Конспект занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы на тему «Воздух»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Задачи:
Образовательные:
- Формировать представления о воздухе и его свойствах: прозрачный, легкий, без цвета и запаха.
- Расширять представления о значимости воздуха в жизни человека.
- Учить строить высказывания.
- Активизировать словарный запас детей.
Развивающие:
- Развивать память, мышление, внимание детей.
- Развивать познавательную активность детей, любознательность.
Воспитательные:
- Формировать желание к экспериментальной и опытнической деятельности.
- Воспитывать аккуратность.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы на тему «Воздух»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Цель: Развивать познавательно – исследовательскую деятельность через игру и эксперименты.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать представления о воздухе и его свойствах: прозрачный, легкий, без цвета и запаха.
- Расширять представления о значимости воздуха в жизни человека.
- Учить строить высказывания.
- Активизировать словарный запас детей.
Развивающие:
- Развивать память, мышление, внимание детей.
- Развивать познавательную активность детей, любознательность.
Воспитательные:
- Формировать желание к экспериментальной и опытнической деятельности.
- Воспитывать аккуратность.
Виды деятельности: игровая, речевая, коммуникативная, познавательная.
Методы и приемы:
- Наглядный: показ, демонстрация опытов;
- Словесный: объяснение, инструкции. вопросы, высказывания детей, рассказывание, беседа, выводы.
- Практический: эксперименты с воздухом, с полиэтиленовыми пакетами, свечой, рисование мыльными пузырями.
Материалы и оборудование: Подготовлены центры для организации экспериментальной деятельности с дошкольниками: (пластиковые стаканчики, «волшебная жидкость», пластиковые трубочки, веер, бумажные салфетки, лимон, лук, кофе, листы бумаги, воздушный шар, насос, фен, мяч, целлофановые пакеты).
Для воспитателя – коробка, полиэтиленовый пакет- 1шт., листы размером ½ А4- 3 шт.
Словарная работа: кляксография, лаборатория, прозрачный, невидимый, легкий, наполняется, смешивается, перемещается, движется. опыты, эксперименты.
Предварительная работа: Ознакомление с телом человека (тема «Легкие»); рассматривание иллюстраций и чтение рассказа по теме «Зачем мы дышим»; Беседа «Свежий воздух полезен для здоровья»; чтение русской народной сказки «Пузырь, соломинка и Лапоть»; наблюдение в ветреную погоду за движением веток деревьев; экспериментирование: «Тонет – не тонет», «Дерево в воде», «игры с мыльными пузырями»; ручной труд: изготовление вееров из бумаги.
Ход непосредственно-образовательной деятельности.
I часть. Организационный момент
Воспитатель с детьми становится в круг, здороваются с гостями.
Воспитатель: Сегодня утром я зашла в детский сад и увидела вот эту коробку. Она сначала попала в группу «Елочки», но ребята не оставили ее себе и отдали нам. Ребята, как вы думаете, почему эта коробка никому не нужна?
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете, что в ней может быть, если она пришла в детский сад?
Ответы детей.
(Погреметь коробкой перед детьми).
Воспитатель: Давайте посмотрим скорее, что же в этой коробке? (Открывает коробку, показывает детям).
Воспитатель: Ничего нет. А кто это над нами пошутил? Принесли нам коробку и пустую. Что в ней шумело тогда? А почему же на ней написано «Очень важная коробка», если она пустая?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте пересыплем в пакет, вдруг что-нибудь да выпадет? Нету ничего? (берет пакет и завязывает его). Ух ты! Как нет ничего?!Посмотрите, целый пакет! (дать потрогать детям). Что же это?
Ответы детей: Воздух!
Воспитатель А почему же тогда его никто не увидел?
Ответы детей: Потому что он прозрачный!
Воспитатель А какой еще воздух?
Ответы детей: чистый, грязный, прохладный.
Воспитатель Верно, ребята. А еще воздух важный! Почему же он важный?
Ответы детей:
Воспитатель - Так вот оказывается в чем была загадка. Ребята, посылка и будет никому не нужная, если мы не поможем отгадать эту загадку. А как же нам сделать так, чтобы ребята из группы «Рябинка» поняли, что эта коробка нужная и очень важная?
Ответы детей:
Воспитатель Что мы можем туда положить, чтобы все ребята догадались, что в коробке воздух? Чтобы они смогли увидеть воздух, чтобы они смогли услышать воздух?
