Конспект совместной деятельности детей подготовительной к школе группы и их родителей «В мире музыкальных звуков»
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) по теме

Пономаренко  Марина Владимировна

Цель:  повышение педагогической культуры родителей по вопросам музыкального воспитания  дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_noyabr_2013_-_kopiya.doc101 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности

детей подготовительной к школе группы

и  их родителей

 «В мире музыкальных звуков»

Цель:         повышение педагогической культуры родителей по вопросам музыкального воспитания  дошкольников.

Задачи:

  • Убедить родителей в важности преемственности семьи и работы музыкального руководителя для развития музыкальных способностей.
  • Познакомить с разнообразием звуков, издаваемых предметами и музыкальными инструментами.
  • Практиковать родителей в выполнении заданий по разделу «Восприятие музыки» (средства музыкальной выразительности – динамика, темп, регистр, тембр, а также  форма и жанры музыки).
  • Развивать музыкальные  способности детей старшего дошкольного возраста и их родителей в процессе музыкально - дидактических и музыкально – ритмических игр.
  • Воспитывать любовь к музыке русских классиков – композиторов, умение слушать музыку.
  • Дать рекомендации эффективных методов и приемов, направленных на развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Материал:

  • Схемы оркестров: симфонического, духового, народного.
  • Музыкальные инструменты: треугольники, металлофоны, бубны, ксилофоны.
  • Шумовые инструменты: дождь, гофрированная бумага.
  • Портреты  композиторов.
  • Картины осени.
  • Акварель, кисти, салфетки, листы бумаги, мольберты.
  • Иллюстрация скрипки.
  • Музыкально – дидактические игры: «Лесенка»,

 Предшествующая работа:

- разучивание песни «Мир музыки», «Нотный стан».

-  знакомство с игрой  «Семейство грибов».

- игра на детских музыкальных инструментах на занятиях в оркестре.

Ход:

Музыка,  дети входят в зал.

Педагог:        Ребята, сегодня у нас большая радость. Нам прислали приглашение в удивительную страну – в мир музыкальных звуков. Вы любите музыку? А ваши родители? (Ответы). Тогда я вам сейчас раздам  пригласительные билеты в виде разноцветных ноток (раздает), и мы отправимся в путь.

    Звучит музыка «Марш» М. Глинки. Дети и родители берутся за руки, проходят по кругу и садятся  напротив друг друга.

  Звучит фрагмент «Маленькой ночной серенады» В. Моцарта, 4-я часть.

Голос  Королевы Музыки:        Здравствуйте, мои юные музыканты, их                                                   родители и педагоги! Я – Королева  музыкальных звуков. Откройте мои шкатулки, соберите все  нотки  на нотный стан, и вы  сможете попасть в   королевство  Музыки.

Педагог:        Да, музыка – настоящая волшебница! Мы обязательно справимся

с твоими заданиями. Правда, ребята? Вот и первая шкатулка.  Музыка  имеет свою музыкальную речь, которая тоже рассказывает, но не с помощью слов, а с помощью звуков. Ребята, послушайте пьесу и вспомните, как называется это музыкальное произведение, какой композитор его сочинил?

Слушание отрывка из произведения «Осенняя песнь» П. И. Чайковского

Дети показывают портрет композитора, называют  характер музыки.

Педагог:        Какую осень нам рисует музыка? (Пасмурную, дождливую, или теплую, солнечную).

Дети выбирают репродукцию картины осени.

Педагог:                Почему ты выбрал эту картину? (Дети рассказывают).

Педагог:        Я приглашаю родителей, у которых в руках желтая нотка. Еще одно произведение «Осень», которое мы с вами сейчас прослушаем,  написал  итальянский  композитор  Антонио Вивальди (показывает портрет композитора).

Звучит отрывок «Осень» А. Вивальди

Педагог:        Какой музыкальный инструмент помог нарисовать красоту природы? Покажите иллюстрацию. Правильно, вы слышали звуки скрипки. Какой звук у скрипки? (У скрипки звук звонкий, высокий, ясный, светлый). А теперь сложите в шкатулку слова, которыми можно рассказать о характере музыкального произведения. Поможет вам ключ-матрица на мультимедийном экране.

           Родители кладут в шкатулку жетоны в виде осенних листьев.  

Игра «Копилка слов - определений»

Педагог:        Музыка – сестра живописи. Известные русские композиторы Н.А. Римский – Корсаков и А. Скрябин (показ портретов) обладали «цветным слухом», то есть при восприятии музыки чувствовали ее цвет. Попробуем и мы почувствовать, как звучит настроение «Песни о маме».

