«Создание условий для формирования у детей подготовительной к школе группы с ЗПР представлений о мире насекомых используя нетрадиционные логопедические технологии»
проект по логопедии (подготовительная группа) на тему

Содержание

 

1. Актуальность …………………………………………….…………….………2          

2. Проблема……………………………………………………………..…………2

3. Цель проекта………..…………………………………………….…………….2

4. Задачи проекта………………………………………………………………….2

5. Вид проекта…………………………………..……………..…………………..2

6. Сроки реализации…………………….……….……..…………………………2

7. Участники проекта………………….…………….……………………………2

8. Необходимые материалы……………………………….………….…………..2

9. Ожидаемые результаты …………………………………...…….……………..2

10. Этапы реализации проекты…………………………………………………..3

11. Результативность……………...………………………….….………………..3

11. Предварительная работа…………………………………….………………..4

12. Список литературы ………………………………………….………………..5

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_111.docx38.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение детский сад  комбинированного вида №37

352932, РФ, Краснодарский край, г.Армавир,

ул.Тимирязева, 70

e-mail: armdosad37@ro.ru

Образовательный проект по теме: «Создание условий для формирования у детей подготовительной к школе группы с ЗПР представлений о мире насекомых  используя нетрадиционные логопедические технологии»

Автор проекта: учитель-дефектолог,

Баканова Марина Михайловна

г.Армавир

2014г

Содержание

1. Актуальность …………………………………………….…………….………2          

2. Проблема……………………………………………………………..…………2

3. Цель проекта………..…………………………………………….…………….2

4. Задачи проекта………………………………………………………………….2

5. Вид проекта…………………………………..……………..…………………..2

6. Сроки реализации…………………….……….……..…………………………2

7. Участники проекта………………….…………….……………………………2

8. Необходимые материалы……………………………….………….…………..2

9. Ожидаемые результаты …………………………………...…….……………..2

10. Этапы реализации проекты…………………………………………………..3

11. Результативность……………...………………………….….………………..3

11. Предварительная работа…………………………………….………………..4

12. Список литературы ………………………………………….………………..5

Актуальность.

        Готовность к обучению грамоте является одним из показателей готовности ребенка к школе.

        Дети задержкой психического развития (ЗПР) обращают на себя особое внимание, поскольку особенности нарушений психического развития поддаются коррекционным воздействиям, и поэтому усилия учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, в первую очередь, должны быть направлены на разработку эффективных методов и  приемов формирования и развития различных сторон познавательной сферы данной категории детей.

        Эта проблема приобретает особую актуальность в старшем дошкольном возрасте, когда у детей формируются предпосылки к овладению грамотой, которые важны для будущего обучения чтению и письму в школе, в связи, с чем развитие познавательных способностей у детей  с ЗПР является одним из важнейших направлений работы в условиях дошкольного образовательного учреждения.

        Ребенок развивается полноценно, если активно взаимодействует с окружающим миром. Осознанно-правильное отношение дошкольников к окружающей их природе базируется на чувственном восприятии, эмоциональном отношении к особенностям жизни, развития живых существ, которые являются частью мира, в котором живет ребенок. Насекомые – это самые маленькие обитатели природы. Они разнообразны, интересны, иногда непонятны.

Проблема.

  С помощью, каких  педагогических технологий можно познакомить дошкольников с миром насекомых, привить гуманное отношение к живым существам.

Цель проекта

Создание условий для формирования у детей подготовительной к школе группы с ЗПР представлений о мире насекомых , используя нетрадиционные логопедические технологии.

Задачи проекта

-Использовать новые логопедические  технологии: аурикулотерапию, хромотерапию, японскую методику пальцевого массажа и др.

- расширить и систематизировать знания детей о насекомых;

- обучить навыкам звукового анализа и синтеза;

- развивать и активизировать словарь;

- развивать у детей наблюдательность, память, внимание;

-формировать эмоциональное отношение ребенка к природе, познавательный интерес.

Вид проекта: познавательный.

Сроки реализации.

Краткосрочный (в течение двух месяцев: октябрь, апрель)

Участники проекта.

