Конспект занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы "Приглашение на ВДНХ"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Целью данного занятия является формирование у детей интереса и ценностного отношения к родному краю. Занятие способствует расширению осведомленности детей о сферах человеческой деятельности, представления об их значимости для жизни ребенка, его семьи и общества в целом; закреплению знаний о чувашской национальной одежде и чувашских праздниках и обрядах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vdnh.docx46.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида  № 48 «Журавлик»

города Новочебоксарска  Чувашской  Республики

Конспект

занятия по  познавательному развитию  

с детьми  подготовительной к школе группы

№ 7 «Ручеек»

Тема: «Приглашение на ВДНХ».

                                                                                                           Составила:

воспитатель

Никитина Елена Витальевна.

г. Новочебоксарск

2021

Цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к родному краю.

Задачи: 
Образовательные: 

- расширять  представления детей о ВДНХ;

- расширять представления детей о Чувашской Республике;

- расширять осведомленность детей о сферах человеческой деятельности (производство, сельское хозяйство), представления об их значимости для жизни ребенка, его семьи и общества в целом.

- расширять представления об овощах (огурец, помидоры, капуста, картофель, лук, перец, кабачок, морковь, чеснок, баклажан) и фруктах (груша, яблоко), произрастающих в нашей республике;

- закрепить знания о чувашской национальной одежде и чувашских праздниках и обрядах;

- совершенствовать умение определять способ получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности.

Развивающие:

- продолжать развивать интерес и любовь к родному краю;

Воспитательные:

- на основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине;

- продолжать воспитывать интерес к историческому прошлому чувашского народа, его культуре, любовь к своему народу, понимание своей национальной принадлежности.

Речевые: 

- на основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать интерес к чувашской речи и активизировать словарь (Чǎвашъен, тухъя,  Сурхури, Çǎварни, Мǎнкун, Акатуй, Чӱклеме);

- продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи, умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми;

- упражнять в формировании ответа полным предложением.

Интеграция образовательных областей:

  • познавательное развитие
  •  социально - коммуникативное развитие
  • художественно – эстетическое развитие

Предшествующая  работа: 

  1. Рассматривание  тематических папок «Моя страна – Россия», «Чувашские праздники и обряды», иллюстраций из книг, комплектов открыток «Чувашия»«Чебоксары».
  2. Рисование чувашских узоров.
  3. Разучивание чувашских игр (подвижных, музыкальных).
  4. Экскурсии  в историко – художественный музейный комплекс г. Новочебоксарск.

Материал и оборудование: 

Оборудование: ноутбук, экран проекционный, проектор для мультимедийной презентации.

Демонстрационный материал:

  • карта ЧР, символика разных республик, карточки для исследования.

Раздаточный материал: 

  •   альбомные листы с приклеенными бумажными куклами (мальчик и девочка), бумажные национальные костюмы, клей, кисть для клея, салфетка, клеенка;
  • пазлы с изображением предприятий Чувашии (Акконд и ГЭС), изображения предприятий Чувашии для коллажа, альбомный лист для коллажа, клей, кисть для клея, салфетка, клеенка;  
  • схемы – карточки с изображением чувашских узоров и их обозначений;
  • лото «Чувашские праздники и обряды».
  • Лист с заданием  «От зернышка до хлебушка»;
  • Игра на липучках «Выбери правильно».

 

Методические приемы:

  1. Заинтересовывающее начало (Электронное письмо с приглашением на ВДНХ).
  2. Работа по карте Чувашии.
  3. Работа в  парах.
  4. Выступления – презентации детей по итогам проделанной работы.
  5. Физкультминутка. Игра «Найди пару».
  6. Музыкальная игра «Мěн тума?».
  7. Подведение итогов деятельности.

