Развитие умения регулировать громкость голоса как одного из компонентов выразительности речи у детей с задержкой психического развития
методическая разработка по логопедии на тему

Одним из направлений коррекции состояния детей, имеющих диагноз ЗПР, является работа над понятием громкости голоса как интонационного средства выразительности речи. В результате таких занятий дети начинают выделять громкость голоса, слушать и слышать окружающую речь, использовать тихий и громкий голос в определенных жизненных ситуациях, в общении с детьми и взрослыми. Кроме того, стимулируются такие психические процессы, как восприятие, внимание, память, а также регулируется эмоциональное состояние.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие умения регулировать громкость голоса как одного из компонентов выразительности речи у детей с задержкой психического развития

Подготовила учитель-дефектолог ГБДОУ д/с №33 Приморского района г. Санкт-Петербурга Федорова Галина Владимировна

Одним из направлений коррекции состояния детей, имеющих диагноз ЗПР, является работа над понятием громкости голоса как интонационного средства выразительности речи. Умение говорить с нормальной громкостью является важным коммуникативным свойством и имеет существенное значение для развития восприятия и внимания. Способность изменять степень громкости голоса, владеть им, помогает даже регулировать поведение и спонтанные реакции коррекционных детей с ЗПР, а также влияет на психоэмоциональное состояние.

Тихий голос свидетельствует о желании быть услышанным только тем лицом, к которому непосредственно обращена речь, указывает на деликатность и мягкость говорящего. Также тихий голос может передавать угрозу, предупреждение. Громкий голос часто отражает веселое настроение, иногда — боязнь быть непонятым или неуслышанным. Одни коррекционные дети часто говорят громким голосом или даже кричат, другие используют тихий голос, т. к. неуверенны и робки.

В ходе коррекционной работы можно научить детей пользоваться изменением громкости голоса с помощью игровых упражнений и заданий, а также специально созданных условий, сюжетно-ролевых игр, театрализации. Необходимо расширять знания детей об уместности громкой или тихой речи в определенных ситуациях.

С этой целью рекомендую создавать игровые ситуации, использовать речь с движением, игры-мочанки, сюжетно-ролевые игры, рассказывать стихи, пересказы, использовать звучащие предметы и игрушки.

Создание игровых ситуаций

«Укладываем куклу спать»:

  • Задаем детям вопросы: «Как нужно говорить, когда укладываем куклу спать — тихо или громко? Каким голосом будем петь колыбельную? Почему?»
  • Даем прослушать запись колыбельной. Предлагаем спеть вместе тихим голосом.

Аналогично создаём игровые ситуации «В лесу», «На прогулке» и др.

Использование речи с движением

Дети учатся контролировать громкость голоса вместе с движениями.

«Кот и мыши»

Дети, взявшись за руки, ходят по кругу. (тихо).

Мыши водят хоровод.

На лужайке дремлет кот.

Дети грозят пальцем. (тихо).

Тише, мыши, не шумите.

Кота Ваську не будите.

Как проснётся Васька-кот,

Разобьёт ваш хоровод.

Кот просыпается, дети-мыши разбегаются, кот их ловит. (громко).

Вот проснулся Васька-кот—

Разбежался хоровод.

Аналогично рекомендую использовать «Конь меня в дорогу ждет», «Вот крадется черный кот», «Эй, лошадки, все за мной» и др.

Игры-молчанки

1. Тише, жабы! Ни гу-гу!

Ходит цапля на лугу.

Чтобы не было беды,

Наберите в рот воды.

2. Летели три утки — молчи три минутки!

И др.

Сюжетно-ролевые игры и театрализация

При распределении ролей следует обсудить, каким голосом будет говорить каждый участник, и дать образец. Театрализация способствует развитию умения регулировать громкость голоса.

«Пожарные»

  • Начальник пожарных дает команды громким голосом.
  • Пожарные отвечают более тихо и выполняют команды.

Можно использовать сюжетно-ролевые игры «Скорая помощь», «Магазин» и др.

Детям с 4 лет (средняя группа) рекомендую участие в театрализованных постановках.

Сказка «Теремок»: каким голосом говорит медведь? Как говорит мышка?

И т. д.

Стихи и пересказы

Предлагаю детям послушать стихотворение и выделить, где нужно читать громко, а где тихо.

Гром грохочет — бух! Трах!

Словно горы рушит.

Тишина в испуге — ах!

Затыкаем уши.

(Шлыгин А.)

При пересказе коротких текстов (преимущественно диалогов) учу детей регулировать силу голоса.

Использование звучащих предметов и игрушек

Можно подобрать различно звучащие погремушки, музыкальные инструменты, «шумовые» коробочки, наборы колокольчиков (по громкости звучания). Рекомендуется использование звуков природы: голоса птиц, животных, шума воды и пр.

«Ты сейчас в лесу»

Дети встают в круг. Один из детей — водящий, стоит в центре круга. Водящий закрывает глаза, дети идут по кругу и тихими голосами произносят стихи:

Ваня, ты сейчас в лесу,

Мы зовем тебя: «Ау!»

Ты глаза не открывай,

Кто позвал тебя — узнай!

Один из детей громким голосом зовет водящего по имени: «Ваня! Ау!»

Аналогично можно поиграть в «Тихо-громко», «Далеко-близко», «Как звучит» и др.

Такие игры очень нравятся детям, они пытаются правильно повторить, изменить громкость голоса, а также более внимательно вслушиваются в окружающую обстановку.

Заключение

Проводить игры и упражнения для развития громкости голоса нужно регулярно, включая в разные виды деятельности. В результате таких занятий дети начинают выделять громкость голоса, слушать и слышать окружающую речь, использовать тихий и громкий голос в определенных жизненных ситуациях, в общении с детьми и взрослыми. Кроме того, стимулируются такие психические процессы, как восприятие, внимание, память, а также регулируется эмоциональное состояние.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Использование опорных схем для развития связной речи у детей с задержкой психического развития"

Опыт работы "Использование опорных схем для развития связной речи у детей старшего дошкольного с задержкой психического развития"...

«Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития на занятиях по математике»

Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и о...

Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития

Практический материал может быть использован в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития.

Описывается как ведется поэтапная коррекционная работа  по развитию связной речи у детей с ЗПР....

Развитие речи у детей с задержкой психического развития со средствами игровых технологий

Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с задержкой психического развития (ЗПР), отмечают сложность и разнообразие картины дефекта (Т. А. Власова, М. С. Певзнер, К. С. Лебединская, ...

Консультация для педагогов «Формирование выразительности речи у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры»

В настоящее время привлекает к себе немало внимания проблема роста количества детей с задержкой психического развития (ЗПР). Полноценного развития детей данной категории можно достичь, создавая специа...