Памятка для родителей
консультация по логопедии (старшая группа) по теме

Датская Елена Ивановна

В памятке собрана информация по развитию фонематического слуха детей. Вниманию родителей предложены варианты различных игр дома, на прогулке, в транспорте и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_roditeley_razvitie_fonematicheskogo_slukha.docx20.15 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

«Игры и упражнения на развитие фонематического слуха ребенка»

Гуляя с ребёнком, привлекайте его внимание к звукам: как поют птицы, журчит ручей, гудит машина, лает собака, каркает ворона, шуршат листья. Дома послушайте вместе, как тикают часы, льётся вода из крана, звонит телефон и т. д. Попросите малыша определить тот или иной звук.

     Для воспитания слухового внимания, способности дифференцировать слуховые раздражители широко используются звуковые игрушки.

Подарите своему ребёнку  музыкальные игрушки: гармошку, барабан, колокольчик, металлофон, бубен, дудочку, свистульку – они развивают слуховое внимание. Когда он уже достаточно привыкнет к звучанию игрушек, попросите его по звуку определить, какая именно из них прозвучала, предварительно скрывшись с ними за ширмой или в соседней комнате. Играя со звучащими игрушками, ребёнок учится различать звуки: долгие и короткие, высокие и низкие, громкие и тихие. Он может передавать ритм, темп, силу звучания в соответствии с предложенным игровым образом. 

 Помешивая ложкой в стакане, закрывая крышкой кастрюлю, предложите отвернувшемуся ребенку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки.

Игры: «Что стучит/ звучит»,  «Кто кричит», «Какой звук/ мелодия/ голос»

Ритмический рисунок. Воспроизведение рисунка предложенного взрослым (!!!  !!; !  !!...)

Подражание героям сказок. При чтении литературы взрослый изменяет тональность и высоту голоса, подражая героям. Затем когда ребенок составляет пересказ, также передает голосом характер героя.

Выразительное чтение стихов. Изначально при заучивании стихотворения следить за выразительностью. 

Разумеется, полезно слушать музыку, грампластинки и аудиокассеты с записями хорошо известных сказок: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка» и т. д.

 Учите малыша петь и пойте вместе с ним: пение не только развивает слух, но и способствует развитию речевого аппарата – улучшается переключаемость с одной артикуляции на другую, увеличивается объём, скорость и сила движений языка, губ, работают голосовые связки. 

 Узнай звук

♦Это упражнение учит определять наличие или отсутствие заданного звука в слове на слух. Предложите вашему ребенку выполнять определенное действие (поднимать руку, хлопать в ладоши, топать ногой), когда он услышит слова с заданным звуком. Если у ребенка есть проблемы с различением конкретного звука — делайте упражнение на этот звук, если проблем нет — выберите наиболее вероятные «проблемные» звуки.

 Вместе с ребенком попробуйте приготовить ужин (в названии блюд должен быть звук «с»: салат, сырники, морс, суп).  Не путайте твердые и мягкие согласные звуки! И если ребенок скажет «селедка», то похвалите его, но интонацией дайте почувствовать разницу между звучанием твердого и мягкого звука. По этому же принципу придумайте меню с названием блюд, где встречаются другие звуки.

 Предложите ребенку убрать или помыть посуду, в названии которой есть звук «ч» - чашка, чайник, а затем со звуком «л» - ложки, вилки, салатник и т.д.

 Покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук «р». Если ребенок затрудняется ответить, предложите наводящие вопросы:

  • Кар-р-р-тофель или капусту? 
  • Ар-р-р-буз или дыню? 
  • Пер-р-р-сики или бананы? 
  • Лук или огур-р-р-цы? 
  • Помидор-р-ры или баклажаны?

Какое слово лишнее?

Из ряда слов, исключить слово без заданного звука. Напр.: бобёр, барсук, гусь, банан; мишка, малина, крапива, морж; …

Что общего?

Произнесите три-четыре слова, в каждом их которых есть определенный звук, и спросите у ребенка, какой звук общий для всех этих слов. Желательно, чтобы заданный звук находился в словах на разных позициях — в начале, в середине и в конце. Например: цапля, нарцисс, молодец.

Раз, два, три — быстрей сообрази!

В этом упражнении ребенку нужно придумать слово, которое будет отвечать определенным критериям, например:

  • Назови слово, которое начинается с того же звука, что и слово «шуба».
  • Придумай слово, которое начинается с последнего звука слова «арбуз».
  • Вспомни название рыбы, в котором есть последний звук слова «замок» (щука, карась, карп...).
  • Подбери слово, в котором первый звук — с, а последний — к.
  • выбрать картинку, на которой изображен предмет с заданным звуком, или простой найти такой предмет в комнате.
  • преобразовать слова различными способами:

- добавляя звук (рот-крот, осы-косы, мех-смех);

        - изменяя один звук слова (сом – сок – сук – суп – сух  - сох – сор – сыр    – сын  - сон);

        - переставляя звуки (пила – липа, палка – лапка, кукла – кулак);

Если использовать для загадок небольшие стихотворения с пропуском последнего слова, это будет игра на формирование полноценного фонематического слуха, так как ребёнку надо будет подобрать отгадку в соответствии с рифмой стихотворения. Для этого поиграйте в игру Доскажи словечко:

Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост-краса. Кто это? (Лиса).

Пышный хвост торчит с верхушки. Что за странная зверюшка? Щёлкает орехи мелко. Ну, конечно, это …(белка).

Кто-то что-то перепутал

 Иногда заменяйте в тексте знакомое слово на другое, смешное, неожиданное для ребенка и привлекайте внимание ребенка к шутке. Стихи могут быть самыми разными, например:

- Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в
кости.

- Самолёт построим сами,
Понесёмся над
весами.
Понесёмся над
весами,
А потом вернёмся к маме.

- Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо
лампочки погреть. 

- Хвост с узорами,

сапоги со шторами.

- Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин том.

- За окошком зимний сад,

Там листочки в бочках спят.

- Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет мёд.

- Кот плывет по океану,

Кит из блюдца ест сметану.

- Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползёт зелёный лук

С длинными усами.

- Божья коробка,

полети на небо,

Принеси мне хлеба.

Русская красавица своей козою славится.

Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.

Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

Прошлой ночью дождик был, в почку он воды налил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей Памятка по обучению детей правилам дорожного движения

Уважаемые родители хочется напомнить Вам еще раз правила безопасного поведения на улицах нашего города. 1. Переходите дорогу размеренным шагом. Выходя на проезжую часть дороги прекратите разговариват...

Памятка для родителей «Памятка родителям от детей»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШЕОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 6 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКОГО РАЙОНА Памятка для родителей «Памятка род...

консультация для родителей "Безопасные окна" памятки "Как предотвратить выпадение ребёнка из окна" памятка для родителей "Безопасность при движении зависит и от вас" листовка "Тонкий лёд" памятка для родителей "Безопасный интернет"

фликерыСоветы безопасного поведения на дороге3Д-ручка для ребёнка-интересная информация.безопасность на льдуКонсультация для родителей "Безопасные окна"памятки  "Как предотвратить ...

Памятка родителям "Развития речи ребенка 5 – 6 лет" (Памятка для родителей)

Памятка для родителей содержит материал по характеристике речи детей 5-6 летнего возраста....

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....