Конспект занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы на тему «Воздух»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Терновская Татьяна Анатольевна

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать представления о воздухе и его свойствах: прозрачный, легкий, без цвета и запаха. 
  • Расширять представления о значимости воздуха в жизни человека.
  • Учить строить высказывания.
  • Активизировать словарный запас детей.

Развивающие:

  • Развивать память, мышление, внимание детей.
  • Развивать познавательную активность детей, любознательность.

Воспитательные:

  • Формировать желание к экспериментальной и опытнической деятельности.
  • Воспитывать аккуратность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vozduh.docx19.8 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект  занятия  по познавательному развитию  с детьми подготовительной к школе группы на тему «Воздух»  

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Цель: Развивать познавательно – исследовательскую деятельность через игру и эксперименты.

Задачи: 

Образовательные:

  • Формировать представления о воздухе и его свойствах: прозрачный, легкий, без цвета и запаха.  
  • Расширять представления о значимости воздуха в жизни человека.
  • Учить строить высказывания.
  • Активизировать словарный запас детей.

Развивающие:

  • Развивать память, мышление, внимание детей.
  • Развивать познавательную активность детей, любознательность.

Воспитательные:

  • Формировать желание к экспериментальной и опытнической деятельности.
  • Воспитывать аккуратность.

Виды деятельности: игровая, речевая, коммуникативная, познавательная.

Методы и приемы:

  • Наглядный: показ, демонстрация опытов;
  • Словесный: объяснение, инструкции. вопросы, высказывания детей, рассказывание, беседа, выводы.
  • Практический: эксперименты с воздухом, с полиэтиленовыми пакетами, свечой, рисование мыльными пузырями.

Материалы и оборудование: Подготовлены центры для организации экспериментальной         деятельности         с         дошкольниками:         (пластиковые стаканчики, «волшебная жидкость», пластиковые трубочки, веер, бумажные салфетки, лимон, лук, кофе, листы бумаги, воздушный шар, насос, фен, мяч, целлофановые пакеты).

Для воспитателя – коробка, полиэтиленовый пакет- 1шт., листы размером ½ А4- 3 шт.

Словарная работа: кляксография, лаборатория, прозрачный, невидимый, легкий, наполняется, смешивается, перемещается, движется. опыты, эксперименты.

Предварительная работа: Ознакомление с телом человека (тема «Легкие»); рассматривание иллюстраций и чтение рассказа по теме «Зачем мы дышим»; Беседа «Свежий воздух полезен для здоровья»; чтение русской народной сказки «Пузырь, соломинка и Лапоть»; наблюдение в ветреную погоду за движением веток деревьев; экспериментирование: «Тонет – не тонет», «Дерево в воде», «игры с мыльными пузырями»; ручной труд: изготовление вееров из бумаги.

 

Ход непосредственно-образовательной деятельности.

I часть. Организационный момент

Воспитатель с детьми становится в круг, здороваются с гостями.  

Воспитатель: Сегодня утром я зашла в детский сад и увидела вот эту коробку. Она сначала попала в группу «Елочки», но ребята не оставили ее себе и отдали нам. Ребята, как вы думаете, почему эта коробка никому не нужна?

Ответы детей.

Воспитатель: Как вы думаете, что в ней может быть, если она пришла в детский сад?

 Ответы детей.

(Погреметь коробкой перед детьми).

Воспитатель: Давайте посмотрим скорее, что же в этой коробке? (Открывает коробку, показывает детям).

Воспитатель: Ничего нет. А кто это над нами пошутил? Принесли нам коробку и пустую. Что в ней шумело тогда? А почему же на ней написано «Очень важная коробка», если она пустая?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте пересыплем в пакет, вдруг что-нибудь да выпадет? Нету ничего? (берет пакет и завязывает его). Ух ты! Как нет ничего?!Посмотрите, целый пакет! (дать потрогать детям). Что же это?

Ответы детей: Воздух!

Воспитатель А почему же тогда его никто не увидел?

Ответы детей: Потому что он прозрачный!

Воспитатель А какой еще воздух?

Ответы детей: чистый, грязный, прохладный.

Воспитатель  Верно, ребята. А еще воздух важный! Почему же он важный?

Ответы детей:  

Воспитатель - Так вот оказывается в чем была загадка. Ребята, посылка и будет никому не нужная, если мы не поможем отгадать эту загадку. А как же нам сделать так, чтобы ребята из группы «Рябинка» поняли, что эта коробка нужная и очень важная?

Ответы детей:

Воспитатель Что мы можем туда положить, чтобы все ребята догадались, что в коробке воздух? Чтобы они смогли увидеть воздух, чтобы они смогли услышать воздух?