Информационные источники:

Интернет ресурсы:

http://omop.sul http://gov.cap.ru

https://www.vseznaika.org/history/chem-zanimayutsya-chuvashi

Литература:

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – 6-е изд., доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021. – 368 с.
  2. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
  3. Васильева Л.Г. Загадочный мир народных узоров. Развитие у детей 5-7 лет способностей к созданию образов-символов чувашских узоров в рисовании и аппликации. – Чебоксары, 2005.
  4. Егоров В. И. Чувашские праздники и обряды. – Чебоксары: ЧРИО, 1991.
  5. Кузнецова Л. В. / Ачасене шкулччен вӗрентмелли программа. -          Шупашкар: Чăваш Республикин вӗрентẏ институчӗн издательстви,     2009.
  6. Махалова И. В., Николаева Е. И. Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа: Учебно-методическое пособие. - Чебоксары, 2003.
  7. Мурашкина Т. В. Программа этноэкологического развития детей 5-6 лет «Загадки родной природы»: примерная парциальная образовательная программа. Чебоксары: Чуваш. Кн. Изд-во, 2015.- 64с.
  8. Николаева Е. И. Программа по приобщению дошкольников к национальной детской литературе «Рассказы солнечного края»: примерная парциальная образовательная программа. Чебоксары: Чуваш. Кн. Изд-во, 2015.-71 с.
  9. Программа образования ребенка - дошкольника. Чебоксары: ЧРИО, 2006. с. 127.
  10.  Программа художественно – творческого развития ребёнка – дошкольника средствами чувашского декоративно – прикладного искусства / сост. Л. Г. Василева. – Чебоксары, 1994.
  11.  Соловей Л. Б. Программа по социально коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с учётом регионального компонента. Чебоксары: Чуваш. Кн. Изд-во, 2015.-72.

Ход деятельности:

Воспитатель обращает внимание детей на экран.

Слайд 1.

 Воспитатель: Ребята, вчера на электронную почту нашего детского сада пришло письмо. Кто сможет прочитать что в нем написано?

Слайд 2. (Дети читают - приглашение.)  Интересно, кто нас куда приглашает?

Воспитатель читает письмо.

Слайд 3. 

Воспитатель: «Здравствуйте, дошколята Чувашии. В течение многих лет на ВДНХ мы организовываем  выставки о разных Республиках нашей страны. Но впервые в этом году мы планируем организовать выставку, где достижения своих Республик будут представлять дети. Мы очень надеемся на вас и ждем вас в гости.

С уважением Генеральный директор ВДНХ  

Шогуров Сергей   Юрьевич»

Воспитатель:  Ребята, кто из вас знает, что такое ВДНХ? (Ответы детей).  Где мы сможем найти ответ на этот вопрос? (Спросить у Алисы, посмотреть в интернете). Я предлагаю обратиться к нашему волшебному экрану, может он поможет нам найти информацию про ВДНХ.

Дети садятся перед экраном. Показ презентации «ВДНХ».

Слайды  4 – 7.

Воспитатель: ВДНХ - выставка достижений народного хозяйства  -  крупнейший выставочный комплекс, один  из самых популярных мест в Москве. На территории ВДНХ находятся  выставочные павильоны, в которых размещаются интересные выставки, устраиваются разные  праздники и фестивали. А москвичи и гости столицы  часто приходят сюда просто погулять, полюбоваться фонтанами, посмотреть на достопримечательности.

Воспитатель: Нас пригласили в Москву на такое серьезное мероприятие.  Я думаю, что к этой поездке нам нужно очень серьезно подготовиться. Вы со мной согласны? Как вы думаете, какую республику мы сможем представить на этой выставке? (Чувашскую Республику).

 (Работа по карте Чувашии)

Воспитатель: Что мы уже знаем о нашей Республике? Как она называется? (Чувашская Республика, Чувашия). Кто вспомнит ее название на чувашском языке? (Чǎвашъен). Найдите из представленных образцов изображение герба и флага Чувашской республики. Назовите столицу Чувашии. (Чебоксары). Покажите его на карте. На берегу какой реки расположен город Чебоксары? (Чебоксары расположен на берегу великой реки Волга.) Кто из вас сможет  назвать, сколько всего городов в Чувашии? (В Чувашии девять городов, районов 21). Самый большой район республики – Алатырский. Какие народы проживают в нашей республике? (Чуваши, русские, татары, мордва).

