Конспект занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи "Как дикие животные готовятся к зиме"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Плеханова Лариса Михайловна

В данном конспекте описан ход занятия с детьми подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи на тему: "Как дикие животные готовятся к зиме". В начале занятия дети рассказывают о приметах осени. Затем проводится беседа о диких животных и о том, как они готовятся к зиме с рассматриванием картинок. В середине беседы проходит физкультминутка. Далее дети играют в подвижную игру, затем выполняют опыт "Изготовление компаса", потом моделируют изображение зайчика из геометрических фигур. Занятие сопровождается просмотром мультимедийной презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dikie_zhivotnye._podgotovka_k_zime.docx28.16 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей № 27 «Рябинка»

города Новочебоксарска Чувашской Республики

КОНСПЕКТ

занятия по познавательному развитию

с детьми с общим недоразвитием речи

Тема: «Дикие животные. Подготовка к зиме»

Подготовила воспитатель

подготовительной к школе группы «Кораблик»

Плеханова Л.М.

г.Новочебоксарск – 2020г

Программное содержание:

Цель: обобщение и систематизация знаний о диких животных наших лесов, их внешнем виде и образе жизни.

Коррекционно-образовательные задачи:

Уточнить и расширить знания детей о подготовке животных к зиме. Познакомить с животными барсук, кабан, лось, бобр. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Дикие животные. Подготовка к зиме» (лес, зверь, животное, медведь, волк, лиса, заяц, белка, еж, лось, кабан, барсук, бобр, детеныш, зимовка, шерсть, мех, берлога, логово, нора, дупло; зимовать, питаться, менять, линять, накапливать; дикий, хищный, осторожный, хитрый, опасный). Ввести в словарь детей слово – намагнитится. Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с суффиксами  -онок,  -енок).

Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать диалогическую речь, зрительное и слуховое внимание, мышление, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением. Развивать у детей самоконтроль, умение работать самостоятельно по предложенному алгоритму. Развивать умение видеть конструкцию объекта (схему) и анализировать ее основные части. Закреплять умение моделировать геометрические фигуры, составлять тематическую композицию из фигур (зайчик).

Коррекционно-воспитательные задачи:

Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества, бережное отношение к природе.

Оборудование:

  1. Мультимедийная установка.
  2. Элементы крупного пазла  для составления мнемодорожки «Осень».
  3. Компас.
  4. Миски (пластмассовые).
  5. Кружечки с водой (пластмассовые).
  6. Железные булавки.
  7. Пуговицы.
  8. Магниты.
  9. Технологические карты (по количеству детей).
  10.  Схема зайчика, составленная из геометрических фигур.
  11.  Игра «Танграм» (из деревянных геометрических фигур).

Предварительная работа:

Просмотр иллюстраций с изображением диких животных наших лесов, беседа о жизни диких животных в период подготовки к зиме и зимой. Разучивание физкультминутки «Ежик», подвижной игры «На водопой». Знакомство с компасом. Создание презентации «Дикие животные. Подготовка к зиме».

Индивидуальная работа:

Помогать строить простые распространенные предложения Ксюше, Даше, Маше, Илье.

Ход:

  1. Организационный момент.

В: Ребята, какое сейчас время года?

Д: Осень.

В: Давайте расскажем об осени и о ее приметах. Возьмите каждый по картинке. (Дети поочередно выкладывают мнемодорожку на полу с приметами осени).

Дети: 1. Сейчас осень, осенью три месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь.

          2. Солнце часто прячется за тучи. Стало холодно. Идет дождь.

               3. Осенью дует сильный ветер.

          4. Листья на деревьях желтеют, краснеют, сохнут и опадают.

          5. Птицы улетают на юг.

          6. Осенью собирают урожай фруктов и овощей.

          7. (Ребенок выкладывает последний кусочек пазла со знаком вопроса).

2. Объявление темы занятия.

Дети, посмотрите, у нас получился осенний пазл – дорожка. И мы с вами отправимся сейчас в лес и узнаем, какие животные там живут, и как они готовятся к зиме.

(Включается аудиозапись со звуками осеннего леса. Дети проходят и садятся на стульчики перед экраном).

  1. Беседа о диких животных с рассматриванием картинок.

1 слайд.

В: Ребята, мы оказались в осеннем лесу. Послушайте загадку.

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна.

(Дети отгадывают загадку, на экране появляется изображение медведя).

2 слайд.

В: Лежала между елками

     Подушечка с иголками.

