Главные вкладки

    План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме:
    Конспект занятия по познавательному развитию в коррекционной подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы» Тема: «Покормите птиц зимой»

    Коваленко Татьяна Евгеньевна

    Активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Формирование обобщенного представления о зимующих птицах.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_zimuyushchie_ptitsy.doc60 КБ

    Предварительный просмотр:

                    

    Коваленко Татьяна Евгеньевна

    воспитатель

    МБДОУ МО город Краснодар «Центр-детский сад № 115»

    Конспект занятия 

     по познавательному развитию

    в коррекционной подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи

    Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы»

    Тема: «Покормите птиц зимой»

    Цель: активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Формирование обобщенного представления о зимующих птицах.

    Задачи

    Образовательные

    • Расширять и уточнять знания детей о зиме, о жизни зимующих птиц, их внешнем виде и образе жизни.
    • Закреплять в речи обобщающие понятия: зима, зимующие птицы.
    • Закреплять умение согласовывать существительные с числительными.
    • Формировать навыки мыслительной деятельности.

    Коррекционно-развивающие

    • Активизировать речевую деятельность.
    • Развивать наблюдательность, мыслительную активность, логическое мышление, умение высказывать и обосновывать свои суждения.

    Воспитательные

    • Воспитание на занятии навыков сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности, бережного отношения к природе, стремления сохранить окружающий мир.

    Предварительная работа

    • Слушание  и обсуждение пьесы П. Чайковского «Зимнее утро».
    • Разучивание музыкального подвижного упражнения «На лыжах» на музыкальном занятии.
    • Разучивание подвижной игры «Снегири».
    • Загадывание и отгадывание загадок.
    • Беседы о жизни зимующих птиц в наших лесах.
    • Просмотр картинок с изображением зимующих птиц.
    • Использование учебно-методического комплекта в формате мультимедийной презентации по теме «Зимующие птицы».

    Материал

    Мультимедиа: зимний лес, зимующие птицы: серая ворона, голубь, синица, дятел, сова, сорока, воробей, снегирь. Дидактические игры: «Кто улетел», «Сосчитай до пяти». Запись голосов зимующих птиц.

    Раздаточный материал

    • Плоскостные изображения зимующих птиц.
    • Карточки с наложенными контурными изображениями клеста, снегиря и дятла.
    • Семена растений.

    Ход образовательной деятельности деятельности

    1. Организационный момент

    Звучит пьеса П.Чайковского «Зимнее Утро»

    Педагог: Сегодня мы с вами отправляемся в очередное путешествие. Мы побываем в гостях у зимующих птиц. Для того, чтобы попасть к ним, нам нужно оказаться в зимнем лесу. Давайте представим, что мы оделись, встали на лыжи, и вот теперь выходим на лыжню.

    Под музыкальное сопровождение дети двигаются по кругу, изображая бег на лыжах.

    Педагог: Вот мы и в лесу. Снимайте лыжи, проходите на полянку и садитесь на пенечки.

    Дети изображают, что снимают лыжи, а потом садятся на стульчики стоящие полукругом перед экраном.

    1. Основная часть. Деятельностный этап.

    Педагог: Где мы с вами оказались.

    Ответы детей: В лесу.

    Педагог: Правильно ребята, мы с вами оказались в зимнем лесу.

    Педагог:

    Снег укрыл стволы и корни

    Елей, сосен и ракит;

    Иней хрупкий и узорный

    На ветвях берез лежит.

    Все бело – тропинки, кочки,

     И уснули до весны

    На ветвях деревьев почки,

    Спят они и видят сны.

    Снег свисает бахромою,

    А коряги и пеньки

    Под пушистой пеленою

    Оживают, как зверьки. (В.Берестов)

    Педагог: Как вы думаете, в лесу холодно.

    Ответы детей: Да.

    Педагог: Почему?

    Ответы детей: Зима. Мороз.

    Педагог предлагает поиграть в игру.

    Игра «Какая может быть зима?»

    Педагог: Я начну предложение, а вы постарайтесь правильно закончить его.

