Главные вкладки

    Конспект занятия по татарскому языку в подготовительной к школе группы русскоязычных детей на закрепление изученного материала по теме "День рождения любимого города"
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

    Адиева Лейля Райшатовна

    Занятие было подготовлено с целью закрепления знаний детей не только словарного минимума второго языка, но и знаний о родном городе, о его достопремичательных местах в предверии юбилея города.  Во время занятия ребята самостоятельно составляют диалоги на татарском языке, закрепляют татарские слова, которые они учили на занятиях. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_zanyatia.docx143.14 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное учреждение

    «Управление дошкольного образования»

    Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района

    Республики Татарстан

     

    Сценарий  педагогического мероприятия –

    ООД по обучению татарскому языку

    детей подготовительной к школе группы на тему:

    «День рождения города»

    Воспитатель

    обучению татарскому языку

    МАДОУ «ЦРР – детский сад № 92 «Ладушки»

    Адиева Лейля Райшатовна

    Нижнекамск

    2016 г.

    Тема:

    День рождения города

    Интегрируемые образовательные области:

    Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально – личностное развитие, Художественно – эстетическое развитие

    Вид:

    Интегрированная совместная образовательная деятельность

    Специфические виды детской деятельности, в которую вовлечены воспитанники:

    Игровая: сюжетно-ролевая игра, подвижная игра, дидактическая игра; коммуникативная, познавательная, музыкально-хороводная деятельность

    Цель:

    Создание условий для интеграции видов детской деятельности для успешного познавательного развития детей и формирования предпосылок овладения ими вторым (татарским) языком

    Задачи:

    Дать детям знания о градообразующих предприятиях г. Нижнекамск (наименование, основные виды продукции)

    Познакомить с основными достопримечательностями города

    Развивать интерес к культуре татарского народа, художественному  и поэтическому творчеству Г.Тукая

    Обучать способам самостоятельного поиска, обобщения и систематизации материала по определенной теме по технологии «лэпбук»

    Закреплять в активной речи словарный запас по УМК, практиковать в умении строить и вести короткие диалоги

    Формировать  навыки взаимодействия в социально значимой деятельности

    Воспитывать интерес к родному краю, чувство патриотизма

    Методические приемы и формы организации деятельности:

    Привлечение внимания детей, мотивация их интереса, желания участвовать в совместной деятельности по созданию лэпбука

    Знакомство с картой парка отдыха и чтения имени Г. Тукая и маршрутом ознакомительного движения

    Инсценирование

    Вариативное представление изучаемого объекта (пазл с иллюстрационными фигурами, объектами  из парка, раздаточно-наглядный материал к сюжетно-ролевой игре «Кафе», картинки и фотографии для оформления лэпбука)

    Музыкально-хороводная игра «Мин җырлыйм»

    Сюжетно-ролевая игра «Кафеда»

    Подвижная игра «Командир»

    Видео задание от «Шурале»

    Интерактивная дидактическая игра «Назови картинку и найди подходящую пиктограмму»

    Настольная игра «Луллия түгәрәкләре»

    Самостоятельная работа по отбору рисунков и фотографий для оформления лэпбука

    Оборудование и материалы:

    Пазл

    Мультимедийная презентация

    Интерактивная доска

    Лэпбук «Нижнекамск - 50»

    Магнитная доска 2 штуки

    Самоклеящиеся разноцветные смайлики

    Наглядный материал «Меню кафе»

    Раздаточный материал «Продукты»

    Корзина с разноцветными мячами

    Настольная игра «Луллия түгәрәкләре»

    Карточки для оформления лэпбука

    Разноцветные конверты

    Предварительная работа:

    Создание мультимедийной презентации

    Подготовка макета лэпбука

    Подбор музыкального сопровождения

    Изготовления пазла, раздаточно-наглядного материала, масок

    Актуализация знаний детей о поэте Г. Тукай и его творчестве

    Последующая работа

    Продолжение ознакомления с достопримечательными местами г. Нижнекамск

    Изготовление материала для оформления лэпбука

    Оформление лэпбука

    Презентация лэпбука на родительском собрании, конкурсе проектов МАДОУ

    Ход образовательной деятельности

    Белем бирү эшчәнлеге барышы

    Звучит весёлая музыка. Дети в сопровождении воспитателя заходят в красиво украшенную группу.

    Тәрбияче (воспитатель): Ребята, как красиво украсили эту группу: везде развешаны шары, гирлянды с поздравлениями. И гости пришли на праздник. Давайте поздароваемся с ними.