Дети и родители  рисуют акварелью  характер музыки. Выставка работ.

Педагог:        Мы убедились, что музыка обладает волшебным свойством -  музыкальные звуки могут  передавать любое настроение человека, выражать самые разные чувства и переживания. Посмотрите, наша шкатулка открылась. В ней спряталась  нотка

«До».  Мы поместим ее на нотный стан. Но музыка не всегда звучит одинаково. Темп в музыке является одним из средств выразительности. Какие музыкальные темпы вы знаете?

Дети:          Медленные, умеренные и быстрые. 

Педагог:        Откроем вторую шкатулку. Мы отправляемся  на бал звуков в

разном темпе. Слушайте музыку внимательно, постарайтесь выразить  изменения музыки в ваших движениях.

Творческие танцевальные импровизации «Темп»

«Венецианская ночь» М. Глинки

(атрибуты на выбор: ленты, шарфики, колокольчики).

Педагог:        Вы молодцы, услышали изменения темпа в музыке. Сейчас я приглашаю родителей, у которых голубая нотка. Одно из первых музыкальных способностей, которое формируется у детей, это -  динамический слух. Скажите,  как музыканты обозначают громкую и тихую музыку?  («Форте» и «пьяно»).  Поиграем  с вами в тихое и громкое звучание. Пропойте музыку ветерка так, как указано на карточке: Р < F,  F<Р.

Игра «Осенний ветерок»

«Вальс – фантазия» И. Штрауса (атрибуты на выбор).

    Педагог  открывает шкатулку с нотой «Ре».

Педагог:        Посмотрите, открылась 2-я шкатулка. В ней спряталась  нотка

«Ре».  Мы поместим ее на нотный стан.

Педагог:        Чтобы открыть  третью  шкатулку,  помогите  мне  закончить  

                двустишие: «Дружбу звуков, говорят, называют словом …лад!»                         Есть лад радостный, задорный то зовут его…мажорный! А еще

                есть грустных звуков ряд – это…минорный звукоряд!

        Выходят воспитатели  в разных накидках. Песня Мажора и Минора:

«Я – Мажор всегда душою весел,

а я – Минор люблю немного погрустить.

Мир музыки, друзья, совсем не тесен:

мажор с минором вечно будут жить».

Педагог:        Дружно песенку лады поют и в гармонии всегда живут!

Сейчас я предлагаю родителям  взять в руки  маски  с веселым и грустным выражением и поиграть с детьми в игру «Мажор и минор». Слушая песенку лягушонка, отгадайте, какой лад пришел к нам в гости?

Игра общая «Лягушата – зеваки и торопыги»

Под мажорную мелодию дети прыгают по залу,

под минорную – мгновенно замирают.  Родители показывают соответствующие  маски.

   Открывается шкатулка с нотой «Ми» и  размещается на нотный стан.

Педагог:   Ведущую  роль в музыкальном восприятии играет звуковысотный

                 слух. «Без него невозможно никакое осмысленное восприятие

                  музыки» (Б.М.Теплов).   Каким понятием именуется высота ноты

                в музыке? (Ответ родителей). Правильно, регистром.  Сейчас

                  наши дети покажут свое умение определять звуки по высоте.         

Музыкально – дидактическая игра «Лесенка»

(мелодия вверх, вниз, на одном звуке «Топ-топ»)

Педагог:         Вы видите, что одним из наиболее  доступных  средств познания музыки выступает музыкально - дидактическая   игра.        Я приглашаю родителей, у которых красная  нотка. Сейчас мы с вами поиграем в дидактическую игру «Грибы». А грибочки непростые, а сказочные. Когда вы услышите мелодию в высоком регистре, мухоморы  осторожно ходят по лесу. На средней высоте – большие подосиновики  будут прыгать на полянке. А на низких звуках – малые грибочки  пойдут по кругу, взявшись за руки. Внимательно слушайте музыку!

Музыкально – дидактическая игра «Грибы»

Педагог:        Посмотрите, открылась 4-я шкатулка. В ней спряталась  нотка

                   «Фа».  Мы поместим ее на нотный стан.

            Педагог размещает ее на нотном стане.        

Педагог:        Жизнь была бы слишком скучной, если б жизнь была беззвучной.