Дети подготовительной к школе группы с ЗПР, учитель-дефектолог, логопед, психолог, воспитатели, родители.

Необходимые материалы.

Картинки с изображением насекомых, карточки, трафареты, счетные палочки, кассы-букв и т.п.

Ожидаемые результаты:

- сформированная база знаний о мире насекомых;

- расширение и активизация словаря;

- развитие у детей памяти, внимания, мышления, воображения;

- сформированное индивидуально-ценностное отношение к миру насекомых у каждого ребенка.

Методы и приемы:

-шнуровки, штриховки, трафареты, выкладывание из палочек, нахождение букв похожих на насекомых, дорисовывание элементов букв, использование

в групповых и индивидуальных НОД нетрадиционного массажа (пальцевого массажа, ушных раковин – ауриколотерапия, массаж лица).

 

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап:

- подбор фото и видео сюжетов, иллюстрации по теме «Паукообразные насекомые»;

-подбор и чтение художественной и энциклопедической литературы, заучивание стихов, подбор загадок по теме проекта;

- изучение методической литературы по теме проекта;

-составление тематического  планирования  НОД по образовательным областям «Познавательное развитие», «Речевое развитие»;

- изготовление игр, карточек по развитию речи, грамоте для индивидуальной работы с детьми с использованием нетрадиционного массажа;

- разработка дидактического материала для НОД по обучению грамоте, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром;

- разработка диагностических карт по данному разделу;

- обследование детей;

-  подготовка консультаций , буклетов для родителей, воспитателей по теме проекта.

Основной этап:

- проведение НОД;

-проведение консультаций с воспитателями и родителями по теме проекта;

-проведение открытых НОД для воспитателей, родителей;

-закрепление нового материала воспитателями во второй половине дня (коррекционный час).

Заключительный этап:

- проведение итогового мониторинга и анализа результатов;

- обсуждение итогов на педагогическом совете ДОУ;

-распространение опыта работы проекта среди учителей- дефектологов города.

Результативность.

В результате работы с использованием различных видов технологий по формированию у детей представлений о насекомых, по развитию речи, познавательной активности, работая в тесной связи с воспитателями ДОУ, родителями, удалось добиться следующих результатов:

- дети подготовительной к школе группы накопили достаточный объем знаний о насекомых, сформировалось личностное отношение к миру насекомых;

- расширился и активизировался словарь детей, сформировалось умение задавать вопросы, отвечать на них, составлять и пересказывать рассказы о насекомых;

- развились память, внимание, воображение;

- сумели вызвать интерес к этой проблеме у большинства родителей этой группы.

Список литературы

1 Веракса Н.Е. Работа над проектами в детском саду // Современное дошкольное образование – 2008 - №5

2. Рыжкова Н. О программе экологического образования дошкольников // Дошкольное образование – 2004 – №11

3. Ундзенкова А.В., Колтыгина Л.С. Графемика. Екатеринбург. 2006. 127с

4. Быстрова Г.А. Логопедические игры и задания. СПб., «Каро» - 2000 –95с

5. Шакова Т.В. Диагностика в нарушении в развитии детей с ЗПР. СПб., «Детство-Пресс»-2011-101с

6. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6т Т-5. Основы дефектологии-М., 1983-368с

7. Акименко В.М. Новые логопедические технологии. Р-на-Д «Феникс»- 2008-105с

8. Дубровский В.Н. Энциклопедия массажа. М., 1998

9. Карслиева И.В. Комплексная коррекционная работа по подготовке дошкольников с ЗПР обучению к грамоте. СПб., «Детство - Пресс»-2012

Конспект по формированию лексико-грамматических навыков на непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте.

(подготовительная к школе группа)

Тема: «Звук «Ж», буква Ж. Лексическая тема: «Насекомые».

Цель занятия: автоматизация звука «Ж» в речи, закрепление зрительного образа звука «Ж»

Задачи:

- совершенствовать звукобуквенный анализ слов;

- закрепить навык деления слов на слоги;

- расширить и активизировать словарный запас по лексической теме «Насекомые;

- учить согласовывать в речи числительные с существительными;

- формировать практический навык составления предложений с предлогами;

- формировать навык согласования существительных с глаголами;

- развивать фонематическое восприятие, внимание, мышление, память;

- формировать правильное отношение к объектам природы.

