Главные вкладки

    Конспект Мастер класса для родителей детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи по теме: «ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?»
    консультация по логопедии (подготовительная группа) по теме

    Рорбах Евгения Вячеславовна

    Образовательная область: «Познание».

    Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация».

    Цель:

     Способствовать формированию заинтересованности родителей в совместной коррекционной работе по преодолению ОНР.

    Создать условия для успешного формирования у детей навыков выполнения звукового анализа

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon chto_takoe_zvukovoy_analiz_slova.doc88.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ детский сад компенсирующего вида №8 «Солнышко» г. Новоалтайск.

    Конспект

    Мастер класса для родителей детей

    подготовительной к школе группы

    с общим недоразвитием речи

    по теме: «ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?»

    Составила: учитель- логопед

    Рорбах Евгения Вячеславовна.

                                                                        Новоалтайск 2012 год.

    Образовательная область: «Познание».

    Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация».

    Цель:

     Способствовать формированию заинтересованности родителей в совместной коррекционной работе по преодолению ОНР.

    Создать условия для успешного формирования у детей навыков выполнения звукового анализа

    Задачи:

    • Способствовать формированию необходимых знаний о выполнении звукового анализа,  знаний некоторых коррекционных приёмах работы в семье.
    • Создать условия для привлечения родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребёнка; закрепления ребёнком полученных знаний, речевых умений.
    • Содействовать формированию адекватной родительской оценки детских возможностей.
    • Помочь родителям через «включённое» наблюдение увидеть процесс речевого развития собственного ребёнка, оценить его достижения, учебные и коммуникативные навыки, выявить затруднения.
    • Заинтересовать родителей  в оказании своему ребёнку посильную помощь в проведении специальных игровых упражнений.

    Здравствуйте, уважаемые родители.

    Скоро ваши дети пойдут в школу. При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), установление их количества и последовательности.

    Это сложный процесс для всех детей. Дети же с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

    Родители должны помочь своему ребенку закрепить знания и умения полученные в детском саду в выполнении  звукового анализа слов.

    Прежде чем говорить о выполнении звукового анализа, давайте вспомним.

    Уважаемые родители, помните:

    1. Звук – мы слышим и произносим.

    2. Букв – это значок, который обозначает звук. Букву мы пишем и читаем.

    3. Звуки бывают гласными и согласными.

    Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды. Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду. И так, запоминаем главное: нет преграды – звук гласный, есть преграда – звук согласный. Обратите внимание на таблицу (Приложение 1)

    Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы

    Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.

    Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом. Посмотрите на таблицу.

    Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим  

    глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком. Посмотрите на таблицу.

    Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

    Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,

    Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми. Посмотрите на таблицу.

    Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц. Они живут на улице твёрдых звуков посмотрите на домик звуков.(Приложение 2)

    Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ. Они живут на улице мягких звуков. Посмотрите на домик звуков. (Приложение 2)

    Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным. Посмотрите на таблицу.

    КАК ВЫПОЛНЯТЬ С РЕБЕНКОМ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?

    Сначала обучаем ребёнка выполнять простые формы звукового анализа. То есть выделять первый, последний звук в слове и звук, стоящий в середине слова. Посмотрите на вагончики. Если звук стоит  в начале слова – поместите фишку в первом окошке. Если звук стоит на конце слова – поместите фишку в последнее окошко.  Все остальные звуки находятся в середине слова – поместите фишку в среднем окне вагончика.

    Далее обучаем ребёнка выполнять сложные формы звукового анализа, а именно последовательно выделять голосом звуки в слове и давать их характеристику, составлять звуковую схему слова.

    Звуковая схема слова – это последовательность квадратиков – символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове.

    Звуковой анализ выполняется следующим образом:

    Возьмите пеналы с цветными фишками. Сделаем звуковой анализ слова ДОМ:

    1. Выделим голосом первый звук:

    ддд-ом – первый звук Д – он согласный, звонкий, твердый - обозначим его синим квадратиком с колокольчиком.

    2. Выделим голосом второй звук :

    д – ооо – м - второй звук О - он

    гласный – обозначим его красным квадратиком.

    3. Выделим голосом третий звук:

    до –ммм - третий звук М – он согласный, звонкий, твердый – обозначим его синим квадратиком с колокольчиком.

    В слове ДОМ 3 звука, 2 согласных и 1 гласный.

    Согласные звуки Д и М.

    Гласный звук О.

    Назовем звуки по порядку: Д О М.

    Напечатаем слово буквами: ДОМ

    ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА КИТ

    1. Выделим голосом первый звук:

    кькькь – ит – первый звук Кь – согласный, глухой, мягкий, обозначим зеленым квадратиком. (Очень важно – произносить мягкие согласные при выполнении звукового анализа слова мягко)

    2. Выделим голосом второй звук – кииит, второй звук И, Обозначим его красным квадратиком.