    Педагог:  Зима  может быть какой…

    Ответы детей: Теплой, суровой, холодной, снежной…

    Педагог:  Снег  может быть каким…

    Ответы детей: Белым, пушистым, холодным…

    Педагог:  Мороз  может быть каким…

    Ответы детей: Сильным, слабым, трескучим…

    Педагог:  Ветер бывает какой…

    Ответы детей: Тихий, сильный, ледяной, колючий, порывистый…

    Педагог: Вы меня порадовали своими знаниями о зиме.

    Педагог: А кто же живет в этом холодном зимнем лесу?

    Ответы детей: дикие животные, зимующие птицы.

    Сюрпризный момент «Снежинка» ( с письмом)

    Педагог обращает внимание на волшебную снежинку.

    Педагог: Это подарок зимы.

    Педагог: Ребята, здесь письмо, в письме написано, что в лесу случилась беда, была сильная метель. Все птицы разлетелись, спрятались, чтобы найти птиц нужно отгадать загадки.

    Загадки о зимующих птицах

    - Кар-кар-кар!

    Кричит плутовка.

    Ну и ловкая воровка!

    Все блестящие вещицы

    Очень любит эта птица!

    И она вам всем знакома,

    Как зовут ее? (Ворона)

    Он воркует, не поет,

    Бодро семечки клюет.

    Реагирует на свист,

    Он боится хищных птиц.

    Символом свободы стал…

    Птицу эту кто узнал?...

    (Голубь)

    Синяя косынка,

    Темненькая спинка.

    Маленькая птичка

    Звать ее…(Синичка)

    Хоть я не молоток-

    По дереву стучу:

    В нем каждый уголок

    Обследовать хочу.

    Хожу я в шапке красной

    И акробат прекрасный. (Дятел)

    Всю ночь летает

    Мышей добывает.

    А станет светло –

    Спать летит в дупло. (Сова)

    Непоседа пестрая,

    Птица длиннохвостая,

    Птица говорливая,

    Самая болтливая. (Сорока)

    Чик-чирик!

    К зернышкам прыг!

    Клюй,не робей!

    Кто это? (Воробей)

    Красногрудый, чернокрылый,

    Любит зернышки клевать,

    С первым снегом на рябине

    Он появится опять. (Снегирь)

    Кружат снежные метели,

    По ночам трещит мороз.

    На вершине пышной ели

    Ловко шишку лущит…(Клест)

    Педагог: Почему синицу, воробья, снегиря называют птицами?

    Ответы детей: Они летают, у них есть крылья.

    Педагог: Какие это птицы?

    Ответы детей: Зимующие.

    Педагог: А каких еще зимующих птиц вы знаете?

    Ответы детей: Голубь, ворона, дятел, сорока, клест, кукушка.

    (Выставляются картинки зимующих птиц).

    Педагог: Что есть общего у всех птиц?

    Ответы детей: Туловище, крылья, перья, клюв, лапы, хвост.

    Педагог: Чем они отличаются?

    Ответы детей: Размером, окраской, опереньем.

    Педагог: У каждой птицы, как у человека, свой характер. Как вы думаете, какой характер у снегиря?

    Ответы детей: Ленивый, грустный, малоподвижный.

    Педагог: А какая синица?

    Ответы детей: Тонкая, юркая, веселая, умная.

    Педагог: А вы знаете, как эти птицы подают голоса?

    (Звучат голоса птиц).

    Воробей – чирикает. Снегирь и синица свистят, когда сыты, а если холодно и голодно, то шипят. Ворона -  каркает. Голубь – воркует. Сорока – трещит.

    Педагог: Ребята, у снежинки есть еще задание. Выполним?

    Ответы детей: Да!

    Педагог: Что тут написано? Помогите найти на картинке зимующих птиц!

    Будьте внимательны, на картинке не только зимующие птицы.

    Слайд 12. Найди зимующих птиц.

    Ответы детей: Синица, воробей, снегирь , сорока, голубь – зимующие птицы.

    Индюк, петух – домашние птицы.

    Журавль, ласточка, гусь – перелетные птицы.

    Педагог: Молодцы, мы с вами хорошо поработали. А сейчас давайте поиграем в игру «Снегири».

    (Педагог предлагает детям пройти на ковер и выполнить знакомое упражнение).

    Вот на ветке, посмотри,

    В красных майках снегири.