    Балалар (дети): Исәнмесез. 

    Кунаклар(гости): Исәнмесез балалар. Хәлләр ничек?

    Балалар: Әйбәт, рәхмәт. Хәлләр ничек?

    Кунаклар: Әйбәт, рәхмәт

    Тәрбияче: А у кого это интересно день рождение? Ни у тебя Саша? Может из гостей у кого нибудь? Ребята, а вы обратили внимание, что по городу везде висят такие же поздравления и город готовится к какому-то празднику. К какому празднику они готовятся, кто может мне ответить.

    Балалар: Ко Дню города.

    Тәрбияче: Правильно. Но не только город, но и мы с вами тоже начали готовиться к празднику. Что мы с вами начали делать вместе?

    Балалар: Оформлять папку, лэпбук о городе.

    Тәрбияче: Кто скажет, для чего же мы делаем лэпбук?

    Балалар: (примерные ответы детей)

            - Чтобы больше узнать о нашем городе.

            - Чтобы мы могли рассказать нашим гостям о нашем городе.

            - Чтобы другие дети смогли узнать много интересного о городе, когда посмотрят наш лэпбук.

    Тәрбияче: Замечательно. Ребята, хотите узнать, о какой достопримечательности города мы сегодня будем говорить?

    Балалар: Да. Әйе.

    Тәрбияче: Для этого мы с вами составим пазл. Но, чтобы открыть элементы пазла, нужно разгадать загадки. Загадки я прочитаю на русском, а ответы вы скажите на татарском.

    1. Про Кырлай, что в Заказанье, знай – деревня неплоха:

            Во дворах поют, по слухам, куры звонче   (әтәч).

            2) Оглянулся он – и тотчас закачалось все кругом:

            Ах, злочастье! – Водяная вслед за ним бежит бегом.

    За кем бежит Водяная? (малай)

            

            3) С нею дружен Гали:

            Кивает она издали

            И бородой ему трясет

            Когда Гали траву несет. (Кәҗә)

            4) Смекнув, что без труда получится обман,

            Вновь споро из мешка башку извлек Баран.

            Пришла к ним беда: не шутит ведь Коза!

            Трясутся, пасть раскрыв и выпучив глаза. Бу нәрсә? (Бүре)

    5) Говорят, в лесах дремучих зверя разного не счесть:

            Волк есть и медведь, разбойник рыжий, кто есть? (төлке)

    Тәрбияче: Молодцы ребята. Все загадки разгадали. Давайте посмотрим, что у нас получилось? Бу кем?

    Балалар: Г. Тукай

    Тәрбияче: А кто это?

    Балалар: Писатель, поэт.

    Тәрбияче: А это что за фигуры? Вы их узнаете?

    Балалар: Это фигуры по сказкам Тукая.

    Тәрбияче: А из каких сказок и стихотворений они?

    Балалар: “Шурале”, “Водяная”, “Коза и Баран”.

    Тәрбияче: А какие еще вы знаете произведения Тукая?

    Балалар: “Ласточка”, “Мышь, котороя тонет в молоке”, “Бабочка и ребенок”...

    Тәрбияче: Скажите, вы где могли видеть эти фигуры?

    Балалар: В парке Г.Тукая.

    Тәрбияче: Правильно. Мы с вами всех этих персонажей видели в парке отдыха и чтения. Вот мы и определили первый маршрут для гостей нашего города. Милана, прикрепи, пожалуйста, на лэпбуке название парка.

            А сейчас ребята, давайте посмотрим, что интересного можно увидеть в парке. Для этого я вам приготовила карту парка. И предлагаю нам совершить движение по указанному маршруту. Начнем со входа в сквер. Здесь мы можем увидеть памятник поэта и изображения персонажей и животных из сказок Тукая. Посмотрите, и здесь лежат маски. Кого же из этих животных можно встретить в произведениях автора?

    Балалар: куян, песи, тычкан, аю, эт.

    Тәрбияче: Я предлагаю ребятам, у кого есть смайлики красного (кызыл) цвета, выбрать себе одного из животных указанных на экране, и рассказать нам о себе.(на экране появляется картинки с животными. Каждая картинка отдельно выделяется, определяя ход выступлений детей).

    Бала1: Мин куян. Мин матур, чиста, кечкенә. Мин сикерәм.

    Тәрбияче: Дима, как ты спросишь у зайца, что он делает?

    Бала2: Куян, син нишлисең?

    Бала 1: Мин сикерәм.

    Бала 3: Мин тычкан. Мин матур, чиста, кечкенә. Мин ашыйм.