Почти все, что нас окружает, - звучит. Звуков много и они такие разные: тонко позванивает колокольчик (фонограмма),  шуршат под ногами листья (фонограмма), шумит вода в кране (фонограмма), играют дети (фонограмма). Прислушайтесь, что вы слышите? (Шаги за дверью, разговоры, хлопнула дверь  и т.д.).

Ребенок:                Все на свете дети знают – звуки разные бывают:

Журавлей прощальный клекот, самолет громкий рокот.

Стук колес и шум станка, тихий шелест ветерка…

Педагог:        Интересно, что нас ждет в пятой  шкатулке? (Играет на ионике).

                Что это?  

Дети:                Музыкальный звук!

Педагог:        Я вам сыграла несколько музыкальных звуков, но это еще не

                музыка. Позовем на помощь ритм. Ведь  ритм – это сердце

                музыки. Это узор и  рисунок музыки.

Игра с места «Передай ритм попевки на одном звуке соседу»

(последний ребенок хлопает в ладоши,  и выкладывает

 ритм божьими коровками)

Педагог:        Одним из основных музыкальных способностей является чувство

                ритма. Приглашаю родителей, у которых зеленая  нотка и их

                детей. Возьмите в руки музыкальные молоточки.

Музыкально – ритмическая игра «Лошадки и кузнецы»

(И. Капулнова, И. Новоскольцева «Этот удивительный ритм»)

Педагог:        Посмотрите, открылась 5-я  шкатулка. В ней спряталась  нотка

«Соль».  Мы поместим ее на нотный стан.

                    Педагог размещает ее на нотном стане.

Педагог:        И голос человека, и звучание музыкального инструмента мы узнаем по тембру. В дошкольном возрасте идет элементарное развитие тембрового слуха.   Дети умеют различать разные по тембру звучание инструментов.   Посмотрите, в пятой шкатулке нас ждет теремок  необычный: музыкальный, мелодичный.  

Дидактическая игра «Угадай, что звучит?»

Педагог:        А если мы возьмем эти инструменты в руки, что у нас получится?

Дети:                Оркестр!

Педагог:        Ребята, назовите музыкальные инструменты, которые входят в        

                    оркестр народных инструментов.

Оркестр народных инструментов

«Вологодская сударушка»

                             Инструменты: аккордеон, баян, гусли, домра.

Педагог:        А какие виды оркестров знают наши родители? Назовите

инструменты, которые входят в симфонический оркестр. Правильно ответить на вопрос вам  помогут схемы на экране.

Инструменты:        скрипка, виолончель, контрабас (струнные).

Симфонический оркестр

П.И.Чайковский «Вальс» из балета «Спящая красавица»

Педагог:                Есть еще духовой оркестр. Источником  звука у этих  

                        инструментов – колебания воздуха внутри трубки.

Инструменты: флейта, кларнет, фагот, труба, саксофон, тромбон, валторна.

Духовой оркестр

«Марш Радецкого» И.Штраус

Педагог:        В  стране музыкальных инструментов  есть необычные шумовые звуки. Я вам раздам полоски гофрированной бумаги.  Что вам напоминает этот звук? (Шаги, шуршание листьев). Давайте возьмем и попробуем сыграть на них. Приглашаю родителей, у которых красная  нотка.

«Озвучиваем стихотворение»

Педагог:                А не устроить ли нам настоящий оркестр?

Колокольчик:        Мой колокольчик – не цветок,

                        имеет тонкий голосок!

Треугольник:        Треугольник музыкальный –

родственник звоночку дальний.

Металлофон:        Вот так звучит металлофон (играет),

Какой хрустальный, чистый звон!

Ксилофон:                Ксилофон имеет звук, как лесного дятла стук.

                        Он отрывист, глуховат, но так радует ребят!

Педагог:                Отчего наш оркестр не играет? Потому что…

Дети:                        Дирижера ожидает!

Воспитатель:        Я назначена дирижером, весь оркестр в руках держу.

                        За моей рукой следите, все, что надо покажу!                

Оркестр «Полька» М. Глинки и «Полька» С. Рахманинова

Педагог:        Посмотрите, у вас на столах стоят пластиковые баночки, на

 тарелках  лежит наполнитель. Мы с вами сейчас приготовим себе

самодельные инструменты.  Украсим наши инструменты цветной бумагой, чтобы они имели праздничный вид. 

Самостоятельная работа детей и родителей

Педагог:        Вы такие молодцы, у вас получились замечательные инструменты.  Возьмите их в руки поскорей, будем на них играть веселей.  Смотрите внимательно на ритмоформулы .  Для начала давайте их прохлопаем.

