Логоритмика в работе с дошкольниками подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи (ОНР)
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Шерстобитова Вера Васильевна

Материал предназначен для работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Проведение подобных занятий может быть организовано и проведено музыкальным руководителем совместно с учителем-логопедом, воспитателем, инструктором по физо.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logoritmika_statya2.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Логоритмика в работе с дошкольниками

Подготовительной к школе группы

с общим недоразвитием речи (ОНР).

Проблема  работы с детьми с общим недоразвитием речи возникла передо мной сразу же, как только я пришла работать в специальное дошкольное учреждение в 1990 году.

МБДОУ № 465 - детский сад компенсирурующего вида для детей с общим недоразвитием речи, где я сейчас работаю музыкальным руководителем, рассчитан на детей дошкольного возраста, имеющих общие нарушения речи (ОНР): заикание, ринолалия, алалия, грубое недоразвитие речи.

Работа музыкального руководителя с такими детьми имеет не только воспитательную, но и корригирующую направленность, т.е. имеет свои особые задачи, ведь раннее включение ребёнка  с особыми потребностями  в процесс коррекционно-воспитательной работы способствует раскрытию его потенциальных возможностей и обеспечивает создание необходимых предпосылок для перехода на следующую стадию психического развития. Однако те методы, приёмы и технологии, которые я использовала в работе с детьми без существенных особенностей, не всегда давали желаемый результат. Поиск эффективных форм коррекционного воздействия на дошкольников - одно из актуальных направлений совершенствования системы их воспитания. Это, а также желание помочь детям, подтолкнуло меня заняться поиском эффективных форм, приёмов, технологий для работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР). Сложность состояла в том, что по этой проблеме было издано не так уж много качественной литературы. Что же касается музыкального развития таких детей, то таких материалов было не достать. Мне пришлось собирать материал по крупицам из разных источников и дифференцировать его в связи со спецификой моей работы.

В результате,  за 24 года работы с детьми с ТНР, у меня сложилась своя система развития музыкальных способностей детей, приобщения их к музыкальной и духовной культуре, их социализации и интеграции. Осуществляемый в МБДОУ мониторинг наблюдения за детьми, изучение динамики их развития, показал, что выбранная мною система музыкального развития детей с общим недоразвитием речи «ОНР» эффективно сказывается на коррекции речевых нарушений, высших психических  функций, общей мелкой моторики.

     С сентября месяца в нашем детском саду мы с логопедом начинаем проводить логоритмические занятия. Проводим их  один раз в неделю в каждой возрастной группе.

   Цель: преодоление речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и, в конечном итоге – адаптации к условиям внешней и внутренней среды.

   В логоритмическом  воспитании мы выделяем два звена:

1.Развитие, коррекция и воспитание неречевых процессов: слуховое внимание, слуховая память, оптико-пространственные представления, зрительная ориентировка на собеседника, координация движений, чувство темпа и ритма в движении, воспитание и перевоспитание личности, характера ребенка.

2.Развитие речи и коррекции речевых  нарушений: воспитание темпа и ритма дыхания и речи, орального праксиза, просодии, фонематического слуха, коррекция речевых нарушений.

   Логоритмические занятия – занятия комплексные. На   них происходит связь логоритмики с другими медико–психологическими воздействиями и основными видами музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения).

   На логоритмических занятиях музыка не просто сопровождает движения, а является их организующим началом. Мы с логопедом подбираем упражнения так, чтобы каждый музыкальный сигнал вызывал немедленную и определенную двигательную реакцию. Это позволяет развивать внимание, слуховое восприятие, пространственную ориентацию, а, главное, способствует коррекции собственно речевых нарушений: фонематического слуха, темпа и ритма дыхания и т.д. Оптимальные результаты  как показала практика, достигаются при равномерном распределении психо-физической нагрузки по следующей схеме:

  • ритмическая разминка, дающая установку на нужный темп движений и речи
  • (вводное упражнение),
  • упражнение на развитие внимания,
  • упражнение, регулирующее мышечный тонус,
  • упражнение для развития чувства темпа и ритма,
  • упражнение для развития координации слова с движением,
  • слушание музыки
  • пение,
  • упражнение для развития мелкой мускулатуры пальцев рук,
  • упражнение для развития речевых и мимических движений,
  • игра,
  • заключительное упражнение на релаксацию.

Цель – успокоить детей, переключить их внимание на другие виды деятельности.

   Проведение  логоритмических  занятий по такой схеме дает положительные результаты. Как показала практика, у большей части детей преодолеваются речевые дефекты и корригируются отклонения в личностной сфере.

 

КОНСПЕКТ  ЛОГОРИТМИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

«ПРОГУЛКА В ОСЕННЕМ ЛЕСУ»

в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи.

1.Марш Е.Тиличеевой. Дети входят в зал и выстраиваются в шеренгу.

Педагог. В лес осенний на прогулку приглашаю вас пойти.

         Интересней приключенья вам, ребята, не найти.

         Друг за другом становитесь,

         Крепче за руки беритесь.

         По дорожкам, по тропинкам

          По лесу гулять пойдем.

         Может быть, в лесу осеннем,

         Мы боровичка найдем.

Дети берутся за руки и идут по «тропинке» между листочками под музыку «Ой, утушка луговая» - русская  народная музыка.

Педагог. По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем.

                Может быть, и под листочком сладку ягодку найдем

Дети идут по залу змейкой под музыку Т.Ломовой «На прогулке»

Педагог .На носочки дети встали, по дорожкам побежали.