    Тәрбияче: Оля, как ты дашь команду мышке, чтобы она пила молоко?

    Бала 4: Тычкан, cөт эч.

    Бала 5: Мин эт. Мин матур, чиста, зур. Мин утырам.

    Тәрбияче: Даша, как ты позовешь к себе собаку и предложишь сесть?

    Бала 6: Эт, кил монда. Эт, утыр.

    Тәрбияче: Прекрасно. Ребята давайте продолжим движение. Что у нас следующее по маршруту?

    Балалар: Сцена.

    Тәрбияче: Что можно делать на сцене?

    Балалар: Петь и танцевать.

    Тәрбияче: Саша, кил монда. Саша пригласи Дашу танцевать.

    Бала: Даша, кил монда. Даша, бие. (Звучит татарская музыка 2-3 секунды, дети танцуют).

    Тәрбияче: Даша, пригласи всех мальчиков танцевать.

    Бала: Малайлар. Кил монда. Бие. (Звучит русская народная музыка 2-3 секунды, дети танцуют. Музыку делаем тише).

    Тәрбияче: Равил, пригласи всех девочек танцевать.

    Бала: Кызлар, кил монда. Бие. (Звучит чувашская музыка 2-3 секунды, дети танцуют).

    Тәрбияче: Милана, а как ты скажешь, что ты танцуешь?

    Балалар: Мин биим.

    Тәрбияче: Ребята, как вы скажете, что вы поете?

    Балалар: Без җырлыйбыз.

    Тәрбияче: Так давайте же все вместе споем. (Песня. Аудио 51 по УМК).

    Мин җырлыйм, җырлыйм, җырлыйм.

    Мин матур җырлыйм, җырлыйм.

    Лә-лә-лә, лә-лә-лә,

    Мин матур җырлыйм, җырлыйм.

    Тәрбияче: Хорошо повеселились. Ребята, а угощать гостей мы будем?

    Балалар: Эйе.

    Тәрбияче: И где?

    Балалар: В кафе.

    Тәрбияче: Паркта кафе бар?

    Тәрбияче: Кафе бар.

    Тәрбияче: Милена, нинди кафе бар?

    Балалар: Түбәтәй.

    Тәрбияче: Хорошо. Давайте подойдем поближе кафе, посмотрим, что же нам предложат здесь.

            Саша, кафеда нәрсә бар?

    Бала: Кафеда өчпочмак, чәкчәк, сөт, бәрәңге, чәй, сок, алма, кофе, аш, ботка бар.

    Тәрбияче: Артур, син нәрсә яратасың?

    Бала: Мин чәкчәк яратам.

    Тәрбияче: Представим, что мы пришли в кафе. Как же мы закажем себе еду, ведь официанты говорят только на татарском языке? Предлагаю ребятам, чьи смайлики цвета «сары» стать официантами. Вот вам блокнот и ручка. Встречайте гостей. А вы ребята присаживайтесь. (Диалог между детьми 2-3 ребенка).

    Бала 1: Исәнмесез. Хәерле көн.

    Бала 2: Исәнмесез.

    Бала 1: Мин София (Артур). Син кем?

    Бала 2: Мин Саша (Милана, Аделия...).

    Бала 1: Нәрсә кирәк?

    Бала 2: Чәкчәк (сөт, бәрәңге, чәй, сок, алма, кофе, аш, ботка) кирәк.

    Бала 1: Нинди чәкчәк (сөт, бәрәңге, чәй, сок, алма, кофе, аш, ботка)?

    Бала 2: Баллы (тәмле) (чәкчәк сөт, бәрәңге, чәй, сок, алма, кофе, аш, ботка).

    Бала 1: Мә баллы чәкчәк...

    Бала 2: Рәхмәт.

    Бала 1: Ашыгыз тәмле булсын.

    Тәрбияче: Ой, хорошо поели. Куда же нас ведет следующий маршрут? Давайте посмотрим на экране.

    Балалар: На игровую площадку.

    Тәрбияче: Әйе. Ребята, вы знаете, я придумала для вас такую интересную игру. Давайте вместе поиграем. Сейчас я предлагаю вам разделиться парами, по желанию. (дети находят каждый сам себе пару). У меня здесь ладушки-хлопушки. В этой корзине ладушки с цифрами, а в другой с картинками. Вы между собой решите пожалуйста, кто возьмёт ладушку с цифрой, а кто с картинками (дети решают). Хорошо. Слушайте задание. Как только начнёт звучать музыка, каждый подбегает к своей корзине, берёт одну ладушку и находит себе пару по количеству изображённых картинок с цифрой среди друзей. Это надо успеть до окончания музыки. Бер, ике, өч – башлыйбыз (звучит музыка, дети берут ладушки и находят свою пару, цифра с таким же количеством рисунка).