    3. Выделим голосом третий звук – киттт, третий звук Т, он согласный, глухой твердый, обозначим его синим квадратиком.

    В слове кит 3 звука: 2 согласных и 1 гласный. Согласные Кь и Т. Гласный И. Назовем звуки по порядку Кь, И, Т.

    При выполнении звукового анализа слова необходимо учитывать последовательность предъявления слов, предназначенных для анализа, при этом нужно следить, чтобы в предлагаемых для анализа словах не было звуков, которые ребенок не умеет произносить или произносит неправильно.

    Поэтому прошу вас строго следовать всем указаниям в тетрадях для домашних заданий. Выполнять звуковой анализ слов только предложенных в тетрадях.

    При выполнении домашних заданий используйте ПАМЯТКУ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .(выдаётся каждому родителю и вклеивается в тетрадь для домашних заданий) (Приложение 3)

    Приложение 1

    Приложение 2

    Приложение 3

    ПАМЯТКА  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .

    Буквы, обозначающие звонкие звуки:

    М, Б, Г, Д, Н, В, Ж, Л, Р, З, Й.

    Буквы, обозначающие глухие звуки:

    П, К, Х, Т, Ф, Ш, С, Ч, Щ, Ц.

    Звонкий или глухой звук дети определяют, положив руку на горло. Если во время произнесения звука «горло звенит» - звук звонкий. Если «не звенит» - глухой

    Буквы, обозначающие всегда твердые звуки: Ш, Ж, Ц.

    Буквы, обозначающие всегда мягкие звуки: Щ, Ч, Й.

    Остальные буквы могут обозначать два звука твердый и мягкий: Т и Ть, П и Пь, К и Кь, Д и Дь и т. д.

    Мягкость и твердость звуков дети

    определяют на слух:

    МЕЛЬ – звук ль мягкий.

    МЕЛ – звук л твердый.

    КОТ – звук К твердый.

    КИТ – звук Кь мягкий.

    Родители могут проконтролировать следующим образом:

    Если на письме после согласной буквы пишутся А, О, У, Ы, Э – то она обозначает твердый звук.

    Если на письме после согласной буквы пишутся буквы Е, Ё, Ю, Я – то она обозначает мягкий звук.

    Звуков Е, Ё, Ю, Я – не бывает, это гласные буквы, обозначающие мягкость согласного на письме.

    Звонкие согласные звуки на конце слов в речи оглушаются и заменяются парным глухим : Д – Т, Г – К, Б – П, Ж – Ш, В – Ф, З – С.

    Пишем ЛЁД - говорим [ЛЁТ]

    Пишем НОЖ - говорим [НОШ]

    Пишем СНЕГ - говорим[ СНЕК]

    Буквы Е, Ё, Ю, Я, стоящие в слове после согласной обозначают соответственно звуки Э, О, У, А .

         МБДОУ детский сад компенсирующего вида №8 «Солнышко»г. Новоалтайск.

    Конспект

    непосредственной образовательной деятельности

    по подготовке к обучению грамоте

    для детей подготовительной к школе группы

    с общим недоразвитием речи

    по теме: «Дифференциация звуков [З],[С].

    Буквы З, С.

    »

    Автор занятия: учитель- логопед

    Рорбах Евгения Вячеславовна,

    Новоалтайск 2013

    Образовательная область: «Коммуникация».

    Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация».

    Программные задачи:

    1. Создать условия для усвоения и различения звуков[З],[С ] по глухости звонкости (изолированно, в слогах, словах).
    2. Способствовать формированию навыка выполнения  простых форм звукового анализа и  звукобуквенного анализа двусложных слов (прямой открытый слог).
    3. Содействовать формированию умения соотносить звуки [з], [с] и печатные буквы З, С.
    4. Побуждать отвечать полным предложением. Содействовать развитию памяти, внимания, зрительного восприятия.
    5. Создать условия для формирования умения слушать взрослого и выполнять его инструкции; самостоятельно выполнять задания педагога, самостоятельно действовать  со знакомыми предметами, решать  знакомые ситуации).

    Оборудование, материалы, ресурсы: Кукла «Царь Алфавит»; «ноутбук»; знаки и символы звуков;  печатные буквы З В А А; звуковые пеналы; схемы предложений и слов; зашумлённая картинка «ваза на столе»; звуковые вагончики; предметные картинки: зайка, сайка, лиса, Лиза.

    Ход занятия:

    I. Организационный момент.

    Мотивация к занятию.

    Педагог обращает внимание детей на присутствующих родителей. Дети стоят в кругу.

    Приветствуют родителей.

    -Дети, ваши папы и мамы очень хотят посмотреть чему вы научились на занятиях.    Давайте проведём для них  занятие.