     Тихонечко лежала,

     Потом вдруг убежала.

(После отгадки появляется изображение ежа).

3 слайд.

В: Роет землю, словно плуг

    Скромный труженик…

Д: Барсук. (Появляется картинка барсука).

4 слайд.

В: Как вы думаете, что делают эти животные зимой? (5 слайд).

Д: Они спят.

В: Давайте расскажем, как они готовятся к зиме. Скажите, ребята, как питаются эти животные летом и осенью?

Д: Они питаются очень хорошо, и к зиме накапливают жир, чтобы зимой им было тепло спать.

В: Чем питается медведь?

Д: Медведь питается ягодами, орехами, травами, насекомыми и их личинками. Он может поймать и съесть рыбу, а также лакомится медом.

(6 слайд).

В: Но медведь – это хищное животное. Он может напасть на кабана или другое животное. (7 слайд).

В: Чем питается еж?

Д: Еж питается грибами, ягодами, фруктами, а еще насекомыми и их личинками, улитками, дождевыми червями. (8 слайд).

(9 слайд). Дети рассматривают картинку и рассказывают по ней, чем питается барсук.

Д: барсук питается растительной пищей: грибами, ягодами, орехами, травой. А также съедает мышей, лягушек, ящериц, птиц и их яйца, насекомых.

Физкультминутка «Ежик».

По сухой лесной дорожке –

Топ-топ-топ – топочут ножки.

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ежик.

Если подкрадется волк –

Превратится еж в клубок.

(Ребята стоят, слегка согнувшись. Руки, согнутые в локтях – перед грудью, кисти рук опущены вниз. Ноги, согнутые в коленях, делают мелкие частые шажки. Приседают, обхватывают колени руками, опускают голову).

(Снова садятся на стульчики перед экраном).

В: Послушайте следующую загадку.

    Длинные ушки, зовется косой,

    Очень боится быть пойман лисой,

    Скачет, петляет, но это не танец,

    Так удирает от хищников…(заяц)

(С отгадкой появляется изображение зайца в серой шубке). (10 слайд).

В: Я скачу туда-сюда

     По деревьям ловко.

     Не пустеет никогда

     У меня кладовка.

Д: это белка.

(Появляется картинка белки). (11 слайд).

В: Что общего в подготовке к зиме у этих животных?

Д: Они меняют окраску меха, линяют. (12 слайд).

В: Для чего это нужно?

Д: Чтобы прятаться от врагов.

В: В чем разница в подготовке к зиме у белки и зайца?

Д: Белка готовит припасы, а заяц нет.

В: Что заготавливает белочка осенью?

Д: Она заготавливает орехи, сушеные грибы, шишки, желуди.

(13 слайд).

В: Чем питается заяц зимой?

Д: Заяц питается веточками деревьев, кустов, грызет кору деревьев.

(14 слайд).

В: А волк и лиса готовят припасы? (15 слайд).

Д: нет.

В: Как вы понимаете русскую народную поговорку «Волка ноги кормят?» (Ответы детей).

Д: Чтобы не остаться голодным, волк должен добыть себе пищу, то есть должен побегать, поймать ее.

В: Чем питаются волк и лиса?

Д: Волк и лиса ловят зайцев, мышей. Они – хищные звери.

В: Волки зимой объединяются в стаи и могут напасть на более крупное животное, например на лося или кабана. (16 слайд).

В: Ребята, посмотрите на картинку. Вы видите домики разных животных. Давайте определим, где чей домик и как он называется?

(Дети определяют, кому принадлежат домики). (17 слайд).

В: Скажите, ребята, животные готовят свои домики к зимовке?

Д: Да, они утепляют свои домики опавшей листвой, мхом, травой, ветками деревьев.

В: Где зимой спит зайчик?

Д: Заяц спит под кустом в снежной ямке. (18 слайд).

В: А еще в лесу живут лось (19 слайд), кабан (20 слайд), а около реки бобр. (21 слайд).

В: Лось зимой гложет кору осины, рябины, ивы. В конце осени он сбрасывает свои рога, а к весне у него отрастают новые. Постоянного жилища лоси не готовят. (22 слайд).

В: Кабан все лето хорошо питался желудями, корневищами растений, насекомыми, грызунами. Он накопил жировой запас. Зимой он разрывает корни и корневища деревьев и кустарников, ищет заснувших насекомых, гусениц. (23 слайд). Спят кабаны вповалку и греют друг друга. (24 слайд).