Дети легко бегут друг за другом под музыку Е.Тиличеевой  «Бег».

Педагог. И на каблучках пойдем, через лужи перейдем,

Дети идут на пятках друг за другом под музыку Е.Тиличеевой   «Марш».

2.Дети берут осенние листочки и исполняют танец с осенними листочками под песню М.Красева «Падают, падают листья».

3.Дети образуют круг и исполняют упражнение, регулирующее мышечный тонус «Увядающий цветок» под музыку П.И.Чайковского «Сладкая греза».

Педагог .Листочки, образуйте круг,

               Листья осенние тихо кружатся, листья нам под ноги тихо ложатся (приседают).

               И под ногами шуршат, шелестят, будто опять закружиться хотят.

4.Дыхательное упражнение «Ветер» (дети дуют на листочки, которые висят на ниточках).

Педагог. Дует легкий ветерок . ф –ф –ф –ф

               И качается листок       ф –ф –ф –ф  (спокойный выдох).

               Дует сильный ветерок ф –ф –ф –ф

               И качается листок        ф –ф –ф –ф (активный выдох).

Музыкальный руководитель играет на пианино импровизации глиссандо.

5. Работа над фонемами.

Педагог. Дует ветерок и качаются листочки и поют нам свои песенки.

               Осенние листочки на веточках сидят,

               Осенние листочки детям говорят:

              Осиновый –а –а –а –а

              Рябиновый –и –и –и –и.

               Березовый –о –о –о –о.

              Дубовый  у –у –у -у.

6.Упражнение под песню  ВАлександрова «Осеняя песенка». Для развития ритмических движений.

7.Дети слушают музыку: «Осенние листья» В.Ребикова.

Педагог.Зашумела листьями осень золотая.

                Вьется над рябинкой тонкой паутинкой.

8.Дети поют знакомую песню В.Витлина «Осень спросим».

9.Дети выполняют упражнение на развитие темпа и ритма «Птицы улетают в теплые края». Под музыку Е.Раевской «Отойди и подойди».

10.Дети выполняют мимическое упражнение «Облака» на развитие воображения, выразительности движений.

11.Дети выполняют упражнение на развитие мелкой мускулатуры пальцев.

Педагог. Меж еловых мягких лап

                Дождик кап-кап-кап.

               Где сучок давно засох,

               Серый мох, мох, мох.

               Где листок к листку прилип,

               Вырос гриб, гриб, гриб.

               Кто нашел его, друзья?

               Это я, я, я.

12.Подвижная игра «Догонялки», музыка Т.Ломовой «Бег».Педагог загадывает детям загадку про ежика:

Пыхтя, тащил домой грибок

Проворный маленький зверек.

Ни головы ни ножек.

Конечно, это …(ежик)

Педагог. Посмотрите, какой веселый ежик прибежал на нас посмотреть

(дети идут по кругу, ежик идет противоходом; после окончания музыки дети останавливаются и хлопают в ладоши).

Дети. Раз, два, три, ребятишек догони.

(дети разбегаются, ежик старается их догнать).

Педагог. Ой, ребята, а ведь мы в лесу заблудились! Как же нам найти дорогу домой? (Ответы детей).

13. Педагог проводит с детьми мимическое упражнение «Эхо» на развитие эмоций.

Педагог. Закричали все: «Ау!». Никто не отзывается.

                Лишь эхо откликается, наше эхо возвращается

                К нам тихо: «Ау!», «Ау».

                Эхо, эхо, вот потеха.

               Это эхо каждый раз передразнивает нас.

Педагог. Дети, ежик решил проводить нас до дому.Идем за ним.

Под спокойную музыку В.Ребикова «Осенние листья» дети идут по залу.

Педагог. Дети, давайте поблагодарим ежика за то, что он помог нам выйти из леса и попрощаемся с ним.

Дети Спасибо, До свидания.

Дети выходят из зала.

               

             

             

               

 

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Мастер класса для родителей детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи по теме: «ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?»

Образовательная область: «Познание».Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация».Цель: Способствовать формированию заинтересованности родителей в совместной коррекционной р...

Конспект комплексного занятия по математике с детьми подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи.

Упражнять в счете в пределах 10,в решении простых арифметических задач;закреплять знания детей о геометрических фигурах. Уточнение и активизация словаря по теме.Закрепить обобщающее понятие...

Конспект непрерывной непосредственно – образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи.Тема: бисероплетение “Солнышко” (по дате народного календаря «Ярилин день»)

По народному календарю 1 марта празднуют  Ярилин день (День Солнца) . Ярило - славянский бог весны и плодородия. Этот день посвящён провадам зимы и встрече весны. В моей группе проводится работа ...

Конспект интегрированной НОД с детьми подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи на тему: « Виноград»

Закрепление знаний детей по лексической теме "Ягоды и Фрукты"Развитие мелкой моторики и артикляционной моторики. Развитие речевого дыхания и голоса.Совершенствование приемов лепки из соленого теста....

Обучение грамоте детей в подготовительной к школе группе с общим недоразвитием речи

Поступление в школу - важный этап в жизни ребёнка, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в первом классе ребёнка необходимо готовить. Его успехи в школе во многом определяются го...

Развитие речевых возможностей воспитанников подготовительной к школе группе с общим недоразвитием речи на подгрупповых занятиях и в режимных моментах.

- Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи.- Овладение навыками связной речи на подгрупповых занятиях.- Развитие речи в режимных моментах....