    - Значит, будем заниматься старательно! Слушать внимательно!

    - Будем говорить красиво!

    - Не бойтесь трудностей, и всё получится отлично!

    Педагог просит детей сесть на свои места

    Введение в игровую ситуацию

    -Кто у нас сегодня в гостях? (царь Алфавит)

    -Поздоровайтесь с ним, ребята. Дети приветствуют царя Алфавита..

    -Царь Алфавит принёс с собой свой волшебный ноутбук.

    Царь Алфавит приготовил для вас подарки в своём ноутбуке, но что бы их достать нужно правильно выполнить задания.

    . ΙΙ Основная часть.

    Знакомство со звуками

    Логопед.

    • Я открываю «ноутбук» царя Алфавита и достаю первое задание.
    • Что нарисовано на картинке? (На картинке нарисован насос)
    • Какой звук слышится, когда работает насос?(Когда работает насос слышится звук[С])
    •  Посмотрите, в зеркала. Что делают органы артикуляционного аппарата, когда мы произносим звук [с].

    Дети рассказывают артикуляцию звука. (Когда мы произносим звук [с]: губы улыбаются, зубы стоят заборчиком, кончик языка находится за нижними зубами, язык стоит горочкой, воздушная струя выходит холодная).

     Логопед просит их выложить схемы, отражающие работу артикуляционного аппарата: «губы улыбаются, зубы заборчиком», «стрелка вниз», «горка», «синяя ленточка».

    • Зубы смыкаются заборчиком, образуя преграду, значит звук… (согласный).
    •  Проверьте, этот звук глухой или звонкий. (Положить ладонь на горлышко) (Голосовой моторчик не работает, значит,  звук глухой.)

    Дайте характеристику звука [с]. (Звук [с]  согласный,  твёрдый, глухой.  Обозначим - синим кругом без колокольчика.)     (Вывешивается синий круг с колокольчиком).

    Логопед.

    • Открываю «ноутбук» достаю второе задание.
    • Что нарисовано на рисунке? (На рисунке нарисован комар.)
    • Какой звук он издаёт? (Комар издаёт звук [з])
    • Мы слышим звук [з].

    Посмотрите, в зеркала. Что делают органы артикуляционного аппарата, когда мы произносим звук [з]. Дети рассказывают артикуляцию звука. (Когда мы произносим звук [с]: губы улыбаются, зубы стоят заборчиком, кончик языка находится за нижними зубами, язык стоит горочкой, воздушная струя выходит холодная.)

     Логопед просит их выложить схемы, отражающие работу артикуляционного аппарата: «губы улыбаются, зубы заборчиком», «стрелка вниз», «горка», «синяя ленточка».

    • Зубы смыкаются заборчиком, образуя преграду, значит звук… (согласный).
    • Проверьте, этот звук глухой или звонкий. (Положить ладонь на горлышко)
    • Что чувствуете в горле тишину или моторчик?
    • Дайте характеристику звука. (Согласный, твёрдый, глухой). (Вывешивается синий круг без колокольчика).
    •  Голосовой моторчик  работает.  Значит звук звонкий.
    • Звук [з]   согласный, твёрдый, звонкий. Обозначим  синим кругом с колокольчиком.

    Дифференциация звуков.

     Изолированных.

    Логопед.

    • Я называю звуки. Если услышите глухой звук [с] - руки лежат на столе. Если звонкий [з] - руки имитируют работу моторчика.

    В слогах    

    Динамическая пауза.

    Встаньте на ножки.

    • Я буду называть слоги.  Если услышите в слоге звук [с] двигайте руками, как будто работает насос.  Если услышите в слоге [з]-покажите рукой комарика.

    Дети выполняют заданные движения по наличию звука в слоге.

    Игра «Раз, два, три – повтори!»

    Сейчас мы будем играть в игру «Раз, два, три – повтори!» Я назову чье-нибудь имя и произнесу слоговой ряд. Тот чьё имя я назову, должен повторить слоговой ряд только после того как я скажу: «Повтори!»:

            за – зо – су,

    су – за – су,

    зо – со – зо,

    зу – су – зу,

    зу – су – су,

    зо – со –зо,

    и т.д.

    В словах.

    Нахождение места звука в слове

    • Царь Алфавит предлагает вам поиграть в игру «Волшебники»

    Для игры вам понадобятся «звуковые вагончики». И синяя фишка. Возьмите их.

    • Послушайте, какой звук слышится в слове «зайка»? Вывешивается картинка « Зайка» ( В слове зайка слышится звук [З].)
    • На каком месте в слове    он находится?(Звук [З] стоит в начале слова.) Дети кладут синюю фишку на первое окошко вагончика.
    • Замените [З] на [С]. Какое слово получится? (Получится слово сайка.)

    Вывешивается картинка «сайка».

    Продолжить работу со словами: коза, лиса.