Оборудование

Магнитная доска, плакаты с изображением насекомых, картинный раздаточный материал, фишки трех цветов, наборы для графической записи предложений.

Лексический материал

-имена существительные: пчела, оса, муха, муравей, улитка, стрекоза, гусеница,

- божья коровка, таракан, сороконожка,

- глаголы: летают, порхают, ползают, опыляют, прыгают, жужжат, стрекочут и т.д.

Предварительная работа:

Чтение и заучивание стихов, рассматривание картин, наблюдение в природе.

Организационный момент.

«Бабочки»

Учитель-дефектолог. Послушайте внимательно загадки. На дорожку вышли рожки, Вы не будете бодать? Я их потрогала немножко, Рожки спрятались опять, (улитка).

То погаснет, то зажжется. Ночью в роще огонек. Угадай, как он зовется? Золотистый... (светлячок)

Не зверь, не птица Носок как спица Летит-кричит Сядет-молчит, (комар)

Дети отгадывают загадки.

Учитель-дефектолог. О ком эти загадки? Дети. О насекомых.

Учитель-дефектолог. Каких насекомых вы знаете еще? Дети называют насекомых.

Учитель-дефектолог. Что общего в их строении, чем отличаются? Дети. У насекомых есть голова, глаза, шесть лапок, (у паукообразных восемь), усики, у некоторых насекомых есть крылья. Учитель-дефектолог. Где живут насекомые? Дети. В норках, дуплах, муравейниках, а улитка носит свой домик с собой.

Игра «Подбери слово».

Подбор глаголов к слову насекомые: летают, порхают, ползают, сосут, кусают, жалят, жужжат, звенят, гудят, вредят, прячутся, засыпают, трудятся, переносят.

Сообщение темы занятия:

Учитель-дефектолог. Сегодня мы продолжим знакомство со звуком «Ж». Артикуляция звука - губы вытянуты, зубы сближены, кончик языка вверху, За передними зубами, посередине язычка бежит сильная воздушная струя. Характеристика звука - согласный, твердый, звонкий. Портрет звука. Эта буква высока. Эта буква широка И при этом словно жук Издает жужжащий звук. Дети рассматривают букву и букву. Учитель-дефектолог. Предлагает обвести и заштриховать букву.

Дети. Выполняют штриховку буквы. Учитель-дефектолог. Давайте поиграем, узнаем кто внимательный.

Игра «Не ошибись»

Произнесение слогов жа-жа-жу,яж-яж-еж...

Проговаривание скороговорки: «Жук упал, и встать не может, ждет он, кто ему поможет».

Учитель-дефектолог. Вспомните слова со звуком «Ж». Дети. Припоминают и называют слова. Игра «Узнай звук».

Учитель-дефектолог. Когда услышите в произнесенных словах звук «Ж», хлопните в ладоши один раз (оса, таракан, жужелица, тля, червяк, майский жук). Дети. Слушают, хлопают. Учитель-дефектолог. Слова можно разделить на части. Слово делится на части. Ах, какое это счастье! Может каждый грамматей. Делать слово из частей. Дети делят предложенные слова на слоги. Динамическая пауза. Я жук, я жук Я тут живу, Жужжу, жужжу, жу-жу, жу-жу.

Самомассаж больших пальцев рук.

Учитель-дефектолог. Предлагает представить, что верхняя часть большого пальца -голова, а в средней части подушечки пальца находится язычок. Проведем массаж пальчиков.

Дети проводят массаж пальцев поочередно на левой и правой руке.

Учитель-дефектолог. Каждому из вас дам предметную картинку, составьте предложение с предлогом (картинки на разном цветовом фоне).

Дети составляют предложения с предлогами.

Учитель-дефектолог. Составим графические схемы предложений.

Дети составляют схемы предложений.

Игра «Сколько насекомых?»