В Чувашии дружно живут люди разных национальностей, но основное население Чувашии - чуваши.

Что мы сегодня хотим узнать о Чувашской Республике и чувашском народе, чтобы потом рассказать гостям ВДНХ?

  • О чувашской национальной одежде;
  • О разных предприятиях Чувашии;
  • О развитии сельского хозяйства в Чувашии; 
  • О чувашских праздниках и обрядах.

Воспитатель:  Итак, начинаем собирать материал по этим темам. Я предлагаю вам разделиться  на пары, выбрать  по  желанию одну из  карточек, найти свое рабочее место и начать работу.

( Работа в парах).

Задания для 1 пары:

  • Из предложенных  разных вариантов национальных костюмов выбрать  изображение чувашского национального костюма  и приклеить  на бумажные  куклы (мальчика и девочку);

Задания для 2 пары:

  • Собрать пазлы -  изображения  предприятий;
  • составить коллаж из изображений, относящихся к предприятиям нашей Республики.

Задания для 3 пары:

  • Выполнить задание  «От зернышка до хлебушка»;
  • Выполнить задание «Выбери правильно» (Овощи и фрукты, произрастающие в нашей Республике).

Задания для 4  пары:

  • Собрать лото «Праздники и обряды Чувашей».

(После того, как дети выполнят задания, начинается презентация- выступление.)

Презентация 1 пары:  

- Выполнив свое задание, о чем вы сможете рассказать гостям ВДНХ? ((Гостям  выставки мы можем рассказать о праздничной чувашской национальной одежде).

- Что вы можете о ней рассказать? (Одежда чувашей очень красивая. Женское платье украшено вышивкой.  Головной убор девушек называется тухъя.  Она  украшена монетами и бисером, поэтому звенит при ходьбе. Мужской костюм состоит из вышитой узорами рубахи и штанов. На ноги чуваши надевают ботинки и сапоги.)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего чуваши украшали свою одежду бисером и монетами? (ответы детей). Чуваши считали, что украшения защищают их от злых духов и разных опасностей.

В чувашской вышивке узоры  имеют  значение. Прочитав узор, можно  понять, что хотела сказать вышивальщица. Мы с вами тоже умеем читать некоторые узоры на вышивке и можем научить гостей ВДНХ.

Игра  «Найди пару».

(Перед детьми лежат схемы – карточки с изображением чувашских узоров и их значений. Каждый ребенок  берет одну из карточек и под чувашскую песню выполняет разные танцевальные движения. Когда песня остановится, находят себе пару).

Презентация 2 пары: 

- Выполнив свое задание, о чем вы сможете рассказать гостям ВДНХ?

(Гостям выставки мы можем рассказать о предприятиях Чувашии, которые  выпускают очень нужную для нашей страны  продукцию).  Ребята, какую продукцию  выпускают на предприятиях «Химпром» и «Перкарбонат»? (На них выпускают разную химическую продукцию). Чем занимаются на  «Ольдеевских теплицах»? (Даже зимой выращивают огурцы и помидоры).  Хочу отметить, что на этих предприятиях трудятся родители детей нашей группы. Как вы думаете, какую продукцию выпускают на заводе «Промтрактор»  и  на фабрике «Акконд»?   (На заводе «Промтрактор»  выпускают большие тракторы, а на фабрике «Акконд» любимые всем конфеты и печенья).  Ребята,  вы любите в детском саду есть вкусные каши и булочки? Тогда знайте, что крупу для наших любимых  каш и муку для вкусных булочек производят  на предприятии «Чувашхлебопродукт».

На Чебоксарской ГЭС  с помощью потока воды получают электроэнергию и обеспечивают ею нашу Республику, поэтому мы можем смотреть по телевизору мультфильмы, заряжать свои планшеты и телефоны и многое другое.

Воспитатель: Ребята, а еще в нашей Республике есть фабрика «Паха тěрě», которая выпускает чувашские национальные костюмы и фабрика «Чебоксарский трикотаж», где ваши мамы вам и себе покупают разную одежду.   Вот сколько важных для нашей страны предприятий есть в Чувашии. Я думаю, что когда вырастите, многие из вас захотят  работать на этих предприятиях.