Оркестр по показу длительностей звуков «Веселая кухня»

(по карточкам ритма педагога)

Педагог:        Звуки бывают разные:        долгие и короткие, громкие и тихие, разные по тембру и окраске. Музыка – это звуки, нанизанные, как бусы. Поэтому, любая мелодия – это звучащие бусы. Шкатулка 6-я открывается.  В ней  нотка «Ля» размещается.  

Педагог размещает ее на нотном стане.        

Педагог:                В старшем дошкольном возрасте дети усваивают понятие

                        «жанр». Ребята, какие три основных жанра вы знаете?

Дети:                Песня, танец, марш.

Педагог:        На этих «трех китах», как говорил  Д. Кабалевский, держится вся

                музыка.  Участие старшего дошкольника в музыкальной игре

  требует более высокого уровня музыкального восприятия,    

активизации  самостоятельных проявлений.

Если вы услышите звуки марша – клоуны в

                красных колпачках маршируют, под плясовую мелодию –

                танцуют клоуны в желтых колпачках. А в зеленых – споют нам

                песню ребята  в зеленых колпачках.

Музыкально - дидактическая игра «Разноцветные клоуны»

Педагог:        Посмотрите, наша шкатулка открылась. В ней спряталась  последняя  «нотка Си».  Мы поместим ее на нотный стан.

                   Педагог размещает ее на нотном стане.

Голос Королевы Музыки:        До, ре, ми, фа, соль, ля, си!

Вот и сложил песню вы! Молодцы!        

                                                  У музыки семь нот.

                               Пусть на земле  вечно музыка живет!        

 Дети поют песню  «Нотный стан»

Педагог:        Наше путешествие подходит к концу. Ну что ж, оценим ваши знанья. (Ведущий берет корзинку с орешками.) Есть у меня орешки мудрости и в них сокрыт секрет…

Звучит музыка. Педагог  раздает орешки родителям.  Родители открывают орешки и по номерам  зачитывают текст.

Кроссворд музыкальный

Педагог:        Мы в королевство музыки открыли настежь дверь,

И звуки музыкальные понятны вам теперь?  (Ответ).

Ребенок:        Непростая эта штука – музыкальная наука.

                Чтобы петь и чтоб играть, надо звуки изучать.

                Высокие и низкие, отрывистые, плавные.

                То громкие, то тихие… Да! Звуки – это главное!

Воспитатели:        Поют, танцуют, веселятся дети

                        И просто слушают, закрыв глаза.

                        Прекрасно, что есть музыка на свете!

                        Нам без нее прожить никак  нельзя!

Песня «Мир музыки»

Педагог:        Сегодня Музыка в свой мир нам двери отворила –

Как радостно мы шли за ней, как хорошо нам было!

Нелегкий, но прекрасный труд – Великое искусство!

И в унисон звуки поют,

Рождая в душах чувства!!!                

Я надеюсь, что вы многому научились, и мы с удовольствием

                принимаем вас в семью любителей музыки.

Звучит «Шутка» И. С. Баха.

Всем детям раздаются знак скрипичного ключа,

а родителям памятки и буклеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной к школе группе на тему "Буквы и звуки С и Сь".

Конспект занятия в  подготовительной к школе группе на тему " Буквы и звуки С и Сь" в рамках "Дней открытых дверей".На занятии знакомим  детей с буквами и звуками ( С и Сь), работа в рабочих...

Конспект занятия по обучению грамоты в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ. Тема: «Звуки А, У, И, Э, О, Ы. Лесная школа»

Конспект занятия по обучению грамоты в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ.Тема: «Звуки А, У, И, Э, О, Ы. Лесная школа»Цели:1.     Закрепить навыки раз...

Конспект семинара- практикума для родителей детей подготовительной к школе группы по теме: «ИГРЫ СО ЗВУКАМИ. ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?»

Конспект семинара- практикума для родителей детей подготовительной к школе группы по теме: «ИГРЫ СО ЗВУКАМИ. ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?»...

Конспект открытого подгруппового занятия для педагогов и родителей логопедической подготовительной к школе группы на тему «Трудные свистящие звуки» с использованием аква-терапии.

Цель данного занятия: уточнение и закрепление правильного произношения свистящих звуков С, Сь, З, Зь, Ц в словах. Занятие построено на чередовании различных коррекционных игр и упражнений для детей ст...