Развитие речевых возможностей воспитанников подготовительной к школе группе с общим недоразвитием речи на подгрупповых занятиях и в режимных моментах.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Мусагалиева Татьяна Валентиновна

- Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи.

- Овладение навыками связной речи на подгрупповых занятиях.

- Развитие речи в режимных моментах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речевых возможностей воспитанников подготовительной к школе группе с общим недоразвитием речи на подгрупповых  занятиях и                                                       в режимных моментах.

- Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи.

- Овладение навыками связной речи на подгрупповых занятиях.

- Развитие речи в режимных моментах.

        

Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи.

      К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной, устной (описательно-повествовательной, монологической, диалогической) речи. Формирование связной, устной речи необходимо для наиболее полного преодоления речевого недоразвития и подготовки детей к школе. В лингвистической и методической литературе связная речь рассматривается как основной функционально-смысловой тип речи всей языковой системы.

    Для высказываний детей 6 лет с общим недоразвитием речи характерны:

- нарушения логической последовательности повествования;

- нарушение связности, пропуски смысловых звеньев;

- незавершенность микротем;

- возвращение к ранее сказанному;

- длительные паузы на границах фраз;

- отчетливо выражены лексические затруднения - бедный словарный запас;

- недостатки в грамматическом оформлении предложений.

   Дополнительные трудности в овладении связной речью связаны с наличием у детей с общим недоразвитием речи вторичных отклонений в развитии психических процессов восприятия, внимания, памяти, навыков конструктивной деятельности и эмоционально-волевой сферы.

Овладение навыками связной речи на подгрупповых занятиях.

     Коррекционно – развивающая работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) проводится по программе, разработанной  учителем-логопедом высшей квалификационной категории, отличником народного образования Натальей Васильевной Нищевой.

   Занятия по развитию связной речи включают чтение рассказов, беседы, заучивание стихотворений, пересказы текстов или составление рассказов, работа с картинами и сериями картин, используются дидактические игры и игровые упражнения.

   Рассматривание сюжетных картин  и обучение рассказыванию по картине  позволяет комплексно решать все задачи речевого развития: активизацию и актуализацию словаря, совершенствование грамматического строя и формирование монологической речи. Занятия по обучению рассказыванию по картине способствуют также развитию эмоционального мира и творческого воображения дошкольников.

   Использование речевых игр помогают разнообразить занятие, ввести в него игровой элемент, моменты юмора, проводить занятия более живо и интересно. Ценность игр заключается в том, что они помогают детям овладеть наиболее сложным программным материалом, закрепить его усвоение на занятиях, физкультминутках и в режимных моментах.

   Драматизация русских народных сказок  с помощью персонажей кукольного театра  способствует развитию всех компонентов речи, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, творческих способностей. Его применение усиливает наглядность и тем самым повышает осознанность воспринимаемого материала. Динамичность, красочность и яркость кукольных героев вызывают у детей разнообразные эмоциональные переживания.

     Построение занятий в форме кукольных спектаклей создает доброжелательную атмосферу совместного творчества детей и педагога, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь.

   

Развитие речи в режимных моментах.

    Успешная коррекция речевого недоразвития осуществляется не только на занятиях, но и во всех режимных моментах. Воспитатель под руководством  учителя-дефектолога активно участвует в развитии речевых возможностей дошкольников.

   Во время утреннего приема воспитатель проводит беседу о настроении ребенка, закрепляет  знания о семье, работе родителей, транспорте и т.д.

   Во время дежурства по столовой  воспитатель привлекает внимание детей к посуде, которую расставляют на стол, называют ее форму, цвет, рисунок, материал, из которого она сделана, количество ее на столе.

   Подготовка к прогулке дает возможность закрепить лексику, связанную с сезоном, предметные и обобщающие понятия одежды и обуви, умение вежливо обращаться за помощью к детям и взрослым.

   На прогулках проводятся наблюдения за живой и неживой природой. Дети  отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свои впечатления словами. Ребятам  предлагается составить рассказ про объект наблюдения. Расширяются знания детей, пополняется их словарный запас.

   Особое место среди режимных моментов занимает время вечерней коррекционной работы. Для развития связной речи воспитатель предлагает детям чтение с последующим обсуждением произведений, заучивание и выразительное рассказывание стихов, рассматривание иллюстраций на различные темы и т.д.

 Вся работа по развитию речи детей в подготовительной группе  должна быть подчинена главной задаче – подготовке к  успешному обучению в школе и успех в этой работе может быть достигнут только при тесном контакте учителя-дефектолога, педагогов и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Мастер класса для родителей детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи по теме: «ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?»

Образовательная область: «Познание».Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация».Цель: Способствовать формированию заинтересованности родителей в совместной коррекционной р...

Логоритмика в работе с дошкольниками подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи (ОНР)

Материал предназначен для работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Проведение подобных занятий может быть организовано и проведено музыкальным руководителем совместно с учителем-логопедом, во...

Конспект комплексного занятия по математике с детьми подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи.

Упражнять в счете в пределах 10,в решении простых арифметических задач;закреплять знания детей о геометрических фигурах. Уточнение и активизация словаря по теме.Закрепить обобщающее понятие...

Конспект непрерывной непосредственно – образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи.Тема: бисероплетение “Солнышко” (по дате народного календаря «Ярилин день»)

По народному календарю 1 марта празднуют  Ярилин день (День Солнца) . Ярило - славянский бог весны и плодородия. Этот день посвящён провадам зимы и встрече весны. В моей группе проводится работа ...

Конспект интегрированной НОД с детьми подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи на тему: « Виноград»

Закрепление знаний детей по лексической теме "Ягоды и Фрукты"Развитие мелкой моторики и артикляционной моторики. Развитие речевого дыхания и голоса.Совершенствование приемов лепки из соленого теста....

Обучение грамоте детей в подготовительной к школе группе с общим недоразвитием речи

Поступление в школу - важный этап в жизни ребёнка, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в первом классе ребёнка необходимо готовить. Его успехи в школе во многом определяются го...

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи "Как дикие животные готовятся к зиме"

В данном конспекте описан ход занятия с детьми подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи на тему: "Как дикие животные готовятся к зиме". В начале занятия дети рассказывают о...