Учитель-дефектолог. Показывает картинку, на которой изображены насекомые. Дети составляют предложения с числительными (на пеньке три муравья, на дереве два жука и т. д.).

Игра «Кто лишний?»

Учитель-дефектолог проговаривает четыре слова.

Дети называют лишнее слово (паук, оса, муха, стрекоза), (червяк, комар, тля, пчела).

Самомассаж ушей. Раз, два, три, четыре, пять-

Будем с вами мы играть,

Есть у ушка бугорок

Под названьем «Козелок»

Напротив ушка мы потрем

И опять считать начнем.

Ушкам отдохнуть пора

Вот и кончилась игра.

Дети выполняют массаж ушных раковин.

Итог занятия.

Учитель-дефектолог. Ребята, вы хорошо отвечали, играли, придумывали слова, а теперь вспомните и расскажите стихи о насекомых. Дети читают стихи.

Таким образом, систематическое применение в комплексной коррекционной работе новых здоровье сберегающих технологий оказывает стимулирующее влияние на развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения и развивает речь детей, способствует максимальному развитию у дошкольников с ЗПР, предпосылок к усвоению детьми навыков чтения и письма.

Тематический цикл «Насекомые»

НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной к школе группе

Беседа Образ жизни насекомых; чем они питаются; маскировка насекомых; их строение (голова, усы, крылья, шесть лапок или восемь у паука); где живут (норка, улей, дупло, муравейник); их вред и польза.

Лексико-грамматические игры и упражнения

«Подбери слово». Подбор глаголов к слову насекомые: летают, порхают, ползают, прыгают, сосут, кусают, жалят, собирают, пьют, жужжат, звенят, гудят, надоедают, вредят, помогают, перелетают, прячутся, засыпают, просыпаются, вылезают, трудятся, переносят.

•  «Кто как передвигается?» Составление сложных предложений со значением противопоставления.

Муравей ползает, а бабочка ... Гусеница ползает, а кузнечик ... Бабочка летает, а улитка ... Жук ползает, а стрекоза ... Оса летает, а червяк ... Улитка ползает, а стрекоза ... Паук ползает, а пчела... Оса летает, а червяк... Кузнечик прыгает, а комар ... Таракан ползает, а стрекоза ... Бабочка порхает, а муха ...

•  «Четвертый лишний». Употребление сложных предложений с союзом потому что.

На доске — четыре картинки: сорока, ласточка, оса, ворона. Дети составляют предложение: «Лишняя оса, потому что это насекомое». И т. д.

«Насекомые-великаны». Употребление слов с увеличительными оттенками. Составление предложений по образцу.

Это не паук, а паучище. Это не жук, а жучище. Это не муравей, а муравьище. Это не комар, а комарище. Это не червяк, а червячище. Это не шмель, а шмелище. Это не клоп, а клопище. Это не таракан, а тараканище. И т. д.

•  «Исправь ошибку». Усвоение предлогов и словаря по теме.

Рядом с цветком огромный жучок. Возле пенька маленький червячище. Под кустом мелкий тараканище. Около ветки громадный комарик. Под листом малюсенький комарище. Возле муравейника небольшой муравьище. И т. д.

«Сколько насекомых на цветке?» Согласование числительных с существительными. Развитие логического мышления и внимания.

У каждого ребенка — предметная картинка с изображением какого-либо насекомого. Логопед показывает цифру (от 2 до 5) и карточку какого-либо цвета. Ребенок должен составить (если это соответствует логике) предложение: «На цветке 3 черных муравья». Или: «На цветке 5 зеленых кузнечиков». и т. д.

Развитие связной речи

• Рассказ «Как бабочка летала». Усвоение предлогов под, из-под.

Картинки: бабочка, цветок, береза, куст, гриб, елка, гнездо, листок, мухомор.

