РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ СТОРИТЕЛЛИНГ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ «КУБИКОВ ИСТОРИЙ»
статья по развитию речи (старшая группа)

БОРЗОВА АЛЬБИНА ЮРЬЕВНА

В статье рассматривается возможность эффективного применения инновационной технологии сторителлинг с использованием «Кубиков историй» для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ СТОРИТЕЛЛИНГ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ «КУБИКОВ ИСТОРИЙ»

  К числу важнейших задач коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с задержкой психического развития относится формирование у них связной монологической речи. Данные дети испытывают значительные трудности в овладении навыками связной речи. Это обусловлено недоразвитием основных компонентов языковой системы: фонетико-фонематического, грамматического, лексического, недостаточной сформированностью произносительной (звуковой) и семантической (смысловой) стороны речи. У них отмечаются трудности прoграммирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний характерен нарушение связности, пoследовательности изложения, смысловые пропуски, выраженная «немoтивированная» ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи и др.

     Важность работы над развитием связной речи детей с ЗПР  побудила нас искать новые, более продуктивные методы, подходы к решению этой проблемы. Нас заинтересовал новая интерактивная технология «Сторителлинг», которая раскрывает каждую из пяти представленных областей развития ребенка. Особенно данная технология способствует эффективному  развитию связной речи у детей с ОВЗ.

Слово «сторителлинг» в переводе с английского звучит как «рассказывание историй. Сторителлинг для дошкольников  – это интересная, увлекательная игра, состоящая из девяти кубиков, на которые наклеены 54 картинки, которые погружают детей в мир фантазий и приключений.   А для педагогов -  возможность для развития и обогащения связной речи.

Учитывая особенности развития детей с ЗПР, мы решили  использовать «Кубики историй» как одну из форм сторителлинга.  Взяв за идею оригинальную версию игры, мы решили сделать свои «Кубики историй» с яркими предметными и сюжетными картинами и адаптировать для детей с ЗПР.

Прежде чем начать пользоваться с «кубиками историй», мы познакомили детей с кубиками и  с  правилами  игры: вступление должно быть короткое (жили-были.., однажды…,когда-то давным-давно…., в некотором царстве, в некотором государстве.. и т.д.), обязательно наличие какого-нибудь интересного для детей  героя, развитие событий с героем, кульминация (решение проблемы), заключение (короткая, одним предложением «мораль» рассказа). Для усвоения данных правил, мы использовали прием «я составлю, а вы посмотрите, послушайте и запоминайте». Для тех детей, кто не понял смысл правил, мы провели индивидуальную работу.

В младшем дошкольном возрасте мы  активно использовали кубики

для обогащения словарного запаса детей,  формирования грамматического строя языка,  для обучения составлению фразы из 2-4 слов. В основном использовались кубики, содержащие картинки только одной категории  и тематические кубики.

На начальном этапе составления рассказов с помощью «кубиков историй» мы сами принимали активное участие, т.к. детям сложно было  придумывать развитие событий, даже с опорой на кубики. Поэтому мы упростили задачу: первый кубик бросает ребёнок, а следующий — воспитатель, и т. д., затем раскладываются кубики и совместно придумывают сюжет рассказа. В данном случае есть возможность направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении.

Уже после нескольких игр дети сами начали составлять небольшие истории, понимая, как интерпретировать и связать картинки в сюжетную линию, как начинать и заканчивать повествование. Им было интересно и весело.

 Для закрепления темы «Дикие животные», например, нами использовались  кубики с картинами диких животных, средой их обитания, жилищами, детенышами. Дети высыпают «кубики историй», ставят их в ряд и рассказывают, что у него получилось. У каждого ребенка получается свой увлекательный, интересный рассказ.

Для составления короткого рассказа мы использовали кубики с картинками из одной категории (не менее 4-6 штук), так чтобы на выпавших гранях дети увидели один персонаж, одно место действия, один предмет и т.д. Из «волшебного мешочка» высыпаем кубики, дети раскладывают кубики для выступления, педагог помогает выбрать подходящие слова основной части и конца, при необходимости задает наводящие вопросы, чтобы связать картины в одну сюжетную линию. Сначала дети составляю рассказ из   3 кубиков (персонаж, место действия, предмет), затем задание усложняется - составляется рассказ уже из 6 кубиков (волшебник, персонаж, волшебный предмет, место действия, действие).

