Конспект занятия по татарскому языку в подготовительной к школе группы русскоязычных детей на закрепление изученного материала по теме "День рождения любимого города"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Адиева Лейля Райшатовна

Занятие было подготовлено с целью закрепления знаний детей не только словарного минимума второго языка, но и знаний о родном городе, о его достопремичательных местах в предверии юбилея города.  Во время занятия ребята самостоятельно составляют диалоги на татарском языке, закрепляют татарские слова, которые они учили на занятиях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatia.docx143.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

«Управление дошкольного образования»

Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

 

Сценарий  педагогического мероприятия –

ООД по обучению татарскому языку

детей подготовительной к школе группы на тему:

«День рождения города»

Воспитатель

обучению татарскому языку

МАДОУ «ЦРР – детский сад № 92 «Ладушки»

Адиева Лейля Райшатовна

Нижнекамск

2016 г.

Тема:

День рождения города

Интегрируемые образовательные области:

Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально – личностное развитие, Художественно – эстетическое развитие

Вид:

Интегрированная совместная образовательная деятельность

Специфические виды детской деятельности, в которую вовлечены воспитанники:

Игровая: сюжетно-ролевая игра, подвижная игра, дидактическая игра; коммуникативная, познавательная, музыкально-хороводная деятельность

Цель:

Создание условий для интеграции видов детской деятельности для успешного познавательного развития детей и формирования предпосылок овладения ими вторым (татарским) языком

Задачи:

Дать детям знания о градообразующих предприятиях г. Нижнекамск (наименование, основные виды продукции)

Познакомить с основными достопримечательностями города

Развивать интерес к культуре татарского народа, художественному  и поэтическому творчеству Г.Тукая

Обучать способам самостоятельного поиска, обобщения и систематизации материала по определенной теме по технологии «лэпбук»

Закреплять в активной речи словарный запас по УМК, практиковать в умении строить и вести короткие диалоги

Формировать  навыки взаимодействия в социально значимой деятельности

Воспитывать интерес к родному краю, чувство патриотизма

Методические приемы и формы организации деятельности:

Привлечение внимания детей, мотивация их интереса, желания участвовать в совместной деятельности по созданию лэпбука

Знакомство с картой парка отдыха и чтения имени Г. Тукая и маршрутом ознакомительного движения

Инсценирование

Вариативное представление изучаемого объекта (пазл с иллюстрационными фигурами, объектами  из парка, раздаточно-наглядный материал к сюжетно-ролевой игре «Кафе», картинки и фотографии для оформления лэпбука)

Музыкально-хороводная игра «Мин җырлыйм»

Сюжетно-ролевая игра «Кафеда»

Подвижная игра «Командир»

Видео задание от «Шурале»

Интерактивная дидактическая игра «Назови картинку и найди подходящую пиктограмму»

Настольная игра «Луллия түгәрәкләре»

Самостоятельная работа по отбору рисунков и фотографий для оформления лэпбука

Оборудование и материалы:

Пазл

Мультимедийная презентация

Интерактивная доска

Лэпбук «Нижнекамск - 50»

Магнитная доска 2 штуки

Самоклеящиеся разноцветные смайлики

Наглядный материал «Меню кафе»

Раздаточный материал «Продукты»

Корзина с разноцветными мячами

Настольная игра «Луллия түгәрәкләре»

Карточки для оформления лэпбука

Разноцветные конверты

Предварительная работа:

Создание мультимедийной презентации

Подготовка макета лэпбука

Подбор музыкального сопровождения

Изготовления пазла, раздаточно-наглядного материала, масок

Актуализация знаний детей о поэте Г. Тукай и его творчестве

Последующая работа

Продолжение ознакомления с достопримечательными местами г. Нижнекамск

Изготовление материала для оформления лэпбука

Оформление лэпбука

Презентация лэпбука на родительском собрании, конкурсе проектов МАДОУ

Ход образовательной деятельности

Белем бирү эшчәнлеге барышы

Звучит весёлая музыка. Дети в сопровождении воспитателя заходят в красиво украшенную группу.

Тәрбияче (воспитатель): Ребята, как красиво украсили эту группу: везде развешаны шары, гирлянды с поздравлениями. И гости пришли на праздник. Давайте поздароваемся с ними.

Балалар (дети): Исәнмесез. 