 (карточки-подсказки: как увидеть воздух, как услышать воздух и как его понюхать).

II основная часть

Воспитатель - Чтобы его увидеть, услышать и понюхать мы отправимся в лабораторию. Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория?

Ответы детей.

Воспитатель: лаборатория – это помещение, где работают ученые, которые ставят опыты и эксперименты, исследуя их. Готовы? Вместе со мной произносим слова: вокруг себя мы повернемся раз, два, три, вперед немножечко пройдемся и в лаборатории окажемся. Ребята, вот мы и оказались в лаборатории.

 

Опыт №1: «Как поймать воздух» полиэтиленовым пакетом  

(1 стол, стоя) 

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы с вами видим воздух?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Если мы его не видим, значит он какой?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: правильно, невидимый Воспитатель: воздух имеет форму? Запах?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Воздух всегда вокруг нас, чтоб его увидеть надо его поймать. Возьмите со стола целлофановые пакетики и попробуйте поймать воздух.

Закрутите пакеты, что произошло с пакетами?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: а что находится внутри пакетов?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: а на что похож пакет с воздухом?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку?

Дети: да, видим.

Воспитатель: значит воздух какой?

Дети: прозрачный.

Воспитатель: А теперь откройте пакеты и понюхайте. Чем пахнет воздух?

Что мы доказали?

Дети: (ответы детей) Вывод: воздух не имеет форму. Он приобретает форму того предмета, в который попадает.  

Карточка-подсказка-перечеркнутые геометрические фигуры. 

Воспитатель Ребята, верно. Воздух не имеет запаха, но он может переносить другие запахи.

У меня на столе стоят закрытые баночки. Что в них находится?

Дети: Ничего, пусто, воздух.

Воспитатель: Я открою вам небольшой секрет. Утром я разложила в эти баночки некоторые вещества, а перед занятием я их вынула из баночек.

Давайте попробуем по запаху определить, что же было в каждой из баночек.

1 - Лук, 2 – лимон, 3 – кофе, 4 – без запаха.  

Вывод: чистый воздух не имеет запаха, но может присваивать запахи других веществ.

Карточка-подсказка- нарисованный нос.

 

Опыт №2: «Как увидеть движение воздуха? С листочком бумаги (2 стол, стоя).

Воспитатель Ребята, а вы где-нибудь слышали воздух?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы проведем опыт и научим других ребят слышать воздух! Возьмите листочки и сложите несколько раз их по длине.

Что получилось?

Дети: Веер.

Воспитатель: А теперь помашите им. Что получается?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Где вы еще наблюдали движение воздуха?

Дети: (ответы детей)

Вывод: движение воздуха помогает двигаться многим предметам. Чем дольше дуете, тем быстрее двигается предмет.

Воспитатель: А хотите устроить настоящий ветерок? Подходите ко мне. Карточка-подсказка- нарисованное ухо.

 

Опыт №3: «Как понять важность воздуха для всего живого» (со свечкой) (3 стол, сидя)

Воспитатель Ребята, мы с вами научились слышать и чувствовать запах воздуха. А еще воздух нам очень-очень нужен. Мы живем с вами потому, что на земле есть воздух. Что произошло бы, если бы воздух исчез?

Ответы детей.

Воспитатель Сейчас мы с вами это докажем! Я беру свечу, зажигаю ее. Свечка-это наша жизнь. Она горит, пока есть воздух. А если накрыть баночкой свечку (накрывает сверху стеклянной баночкой), что произойдет?

Ответы детей: она потухает.

Воспитатель Почему, ребята?

Ответы детей.

Карточка-подсказка- восклицательный знак.

Игра:

Воспитатель Ребята, а сейчас я вам дам интересное задание. Посмотрите внимательно и найдите в группе те предметы, которые связаны с воздухом (предварительно разложить в группе: веер, фен, мячик, насос, мыльные пузыри, дудочка, воздушный шарик, книжка- с ее помощью можно сделать ветер).  

Опыт №4: «Как увидеть воздух?» со стаканом с водой и трубочкой (За столом) стаканчики с волшебной жидкостью и трубочки:

Воспитатель: Как вы думаете, внутри человека есть воздух?  

Дети: (ответы детей).

Воспитатель: Как вы думаете, каким образом мы можем увидеть воздух? Погрузите трубочку в стакан и подуйте. Что происходит?

Дети: пузырьки.

Воспитатель: это и есть воздух, которым выдыхаем. А пузырьки поднимаются в вверх или на дно опускаются?

