Конспект совместного мероприятия с детьми, педагогами и родителями подготовительной к школе группы «Кузнечики» Игра-путешествие «В мире слов»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Гайдай Елена Николаевна

Игра-путешествие "В мире слов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_mir_slov.docx19.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместного мероприятия с детьми, педагогами и родителями

  подготовительной к школе группы «Кузнечики»

Игра-путешествие «В мире слов» 

                                                                              Подготовили:Шпигарева О.Н.-логопед группы

                                                                                                     Гайдай Е.Н.-воспитатель группы

                                                                                                             Дата проведения: 15.03.2017 года.

Цель:  создание условий для успешного взаимодействия детского сада и семьи посредством проведения совместной игровой деятельности детей и родителей

Задачи:

- обогащать и расширять словарный запас; кругозор;

- формировать навык точного употребления  в речи многозначных, однокоренных, сложных  слов; слов - синонимов, антонимов;

- развивать смекалку ,сообразительность , смысловую догадку;

- побуждать интерес к изучению родного языка;

- воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи

-способствовать обогащению опыта игрового взаимодействия взрослого с ребенком.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы собрались с вашими родителями , чтобы вместе поиграть. Но утром в нашу группу пришло письмо. Его прислал дед  Слововед, прочитаем?

Ответы детей.

Я - Дед Слововед. Живу  я в мире слов и слежу в нём за порядком. Хочу пригласить Вас ко мне в гости. Буду очень рад встрече.

Ну  что, ребята и взрослые , вы готовы отправится в путешествие?

Ответы.

Воспитатель: Но сначала нам необходимо вспомнить какие же бывают слова?

Дети рассказывают стихотворение Агнии Барто  "Слова бывают разные"

Скажи погромче
Слово «Гром» —
Грохочет слово,
Словно гром.

Скажи потише:
«Шесть мышат» —
И сразу мыши
Зашуршат.

Скажи:
«Кукушка на суку»
Тебе послышится:
«Ку-ку».

А скажешь слово
«Листопад» —
И листья падают,
Летят,
И, словно наяву,
Ты видишь осень:
Желтый сад
И мокрую траву.

Скажи «Родник» —
И вот возник,
Бежит в зеленой чаще
Веселый ключ журчащий.
Мы и родник зовем ключом.
(Ключ от дверей тут ни при чем.)

Слова бывают разные,
Хорошие, простые,
Слова бывают праздные —
Ненужные, пустые.

Появляется дед - Слововед.

Дед : Здравствуйте, ребята и взрослые. Как хорошо, что вы пришли ко мне в гости. У меня в мире слов прошёл ураган и всё перепутал. Я подумал: Может быть вы мне поможете навести порядок на станциях?

Ответы.

Дед : Хорошо, тогда давайте возьмём план мира слов и пойдём наводить порядок. После того как мы наведём порядок на станции - возьмём букву , для того чтобы узнать секретное слово.

первая станция  -   друзья (синонимы)                                                    Б

Подбор слов - друзей к заданным словам:

 друг - товарищ, приятель, дружбан, дружище, дружок, братан, одноклассник................

метель - пурга, снегопад, вьюга, буран, позёмка..................

борьба - спорт, война, поединок, дуэль, состязание, драка, единоборство, дзюдо, карате......

лекарь - врач, доктор, медик, целитель, окулист, стоматолог, педиатр....................

красивый - прекрасный, великолепный, прелестный, симпатичный, привлекательный, очаровательный, хороший..................

большой - огромный, гигантский, крупный, громадный, великий, большущий, мощный, могучий....

смелый - героический, отважный, мужественный, нетрусливый, бесстрашный, отчаянный, доблестный, храбрый, дерзкий..............

идти - ходить, шагать, шествовать, топать, вышагивать, брести, проходить, плестись................

смеяться - улыбаться, хохотать, хихикать, гоготать, закатываться, заливаться, прыснуть , кататься.......

