Главные вкладки

    Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития
    методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

    Практический материал может быть использован в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Развитие речи у детей с ЗПР22.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Развитие связной речи у детей c задержкой психического развития»

                              Уткина Галина Александровна

                                                            учитель-дефектолог МБДОУ  

                                                «Детский сад №54 комбинированного вида»                          

                                                                 Гатчинского района

                                                    

                                            

    Одной из актуальных проблем современной дефектологии является проблема нарушений речи у детей с ограниченными возможностями развития. Нарушения познавательной деятельности оказывают отрицательное влияние на весь процесс развития речи, на усвоение языковых закономерностей. Нарушение речи у детей с ОВР носит системный характер. Речь детей с ОВР имеет свои особенности:

    -Нет точных значений слова;

    -Не используются слова, обозначающие признаки предметов;

    -Невелика группа оценочных прилагательных;

    -Не понимают переносного значения слова;

    -Страдает понимание новых слов;

    -Испытывают трудности в употреблении предлогов. У детей с ОВР обнаруживается недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, недостаточная целенаправленность интеллектуальной деятельности, быстрая её пресыщаемость, преобладание игровых интересов. При работе с этими детьми нужно помнить, что скорость зрительного восприятия приводит к бедности зрительных представлений, а это отграничивает возможности наглядно-образного мышления. Эти особенности зрительного восприятия не могут не оказать отрицательного влияния на овладение зрительными образами букв.

    В структуре дефекта познавательной деятельности детей с ОВЗ большое место занимает нарушение памяти, понятийного мышления, абстрактного мышления, нарушены временные и пространственные понятия, нарушено внимание, объём его мал, а это влияет на протекание всех познавательных процессов, снижает эффективность овладение знаниями, умениями и навыками, в том числе и речевыми.

    Речь – основа всякой умственной деятельности. Умение сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется в процессе овладения знаниями через речь. Логически чёткая, доказательная, образная речь устная и письменная – показатель умственного развития воспитанника.

    Я с детьми с ОВЗ. При обследовании обнаруживается бедность словарного запаса, своеобразие лексики, проявляющееся в неточности употребления слов, несформированности обобщающих понятий, в недоразвитии анотомических и синонимичных средств языка. При работе над словом больше внимание уделяю толкованию слова, обращаю внимание на истоки слова, сочетаемость слов, антонимы, синонимы, словарно-орфографическую работу.

    Большое внимание уделяю уточнению и расширению представлений. Стараюсь, чтобы воспитанники поняли, что каждое слово имеет определённое значение и, чтобы выразить свою мысль, нужно подобрать подходящее слово, чтобы за словом вставал соответствующий образ.

    В этой работе мне помогает «Словарь оживляемых ассоциативно-значимых понятий» и пособие В.П. Канкиной «Работа над трудными словами».

    Любят воспитанники работать с загадками. А что такое загадка? Загадка – это описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса.

    Любит кошка на обед

    Виноград и винегрет

    Отвечайте, правда ли?

    Дети с удовольствием работают с таким материалом и другими загадками. Они учатся рассуждать, доказывать.

    В своей работе много внимания уделяю работе с пословицами и поговорками, помня, что они активизируют мыслительную деятельность, тренируют память, расширят словарь. Можно дать часть пословицы или поговорки:

    Сделал дело …

    Дал слово …

    Семь раз отмерь …

    Век живи …

    Слово не воробей …

    Тише едешь …

    Воспитанник говорит пословицу полностью или вторую часть пословицы (поговорки).

    При работе с предметными картинками много внимания уделяю объяснению значений слов по вопросам: Кто это? Что это? Что здесь нарисовано? Продуманная целенаправленная беседа по картинке может дать большой материал для обогащения словаря. Стараюсь разнообразить виды бесед, но как правило, я предлагаю:

    -Рассмотреть;

    -Ответить на вопрос – что здесь нарисовано? Или кто?

    -Надо уделить внимание предмету по форме, по вкусу, по цвету, сравнению, описанию.

    Работу по развитию речи строю следующим образом:

    -Предложения из отдельных слов;

    -Рассказ из отдельных предложений;

    -Ответы на вопросы;

    -Рассказы по вопросам;

    -Рассказ по картинкам и вопросам;

    -Рассказ по началу;

    -Рассказ по серии картин.

    Использую дидактический материал по развитию речи Ф. Д. Костенко «Работа над устной речью».

    Большое внимание стараюсь уделить работе над образными выражениями. Они развивают наблюдательность, углубляют запас представлений об окружающей действительности, оказывают влияние на формирование воображения.

    Например: … И щёки горят огнём.

                 И обувь горит на нём.

            Каша в голове у дяди Саши.

                И ботинки просят каши.

    Для развития внимания, мышления привлекаю такой вид работы:

    Рисунки.

    …Девочка уснула, не убрав свои вещи. Шесть из них утащил щенок.

    Посмотри, какие? Можно провести беседу. Обобщить – одежду, школьные принадлежности, игрушки.

    …Двое мальчиков посадили по дереву и решили защитить их от вредителей. Но сделали это по-разному.

    Кто из них сделал правильно?

    «Что случилось?» Задание:

    Рассмотреть;

    -Составить рассказ;

    -Сделать вывод – как мы должны относиться к птицам. Доказать, что они наши друзья.

