Конспект семинара- практикума для родителей детей подготовительной к школе группы по теме: «ИГРЫ СО ЗВУКАМИ. ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?»
консультация (старшая группа) на тему

Якене Ирина Николаевна

Конспект семинара- практикума для родителей детей подготовительной к школе группы по теме: «ИГРЫ СО ЗВУКАМИ. ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_so_zvukami.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании

Конспект семинара- практикума для родителей детей подготовительной к школе группы по теме:

 «ИГРЫ СО ЗВУКАМИ.  ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?»

Якене Ирина Николаевна,

 учитель - логопед

МБДОУ «Детский сад №10 «Звездочка»

В настоящее время произошли большие изменения в области образования:  появился новый закон «Об образовании», согласно которому дошкольное образование стало первым уровнем общего образования. Законом закреплены права и обязанности родителей – приоритет по воспитанию остаётся за семьей. Именно родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. (см.буклет «Каждый родитель желает знать ФГОС…»

Для всех дошкольных образовательных учреждений стал актуален федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ДО).

Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации (диагностики) воспитанников. Главный принцип ФГОС дошкольного образования: деятельность ребёнка должна быть максимально разнообразной, главное не результат обучения, а личностное развитие ребёнка.

Стандарт предъявляет требования к результатам освоения Программы в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования:

● ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность  разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;

● ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

● ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;

● творческие способностиребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;

● у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;

● ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.

Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;

● ребёнок проявляет любознательность,задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

Целевые ориентиры не являются объектом оценки результатов, а предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования, другими словами у ребёнка должно появиться желание учиться.

Целевые ориентиры речевого развития детей старшего дошкольного возраста предполагают:

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • достаточный словарный запас (около 7 тысяч слов);
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом. Метод звуковой, поэтому сразу нужно разграничить понятия «звук» и «буква». Лучше это делать с помощью игры, поскольку игровая деятельность – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, и остаётся ей в начале школьного возраста.

Игра «Поймай звук»(хлопнуть в ладоши, если услышите звук ц: ф, с, ч, з, ть, ц). Если ребёнок при прослушивании данного ряда звуков допускает ошибку, то значит, он смешивает на слух звук ц и тот звук, на который он хлопнул (ц-с, ц-ч, ц-ть).

Итак, что можно делать со звуками? (говорить, слышать)

Игра «Найди и обведи букву»

Итак, что можно делать с буквами? (увидеть, написать)

Ребёнок должен чётко представлять и различать, что такое звуки, а что такое буквы, соотносить звук с буквой.

Чтобы научиться читать, ребёнок должен владеть элементарными навыками звукового анализа и синтеза. К 6 годам ребёнок вполне готов:

- Выделять звуки в слове;

    - Определять количество звуков в слове, их последовательность, место;

    - Составлять слово из звуков;

    - Придумывать слово на заданный звук.

Речь, как психическая функция, развивается в тесной связи с мышлением. Поэтому звуковой анализ и синтез формируется на основе мыслительного анализа и синтеза. Анализ ― мыслительный процесс разделения предмета (явления) на части, выделение существенных признаков, свойств. Синтез ― мыслительный процесс объединение частей в единое целое, используя выделенные признаки.

Примеры анализа и синтеза:

Игры «Назови части предмета», «Собери картинку из частей»

                                                    «Теория о звуках»

Чтобы научить ребёнка проводить звуковой анализ, нужно знать, что звуки делятся на две группы: гласные и согласные.

Сколько гласных звуков в русском языке? (шесть – а, о, у, э, и, ы).

Почему одни звуки называются гласными, а другие согласными?

В чём главное отличие? (При произнесении гласных звуков воздух проходит через рот свободно и не встречает препятствий. При произнесении согласных во рту есть препятствие для воздушной струи)

Какие бывают согласные? (твёрдые и мягкие, звонкие и глухие)

Очень важно научить ребёнка различать твёрдые и мягкие согласные.  Мягкость согласному придают гласные буквы я, е, ё, ю и буква ь.

