Обучение грамоте детей в подготовительной к школе группе с общим недоразвитием речи
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Разгуляева Марина Геннадиевна

Поступление в школу - важный этап в жизни ребёнка, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в первом классе ребёнка необходимо готовить. Его успехи в школе во многом определяются готовностью к ней. Для старших дошкольников с речевыми расстройствами решение этой проблемы имеет особое значение, так как оно связано с проблемой ранней социальной адаптации этих детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.71 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте детей в подготовительной к школе группе

с общим недоразвитием речи

Аннотация. Поступление в школу - важный этап в жизни ребёнка, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в первом классе ребёнка необходимо готовить. Его успехи в школе во многом определяются готовностью к ней. Для старших дошкольников с речевыми расстройствами решение этой проблемы имеет особое значение, так как оно связано с проблемой ранней социальной адаптации этих детей.

Ключевые слова: обучение, чтение, письмо.

                   Современные требования к эффективности обучения грамоте становятся выше из года в год. Ребёнок, переступивший порог школы, должен соответствовать определённому физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию. В этом залог его будущей школьной успеваемости. Проблема готовности ребёнка к школе существовала всегда, но была сформулирована как ПРОБЛЕМА несколько десятилетий назад.

Мне хочется поделиться опытом работы по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи в условиях логопедической группы.

В работе я использую программу Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» и ряд других.

В целях более качественной подготовки детей к обучению в школе, развитию у них фонематического восприятия и предупреждения дисграфии при организации учебно-воспитательного процесса осуществляется интегрированный подход. Интеграция осуществляется через развитие речевого слуха, сенсорное развитие в области языка, формирование звукового анализа и синтеза, ознакомление с предложением и словами в предложении.

Обучение детей звуковому анализу слова невозможно без развитого фонематического слуха, узнавания и различения неречевых и речевых звуков. Фонематический слух – это врождённая способность, включающая в себя:

  • способность слышать есть данный звук в слове или нет;
  • способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
  • способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Я использую такие упражнения: «Помоги Тане добраться до дома», «Придумай имена, начинающиеся с определённого звука» и т.д.

Фонематическое восприятие – способность приобретённая, включающая в себя:

  • умение определять первый/ последний звук в слове;
  • умение определять место звука в слове (начало, середина, конец);
  • умение определить линейную последовательность звуков в слове;
  • умение определить количество звуков в слове.

Знакомя детей со звуковым анализом слова, т.е. определением порядка следования звуков в слове, установлением различительной роли звука, даю детям задания: «Определи, на какой звук начинаются (заканчиваются) слова»; «Что лишнее в ряду?» ; «Определи позицию звука в слове» ; «Подбери слово к схеме» и др.

Закрепление умения определять местоположение звука в словах проходит в играх «Как их зовут?», «Какое слово задумано?», «Звонкий – глухой».

В ходе игры "Поймай конец и продолжай"  или «Цепочка» дети называют цепочку слов, в которой каждое новое слово начинается с последнего звука предыдущего.

Игры «Кто больше», «Города и страны», «Съедобное – несъедобное»  - помогают научиться придумывать слова на определённый звук.

Знакомимся вначале с гласными звуками, с их артикуляцией. Дети делают анализ звукосочетаний, выделяют гласный звук в словах.

В игровой образной форме мы знакомим детей с мягкими и твёрдыми согласными, звонкими и глухими согласными звуками. На протяжении всей работы даю различные игры и задания на закрепление навыка звукового анализа слов.

Знакомство с буквами провожу в игровой форме, что значительно облегчает образовательный процесс.  Важным моментом является совмещение работы над звуком и буквой. Познакомив детей со звуком, сразу даю его графическое изображение. Использую стандартную школьную кассу и игры: такие  как: "Найди букву среди других букв", "Найди и обведи букву" и др.

Знакомимся со звуками и  буквами в определённой последовательности.

Таким образом, на занятии используется одновременно несколько анализаторов - зрительный,  речедвигательный, слуховой, тактильный. Известно, что, чем больше анализаторов участвует в ознакомлении с новым материалом, тем легче, быстрее и прочнее дети его усваивают.

Совмещение работы над звуком и буквой, тщательная, кропотливая работа над звуковым анализом, приводит к тому, что формирование навыка чтения происходит быстрее.

Обращаю внимание на осознанное чтение слов. В этом помогают такие игры, как: «Кто больше слов составит», «Накормите зверей», «Слоги рассыпались», «Лото». По мере усвоения слогового чтения слов различной сложности (на основе их анализа) учим детей, членить слова на слоги, предложения на слова и читать эти предложения. Дети усваивают разницу между словом и предложением, соблюдают паузы, между словами, правила написания заглавной буквы, раздельного написания слов, постановки точки в конце предложения.