Кунаклар(гости): Исәнмесез балалар. Хәлләр ничек?

Балалар: Әйбәт, рәхмәт. Хәлләр ничек?

Кунаклар: Әйбәт, рәхмәт

Тәрбияче: А у кого это интересно день рождение? Ни у тебя Саша? Может из гостей у кого нибудь? Ребята, а вы обратили внимание, что по городу везде висят такие же поздравления и город готовится к какому-то празднику. К какому празднику они готовятся, кто может мне ответить.

Балалар: Ко Дню города.

Тәрбияче: Правильно. Но не только город, но и мы с вами тоже начали готовиться к празднику. Что мы с вами начали делать вместе?

Балалар: Оформлять папку, лэпбук о городе.

Тәрбияче: Кто скажет, для чего же мы делаем лэпбук?

Балалар: (примерные ответы детей)

        - Чтобы больше узнать о нашем городе.

        - Чтобы мы могли рассказать нашим гостям о нашем городе.

        - Чтобы другие дети смогли узнать много интересного о городе, когда посмотрят наш лэпбук.

Тәрбияче: Замечательно. Ребята, хотите узнать, о какой достопримечательности города мы сегодня будем говорить?

Балалар: Да. Әйе.

Тәрбияче: Для этого мы с вами составим пазл. Но, чтобы открыть элементы пазла, нужно разгадать загадки. Загадки я прочитаю на русском, а ответы вы скажите на татарском.

  1. Про Кырлай, что в Заказанье, знай – деревня неплоха:

        Во дворах поют, по слухам, куры звонче   (әтәч).

        2) Оглянулся он – и тотчас закачалось все кругом:

        Ах, злочастье! – Водяная вслед за ним бежит бегом.

За кем бежит Водяная? (малай)

        

        3) С нею дружен Гали:

        Кивает она издали

        И бородой ему трясет

        Когда Гали траву несет. (Кәҗә)

        4) Смекнув, что без труда получится обман,

        Вновь споро из мешка башку извлек Баран.

        Пришла к ним беда: не шутит ведь Коза!

        Трясутся, пасть раскрыв и выпучив глаза. Бу нәрсә? (Бүре)

5) Говорят, в лесах дремучих зверя разного не счесть:

        Волк есть и медведь, разбойник рыжий, кто есть? (төлке)

Тәрбияче: Молодцы ребята. Все загадки разгадали. Давайте посмотрим, что у нас получилось? Бу кем?

Балалар: Г. Тукай

Тәрбияче: А кто это?

Балалар: Писатель, поэт.

Тәрбияче: А это что за фигуры? Вы их узнаете?

Балалар: Это фигуры по сказкам Тукая.

Тәрбияче: А из каких сказок и стихотворений они?

Балалар: “Шурале”, “Водяная”, “Коза и Баран”.

Тәрбияче: А какие еще вы знаете произведения Тукая?

Балалар: “Ласточка”, “Мышь, котороя тонет в молоке”, “Бабочка и ребенок”...

Тәрбияче: Скажите, вы где могли видеть эти фигуры?

Балалар: В парке Г.Тукая.

Тәрбияче: Правильно. Мы с вами всех этих персонажей видели в парке отдыха и чтения. Вот мы и определили первый маршрут для гостей нашего города. Милана, прикрепи, пожалуйста, на лэпбуке название парка.

        А сейчас ребята, давайте посмотрим, что интересного можно увидеть в парке. Для этого я вам приготовила карту парка. И предлагаю нам совершить движение по указанному маршруту. Начнем со входа в сквер. Здесь мы можем увидеть памятник поэта и изображения персонажей и животных из сказок Тукая. Посмотрите, и здесь лежат маски. Кого же из этих животных можно встретить в произведениях автора?

Балалар: куян, песи, тычкан, аю, эт.

Тәрбияче: Я предлагаю ребятам, у кого есть смайлики красного (кызыл) цвета, выбрать себе одного из животных указанных на экране, и рассказать нам о себе.(на экране появляется картинки с животными. Каждая картинка отдельно выделяется, определяя ход выступлений детей).

Бала1: Мин куян. Мин матур, чиста, кечкенә. Мин сикерәм.

Тәрбияче: Дима, как ты спросишь у зайца, что он делает?

Бала2: Куян, син нишлисең?

Бала 1: Мин сикерәм.