«Бабочка летала-летала и села под цветок. Посидела и вылетела из-под цветка. Летала-летала и села под ветку. Посидела и вылетела из под ветки. Летала-летала и села под березу. Посидела и вылетела из-под березы. Летала-летала и села под куст. Посидела и вылетела из-под куста. Летала-летала и села под гриб. Посидела и вылетела из-под гриба. Летала-летала и села под елку. Посидела и вылетела из-под елки. Летала-летала и села под гнездо. Посидела и вылетела из-под гнезда. Летала-летала и села под мухомор. Логопед предлагает детям пересказать рассказ.

Физкультминутка (массаж лица)

На подбородке круг черчу:

Мишке я помочь хочу

Четко, быстро говорить,

Звуки все произносить.

Работа в тетрадях.

Итог занятия.

Загадки по лексической теме «Насекомые»

Не зверь,  не птица,

Носок как спица,

Летит - кричит,

 Сядет - молчит.

                                (комар)

Целый день летает,

Вам надоедает,

Ночь настанет,

Тогда перестанет.

                                (муха)

В лесу у пня

Беготня, суета,

Народ рабочий

Весь день хлопочет.

                              (муравей)

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком.

                               (Пчела)

Одежды не шьёт,

Но ткань всегда ткёт.

                                (Паук)

Он зелёный, попрыгучий,

Совершенно неколючий,

На лугу весь день стрекочет,

Удивить нас песней хочет.

                             (Кузнечик)

Консультация для родителей (воспитателей)

Лексическая тема «Насекомые»

1.  Вспомните вместе с ребенком все, что ему известно о насекомых. Побеседуйте о том, что насекомые могут быть полезными (пчела, муравей, божья коровка) и вредными (комар, муха, бабочка-белянка). Выясните, знает ли ребенок, почему осенью насекомые исчезают.

2.  Подготовьте с ребенком пересказ рассказа В. Строкова «Насекомые осенью».  Сначала просто прочитайте ребенку рассказ. Затем задайте ему несколько вопросов:

—  О ком этот рассказ?

—  Что происходит с насекомыми осенью? И т.д.

Предупредите ребенка, что он будет пересказывать рассказ, и прочитайте текст еще раз.

• В конце сентября исчезает большинство насекомых. Одни отложили яички и погибли, другие забрались в какую-нибудь щель, трещинку, под кору или зарылись в землю и уснули. На сырых тропинках не встретишь проворных жужелиц. В последние дни сентября пропадают дневные бабочки. Они или погибают, или забираются в укромные уголки на зимовку.

3. Загадайте ребенку загадки или предложите поиграть в игру «Подскажи словечко».

Этот увалень мохнатый,

Сладкоежка полосатый

Опускает хоботок

В распустившийся цветок.

(Шмель)

Злюка тощая такая

Надо мной весь день летает

И ужалит ненароком,

Если я измажусь соком.

(Оса)

По листочку проползает,

Всюду дырки оставляет.

Вот прожорливая штучка!

А свернулась закорючкой.

(Гусеница)

ИГРА «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

Два пера, и три былинки,

И листочек, и травинку

В муравейник принесли

Работяги... (муравьи).

Звон весь день в ушах стоит.

Надо мною кто звенит?

Прилетел он со двора.

Длинный нос у...

(комара).

4.   Попробуйте вместе с ребенком составить рассказы о насекомых по плану:

—  Кто это?

—  Какого он (она) размера?

—  Какие части тела у него (у нее) есть?

—  Как он (она) передвигается?

—  Чем питается?

—  Приносит пользу или вред? Например:

•    Эта бабочка называется крапивница. Она небольшая. У нее продолговатое туловище, маленькая головка с длинными усиками, две пары ножек и красивые шелковистые крылья коричневого цвета с красными, желтыми, белыми и черными узорами. Крапивница хорошо летает. Бабочка питается цветочной пыльцой. Гусеница бабочки питается листьями растений и наносит растениям вред.

5.  Если ребенок легко справляется с этим заданием, можно предложить ему придумать загадки-описания о насекомых по образцу:

•    Это маленькое насекомое. У него круглое тело, маленькая головка с большими глазами и короткими усиками, три пары ног. Надкрылья насекомого — красного цвета с черными точками. Под ними — пара прозрачных крылышек. Насекомое хорошо летает. Оно приносит пользу, потому что уничтожает тлю. Кто это? (Это божья коровка.)

