родителей (наличие нервно-психических заболеваний).

2. Неврологическая отягощенность ребенка (страхи, эмоциональная напряженность, боязнь темноты…).

3. Неблагоприятное микросоциальное окружение (с ребенком не занимаются, требуют послушания…).

4. Физическая ослабленность ребенка.

5. Скрытая психическая ущемленность ребенка.

6. Недостаточность в области моторики и мимико-артикуляторных движений.

7. Принадлежность к полу (  4 : 1 =  мальчики : девочки)

II. Производящие причины

1. Анатомо-физиологические

- различные заболевания с энцефалопатическими последствиями

- различные травмы (внутриутробные, родовые, асфиксии, сотрясение мозга)

- истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикации (корь, скарлатина, дифтерия …)

- заболевания носа, носоглотки

- несовершенство звукопроизносительного аппарата (дизартрия, механическая дислалия)

2. Психические и социальные причины

- кратковременная психическая травма (испуг)

- обострение эмоционального напряжения в результате обиды, зависти, болезненной настороженности, ревности

- длительно действующая психическая травма (неправильные методы воспитания, различные требования со стороны родителей, заласканность, грубость, жесткость)

- неправильное формирование речи в онтогенезе (речь на вдохе, взахлеб, скороговоркой)

- перегрузка способных, но нервных детей речевым материалом

- несоответствующие возрасту усложнения, как речевого материала, так и интеллектуальной деятельности (ребенок посещает несколько кружков, секций, занимается иностранными языками …)

- полиглассия (многоязычие) (заикание бывает, как правило, только в одном языке)

- подражание речи заикающихся

- переучивание левшества

- при поступлении в школу (смена основного вида деятельности)

Нельзя назвать одну причину заикания. Их всегда несколько (комбинация).

Комплексный метод коррекции заикания

  • Лечебно-оздоровительная работа
  • Медицинское воздействие
  • Психотерапевтическое воздействие
  • Логопедическая работа
  • Логопедическая ритмика

Устранение  заикания

ПРАВИЛО:  отсутствие всякого рода разговоров при ребенке о его заикании – залог успеха.

В случае обнаружения у ребенка заикания сразу же под предлогом какой-либо болезни (не заикания) его нужно уложить в постель. Лучше, если это делается по назначению врача. Соблюдается полнейшая тишина. Не запрещается ребенку разговаривать, сами окружающие как можно меньше разговаривают с ним (режим молчания 1-2 недели). Вводится общий и речевой щадящий режим, соблюдение правильного распорядка дня. При правильном подходе заикание в большинстве случаев исчезает. Нужно оберегать ребенка от вредных воздействий на его нервную систему и укреплять достигнутый успех.

Рекомендуется родителям сразу же обратиться к невропатологу и психиатру.

Педагог должен взять заикающегося ребенка на особый учет, проявить к нему максимум внимания, чуткости, ласки и заинтересованности его личной жизнью и тем самым сблизиться с ним, расположить его к себе. Постараться сблизить заикающегося ребенка с наиболее уравновешенными, нормально говорящими детьми, предварительно побеседовав с ними (отдельно).  Одновременно педагог изучает семью ребенка, причины возникновения заикания и бытовые условия.

Рекомендации:

  • Личным примером и систематическими требованиями взрослый приучает заикающегося говорить медленно, плавно, ритмично, слитно. Спокойный, негромкий голос успокаивает ребенка, привлекает его внимание к речи говорящего.
  • Если ребенок начинает затрудняться произносить данное слово, взрослый спокойно подсказывает или произносит его и предоставляет ребенку возможность, не задерживаясь, продолжать говорить.
  • Нельзя заставлять ребенка произносить или повторять «трудные» для него звуки или слова, т.е. укреплять патологические временные связи.
  • С заикающимися детьми рекомендуют больше произносить или разучивать стишки, так как их ритм упорядочивает плавность речи. При этом нужно регулировать и речевое дыхание (после каждой строчки делается остановка и легкий вдох).
  • Очень полезно участие заикающегося ребенка в хоровом пении или пении в одиночку, потому что оно регулирует дыхание и устраняет прерывность речи, в речевых играх (речевое лото, домино, в мяч с речевым сопровождением), в хороводах и плясках и инсценировках , в чтении стихов хором или под музыку и с движением).

Все это воспитывает у ребенка уверенность в своих речевых возможностях и преодолевает страх.