Сделать это лучше в играх..

                                                    Игры со звуками

Прежде всего, нужно уточнить произношение изолированного звука. Например, вспомни, как шипит змея? Как шумит лес? Как воздух выходит из лопнувшей шины? Что делают губы и язык, когда ты говоришь этот звук? Проверь, какой воздух выходит: тёплый или холодный?

Затем нужно уточнить произношение звука: назови предметы, картинки,  игрушки, в которых есть этот звук, а затем его условно обозначить: согласный – синим цветом (кружок, квадратик или другой символ), гласный – красным.

Игра «Магазин»

Надо купить игрушку, «заплатив» за неё первым звуком слова.

- Что вы хотите купить? (Я хочу купить машинку.)

- Платите деньги.

- Вот вам звук [м].

- Продано.

Игра «Цепочки слов» (как игра «Города»)

Называть слова по очереди так, чтобы первый звук в слове был таким, как последний звук названного ранее слова (сон-нос-суп-планета-аист…)

Игра «Твёрдый-мягкий», «Диван и скамейка», «Камень и вата» (выделяется отдельный звук, слог или звук в слове)

Позицию звука в слове (начало, середина, конец) ребёнок к 5 годам должен определять даже без специального обучения. Это элементарный звуковой анализ, но у детей с речевыми нарушениями он вызывает затруднения и требует внимания.

Игры «Где звук?», «Зажги свет в окне» (пособие «Домик»), «Как сорока принесёт слово?» (в клюве, в крылышке или на хвосте), «Поезд», «Гараж», «Улитка на дорожке» (сделать игру вместе с ребёнком). 

Игры на развивающем портале «Мерсибо» - «Волк и овцы», «Бедный дракончик», «Пять китайских братьев»,  «Паровозики», «Две принцессы», «Находчивая буква» .

Игры с буквами.

Знакомство с буквами происходит непроизвольно, с раннего возраста, когда ребёнок видит книги, в книгах картинки и буквы.

Но знакомя детей с буквами, необходимо соблюдать определённые условия, чтобы не научить ребёнка неправильно, а потом в школе переучивать очень сложно.

                            «Техника безопасности» при запоминании букв (буклет)

1.     Показывая детям буквы, называйте краткий вариант звука. Произносите кратко – «к», а не «кэ» или «ка».

2.     Знакомьте сразу не со всеми буквами в такой последовательности : гласные, затем длительные согласные – м, с, в, х …

3.     Не следует соотносить букву, с какой- то одной картинкой, как во многих азбуках, так как при узнавании буквы ребёнок сначала вспоминает картинку, а потом уже название буквы. А иногда он вспоминает только картинку. Придумывайте несколько слов с  данной буквой, а не одно, чтобы буква не ассоциировалась с каким-либо определённым предметом. 

Как лучше запомнить букву? Необходимо рассмотреть букву, сравнить её с чем-либо, создать образ для запоминания с помощью зрительного соотнесения, ощущений, движений, т.е. использовать разные анализаторы: слух, зрение, тактильные ощущения, а так же двигательную память.  

                                 Приёмы запоминания зрительного образа буквы.

  • На что похожа буква? Найти в окружающих предметах: С-месяц, Р-топор, Т-молоток, П-турник, О-обруч, У-улитка и т.д. (книжка-малышка)
  • Слепить букву из пластилина, теста;
  • Написать букву на песке, на манке, в воздухе;
  • Выложить букву из палочек, спичек, камней, мозаики, пуговиц, сделать из шнурка и других подручных материалов;
  • Сделать букву из рук;
  • Зачеркнуть букву в журнале или в старой детской книжке. Определить ребёнку границы: 1 страница или половина страницы.
  • Находить буквы на вывесках магазинов.
  • Узнай буквы по зеркальному изображению
  • Переделать букву или «Буквенный конструктор»

Параллельно с разучиванием букв, звуковым анализом необходимо развивать звуковой синтез, слияние букв в слоги и слова.