Бала 3: Мин тычкан. Мин матур, чиста, кечкенә. Мин ашыйм.

Тәрбияче: Оля, как ты дашь команду мышке, чтобы она пила молоко?

Бала 4: Тычкан, cөт эч.

Бала 5: Мин эт. Мин матур, чиста, зур. Мин утырам.

Тәрбияче: Даша, как ты позовешь к себе собаку и предложишь сесть?

Бала 6: Эт, кил монда. Эт, утыр.

Тәрбияче: Прекрасно. Ребята давайте продолжим движение. Что у нас следующее по маршруту?

Балалар: Сцена.

Тәрбияче: Что можно делать на сцене?

Балалар: Петь и танцевать.

Тәрбияче: Саша, кил монда. Саша пригласи Дашу танцевать.

Бала: Даша, кил монда. Даша, бие. (Звучит татарская музыка 2-3 секунды, дети танцуют).

Тәрбияче: Даша, пригласи всех мальчиков танцевать.

Бала: Малайлар. Кил монда. Бие. (Звучит русская народная музыка 2-3 секунды, дети танцуют. Музыку делаем тише).

Тәрбияче: Равил, пригласи всех девочек танцевать.

Бала: Кызлар, кил монда. Бие. (Звучит чувашская музыка 2-3 секунды, дети танцуют).

Тәрбияче: Милана, а как ты скажешь, что ты танцуешь?

Балалар: Мин биим.

Тәрбияче: Ребята, как вы скажете, что вы поете?

Балалар: Без җырлыйбыз.

Тәрбияче: Так давайте же все вместе споем. (Песня. Аудио 51 по УМК).

Мин җырлыйм, җырлыйм, җырлыйм.

Мин матур җырлыйм, җырлыйм.

Лә-лә-лә, лә-лә-лә,

Мин матур җырлыйм, җырлыйм.

Тәрбияче: Хорошо повеселились. Ребята, а угощать гостей мы будем?

Балалар: Эйе.

Тәрбияче: И где?

Балалар: В кафе.

Тәрбияче: Паркта кафе бар?

Тәрбияче: Кафе бар.

Тәрбияче: Милена, нинди кафе бар?

Балалар: Түбәтәй.

Тәрбияче: Хорошо. Давайте подойдем поближе кафе, посмотрим, что же нам предложат здесь.

        Саша, кафеда нәрсә бар?

Бала: Кафеда өчпочмак, чәкчәк, сөт, бәрәңге, чәй, сок, алма, кофе, аш, ботка бар.

Тәрбияче: Артур, син нәрсә яратасың?

Бала: Мин чәкчәк яратам.

Тәрбияче: Представим, что мы пришли в кафе. Как же мы закажем себе еду, ведь официанты говорят только на татарском языке? Предлагаю ребятам, чьи смайлики цвета «сары» стать официантами. Вот вам блокнот и ручка. Встречайте гостей. А вы ребята присаживайтесь. (Диалог между детьми 2-3 ребенка).

Бала 1: Исәнмесез. Хәерле көн.

Бала 2: Исәнмесез.

Бала 1: Мин София (Артур). Син кем?

Бала 2: Мин Саша (Милана, Аделия...).

Бала 1: Нәрсә кирәк?

Бала 2: Чәкчәк (сөт, бәрәңге, чәй, сок, алма, кофе, аш, ботка) кирәк.

Бала 1: Нинди чәкчәк (сөт, бәрәңге, чәй, сок, алма, кофе, аш, ботка)?

Бала 2: Баллы (тәмле) (чәкчәк сөт, бәрәңге, чәй, сок, алма, кофе, аш, ботка).

Бала 1: Мә баллы чәкчәк...

Бала 2: Рәхмәт.

Бала 1: Ашыгыз тәмле булсын.

Тәрбияче: Ой, хорошо поели. Куда же нас ведет следующий маршрут? Давайте посмотрим на экране.

Балалар: На игровую площадку.