    Распушили перышки,

    Греются на солнышке.

    Головой вертят,

    Улететь хотят.

    Кыш! Кыш! Улетели!

    За метелью! За метелью!

    Опушенными руками хлопают себя по бокам.

    Показывают грудку руками.

    Мелко потряхивают кистями опущенных рук.

    Повороты головой влево-вправо.

    Бегут по кругу, взмахивая руками.

    Педагог: Ребята, назовите птиц одним словом.

    Слайд 13, 14.  Назовите одним словом.

    Ответы детей: Голубь, синица, ворона, воробей – зимующие птицы.

    Соловей, скворец, лебедь, журавль – перелетные птицы.

    Педагог: А теперь игра «Отгадайте, кто улетел?»

    Слайд 15.

    Ответы детей: Снегирь, голубь, воробей.

    Педагог: Давайте посчитаем, Сколько птичек улетело!

    Слайд 16. Посчитай до 5

    (Педагог опрашивает каждого ребенка, если он ошибается, педагог поправляет его).

    1. Итог образовательной деятельности. Рефлексивный этап.

    Педагог: Ребята, мы зимующих птиц отыскали?

    Ответы детей: Да!

    Педагог: Угадали, кто улетел? Посчитали птиц?

    Ответы детей: Да!

    Педагог: Послушайте, что написано в нашей снежинке.

    Вновь разгулялась вьюга

    Срывает снежные шапки.

    Совсем замерзла пичуга –

    Сидит, поджимая лапки.

    Набок головку клонит

    И прячет ее под крыло,

    В ельник от ветра стонет,

    И поле белым-бело.

    Не видно в лесу тропинок,

    В туманах кусты стоят,

    Уснувших жуков и личинок

    Укрыл под корой снегопад.

    Лети же, пичуга, к людям

    И прячься скорей за окном,

    А мы кормить тебя будем

    Крошками хлеба, пшеном. (Т. Шорыгина)

    Педагог: Голодно и холодно зимой птицам. Люди заботятся о них, делают для птиц кормушки.

    А как вы думаете, чем питаются птицы зимой?

    Ответы детей: крошками хлеба.

    Педагог: Я вам покажу семена, которыми можно подкормить птиц.

    - Это семена дыни. Какие семена? – Дынные. Их ест синица.

    -Это семена арбуза. Какие семена? – Арбузные. Их ест снегирь.

    - Это семена ясеня. Какие семена? – Ясеневые. Их тоже любит снегирь.

    -Семечки подсолнуха, пшено. Как вы думаете, для каких птиц?

    - А еще у нас есть сало, какая птица любит сало?

    Ответы детей: синица.

    Педагог: Ребята, давайте угостим наших птиц. Я раздам вам карточки, на которых нарисованы зимующие птицы и семена, которые они едят. Вы подумайте, кто что ест и соедините птицу и ее еду.

    (Педагог раздает заранее приготовленные карточки с зимующими птицами.)

     Дети выполняют задание.

    Педагог: Кто готов?

    Педагог: Ребята, обратите внимание, пока вы выполняли задание, снежинка растаяла.

    Заданий больше нет. И нам пора возвращаться в детский сад.

    Педагог предлагает присесть на свои места.

    Педагог: Попрощаемся с зимним лесом.

    Слайд 17.  Зимний лес

    Педагог: Одеваемся, встаем на лыжи и отправляемся домой.

    Под музыкальное сопровождение дети двигаются по кругу, изображая бег на лыжах. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по обучению детей творческому рассказыванию в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Хочу быть сказочником!»

    Занятие направлено на обучение детей с ОНР творческому высказыванию с опорой на предметы, поставленные вопросы и прослушивание музыкального произведения; обучение пересказыванию рассказа в стихотворно...

    Конспект итогового занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

    Конспект итогового занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи....

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ТНР. Тема "Дифференция звуков [р]-[л]"

    Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ТНР...

    Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Сад-огород».

    Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Сад-огород».Цели:1. Уточнять и закреплять знания о фруктах и ов...

    ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР

    Даже в древней юрте кочевника  была кое-какая мебель. Что уж говорить о современном доме! Без мебели невозможно комфортное существование человека в цивилизованном мире. При рассматривании лексиче...