- Подружи букву с гласными

- Игра «Машины» (синтез слогов из звуков(букв)

- Игра на «Мерсибо» - «Помощь на пожаре»

Интерактивные игры «Мерсибо» соответствуют всем требованиям ФГОС:

  • Являются элементом компьютерной среды, которая касается ребенка
  • Требуют участия взрослого, совместной деятельности
  • Несут грамотное эстетическое оформление и наполнение
  • Формируют у детей навыки и умения, необходимые нормам возрастного развития
  • Создают ситуацию успеха и достижения цели
  • Стимулируют познавательное развитие детей

                                                Игры на каждый день.

1.     «Какой буквы не стало?»(или «Что изменилось?»)

Ребёнок называет несколько букв из магнитной азбуки или сделанных им самим, а затем закрывает глаза. Взрослый убирает букву (или меняет две буквы местами, или прикрывает чем-то одну букву, или добавляет новую букву). Ребёнок открывает глаза и говорит, что изменилось.

Усложнение: убрать одну букву в слове или добавить, чтобы получилось новое слово (крот-рот, Коля-Оля, вор-двор …)

2.     «Морской бой».

Расчертить 2 квадрата: один для ребёнка, другой для себя. По вертикали написать буквы, по горизонтали – цифры. Начертить корабли и игра готова.

3.     «Угадай букву»

На ладони ребёнка или на спине написать букву обратной стороной карандаша или ручки. Ребёнок должен узнать букву по тактильным ощущениям.

4.     «Узнай на ощупь»

В мешочек из плотной ткани или под платок положить пластмассовые буквы. Ребёнок их ощупывает, не глядя,  и называет.

         Школьные учителя отмечают печальную тенденцию, которую невозможно отрицать: современные школьники читают очень мало, не имеют навыков быстрого чтения. Детям трудно анализировать тексты, они не умеют вдумчиво читать, делать выводы, духовно переживать прочитанное. Из-за этого они мыслят поверхностно, не могут четко сформулировать мысль и имеют слабый словарный запас.

В заключении хочу посоветовать вам: играйте с детьми чаще, легко, с радостью. Воспитывайте у детей чуткость к звучанию слов, что непременно скажется в дальнейшем при обучении в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Мастер класса для родителей детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи по теме: «ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?»

Образовательная область: «Познание».Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация».Цель: Способствовать формированию заинтересованности родителей в совместной коррекционной р...

Конспект логопедического семинара-практикума для родителей детей подготовительной к школе группы «Давайте поиграем дома с детьми»

Одним из основных целевых ориентиров Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» на этапе завершения дошкольного образования является хорошо сфор...

Семинар-практикум для родителей детей подготовительной к школе группы

Поступление в школу - это вхождение ребёнка в мир новых знаний, прав и обязанностей, разнообразных  отношений с взрослыми и сверстниками.  Как войдёт ребёнок в новую жизн, как встретит его п...

Семинар-практикум с родителями детей подготовительной к школе группы на тему: "Проблемы предшкольной подготовки. Психологическая готовность к школе."

Данную методическую разработку можно использовать в работе с родителями будущих выпускников детского сада. Материал будет полезен педагогам ДОУ: воспитателям подготовительной к школе группы, педагогам...

Мастер класса для родителей детей подготовительной к школе группы по теме: «ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?»

Конспект Мастер класса для родителей детей подготовительной к школе группы по теме: «ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?»Цель:Успешное формирование у детей навыков выполнения звукового а...

Семинар-практикум для родителей воспитанников подготовительных к школе групп «Речевая готовность ребенка к школе»

Семинар-практикум для родителей воспитанников подготовительных к школе групп «Речевая готовность ребенка к школе».Данный материал может быть полезен для воспитателей ДО и дл...