Тәрбияче: Әйе. Ребята, вы знаете, я придумала для вас такую интересную игру. Давайте вместе поиграем. Сейчас я предлагаю вам разделиться парами, по желанию. (дети находят каждый сам себе пару). У меня здесь ладушки-хлопушки. В этой корзине ладушки с цифрами, а в другой с картинками. Вы между собой решите пожалуйста, кто возьмёт ладушку с цифрой, а кто с картинками (дети решают). Хорошо. Слушайте задание. Как только начнёт звучать музыка, каждый подбегает к своей корзине, берёт одну ладушку и находит себе пару по количеству изображённых картинок с цифрой среди друзей. Это надо успеть до окончания музыки. Бер, ике, өч – башлыйбыз (звучит музыка, дети берут ладушки и находят свою пару, цифра с таким же количеством рисунка).

Тәрбияче: Артур бу ничә?

Бала: Өч.

Тәрбияче: Дамир, бу нәрсә?

Бала: Бу куян. 

Тәрбияче: Ничә куян?

Бала: Өч куян (каждой паре задаётся соответствующий вопрос).

Тәрбияче: Замечательно. Мы сейчас под музыку, будем передавать друг-другу мячи. По окончанию музыки у кого останется мяч, тот командир. Командир дает 2 команды. (Под музыку передают друг другу мяч. У кого останется мяч, по окончанию музыки, тот дает 2 команды всем остальным ребятам).

Тәрбияче: Умницы. Ребята, мы с вами и пели, и танцевали, и загадки разгадали, и поиграли, даже и поели. Что же у нас дальше по маршруту? Посмотрим на экран. А дальше у нас вопросительный знак. Что это означает? Артур, нажми на вопрос. (Ребенок нажимает на вопрос – появляется видеообращение Шурале).

Шүрәле: Дорогие мои ребята. Вы сегодня очень постарались. Я услышал много интересного о вашем парке. А вы хотите узнать, о какой местности вы узнаете в следующий раз.

Балалар: Әйе.

Шүрәле: Тогда слушайте мое задание.  (Задания с пиктограммами). Составьте предложения с пиктограммами и прочитайте, что у вас получилось (1 ребенок решает возле доски, остальные за столом. Воспитатель показывает сюжетную картину, дети по ней составляют пиктограмму. А ребёнок возле доски должен прочитать получившееся предложение).

  1. Керпе туп уйный.
  2. Әби кишер юа.
  3. Аю Караватта йоклый.

Тәрбияче: Ребята, решить задание от Шурале к экрану выйдут по-очереди ребята, чьи смайлики цвета “яшел”. Они должны будут прочитать пиктограммы, которые вы для них составите. А для составления пиктограмм, я покажу вам картинки. Вы тихонечко, чтобы ваши друзья возле доски не услышали, подбираете нужные пиктограммы и составляете предложение.

Шүрәле: Молодцы. А вот вам и подсказка – это красивейшее место в нашем городе – Красный ключ.

Тәрбияче: Как интересно. Думаю следующий раз мы с вами тоже узнаем много интересного об этой замечательной местности. Ну а сейчас, нам надо заполнить карманы лэпбука с материалами о парке. Здесь я приготовила вам картинки, книжки и материалы для оформления. Но среди всего приготовленного вам необходимо отобрать только те, которые помогут нам рассказать о парке отдыха и чтения имени Г. Тукая. Ребята с бейджами цвета «кызыл» - отбирают картинки о парке, яшел бейджики – по теме «чем можем мы угостить гостей», а сары и зәңгәр бейджи – картинки по произведениям Г. Тукая и все то, что касается его творчества (дети отбирают картинки в конверты). Вот сейчас вы можете продолжить оформление лэпбука с этими картинками у себя в группе с вашей воспитательницей. А еще для вас я приготовила маленький подарок – это игра «Найди подходящую картинку к героям сказки Г. Тукая». Возьмите конверты и лэпбук, попрощаемся с гостями и пойдем в группу, продолжить нашу увлекательную работу.

Балалар: Сау булыгыз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по английскому языку для подготовительной к школе группе. Великобритания.

Конспект по ознакомлению детей со страной изучаемого языка - Великобританией....

Конспект НОД "Коммуникация" (татарский язык) в подготовительной к школе группе

Конспект НОД "Коммуникация" (татарский язык) в подготовительной к школе группе...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе. Рассказ детей из опыта на тему:" О животных зоопарка"

Расширять знания детей об обитателях зоопарка.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6843372","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ТНР. Тема "Дифференция звуков [р]-[л]"

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ТНР...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ   ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНРТема « Мебель»Цель :Активизировать словарь детей по теме «Мебель»Задачи :1.Коррек...