бежать - нестись, мчаться, передвигаться, лететь, драпать, удирать, утекать, трусить......................

вторая станция   -  всё   наоборот (антонимы)                                       У

По картинкам называем пары слов: один - много, длинный - короткий, толстый - тонкий, сытый - голодный, старенький - маленький, холодный - горячий, большой - маленький, высокий - низкий, вверх - вниз, поднимается - спускается, на - под, широкий - узкий, сухой - мокрый, грязный - чистый, тяжёлый - лёгкий

третья станция -   близнецы  (многозначные слова)                            К

Подбери пары картинок, объясни значение слов.

Косы, спутник, нос, крыло, хвост, ключ, ручка, лук, барашки, кран, лист, раковина, плита, молния, кисть, труба, месяц, каток, груша, спинка, зебра, клетка.

Познавательная минутка " Слова из прошлого"  (выступление мамы )    

четвёртая станция   -  сложная (сложные слова)                                   В

Рассматриваем картинки и рассуждаем из каких слов состоят их названия:

самовар, вездеход, пылесос, самолёт, вертолёт, кофеварка, железнодорожный, водопровод, электрочайник, пятиугольник, многоугольник, гололёд, ледокол, ледоход, зоомагазин, кинотеатр, овощехранилище, снегопад,  книголюб, рыболов, пароход, самокат, пулемёт, змеелов, паровоз......

пятая станция   -  неизвестные слова (фразеологизмы)                      А

Дети слушают стихотворение, рассматривают картинку и пробуют объяснить значение выражения:

- клевать носом

- точить зубы

- по спине бегут мурашки

- рукой подать

- повесить нос

- сесть на голову

- чесать языком

- совать нос в чужие дела

Физкультминутка "Весна" Т.Куликовская

шестая станция  -  родственники (однокоренные)                                Р

подберите как можно больше родственных слов к слову :  лес,  вода, цвет,  рыба

седьмая станция  - объяснялки                                                                   Ь

Объясните , что обозначает это слово - аллея, арсенал, ассорти, габарит,  декорация, досуг, избыток, инвентарь, инициалы, интерьер, комплимент, красноречие, метрополитен, мимика,  мираж, модельер, натуральный, невежественный, ненастье, овация, оранжерея, орнамент, ровесник, сувенир, сумерки, фанат, флот, шлагбаум, штиль, шторм, натюрморт......

Дед: Какие вы молодцы! А теперь из полученных букв - попробуйте собрать слово, которое назовёт вам самую главную книгу в 1 классе.

Дети выкладывают слово -  букварь.

Дед: Большое спасибо за помощь. Теперь в мире слов порядок! Я вам передаю вот этот букварь. Желаю вам успехов в изучении нашего богатого и могучего русского языка! до свидания, ребята! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательного мероприятия по развитию диалогической речи в подготовительной к школе группе "мы-друзья природы" ( Путешествие по Красной книге)

данный вид  деятельности помогает систематизировать и расширить знания детей о редких животных родного края .развивает диалогическую речь в системе ребёнок-ребёнок, развивает , укрепляет детский ...

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию детей подготовительной к школе группы «Мы идем в магазин»

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию детей подготовительной к школе группы «Мы идем в магазин» с иприменением дидактического пособия "Блоки Дье...

Конспект открытого мероприятия по коммуникации (развитию речи) в подготовительной к школе группе «Ключ Знаний»

Материал по развитию речи для воспитателей подготовительных (логопедических, в том числе) групп, насыщенный  интересными заданиями для ребят, с различной динамикой, с использованием мультимедии....

Проект совместной познавательно – исследовательской деятельности педагога с ребенком подготовительной к школе группы « Влияние окружающей среды на рост растения»

Этот проект направлен на расширение знаний о растение и представления о взаимосвязей в природе.Предусматривает  поисковую и практическую часть направленную на углубления знаний о огурцах. Как пок...