  • Устранять дефекты звукопроизношения, так как они усиливают заикание.
  • Работать с дыханием (по методике)
  • Поощряется игра на детских музыкальных инструментах, танцы, движения с речью и по музыку или хлопки в ладоши (логоритмика). Все это, развивая ритмику движения, упорядочивает ритм речи, дисциплинирует заикающегося и создает у него бодрое настроение, укрепляет волю.
  • Моторика – учимся расслаблять мышцы (релаксация).
  • Воспитывать у ребенка уверенность в себе, сознание своей полноценности.
  • В случае сильного волнения, смущения или робости прервать судорожную речь, приласкать, утешить, успокоить, объяснить, что все его любят. Однако долго беседовать на эту тему не следует – важно вовремя отвлечь ребенка от тяжелых переживаний и мыслей.
  • Вовлекать в коллективную жизнь группы, но поручения давать посильные.
  • Осторожно выдвигать заикающегося ребенка на более активную деятельность. В этих случаях нужно очень внимательно поддерживать ребенка, следить, чтобы не усилилось заикание.  

      В случае ухудшения речи следует тактично, не ущемляя самолюбия ребенка, на время освободить его от этой деятельности.

  • Выявить основной интерес заикающегося и, если он здоровый, содействовать осуществлению его.
  • Нужно воспитывать у заикающегося навык во время речи смотреть собеседнику в глаза.
  • Приучать ребенка не торопиться с ответом, а сначала подумать, и не спеша, спокойно, слитно говорить.  Но вредно назойливо напоминать об этом, а тем более раздраженно требовать.
  • Если бывший заикающийся очутится в тех же условиях, при которых он стал заикаться, или напоминающих их, то возможен рецидив. Поэтому такого ребенка надо долгое время охранять от подобных раздражителей и вообще от сильных воздействий на его нервную систему.
  • Передавая ребенка в школу, воспитатель или родители должны дать учителю соответствующие разъяснения и рекомендовать определенный подход к ребенку.
  • Одним из лучших средств  преодоления заикания у дошкольников служит спокойная обстановка жизни ребенка, здоровый режим дня и правильное отношение окружающих.
  • Родителям следует рекомендовать летом увозить заикающегося ребенка из города на возможно долгое время (3-4 мес.) в тихое, спокойное место. Ребенок большую часть времени должен проводить в общении со спокойной, выдержанной, ласковой мамой, бабушкой и дружить не больше, чем с одним уравновешенным товарищем, лучше младшим по возрасту, не перегреваться на солнце, не перевозбуждаться в играх.

      Таким образом, главным являются психотерапия и укрепление общего здоровья.

  • Ежедневная зарядка, регулярные прогулки – лучший способ оздоровления. На прогулке стараться меньше бегать, меньше игр с элементами соревнования.
  • Родителям следует рекомендовать ограничить, лучше исключить просмотр телевизора. Исключением может быть любимая датская передача, которую ребенок посмотрит вместе со взрослым.
  • Перед сном читайте ребенку только добрые сказки.
  • Можно использовать шепотную речь (в игровых ситуациях «Горлышко болит»). На шепоте чаще всего нет заикания.
  • Даже радостное возбуждение ребенку противопоказано.
  •  Старайтесь удержать ребенка от речи, когда он на грани истерики или плачет. Нужно успокоить, отвлечь, приласкать.
  • Не делайте замечания, если ребенок употребляет эмболы (а, вот, ну, значит …). Употребление эмбол удлиняет время высказывания, дает возможность сосредоточиться, подготовить артикуляцию. Эмболы исчезнут, когда улучшатся речевые способности.
  • Не нужно заставлять ребенка пересиливать страхи и ругать за то, что он боится темноты. Не надо просить малышей рассказывать о своих страхах. Нужно показать, что вы знаете о том, что его тревожит, понимаете, что это может быть страшно, и постарайтесь успокоить тем, что вы рядом и от всего защитите.
  • Не раздражайтесь, когда ребенок что-то крутит в руках, - это в некоторой степени снимает напряжение, отвлекает от речевых трудностей.
  • Старайтесь устранить ситуацию, при которой усиливается заикание. Если это невозможно, надо подготовить ребенка так, чтобы он не боялся

     (посещение стоматолога).

  • Берегите и укрепляйте здоровье ребенка, оберегайте от различных инфекций (высокая температура может спровоцировать рецидив заикания).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заикание, виды заикания, основные рекомендации родителям заикающихся детей

В статье дается характеристика данного нарушения речи, раскрываются причины возникновения заикания, описываются виды заикания и советы родителям, что нужно делать при том или ином виде этого нарушения...

Заикание. Коррекция заикания.

Что такое заикание, причины его возникновения, симптомы и комплексный подход к преодолению заикания....

Заикание. Характеристика основных методик по преодолению заикания

Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы п...

Типы течения заиканий. Течение заиканий в разные возрастные периоды

Типы течения заиканий, их характеристика и особенности коррекционного воздействия...

Заикание. Коррекционная работа при заикании

Заикание. Коррекционная работа при заиканииОпределение заикания. Статистика.Интересные факты и историяМеханизм развития заиканияПричины развития заиканияЗаикание у детейФакторы риска развития заикания...