    Дети с ОВР испытывают трудности в употреблении предлогов. При работе над этой темой привлекаю наглядность, которая активизирует зрительный анализатор. По иллюстрациям провожу и беседы, помня слова К.Д. Ушинского «…начните показывать картинки и класс заговорит, а главное – заговорит свободно, непринуждённо».

    Зная, что образное мышление доставляет удовольствие и облегчает процессы запоминания, поэтому на занятиях развиваю образные представления помня, что:

    -Конкретное мышление помогает памяти;

    -Нужно преобразовать абстрактную идею в конкретную форму и мы получим мысленный образ и чем специфичней образ, тем он легче запомнить.

    Эмоционально окрашенные образы воспроизводятся лучше. А чтобы воспроизвести зрительный образ, нужно извлечь из памяти информацию о данном предмете. Следовательно, чтобы корригировать память, улучшить её, нужно уделять должное внимание образным представлениям и воспроизведению зрительных образов. Рекомендую такие упражнения для развития способностей к воссозданию мыслительных образов и эмоций. Дать несколько слов или фраз и попросить детей зримо представить в уме смысл их. Зримый образ, прямо отвечающий понятию, (дерево, снег, заяц) возникает легко, почти автоматически, а фраза – белочка грызущая орех, спящий ребёнок, вызывают у детей затруднения, требуют усилий воображения.

    Можно дать 5-7 слов, 3-4 фразы. Сколько дети запомнят. А вот другой вид работы. Воспитанникам читают с карточки несколько предложений типа:

    • Острый нож;
    • Острый нож, режущий сыр;
    • Острый нож, режущий палец.
    • Падающие листья;
    • Красные и жёлтые листья;
    • Красные и жёлтые листья в саду.
    • Птичка, клюющая корм в саду;
    • Птичка, купающаяся в луже;
    • Птичка, которая взлетает, спасаясь от кошки.

    Запомнить, закрыв глаза, расслабиться и представить их в виде картинок. Открыть глаза, вновь вспомнить. Нужно привлекать воображение для эстетического обогащения: времена года, солнышко, море, дремлющий кот, цветы и т.д. для выполнения этих упражнений можно расслабиться, закрыть глаза и нарисовать в уме чёткую картину, а потом рассказать. Это методика Д. Лапп. Хочется остановиться на вопросе о памяти и внимании. Плохая работа памяти часто бывает результатом недостатка внимания. Быть внимательным – это значит хорошо воспринимать то, что происходит вокруг нас. Интересны наблюдения профессора Эткена, чья феноменальная память много лет была предметом изучения: «Я открыл, что чем больше силюсь что-то вспомнить, тем более нуждаюсь в расслаблении, а вовсе не в концентрации внимания, как это обычно думают. Вначале, конечно, необходимо сосредоточить внимание, но как только это станет возможным, нужно расслабиться. РАССЛАБИТЬСЯ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ВОЗРОСЛО ВНИМАНИЕ»

    Я беру упражнения для расслабления мышц кистей, предплечий, ног и лица. Например: для снятия напряжения в мышцах – расслабляются части тела в указанном порядке, начиная с пальцев ноги. Контролируем дыхание: оно должно быть неглубоким и регулярным. Детям нравится упражнения на релаксацию.

    Посмотрите: МЫ – ОЛЕНИ.

    Рвётся ветер нам навстречу!

    Ветер стих, расправим плечи,

    Руки снова на колени,

    А теперь немного лени …

    Руки не напряжены

    И расслаблены.

    Знайте девочки и мальчики:

    Отдыхают ваши пальчики.

    Эти упражнения можно найти в книге «Устранение заикания у дошкольников в игре» И.Г. Выгодская, В.Л.Пеллингер, Л.П.Успенская.

    Расслабление улучшает внимание. Оно даёт возможность оценить ситуацию и сосредоточиться. Ритмичное дыхание снимает избыток напряжённости и способствует лучшей концентрации внимания. Об этом нужно помнить.

    Дети легче, быстрее запоминают то, что им интересно. Поэтому использую доступную, целенаправленную, красочную наглядность, аудиозаписи, загадки, скороговорки, чистоговорки, шутки, стихи, поговорки, пословицы, продумываю приёмы и методы обучения с учётом индивидуального подхода к воспитанникам.

    Таким образом, развивая связную речь на занятиях, я корригирую познавательную деятельность.

    Литература: Формирование связной речи детей. Л.Н. Ефименкова, И.Н.    

                         Садовникова, 1970

              Дидактические материал по развитию. Д.Ф.Костенко, 1979

              Устранение заикания. И.Г.Выгодская, Е.Л.Пеллингер,    

              Л.П.Успенская, 1984

              Подумай и ответь. Л.А.Иекатова, 1989

                          Радость познания. Е.Н.Потапова, 1992


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности проведения занятий по формированию связной речи у детей с задержкой психического развития

    В статье изложены особенности проведения занятий по формированию связной речи у детей с задержкой психического развития....

    Опыт работы "Использование опорных схем для развития связной речи у детей с задержкой психического развития"

    Опыт работы "Использование опорных схем для развития связной речи у детей старшего дошкольного с задержкой психического развития"...

    Методы и приемы формирования связной монологической речи у детей с задержкой психического развития

    Методы и приемы формирования связной монологической речи у детей с задержкой психического развития....

    «Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития на занятиях по математике»

    Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и о...

    Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития.

    Описывается как ведется поэтапная коррекционная работа  по развитию связной речи у детей с ЗПР....

    Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью моделей и картинно-графических схем.

    Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью моделей  и картинно-графических  схем.           В практике развития речи дошко...