6.  Выучите с ребенком четверостишия о насекомых. Покажите ребенку, как можно рассказать их выразительно. Следите за правильностью произношения звуков.

Фигуристка водомерка

По воде, как по фанерке,

Пробежала, проскочила,

Даже ног не замочила.

Вот большое коромысло

Над речушкою зависло.

Стрекозу так называют.

Это каждый школьник знает.

Майский жук — как рыцарь в латах,

Очень страшный и усатый.

Жук над веткою кружит,

От жужжанья весь дрожит.

Зеленый кузнечик кобылкой зовется.

И стрекот кобылки в траве раздается.

А скачет кобылка как заводная.

Я более прыткой букашки не знаю.

Нектар и пыльцу собирает пчела.

С утра до заката у пчелки дела.

 Пчела-хлопотунья, пчела-непоседа

Накопит нам меду на пасеке деда.

7.  Предложите ребенку разделить названия известных ему насекомых на слоги: ба-боч-ка, стре-ко-за, му-ра-вей, ко-мар, му-ха, жу-же-ли-ца, гу-се-ни-ца.

8.  Пусть ребенок попробует произвести звуковой анализ слова жук с помощью вопросов:

—  С какого звука начинается слово жук!

—  Какой звук следует за первым?

—  Каким звуком слово жук заканчивается?

—  Сколько всего звуков в этом слове?

—  Сколько согласных звуков в слове?

—  Сколько гласных звуков?

—  Сколько слогов? Почему?

Аурикулярный массаж.

Целенаправленное влияние на зоны внимания.

Самомассаж «Игра с ушками»

Раз, два, три, четыре, пять —

Будем с вами мы играть.

Есть у ушка бугорок

Под названьем «козелок».

Напротив ушко мы помнем

И опять считать начнем.

Раз, два, три, четыре, пять —

Продолжаем мы играть.

Сверху в ушке ямка есть,

Нужно ямку растереть.

Раз, два, три, четыре, пять —

Продолжаем мы играть.

Из ушка к верхушке

Дорожка идет,

По этой дорожке

Наш пальчик пройдет.

Погладим ее мы,

Чтоб гладкой была...

И дальше продолжилась

Наша игра.

Снизу в ушке ямка есть,

Нужно ямку растереть.    

Раз, два, три, четыре, пять —

Продолжаем мы считать.

Ушкам отдыхать пора.

Вот и кончилась игра.

■   Поглаживание ушных раковин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности детей подготовительной к школе группы и их родителей «В мире музыкальных звуков»

Цель:  повышение педагогической культуры родителей по вопросам музыкального воспитания  дошкольников....

Проект в подготовительной к школе группе на тему: «Реализация прав ребенка на здоровье в условиях детского сада у детей подготовительной к школе группы»

Проект «Реализация прав ребенка на здоровье в условиях детского сада у детей подготовительной  к школе группы» был проведен в подготовительной группе детского сада. Целями являлись: формиров...

Сценарий праздника, посвященного 8 марта для детей подготовительной к школе группы "Милее мамы друга в мире нет"

Собрались дети, мальчики поздравляют девочек,но на празднике появляется Вредина. Она всем мешает и всех передразнивает, не давая проводить праздник.Но ребята продолжают веселиться и шутить. В какой-то...

«Модель НОД по формированию у детей подготовительной к школе группе элементарных математических представлений «Космическое путешествие на планету Математика»».

Модель разработага в соответствии с НОД, построенной  в форме игры, с применением презентации с анимационными эффектами....

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «Я И МОЯ СЕМЬЯ» с использованием: (личностно-ориентированной технологии).

Формировать умение осознавать себя как человека, как неповторимую личность, чувствовать свой организм, тело.  Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга...

Сценарий досуга для детей подготовительной к школе группы «В гостях у доктора Айболита» с использованием здоровьесберегающих технологий

Цель: Формировать двигательную активность детей; создавать условия для физической разрядки детей; укреплять физическое здоровье детей; прививать любовь и интерес к здоровью.Задачи:закреплять имеющиеся...