    Тәрбияче: Артур бу ничә?

    Бала: Өч.

    Тәрбияче: Дамир, бу нәрсә?

    Бала: Бу куян. 

    Тәрбияче: Ничә куян?

    Бала: Өч куян (каждой паре задаётся соответствующий вопрос).

    Тәрбияче: Замечательно. Мы сейчас под музыку, будем передавать друг-другу мячи. По окончанию музыки у кого останется мяч, тот командир. Командир дает 2 команды. (Под музыку передают друг другу мяч. У кого останется мяч, по окончанию музыки, тот дает 2 команды всем остальным ребятам).

    Тәрбияче: Умницы. Ребята, мы с вами и пели, и танцевали, и загадки разгадали, и поиграли, даже и поели. Что же у нас дальше по маршруту? Посмотрим на экран. А дальше у нас вопросительный знак. Что это означает? Артур, нажми на вопрос. (Ребенок нажимает на вопрос – появляется видеообращение Шурале).

    Шүрәле: Дорогие мои ребята. Вы сегодня очень постарались. Я услышал много интересного о вашем парке. А вы хотите узнать, о какой местности вы узнаете в следующий раз.

    Балалар: Әйе.

    Шүрәле: Тогда слушайте мое задание.  (Задания с пиктограммами). Составьте предложения с пиктограммами и прочитайте, что у вас получилось (1 ребенок решает возле доски, остальные за столом. Воспитатель показывает сюжетную картину, дети по ней составляют пиктограмму. А ребёнок возле доски должен прочитать получившееся предложение).

    1. Керпе туп уйный.
    2. Әби кишер юа.
    3. Аю Караватта йоклый.

    Тәрбияче: Ребята, решить задание от Шурале к экрану выйдут по-очереди ребята, чьи смайлики цвета “яшел”. Они должны будут прочитать пиктограммы, которые вы для них составите. А для составления пиктограмм, я покажу вам картинки. Вы тихонечко, чтобы ваши друзья возле доски не услышали, подбираете нужные пиктограммы и составляете предложение.

    Шүрәле: Молодцы. А вот вам и подсказка – это красивейшее место в нашем городе – Красный ключ.

    Тәрбияче: Как интересно. Думаю следующий раз мы с вами тоже узнаем много интересного об этой замечательной местности. Ну а сейчас, нам надо заполнить карманы лэпбука с материалами о парке. Здесь я приготовила вам картинки, книжки и материалы для оформления. Но среди всего приготовленного вам необходимо отобрать только те, которые помогут нам рассказать о парке отдыха и чтения имени Г. Тукая. Ребята с бейджами цвета «кызыл» - отбирают картинки о парке, яшел бейджики – по теме «чем можем мы угостить гостей», а сары и зәңгәр бейджи – картинки по произведениям Г. Тукая и все то, что касается его творчества (дети отбирают картинки в конверты). Вот сейчас вы можете продолжить оформление лэпбука с этими картинками у себя в группе с вашей воспитательницей. А еще для вас я приготовила маленький подарок – это игра «Найди подходящую картинку к героям сказки Г. Тукая». Возьмите конверты и лэпбук, попрощаемся с гостями и пойдем в группу, продолжить нашу увлекательную работу.

    Балалар: Сау булыгыз.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по английскому языку для подготовительной к школе группе. Великобритания.

    Конспект по ознакомлению детей со страной изучаемого языка - Великобританией....

    Конспект НОД "Коммуникация" (татарский язык) в подготовительной к школе группе

    Конспект НОД "Коммуникация" (татарский язык) в подготовительной к школе группе...

    Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе. Рассказ детей из опыта на тему:" О животных зоопарка"

    Расширять знания детей об обитателях зоопарка.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6843372","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ТНР. Тема "Дифференция звуков [р]-[л]"

    Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ТНР...

    ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР

    ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ   ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНРТема « Мебель»Цель :Активизировать словарь детей по теме «Мебель»Задачи :1.Коррек...

    Сборник материалов по закреплению татарского языка в подготовительной к школе группы

    Сборник помогает закрепить ранее изученный материал. Взаимодействие родителей с детьми способствует быстрому усвоению материала. Сборник удобен для самостоятельного пользования, так и подгруппового....