На более продвинутом этапе, когда дети уже познакомились с правилами игры, накопили некоторый опыт составления рассказов по «кубикам историй», мы начали использовать разноплановые кубики, на гранях которых нанесены изображения из разных категорий.

Часто, для активизации составления рассказа, чтобы заинтересовать и увлечь ребенка в этот процесс, мы придумывали различные методы, как, например, элементы мозгового шторма. Например, воспитатель рассказывает детям: «К нам в гости пришел Лунтик. Откуда он к нам пришёл? Как он выглядит? Что он чувствует? Мне кажется, что он плачет, как вы думаете, почему? А каким он был раньше? А раньше, что он чувствовал? Что мы с вами можем сделать, чтобы он перестал плакать?», т.е. создает основу, своими вопросами он побуждает детей  создавать свою историю. Дети с удовольствием расскзывают свою версию предположений, выбрав и разложив логически свои кубики.

Часто мы создаем для детей интересную проблемную ситуацию, подсказав начало или конец рассказа. Дети самостоятельно при помощи «кубиков истории» создают свой рассказ, при этом эмоционально пережив действия героев.

В процессе развития связной речи детей с ЗПР  можно составить и сторителлинг на реальных ситуаций (ситуации из жизни), и  сторителлинг на основе повествования, и сторителлинг со сказочным и фантасическим сюжетом, сторителлинг на основе проблемных ситуаций, и сторителлинг на основе сценария.

Успех во многом зависит от мастерства педагога, его артистизма, в умении импровизировать, от умения увлечь детей, вызвать желание играть и, играя, развивать связную речь.

            Таким образом, техника «сторителлинга», которая лежит в основе игры «Кубики историй», открывает уникальную возможность для развития коммуникативной компетенции детей, облегчает запоминание сюжета, эффективна в процессе рассуждения.

Мониторинг, проводившийся в старшей группе детей  с ЗПР, показал эффективность использования игровой технологии «Сторителлинг». Прогрессирующий рост уровня развития связной речи детей наглядно иллюстрирует это.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, 2013. [Электронный ресурс].http://base.garant.ru/70512244/

2. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи – М.: Владос, 2008.

3. Давыдова Ольга. Осваиваем новый интерактивный метод работы с детьми – сторителлинг // Справочник старшего воспитателя дошкольного

учреждения. - №4 Апрель - 2017.

4. Сидорчук,Т.А. Технологии развития связной речи/ Т.А. Сидорчук, Хоменко Н.Н. – М.: Академия, 2004. - 304с.

5. Федорова С. В., Барчева А. А. Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №16.

6. https://www.beluo31.ru/wp-content/uploads/2021/07/68_


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Использование опорных схем для развития связной речи у детей с задержкой психического развития"

Опыт работы "Использование опорных схем для развития связной речи у детей старшего дошкольного с задержкой психического развития"...

Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития с использованием методики работы над стихотворным текстом

Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития с использованием методики работы над стихотворным текстомЭпиграфКраткая характеристикаОбзора научно – теоретической литературы (по...

Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития с использованием методики работы над стихотворным текстом

Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития с использованием методики работы над стихотворным текстом1. Эпиграф2. Цель исследования3. Гипотеза4. Обзор используемой литературы5. Цел...

«Развитие связной речи и воображения у детей посредством инновационной технологии сторителлинг с использованием «Кубиков историй»

Термин «сторителлинг» пришел к нам из английского языка и в переводе звучит как «рассказывание истории», но в русском языке этому термину имеется весьма хороший синоним &ndash...

Педагогическая находка «Развитие связной речи и воображения у детей посредством инновационной технологии сторителлинг с использованием «Кубиков историй»

Педагогическая находка «Развитие связной речи и воображения у детей посредством инновационной технологии сторителлинг с использованием «Кубиков историй»Свое выступление я хочу начать...

Опыт работы «Развитие связной речи и воображения у детей посредством инновационной технологии сторителлинг с использованием «Кубиков историй»

laquo;Развитие связной речи и воображения у детей посредством инновационной технологии сторителлинг с использованием «Кубиков историй»....