(карточки-подсказки: как увидеть воздух, как услышать воздух и как его понюхать).
II основная часть
Воспитатель - Чтобы его увидеть, услышать и понюхать мы отправимся в лабораторию. Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория?
Ответы детей.
Воспитатель: лаборатория – это помещение, где работают ученые, которые ставят опыты и эксперименты, исследуя их. Готовы? Вместе со мной произносим слова: вокруг себя мы повернемся раз, два, три, вперед немножечко пройдемся и в лаборатории окажемся. Ребята, вот мы и оказались в лаборатории.
Опыт №1: «Как поймать воздух» полиэтиленовым пакетом
(1 стол, стоя)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы с вами видим воздух?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Если мы его не видим, значит он какой?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: правильно, невидимый Воспитатель: воздух имеет форму? Запах?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Воздух всегда вокруг нас, чтоб его увидеть надо его поймать. Возьмите со стола целлофановые пакетики и попробуйте поймать воздух.
Закрутите пакеты, что произошло с пакетами?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: а что находится внутри пакетов?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: а на что похож пакет с воздухом?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку?
Дети: да, видим.
Воспитатель: значит воздух какой?
Дети: прозрачный.
Воспитатель: А теперь откройте пакеты и понюхайте. Чем пахнет воздух?
Что мы доказали?
Дети: (ответы детей) Вывод: воздух не имеет форму. Он приобретает форму того предмета, в который попадает.
Карточка-подсказка-перечеркнутые геометрические фигуры.
Воспитатель Ребята, верно. Воздух не имеет запаха, но он может переносить другие запахи.
У меня на столе стоят закрытые баночки. Что в них находится?
Дети: Ничего, пусто, воздух.
Воспитатель: Я открою вам небольшой секрет. Утром я разложила в эти баночки некоторые вещества, а перед занятием я их вынула из баночек.
Давайте попробуем по запаху определить, что же было в каждой из баночек.
1 - Лук, 2 – лимон, 3 – кофе, 4 – без запаха.
Вывод: чистый воздух не имеет запаха, но может присваивать запахи других веществ.
Карточка-подсказка- нарисованный нос.
Опыт №2: «Как увидеть движение воздуха? С листочком бумаги (2 стол, стоя).
Воспитатель Ребята, а вы где-нибудь слышали воздух?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы проведем опыт и научим других ребят слышать воздух! Возьмите листочки и сложите несколько раз их по длине.
Что получилось?
Дети: Веер.
Воспитатель: А теперь помашите им. Что получается?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Где вы еще наблюдали движение воздуха?
Дети: (ответы детей)
Вывод: движение воздуха помогает двигаться многим предметам. Чем дольше дуете, тем быстрее двигается предмет.
Воспитатель: А хотите устроить настоящий ветерок? Подходите ко мне. Карточка-подсказка- нарисованное ухо.
Опыт №3: «Как понять важность воздуха для всего живого» (со свечкой) (3 стол, сидя)
Воспитатель Ребята, мы с вами научились слышать и чувствовать запах воздуха. А еще воздух нам очень-очень нужен. Мы живем с вами потому, что на земле есть воздух. Что произошло бы, если бы воздух исчез?
Ответы детей.
Воспитатель Сейчас мы с вами это докажем! Я беру свечу, зажигаю ее. Свечка-это наша жизнь. Она горит, пока есть воздух. А если накрыть баночкой свечку (накрывает сверху стеклянной баночкой), что произойдет?
Ответы детей: она потухает.
Воспитатель Почему, ребята?
Ответы детей.
Карточка-подсказка- восклицательный знак.
Игра:
Воспитатель Ребята, а сейчас я вам дам интересное задание. Посмотрите внимательно и найдите в группе те предметы, которые связаны с воздухом (предварительно разложить в группе: веер, фен, мячик, насос, мыльные пузыри, дудочка, воздушный шарик, книжка- с ее помощью можно сделать ветер).
Опыт №4: «Как увидеть воздух?» со стаканом с водой и трубочкой (За столом) стаканчики с волшебной жидкостью и трубочки:
Воспитатель: Как вы думаете, внутри человека есть воздух?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: Как вы думаете, каким образом мы можем увидеть воздух? Погрузите трубочку в стакан и подуйте. Что происходит?
Дети: пузырьки.
Воспитатель: это и есть воздух, которым выдыхаем. А пузырьки поднимаются в вверх или на дно опускаются?
Дети: Пузырьки поднимаются вверх.