 

Презентация 3 пары:   

- Выполнив свое задание, о чем ваша пара сможет  рассказать гостям ВДНХ?

(Гостям ВДНХ мы можем рассказать о сельском хозяйстве Чувашии:  какие овощи и фрукты выращивают труженики  нашей республики  на полях Чувашии и сколько труда им нужно вложить, чтобы из маленького зернышка получить хлеб на нашем столе).

Презентация 4 пары:

- А чем ваша пара может поделиться с гостями выставки? (Мы хотим познакомить гостей ВДНХ  с чувашскими праздниками). 

Воспитатель: Ребята, чуваши связывали свои праздники с хозяйственной  деятельностью  и  ориентировались на календарно – обрядовые традиции. Я вас приглашаю собраться вокруг стола, чтобы еще раз вспомнить о некоторых из них.

(Дети собираются вокруг стола).

Кто из вас вспомнит, как называется этот праздник на чувашском языке? (Ответы детей). Сурхури – зимний праздник чувашей. Отмечают  его в ночь перед крещеньем. Что вы можете о нем рассказать? (На празднике детвора ходит по домам, переодевшись в разные костюмы, собирают разные угощения. Девушки в эту ночь собираются у одной из подружек,  гадают на суженого, на будущую жизнь в замужестве. На этот вечер все в деревне замачивают и жарят горох. Молодых женщин и девушек обсыпают этим горохом. Бросая вверх горсть гороха, говорят: «Пусть вырастет горох вот такой вышины»)

Следующий праздник чувашей – это çǎварни -  праздник проводов зимы. На этом празднике люди пекут блины, катаются на лошадях и в конце праздника сжигают соломенное чучело - «çǎварни карчǎкки». Таким образом, они прощаются зимой и встречают весну.

Наступила весна и вместе с ней пришел и мǎнкун – весенний праздник чувашей. Какие обычаи этого праздника вы знаете? (На празднике красят яйца, пекут куличи,  ходят в церковь, надевают новую одежду, приветствуют друг друга словами «Христос воскрес - воистину воскрес»).

Следующий праздник чувашского народа называется чӱклеме. Вспомните, когда его отмечают? (Осенью, после уборки урожая.)  

Ребята, а мы с вами убрали урожай на грядках нашего детского сада?  Тогда  мы тоже можем устроить себе маленький праздник и поиграть в нашу любимую игру «Мěн тума, мěн тума?»

Чувашская  игра («Мěн тума, мěн тума?»)

(Дети собираются в круг.)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Большую работу мы с вами сегодня проделали.  О чем мы сегодня узнали? О чем нам еще хотелось бы узнать? (О чувашских национальных блюдах). Я вам предлагаю  вместе с родителями  приготовить блюда чувашской национальной кухни и подготовить видео – презентацию вашей работы. Позже в Москве на ВДНХ мы их покажем на большом экране.  Желаю вам успеха!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ ТЕМА: « ДЕТИ ВОЙНЫ»

В рамках общесадовского проекта к 70 летию Великой Победы "Я помню! Я горжусь!" мною была проведена работа по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группе: "Дети войны"....

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группе Тема: «Мой город»

Конспект может быть использован воспитателями подготовительных к школе групп для ознакомления воспитанников со своей малой родиной....

Конспект Занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема: «Лес - наше богатство»

Выявить и обогатить представления детей о значении леса в жизни человека.Продолжать закреплять знания об особенностях использования человеком лесных ресурсов и их восстановление .Уточнить правила пове...

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы "Как люди открывали Землю"

рассказать как менялись представления людей о земле в разные времена. О роли морских путешественников в познании людьми мира....

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи "Как дикие животные готовятся к зиме"

В данном конспекте описан ход занятия с детьми подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи на тему: "Как дикие животные готовятся к зиме". В начале занятия дети рассказывают о...

План-конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы: «Экскурсия в школу ГИБДД»

Экскурсия в школу ГИБДД с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий поможет дошкольникам обобщить знания по формированию элементарных математических представлений; ...