При работе на данном этапе хорошо использовать и слух, и зрение, и руку (т. е. письмо). Поэтому мы проводим упражнения с разрезной азбукой, печатание.

Хочется отметить ещё вот что, психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - это мёртвый груз. Ребёнок на занятии читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как работа не захватывает их. Поэтому в своей работе я большое внимание уделяю игровым приёмам и детским играм, которые составляют специфику обучения дошкольников и являются существенным компонентом этого обучения.

Письмо – сложный навык и в полном объёме не доступен дошкольнику. Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий.

Одна из самых важных предпосылок успешного обучения – достаточно высокий уровень развития мелких движений руки. Для развития мелкой моторики, совместно с педагогами речевой группы, провожу следующие виды работы:

  • Работа с бумагой, плетение, аппликации;
  • Пальчиковая гимнастика;
  • Игры с конструктором и мозаикой;
  • Массаж кистей рук и пальцев;
  • Игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками;
  • Рисование и раскрашивание;
  • Игры с верёвочкой, шнуровки;
  • Игры с пластилином;
  • Вырезание ножницами;
  • Графические упражнения, штриховки.

Умение производить точные движения кистью и пальцами руки имеет большое значение для овладения письмом. В работе с детьми я использую подготовительные графические упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев:

  • обводку и штриховку контуров;
  • соединение линий и фигур;
  • рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки;
  • дорисовывание предметов

Эти упражнения полезно выполнять на нелинованной бумаге. Ребёнок должен стараться не отрывать карандаш от бумаги и не прерывать линии.  При этом дошкольник должен быть знаком с основными правилами штриховки и соблюдать их:

*штриховать только в заданном направлении;

*не выходить за контуры фигуры;

*соблюдать параллельность  линий.

Что касается вопроса о том, нужно ли учить ребёнка до поступления в школу писать прописными буквами, ответ однозначен – этого делать не стоит. Можно работать с ребёнком в тетради с разлиновкой. Полезны упражнения, направленные на овладение рабочей строкой (ребёнок рисует фигуры – кружочки, квадраты и т. д., стараясь не выходить за строку), упражнения на выработку наклона.  Все эти игры и упражнения являются важной подготовительной работой для успешного овладения навыком письма в школе.

Таким образом, можно сделать вывод, что обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно - волевых и эстетических качеств личности ребенка.

Список литературы:

  1. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда.–М.: Просвещение,1985.
  2. Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи. М.: Просвещение, 2006.
  3. Ткаченко Т. А. В первый класс — без дефектов речи: Методическое пособие. — СПб.: Детство-пресс, 2003.
  4. Ткаченко Т. А. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте. — М., 2003.
  5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитие речи в условиях специального детского сада: М., 1993.
  6. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб., 1999.
  7. Чиркина Г.В., Филичева Т.Е. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Мастер класса для родителей детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи по теме: «ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?»

Образовательная область: «Познание».Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация».Цель: Способствовать формированию заинтересованности родителей в совместной коррекционной р...

Логоритмика в работе с дошкольниками подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи (ОНР)

Материал предназначен для работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Проведение подобных занятий может быть организовано и проведено музыкальным руководителем совместно с учителем-логопедом, во...

Конспект комплексного занятия по математике с детьми подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи.

Упражнять в счете в пределах 10,в решении простых арифметических задач;закреплять знания детей о геометрических фигурах. Уточнение и активизация словаря по теме.Закрепить обобщающее понятие...

Конспект непрерывной непосредственно – образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи.Тема: бисероплетение “Солнышко” (по дате народного календаря «Ярилин день»)

По народному календарю 1 марта празднуют  Ярилин день (День Солнца) . Ярило - славянский бог весны и плодородия. Этот день посвящён провадам зимы и встрече весны. В моей группе проводится работа ...

Конспект интегрированной НОД с детьми подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи на тему: « Виноград»

Закрепление знаний детей по лексической теме "Ягоды и Фрукты"Развитие мелкой моторики и артикляционной моторики. Развитие речевого дыхания и голоса.Совершенствование приемов лепки из соленого теста....

Конспект подгруппового интегрированного занятия учителя-логопеда и педагога-психолога для детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи III уровня "Гуси-лебеди"

В методической разработке занятия рассматривается совместный практический опыт интеграции деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Чтобы воспитать гармо...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группе с общим недоразвитием речи на тему: «Волшебная страна Математики»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группе  с общим недоразвитием речи на тему: «...