Воспитатель: Как вы думаете, почему пузырьки поднимаются вверх?
Дети: ответы.
Воспитатель: Пузырьки поднимаются вверх, потому что воздух легче воды.
Вывод: воздух легче воды.
Карточка-подсказка-стакан с водой и пузырьками воздуха.
Воспитатель Ребята. Я бы еще положила в посылку вот эти подсказки. (показывает развешанные на доске карточки-схемы работы с цветными мыльными пузырями: кляксография и мыльной пеной). Как вы думаете, почему? Как эти подсказки относятся к воздуху?
Ответы детей.
Воспитатель Чем эти подсказки помогут малышам лучше узнать воздух? Что нужно положить еще, чтобы малышам было легче изучить воздух? Что вы видите на этих подсказках?
Дети: Рисунки.
Воспитатель Так давайте сейчас нарисуем для малышей, чтобы они потом нарисовали такие же рисунки.
Воспитатель Подходите к столу, возьмите себе по листочку бумаги, баночки с цветной мыльной водой, трубочки. Присаживайтесь на свои места. Трубочкой надувайте мыльную шапочку поверх стаканчика. Затем прикладываем листочек бумаги и убираем его. Получаем мыльный пузырь на бумаге! Вы можете сделать один или несколько разноцветных пузырей на бумаге.
Вывод: воздух можно увидеть.
Карточка-подсказка: нарисованный глаз.
Оставляем работы на своих местах и подходим ко мне. Становимся в круг, беремся за руки.
-Ребята, что мы с вами сегодня узнали?
Ответы детей.
Воспитатель Ребята, какая коробка сегодня попала к нам в группу?
Ответы детей.
Воспитатель А как она попала к нам?
Ответы детей.
Воспитатель Что в ней лежало?
Ответы детей.
Воспитатель Как вы помогли другим ребятам изучить воздух?
Ответы детей.
Воспитатель Как другие ребята смогут увидеть воздух?
Ответы детей.
Вывесить картинки-подсказки на доску и задать вопрос по каждой из них.
Воспитатель Какие опыты мы сегодня с вами проводили?
Ответы детей.
Воспитатель Что смогут делать малыши?
Ответы детей: увидеть, услышать, почувствовать запах, который передает воздух и, самое красивое, рисовать пузырями!
Воспитатель: Вы разгадали такую сложную загадку, вы большие молодцы, для вас не существует ни одной трудной загадки.
Воспитатель А что бы вы еще хотели узнать?
Ответы детей.
Воспитатель Какие бы еще вы хотели провести опыты в нашей волшебной лаборатории?
Ответы детей.
Воспитатель Обо всем этом мы узнаем потом. А сейчас соберем рисунки мыльными пузырями. Положим свои рисунки в коробку, воздух так же помещаем в коробку. Отдадим посылку в группу «Рябинка» и скажем ребятам из средней группы, что эта коробка очень важная, пусть они от нее больше никогда не отказываются!
Воспитатель: А сейчас мы ребята скажем до свидания нашим гостям и отправимся наводить порядок в нашей волшебной лаборатории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-речевого занятия с детьми подготовительной к школе группы по теме «Обитатели рек, морей и океанов».
Давайте вспомним всё, что мы знаем об обитателях красивого и загадочного подводного мира....

Конспект познавательной викторины с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Знатоки космоса»
АНО ДО «Планета детства «Лада»ДС № 99 «Капелька» Конспект познавательной викторины с детьми подготовительной к школе группына тему: «Знатоки космоса...
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы по теме: «Моя малая Родина»
Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы по теме: «Моя малая Родина»...
КОНСПЕКТ Организации интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию с национально-региональным компонентом с детьми подготовительной к школе группы по теме: «Малая Родина»
Организации интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию с национально-региональным компонентом с детьми подготовительной к школе группы ...
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему:"Секреты воздуха"
Через познавательно – исследовательскую деятельность дети расширяют и обобщают представления о воздухе и его свойствах; о значимости воздуха в жизни человека, живот...

План-конспект проведения опыта с воздухом в подготовительной к школе группе по теме: «Воздух вокруг нас»
Конспект содержит полный ход оытно-экспериментальной деятельности с воздухом, прописанный от вводной до заключителньой части....

План-конспект проведения опыта с воздухом в подготовительной к школе группе по теме: «Воздух вокруг нас»
Конспект содержит полный ход опытно-экспериментальной деятельности, вплоть от вводной до заключительной части....