    • Царь Алфавит спрашивает, почему мы пользовались, синей фишкой? (Мы пользовались синей фишкой, потому что звуки [З] [С]  согласные, твёрдые).

    Соотнесение звуков с печатными буквами

    • Мы слышим звуки, а писать будем буквы. Скажите, какой буквой будем обозначать звук [з], на письме. (Звук [з], на письме будем обозначать буквой З.)

    Логопед читает стих:

    Эта буква как змея извивается

    Потому и буквой З называется.

    • На что  похожа -З? (Буква З похожа на змею.)
    • Из каких элементов состоит буква. (Она состоит из полуовалов.)
    • Из какого количества полуовалов она состоит ? (Буква З состоит и 2-ух полуовалов.)
    • В какую сторону смотрит буква З? ( Буква З смотрит в левую сторону.)

    Найдите в лоточке букву (З) положите на стол, обведите её пальчиком.

    • Скажите, какой буквой будем обозначать звук [с], на письме. (Звук [с], на письме будем обозначать буквой С.)

    Логопед читает стих:

    Купил я сушек килограмм,

    А в нём все сушки пополам.

    Смешно смотреть на сушки.

    Все буквы С – подружки.

    • На что  похожа -С? (Буква С похожа на половинку сушки.)
    • Из каких элементов состоит буква? ( Она состоит из полуовала.)
    • В какую сторону смотрит буква С? (Буква С смотрит в правую сторону)

    Найдите в лоточке букву (С) положите на стол, обведите её пальчиком.

    Динамическая пауза

    Встаньте на ножки. Напишите букву С на своей ладошке пальчиком. А теперь букву З. (Логопед напоминает, в какую сторону пишутся буквы). Встаньте парами. Теперь напишите буквы на ладошке своего соседа. Напишите одну из букв на спине соседа, а он должен отгадать какую букву ему написали.

    Ребята, давайте посмотрим, какое следующее задание приготовил царь Алфавит.

    Логопед достаёт из ноутбука зашумлённый рисунок вазы на столе.

    • Посмотрите какой интересный рисунок. Просто загадка какая-то.
    • Какой предмет спрятан на рисунке? (На рисунке спрятана ваза).
    • Составьте звуковую схему слова ВАЗА.

    Дети по очереди называют звуки в слове ВАЗА, дают им характеристику, выкладывают на столе цветные фишки.

    • Какой звук в слове ВАЗА стоит на третьем месте? (На третьем месте стоит звук [З])
    • Какой буквой нужно обозначить звук [З]? (Звук [З]нужно обозначить буквой З.
    • Возьмите букву З и положите её под фишкой обозначающей звук [З].

    ΙΙΙ Итог занятия.

    • Царь спрашивает: «Какие звуки вы сегодня учились различать?» (Мы учились различать звуки [с]  [з].)  
    • Чем они отличаются? (Звук [з] – звонкий, а [с] – глухой. )  
    • Какими буквами они обозначаются на письме? (Звук [з] обозначается буквой З, а [с] буквой С.)    
    • Посмотрите на фишки которые лежат у вас в подставках. Возьмите фишку, на которой изображено какое у вас сейчас настроение.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Логоритмика в работе с дошкольниками подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи (ОНР)

    Материал предназначен для работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Проведение подобных занятий может быть организовано и проведено музыкальным руководителем совместно с учителем-логопедом, во...

    Конспект комплексного занятия по математике с детьми подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи.

    Упражнять в счете в пределах 10,в решении простых арифметических задач;закреплять знания детей о геометрических фигурах. Уточнение и активизация словаря по теме.Закрепить обобщающее понятие...

    Конспект непрерывной непосредственно – образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи.Тема: бисероплетение “Солнышко” (по дате народного календаря «Ярилин день»)

    По народному календарю 1 марта празднуют  Ярилин день (День Солнца) . Ярило - славянский бог весны и плодородия. Этот день посвящён провадам зимы и встрече весны. В моей группе проводится работа ...

    Конспект интегрированной НОД с детьми подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи на тему: « Виноград»

    Закрепление знаний детей по лексической теме "Ягоды и Фрукты"Развитие мелкой моторики и артикляционной моторики. Развитие речевого дыхания и голоса.Совершенствование приемов лепки из соленого теста....

    Обучение грамоте детей в подготовительной к школе группе с общим недоразвитием речи

    Поступление в школу - важный этап в жизни ребёнка, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в первом классе ребёнка необходимо готовить. Его успехи в школе во многом определяются го...

    Мастер-класс для родителей "Подвижные игры для детей с общим недоразвитием речи"

    В материале раскрываются вопросы развития подвижности детей с общим недоразвитием речи, предлагаются конкретные игры, развивающие общую моторику данной категории детей, улучшают коррдинацию дижений, с...