Дети: Пузырьки поднимаются вверх.

Воспитатель: Как вы думаете, почему пузырьки поднимаются вверх?

Дети: ответы.

Воспитатель: Пузырьки поднимаются вверх, потому что воздух легче воды.  

Вывод: воздух легче воды.

Карточка-подсказка-стакан с водой и пузырьками воздуха. 

Воспитатель Ребята. Я бы еще положила в посылку вот эти подсказки. (показывает развешанные на доске карточки-схемы работы с цветными мыльными пузырями: кляксография и мыльной пеной). Как вы думаете, почему? Как эти подсказки относятся к воздуху?  

Ответы детей.

Воспитатель Чем эти подсказки помогут малышам лучше узнать воздух? Что нужно положить еще, чтобы малышам было легче изучить воздух? Что вы видите на этих подсказках?

Дети: Рисунки.

Воспитатель Так давайте сейчас нарисуем для малышей, чтобы они потом нарисовали такие же рисунки.

Воспитатель Подходите к столу, возьмите себе по листочку бумаги, баночки с цветной мыльной водой, трубочки. Присаживайтесь на свои места. Трубочкой         надувайте         мыльную         шапочку         поверх         стаканчика.         Затем прикладываем листочек бумаги и убираем его. Получаем мыльный пузырь на бумаге! Вы можете сделать один или несколько разноцветных пузырей на бумаге.

Вывод: воздух можно увидеть. 

Карточка-подсказка: нарисованный глаз.

 Оставляем работы на своих местах и подходим ко мне. Становимся в круг, беремся за руки.

-Ребята, что мы с вами сегодня узнали?

Ответы детей.

Воспитатель Ребята, какая коробка сегодня попала к нам в группу?

Ответы детей.

Воспитатель А как она попала к нам?

Ответы детей.

Воспитатель Что в ней лежало?

Ответы детей.

Воспитатель Как вы помогли другим ребятам изучить воздух?

Ответы детей.

Воспитатель Как другие ребята смогут увидеть воздух?

Ответы детей.

Вывесить картинки-подсказки на доску и задать вопрос по каждой из них.

Воспитатель Какие опыты мы сегодня с вами проводили?

Ответы детей.

Воспитатель Что смогут делать малыши?

Ответы детей: увидеть, услышать, почувствовать запах, который передает воздух и, самое красивое, рисовать пузырями!

Воспитатель: Вы разгадали такую сложную загадку, вы большие молодцы, для вас не существует ни одной трудной загадки.

Воспитатель А что бы вы еще хотели узнать?  

Ответы детей.

Воспитатель Какие бы еще вы хотели провести опыты в нашей волшебной лаборатории?

Ответы детей.

Воспитатель Обо всем этом мы узнаем потом. А сейчас соберем рисунки мыльными пузырями. Положим свои рисунки в коробку, воздух так же помещаем в коробку. Отдадим посылку в группу «Рябинка» и скажем ребятам из средней группы, что эта коробка очень важная, пусть они от нее больше никогда не отказываются!

Воспитатель: А сейчас мы ребята скажем до свидания нашим гостям и отправимся наводить порядок в нашей волшебной лаборатории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-речевого занятия с детьми подготовительной к школе группы по теме «Обитатели рек, морей и океанов».

Давайте вспомним всё, что мы знаем об обитателях красивого и загадочного подводного мира....

Конспект познавательной викторины с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Знатоки космоса»

АНО ДО «Планета детства «Лада»ДС № 99 «Капелька»        Конспект познавательной викторины с детьми подготовительной к школе группына тему: «Знатоки космоса...

КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы по теме: «Моя малая Родина»

Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию с детьми  подготовительной к школе группы по теме: «Моя малая Родина»...

КОНСПЕКТ Организации интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию с национально-региональным компонентом с детьми подготовительной к школе группы по теме: «Малая Родина»

Организации интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию с национально-региональным компонентом  с детьми подготовительной к школе группы ...

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему:"Секреты воздуха"

Через познавательно – исследовательскую деятельность   дети расширяют  и обобщают  представления о воздухе и его свойствах;  о значимости воздуха в жизни человека, живот...

План-конспект проведения опыта с воздухом в подготовительной к школе группе по теме: «Воздух вокруг нас»

Конспект содержит полный ход оытно-экспериментальной деятельности с воздухом, прописанный от вводной до заключителньой части....

План-конспект проведения опыта с воздухом в подготовительной к школе группе по теме: «Воздух вокруг нас»

Конспект содержит полный ход опытно-экспериментальной деятельности, вплоть от вводной до заключительной части....