В: Бобры осенью заготавливают корм, питаются они корой и молодыми ветками деревьев. (25 слайд). Домик бобра называется хатка. (26 слайд).

  1. Подвижная игра «На водопой».

Осенним днем лесной тропой                (Дети идут по кругу друг за другом)

Звери шли на водопой                        

За мамой-лосихой топал

                        лосенок.                        (Идут, громко топая)

За мамой-лисицей

              крался лисенок,                        (Идут крадучись)

За мамой-ежихой

              катился ежонок,                         (Передвигаются в глубоком приседе)

За мамой-медведицей

            шел медвежонок,                        (Идут вперевалку)

За мамою-белкой

скакали бельчата,                     (Скачут на носочках, согнув руки  

                                                    перед грудью)

За мамой-зайчихой

            косые зайчата,                                (Скачут, сделав ушки из ладоней)

Волчица вела за собою волчат.                (Идут на четвереньках)

Все мамы и дети напиться хотят.                (Останавливаются, делают

                                                                   лакательные движения языком)

В: Ребята, а если вы в лесу заблудились, какой предмет вам поможет прийти домой?

Д: Компас.

В: Вот у меня компас. Как нужно по нему идти? Кто мне расскажет?

(Дети рассматривают компас и объясняют, как им пользоваться).

Д: Нужно рассмотреть, куда показывает стрелка. Она всегда показывает на север. Если, заходя в лес, мы пришли с севера, значит, возвращаться должны на север, если с юга – значит обратно нужно идти на юг.

В: Но иногда можно ведь и забыть взять в лес компас. Сейчас мы с вами научимся делать компас из подручных материалов.

(Дети проходят и садятся за столы).

  1. Опыт «Изготовление компаса».

В: Перед вами различные предметы и карты, по которым вы будете работать. Посмотрите внимательно: что нарисовано на первом рисунке? Что вы будете делать? Что показано на втором рисунке? Почему на третьем рисунке стоит красный знак? (Он означает, что здесь требуется помощь взрослого или очень аккуратное использование этого предмета). Поэтому, когда дойдете в своей работе до этого знака, действуйте спокойно. Работаем самостоятельно. По основному компасу мы проверим, действительно ли у вас получились компасы. Ваши компасы должны еще уравновеситься, остановиться. После этого мы посмотрим, у кого компас получился.

  1. Моделирование «Зайчик».

В: Ребята, я получила СМС-сообщение. Прислал мне его зайчик. (27 слайд). Он попросил вас сделать его портрет, чтобы он смог подарить его своим друзьям. Я предлагаю составить портрет из геометрических фигур.

Рассмотрите схему.

В: Приступайте к созданию портрета.

(Дети выкладывают из фигурок зайчика)

В: Ваши портреты зайчик обязательно получит, мы их сфотографируем и отправим по скайпу.

  1. Окончание занятия.

В: - Что нового вы узнали сегодня о жизни диких животных в период подготовки к зиме?

- В какие игры играли?

- Что вам понравилось больше всего?

Воспитатель оценивает деятельность каждого ребенка.

     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной непосредственно – образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи.Тема: бисероплетение “Солнышко” (по дате народного календаря «Ярилин день»)

По народному календарю 1 марта празднуют  Ярилин день (День Солнца) . Ярило - славянский бог весны и плодородия. Этот день посвящён провадам зимы и встрече весны. В моей группе проводится работа ...

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группе Тема: «Мой город»

Конспект может быть использован воспитателями подготовительных к школе групп для ознакомления воспитанников со своей малой родиной....

Конспект Занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема: «Лес - наше богатство»

Выявить и обогатить представления детей о значении леса в жизни человека.Продолжать закреплять знания об особенностях использования человеком лесных ресурсов и их восстановление .Уточнить правила пове...

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы "Приглашение на ВДНХ"

Целью данного занятия является формирование у детей интереса и ценностного отношения к родному краю. Занятие способствует расширению осведомленности детей о сферах человеческой деятельности, представл...

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы по теме "К истокам народной культуры. Русская народная игрушка - Матрешка"

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы по теме "К истокам народной культуры. Русская народная игрушка - Матрешка". Интегрированное занятие по о...

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы «Эта удивительная соль»

Важной чертой детского поведения является стремление наблюдать, исследовать, дети постоянно задают вопросы и хотят получить ответы на них в тот же момент. Поэтому экспериментальная деятельность так ин...